Ценообразование на предприятии

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Мая 2013 в 15:44, контрольная работа

Краткое описание

Перед всеми фирмами, организациями встает задача назначения цены на свои товары или услуги. Цена была и остается важнейшим критерием принятия потребительских решений.
Для того чтобы продать свой товар или услугу на рынке, производитель должен назначить на них цены, которые были бы приемлемы покупателям, иначе их невозможно будет удачно продать на рынке. Поэтому фабрика или организация должна выбрать правильную ценовую политику. Цена сохраняет свои позиции как традиционный элемент конкурентной политики, оказывает очень большое влияние на рыночное положение и прибыль предприятия.

Оглавление

Введение……………………………………………………………………….…..3
Сущность и функции цены как экономической категории………...……4
1.1Рыночный механизм ценообразования………………….…………...6
1.2Система цен и их классификация…………………………………….9
1.3Факторы влияющие на уровень цен…………………...……………11
Ценообразование на предприятии……………………………………….14
2.1 Государственное регулирование цен………………………………17
Заключение……………………………………………………………………….20
Список использованной литературы………

Файлы: 1 файл

экономика.docx

— 43.73 Кб (Скачать)

Содержание

Введение……………………………………………………………………….…..3

  1. Сущность и функции цены как экономической категории………...……4

1.1Рыночный механизм  ценообразования………………….…………...6

1.2Система цен и их  классификация…………………………………….9

1.3Факторы влияющие на  уровень цен…………………...……………11

  1. Ценообразование на предприятии……………………………………….14

  2.1 Государственное регулирование  цен………………………………17

Заключение……………………………………………………………………….20

Список  использованной литературы………………………………………...…21

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение 

Актуальность темы курсовой работы заключается в том, что цены являются основой всех экономических измерений, оказывают значительное влияние  на затраты и результаты деятельности всех хозяйствующих субъектов: и  предпринимательских структур, и  домашних хозяйств, и народного хозяйства  в целом. Цены определяют эффективность  внешнеэкономической деятельности.

Особенно велика их роль в рыночной экономике, где свободные цены выступают  основным регулятором пропорций  общественного воспроизводства, хозяйственных  отношений.

Перед всеми фирмами, организациями  встает задача назначения цены на свои товары или услуги. Цена была и остается важнейшим критерием принятия потребительских  решений.

Для того чтобы продать свой товар  или услугу на рынке, производитель  должен назначить на них цены, которые  были бы приемлемы покупателям, иначе  их невозможно будет удачно продать  на рынке. Поэтому фабрика или  организация должна выбрать правильную ценовую политику. Цена сохраняет  свои позиции как традиционный элемент  конкурентной политики, оказывает очень  большое влияние на рыночное положение  и прибыль предприятия.

Особенно актуальной эта проблема становится в условиях перехода к  рыночной экономике, это предполагает объективное и всестороннее участие  в регулировании воспроизводственного процесса всех стоимостных экономических  категорий, в первую очередь, цены. Ни для кого не секрет, что в условиях рыночной экономики коммерческий успех  любого предприятия во многом зависит  от правильно выбранной стратегии  и тактики ценообразования на товары и услуги.

 

  1. Сущность и функции цены как экономической категории.

Во многих словарях цена трактуется как денежное выражение стоимости  единицы товара. Можно встретить  и такую формулировку:«Цена —  это сумма денег, за которую покупатель готов купить товар, а производитель — продать». В условиях рыночных отношений резко возрастает роль цены для любой коммерческой организации. Это обстоятельство обусловливается многими причинами.

От уровня цены зависят:

• величина прибыли коммерческой организации;

• конкурентоспособность организации  и ее продукции;

• финансовая устойчивость предприятия.

Выбор правильной ценовой политики является достаточно непростым делом и требует создания маркетинговых служб. Цена как экономическая категория выполняет ряд важнейших функций.

Учетная функция цены отражает общественно  необходимые затраты труда на выпуск и реализацию той или иной продукции. Цена определяет, сколько затрачено труда, сырья, материалов, комплектующих изделий на изготовление товара. В конечном счете цена отражает не только величину совокупных издержек производства и обращения товаров, но и размер прибыли. В учетной функции цена служит средством исчисления всех стоимостных показателей. К ним относятся как количественные показатели — валовой внутренний продукт (ВВП), национальный доход, объем капитальных вложений, объем товарооборота, объем продукции фирм, предприятий и отраслей, так и качественные — рентабельность, производительность труда, фондоотдача и др.

