Анализ ценообразования на предприятии

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Ноября 2012 в 20:11, курсовая работа

Краткое описание

Основной целью работы автор ставит разработку мероприятий по совершенствованию процесса ценообразования на предприятии. Объектом исследования является дочернее предприятие ЛВЗ «Глазовский». Предметом исследования является цена. Теоретической базой для написания данной курсовой работы послужили труды Ф. Котлера, Якоревой А.С., Крючковой О.Н., Попова Е.В., Герасименко В.В., официальный сайт ООО ЛВЗ «Глазовский», сайты со статьями и описанием продукции ООО ЛВЗ «Глазовский.

Оглавление

Введение 3
1. Цена и ценообразование: теоретические аспекты. 4
1.1 Понятие и экономические функции цены. 4
1.2 Факторы, воздействующие на цены. 6
1.3 Выбор стратегии и метода ценообразования 12
2. Особенности ценообразование на ООО ЛВЗ «Глазовский» 23
2.1 Общая характеристика предприятия 23
2.2 Анализ факторов, влияющих на ценообразование 27
2.3 Анализ ценовых стратегий организации 32
3. Рекомендации по улучшению ценовой политики 36
Заключение. 39
Список литературы. 40

Файлы: 1 файл

Курсовая работа по маркетингу.doc

— 373.00 Кб (Скачать)

 Министерство образования и науки Российской Федерации

 

 

 

 

 

 

Курсовая работа

по дисциплине «Маркетинг»

на тему «Анализ ценообразования  на предприятии»

 

 

 

 

 

 

Департамент:

Выполнила

Кафедра:

 

Специальность:

Коммерция (торговое дело)

Научный руководитель:


 

 

 

 

 

 

 

 

Екатеринбург 2011 год

Содержание.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

В условиях современных  рыночных отношений для предпринимателя  в частности и предприятия  в целом огромное значение имеет  правильное установление (формирование) цены. Сложность этого процесса заключается в том, что на него влияют множество экономических, политических и социальных факторов. А правильно сформированная цена, в свою очередь, определяет объем  и структуру производства, движение материальных потоков, распределение товарной массы и, наконец, уровень жизни. Следовательно, предприниматель при установлении цены на товар должен учитывать все факторы, влияющие на её уровень, и установить так, чтобы получить прибыль. 

Ценовая политика – один из важнейших и основных элементов маркетинга, поэтому свое пристальное  внимание при разработке на неё должно обращать непосредственно руководство предприятия, если оно заинтересовано в эффективном и долговременном развитии своей деятельности на рынке.

Актуальность работы заключается в том, что для  наиболее эффективного и результативного использования ценообразования в условиях рыночной экономики необходимо изучить сущность ценовой политики, узнать все нюансы процесса ценообразования и ознакомиться с преимуществами их применения.

Основной целью работы автор ставит разработку мероприятий по совершенствованию процесса ценообразования на предприятии. Объектом исследования является дочернее предприятие ЛВЗ «Глазовский». Предметом исследования является цена. Теоретической базой для написания данной курсовой работы послужили труды Ф. Котлера, Якоревой А.С., Крючковой О.Н., Попова Е.В., Герасименко В.В., официальный сайт ООО ЛВЗ «Глазовский», сайты со статьями  и описанием продукции ООО ЛВЗ «Глазовский.

1. Цена и ценообразование:  теоретические аспекты.

1.1 Понятие и экономические функции цены.

Цена — денежное выражение стоимости товара - продукции (изделий, работ, услуг), т.е. то количество (сумма) денег, которое покупатель платит за товар.

Цена — сложная экономическая категория. В ней пересекаются практически все основные проблемы развития экономики, общества в целом. В первую очередь это относится к производству и реализации товаров, формированию их стоимости, а также к созданию, распределению и использованию денежных накоплений.

Существуют две основные теории цены. По мнению сторонников одной теории, цена товара выражает его стоимость. Сторонники другой теории считают, что цена товара представляет собой сумму денег, которую покупатель готов заплатить за товар определенной полезности. Отсюда цена – денежное выражение стоимости товара.


В самом общем виде понятие цены и основные понятия, связанные с  понятием цены, приведены на рис.1.

Рис.1. Понятие цены.

В отличие от цены, ценообразование представляет собой процесс формирования цен на товары и услуги. Характерны две основные системы ценообразования: рыночное ценообразование, функционирующее на базе взаимодействия спроса и предложения; и централизованное ценообразование, которое предполагает формирование цен государственными органами на основе издержек производства и обращения.

Процесс ценообразования  включает в себя следующие этапы:

  1. постановка целей ценовой политики.

Выделяют три главные  цели ценовой политики:

а) обеспечение выживаемости фирмы; 
б) максимизация прибыли; 
в) удержание рынка;

  1. определение спроса. Это один из важнейших этапов процесса ценообразования, так как невозможно рассчитать оптимальную цену, не проанализировав спрос на товар.

Фирма должна проанализировать также изменение спроса на свою продукцию  при различных ценах и учесть все возможные причины изменения спроса. Величину спроса определяют разные факторы, а именно: потребность в товаре, цены на товары-субституты, цены на товары-комплименты, потребительские предпочтения и др.

  1. анализ и учет издержек. Постоянные и переменные издержки в сумме образуют валовые издержки, величина которых представляет собой минимальное значение цены на товар. Величину издержек необходимо учитывать при понижении цены на товар, так как если уровень цен будет ниже величины издержек, фирма понесет убытки.
  2. учет цен конкурентов. Большое влияние на спрос, а следовательно, и на цену оказывают цены на конкурентную продукцию. Фирме следует иметь полную информацию о ценах на товары конкурентных фирм и об отличительных особенностях их товаров. Данную информацию можно взять за основу в процессе ценообразования, и с ее помощью можно также определить место фирмы среди конкурентов.
  3. выбор метода ценообразования. На данном этапе фирма может приступить к определению цены на свой товар.

В центре внимания всех субъектов  механизма ценообразования всегда остается цена. Полное понимание сущности и важности такой сложной фундаментальной экономической категории как цена является основополагающим при разработке механизма ценообразования. Внешним проявлением внутреннего содержания цены являются ее функции. Они отражают сущность цены, ее роль в экономике, место среди других экономических категорий и взаимосвязь с этими категориями. В приложениях представлена Таблица 1 - Классификация функций цены, ознакомившись с которой можно получить полную информацию по функциям цен, их применению и роли цены.

Все названные в таблице 1 функции цены взаимосвязаны и взаимодействуют друг с другом. Эта взаимосвязь может быть как прямой, так и обратной (противоречивой), сложно понимаемой и многогранной, требующей детального и углубленного анализа экономических процессов с конкретной целью в конкретных условиях. Цены принято классифицировать в соответствии с определенными признаками. Данная классификация представлена в таблице 2 – классификация цен по признакам.

Все действующие в экономике цены образуют единую систему. При анализе и определении уровня цен необходимо ясно представлять общую картину этой систему. Все элементы системы цен находятся в тесной взаимосвязи. Это предопределено единой методологией формирования затрат на производство, а также взаимосвязью и взаимозависимостью всех элементов рыночного механизма.

 

 

1.2 Факторы, воздействующие на цены.

В процессе определения  ценовой стратегии фирмы должны учитываться и анализироваться  все факторы, которые смогут повлиять на цены. Как правило, фирма не имеет возможности контролировать эти факторы. Часть из этих факторов вызывает снижение цен, часть – способствует их повышению.

Рисунок 1 – Факторы механизма ценообразования.

Внешние факторы не зависят  от деятельности предприятия и учитывают  изменения общеэкономических процессов, условий в стране и за ее пределами. Внешние факторы определяются рынком, на котором работает фирма. Если на рынке существует сильная конкуренция, имеется большое количество товаров аналогичного качества, то фирма для его завоевания обычно устанавливает более низкие цены, иногда даже меньше полной себестоимости.

Если фирма начинает производство совсем новой и в какой-то степени уникальной продукции, то при установлении цены она может не учитывать рыночную конкуренцию, но должна иметь в виду, что покупателю надо привыкнуть к новому продукту, поэтому ее задачей становится формирование покупательского спроса. И в этом случае цены, устанавливаемые на продукцию, должны быть достаточно гибкими. Таким образом, для принятия окончательного решения по установлению цены необходимо хорошо знать положение на рынке, т.е. потребности покупателя.

Факторы внешней среды, влияющие на процесс ценообразования на предприятии, можно представить в виде четырех основных групп: потребители, рыночная среда, участники каналов товародвижения, государство.

I. Потребители. Они существенно влияют на деятельность предприятий в области ценообразования. Для того чтобы правильно реагировать и учитывать поведение потребителей, предприятию необходимо обладать определенными знаниями об общих закономерностях и особенностях их поведения на рынке. Прежде всего, необходимо обращать внимание на психологические аспекты поведения покупателей: потребности, нужды, запросы, мотивацию при выборе товара или услуги, способы потребления, отношение к продукции и появлению новых предложений, чувствительность к ценам и качеству товаров или услуг.