Таким образом, цена используется для  определения эффективности производства, служит ориентиром принятия хозяйственных решений, важнейшим инструментом внутрифирменного планирования. Распределительная функция цены состоит в том, что государство через ценообразование осуществляет перераспределение национального дохода между отраслями экономики, государственным и другими ее секторами, регионами, фондами накопления и потребления, социальными группами населения. Эта функция реализуется через включение в себестоимость многих налогов, которые затем являются источником накопления Дорожного фонда, Пенсионного фонда, Фонда социального страхования, Фонда обязательного медицинского страхования и др., а также через включение в цену косвенных налогов (НДС и акцизов).

Функция сбалансирования спроса и  предложения выражается в том, что через цены осуществляется связь между производством и потреблением, предложением и спросом. Цена сигнализирует о диспропорциях в сферах производства и обращения и требует принятия мер по их преодолению. Она служит гибким инструментом для достижения соответствия спроса и предложения. Функция цены как средства рационального размещения производства проявляется наиболее полно в условиях рыночной экономики. С помощью механизма цен происходит перелив капиталов в секторы экономики и производства с более высокой нормой прибыли.

Стимулирующая функция цены проявляется в том, что цена при определенных условиях может стимулировать ускорение НТП, улучшение качества продукции, увеличение выпуска продукции и спроса на нее. Это связано с тем, что цены дифференцированы в зависимости от технического уровня и качества продукции. По этим же причинам цены могут оказывать и дестимулирующее воздействие на производство.

В рыночной экономике цены на товары постоянно колеблются.

Направления изменения цен для  конкретных видов товаров и в конкретные периоды могут быть различными. Однако есть и общие тенденции, характерные как для отдельных групп потребительских товаров, так и для всей их номенклатуры в целом. Таким образом, цены играют исключительно важную роль в развитии экономики страны в целом и для каждого отдельно взятого субъекта хозяйствования. Отсюда вытекает значимость политики в области ценообразования.

 

1.1 Рыночный  механизм ценообразования

Цена — это главная и универсальная  форма связи товаропроизводителя  и рынка. Она делает возможной (или  невозможной) куплю-продажу товара, а следовательно, и само экономическое  существование производителя товара. Возможности реализации практически  всех экономических интересов в  конечном счете определяются уровнем  цены, по которой продается и покупается товар. Правильный выбор цены является залогом хорошего финансового состояния  и финансовой устойчивости предприятия (фирмы), успешной реализации тактического и стратегического планирования. Мировой практикой накоплен достаточно большой опыт разработки и использования  рыночного механизма ценообразования, на который влияют такие условия:

• количество  субъектов рынка (продавцов  и покупателей): чем их

больше, тем в меньшей степени изменяется цена;

• независимость субъектов рынка: чем их меньше, тем больше возможностей как у продавцов, так и у  покупателей влиять на уровень цены, и наоборот;

• степень индивидуализации продукции (работ, услуг): чем разнообразнее  их ассортимент, тем больше вероятность  того, что отдельные их виды смогут выдержать общее напряженное  состояние рынка;

• внешние ограничения: на уровень  цен на рынке влияют такие факторы, как спрос, предложение, государственное  регулирование цен и др.

Процесс выработки промышленной  стратегии в области установления цен на продукцию состоит из ряда последовательных этапов:

  • установление целей ценообразования;
  • оценка спроса;
  • изучение цен на продукты конкурентов;
  • выбор метода ценообразования;
  • учет факторов, влияющих на установление цены;
  • окончательное установление цены.

Установление целей ценообразования. Для разработки соответствующей  ценовой стратегии предприятие (фирма) должно прежде всего определить цели, которые во многом видны уже из самого позиционирования на рынке продукции (работ, услуг) и должны быть направлены на достижение предприятием стратегических задач, стоящих перед ним в конкретном рыночном сегменте.

Оценка спроса. В общем случае цена и спрос находятся в обратно пропорциональной зависимости, т. е. с увеличением цены спрос падает, и наоборот. Однако характер этой связи не одинаков для различных видов продукции, поскольку повышение цен на некоторые из них может восприниматься как значительное улучшение их качества и приводить к повышению спроса. Но такое повышение спроса возможно только до определенного предела, после чего снова начинается спад. Спрос на промышленную продукцию изучается на основании обширной информации о его уровнях при различных ценах. Следовательно, адекватность оценки спроса и установление оптимальной цены на продукцию в значительной степени определяются уровнем развития на предприятии маркетинговой информации. Должна отслеживаться в отдельности динамика  спроса на каждый вид продукции с точки зрения уровня цен на него, интенсивности рекламных мероприятий, способа доставки, степени насыщения рынка данным видом продукции, продукцией-аналогом или продукцией-заменителем. Очень важно не допустить перекрещивания отдельных факторов, чтобы получить объективную оценку влияния каждого из них на уровень спроса.

Выявленный характер влияния каждого  из факторов позволяет найти оптимальные  условия, обеспечивающие необходимый  спрос, а следовательно, и соответствующий  ему уровень цены на продукт. Наконец, для адекватной оценки спроса необходимо принимать во внимание его чувствительность к изменению цены. Если незначительное изменение цены ведет к существенному изменению спроса, то он считается эластичным. Неэластичен же такой спрос, который не претерпевает заметных изменений при колебании цены. Степень эластичности  спроса на отдельный продукт позволяет скорректировать цену на него. Так, если спрос недостаточно эластичен, предприятие может попробовать постепенно повышать цену на продукцию до тех пор, пока это не станет отражаться нежелательным образом на ее сбыте. Однако таким приемом не следует злоупотреблять, поскольку можно подорвать преданность потребителей. При эластичном спросе, особенно если предприятие не удовлетворено размером текущих доходов, не лишним было бы слегка снизить цену, чтобы стимулировать сбыт и тем самым повысить размер получаемого дохода. Изучение цен на продукты конкурентов. Цены, устанавливаемые конкурентами, во многом определяют ценовую стратегию предприятия, поэтому их необходимо тщательно анализировать. Цены на промышленную продукцию и ее качество должны находиться в прямой зависимости, поэтому потребители, выбирая предприятие для обслуживания, стремятся сопоставить прежде всего эти показатели. Предпочтение отдается предприятию, у которого цены в большей мере соответствуют уровню качества. Для анализа продукции конкурентов предприятия обычно прибегают к экспертным оценкам показателей качества.

Окончательное установление цены. Избранный  метод ценообразования во многом определяет будущую цену на промышленную продукцию, однако окончательно установленная  цена может существенно отличаться от предлагаемой заранее. Это объясняется наличием описанных выше факторов, влияющих на установление цен. Однако учет этих факторов опять-таки не дает еще окончательной цены, поскольку необходим также анализ некоторых психологических показателей. Устанавливая окончательную цену, следует позаботиться о том, чтобы она была доступна потребителям и в то же время подчеркивала качество продукции. Считается, что потребители лучше воспринимают цену, оканчивающуюся на нечетное число. Так, цена 49 грн. воспринимается покупателем уже как превышающая 40 грн., а цена в 50 грн. — уже как превышающая 50 грн. Кроме того, если предприятие предполагает установить цену выше ценна аналогичные продукты конкурентов, то это следует делать так, чтобы превышение не получалось кратным. Например, не рекомендуется устанавливать цену, в 1,5–2 раза превышающую цены конкурентов. Аналогично если предприятие рассчитывает, что его цена должна быть ниже цен конкурентов, то ее целесообразно установить такой (если, конечно, позволяют возможности), чтобы предполагаемое снижение было кратным, например на треть ниже цен основных конкурентов. В этом случае психология потребителя сработает гораздо быстрее, что полностью окупит начальные издержки. Таким образом, проанализировав все значительные факторы, предприятие сможет окончательно установить цену на производимую им продукцию.

 

    1.  Система цен и их классификация.

Система цен характеризует собой взаимосвязь и соотношение различных видов цен. Она состоит из различных элементов, среди которых можно выделить как отдельные цены, так и определенные их группы. Взаимосвязь цен обусловлена зависимостью отдельных предприятий, производств и отраслей, единым процессом формирования затрат на производство и другими факторами. Поэтому повышение или понижение одной цены может вызвать изменения в уровне других цен. Особую роль при этом играют такие отрасли, как энергетика, транспорт, связь и др. Повышение цен в этих отраслях приводит к их росту во всех других, поскольку продукция этих отраслей применима повсеместно. В свою очередь, рост цен в остальных отраслях возвращается в форме более дорогого оборудования, транспортных средств и т. д. Цены, действующие в рыночной экономике страны, классифицируют по следующим основным признакам. По характеру обслуживаемого оборота выделяют:

• оптовые цены на продукцию промышленности, по которым предприятия реализуют произведенную продукцию другим предприятиям и сбытовым организациям;

Информация о работе Ценообразование на предприятии