Помимо психологических существуют и экономические аспекты поведения потребителей: покупательская способность, бюджетные ограничения и их связь с потребительскими предпочтениями.. Согласно теории предельной полезности и потребительского выбора покупатель предпочтет тот товар, который в наибольшей степени соответствует его личному представлению о полезности предстоящей покупки с учетом финансовых возможностей.

II. Рыночная среда. Это понятие является очень сложным и многогранным, так как рыночная среда формируется под влиянием большого количества экономических, политических и культурных факторов. Обычно выделяют четыре основные модели рынка: чистой конкуренции, монополистической конкуренции, олигополии, чистой монополии.

С точки зрения ценообразования  основной отличительной чертой этих типов рынка является степень влияния предприятия на установление рыночной цены. Максимально оно сказывается в условиях монополии, а минимально - при совершенной конкуренции. Цена на рынке может контролироваться отдельной фирмой, группой фирм, государством и самим рынком.

III. Участники каналов  товародвижения. Товародвижение - это процесс, обеспечивающий доставку товаров конечному потребителю. Известно, что существуют три основных вида его каналов:

  • прямые (товары и услуги доставляются конечному потребителю без участия посредников);
  • косвенные (товары и услуги доставляются конечному потребителю с помощью одного или нескольких посредников);
  • смешанные (когда объединяются особенности первых двух видов каналов).

С точки зрения ценообразования  интерес представляет влияние участников каналов товародвижения на возрастание цены. Чем большее количество посредников находится между производителем товара и его конечным потребителем, тем значительнее розничная цена будет выше отпускной, первоначальной цены предприятия - изготовителя данной продукции

IV. Государство. Можно выделить три формы влияния государства на ценообразование: фиксацию цен; регулирование цен за счет установления их предельных уровней; регулирование системы свободного ценообразования.

1. Фиксация цен. Государство применяет следующие основные способы фиксации цен: использование прейскурантных цен; фиксирование монопольных цен; замораживание цен.

Использование прейскурантных цен. Прейскуранты цен товаров и услуг - это официальные сборники цен и тарифов, утверждаемые и издаваемые министерствами, ведомствами, государственными органами ценообразования. Количество цен, фиксируемых в прейскурантах, может быть очень разным: близким к 100% в условиях жесткого тотального контроля государства за уровнем цен и незначительным, практически близким к нулю при преимущественно рыночном способе ценообразования. Обычно с помощью прейскурантов регулируются цены продукции предприятий-монополистов: электроэнергии, газа, нефти, коммунальных услуг, транспорта. Цены данной продукции вызывают мультипликационный эффект в экономике, поэтому их фиксация на определенном уровне способствует стабилизации цен во всех других сферах и, соответственно, экономической ситуации в целом. Самым трудным моментом является установление уровня, на котором должна быть зафиксирована цена в прейскуранте. Фиксация цен на уровне выше рыночной приводит к состоянию избытка предложения на рынке, а ниже - к дефициту.

Фиксирование монопольных  цен. Государство фиксирует цены предприятий, занимающих доминирующее (монопольное) положение на рынке, которое позволяет им существенно влиять на конкуренцию, доступ на рынок и уровень цен, что в итоге ограничивает свободу действий других участников рынка. Решить вопрос о том, является ли данное предприятие доминирующим или нет, помогает антимонопольное законодательство.

Замораживание цен. Данный подход используется в случае возникновения диспропорций в ценах или кризисных ситуаций в экономике и осуществляется исключительно в целях стабилизации положения. Применение замораживания цен считается целесообразным только в краткосрочном периоде.

2. Регулирование цен за счет установления предельных уровней цен (установление верхнего или нижнего лимита цен) представляет собой введение фиксированных коэффициентов по отношению к прейскурантным ценам, установление предельных надбавок, регламентация основных параметров, влияющих на формирование цены, установление и регулирование цен на продукцию и услуги государственных предприятий.

3. Регулирование системы  свободного ценообразования осуществляется посредством законодательного регламентирования ценообразовательной деятельности участников рынка для ограничения недобросовестной конкуренции. Данный метод воздействия государства на процесс ценообразования заключается в установлении ряда запретов: на демпинг, недобросовестную ценовую рекламу, вертикальное, а также горизонтальное фиксирование цен.

Информация о работе Анализ ценообразования на предприятии