Ценообразование на предприятии

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Февраля 2013 в 23:26, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной курсовой работы – проанализировать эффективность ценообразования на данном предприятии.
Основные задачи курсовой работы :
- изучение теоретических основ по видам цен и методам ценообразования;
- дать организационно-экономическую характеристику предприятия;
- анализ методов ценообразования, используемых на предприятии.

Оглавление

Введение……………………………………………………………………3
1. Понятие, виды и методы установления цен на товары торгового предприятия……………………………………………………….4
Понятия и функции цен…………………………………………….4
Ценовая система. Виды цен………………………………………...8
Методы ценообразования на предприятии……………………...11
Организационно-экономическая характеристика
предприятия………………………………………………………....21
Анализ эффективности процесса ценообразования
на предприятии……………………………………………………..30
Список литературы………………………………………………….38

Файлы: 1 файл

1глава.docx

— 118.56 Кб (Скачать)

 

МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

ГОУ ВПО ОРЛОВСКИЙ  ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ИНСТИТУТ

ЭКОНОМИКИ И  ТОРГОВЛИ

 

 

Факультет___________________________

Курс, группа _________________________

№ зачётной книжки __________________

Специальность_______________________

Кафедра _____________________________

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

 

по дисциплине ____________________________________________________

тема: _____________________________________________________________

 

__________________________________________________________________

 

Ф.И.О. ___________________________________________________________

 

Допущена к защите: _______________________________________________

 

Оценка работы: ___________________________________________________

 

Рецензент: ________________________________________________________

(Ф.И.О., ученое звание, степень)

__________________________________________________________________

 

 

ОРЕЛ – 2012

Содержание

 

 

Введение……………………………………………………………………3

1. Понятие, виды и методы установления цен на товары торгового предприятия……………………………………………………….4

    1. Понятия и функции цен…………………………………………….4
    2. Ценовая система. Виды цен………………………………………...8
    3. Методы ценообразования на предприятии……………………...11
  1. Организационно-экономическая характеристика

предприятия………………………………………………………....21

  1. Анализ эффективности процесса ценообразования

 на предприятии……………………………………………………..30

  1. Список литературы………………………………………………….38
  2. Приложения

Введение

Ценообразование является важнейшим  направлением экономической работы на предприятии. Именно в этом заключается актуальность данной курсовой работы. Перед всеми предприятиями, коммерческими и некоммерческими организациями встает задача определения цен на свои товары, работы и услуги. От правильности установления цен во многом зависят объем реализации продукции, рентабельность производства и конкурентоспособность предприятия. Надо учитывать, что ценообразование относится к одному из наиболее сложных и ответственных разделов управления. Некорректные решения по ценам способны не просто ухудшить показатели финансово-хозяйственной деятельности предприятия, но и вывести их за пределы допустимых значений, что может привести предприятие к банкротству. Кроме того, ценовые решения могут иметь долговременные последствия для потребителей, дилеров, конкурентов, самой фирмы, многие из которых сложно предвидеть и, соответственно, оперативно предотвратить нежелательные тенденции после их проявления.

Объект исследования- «ОАО База строительных товаров».

Предмет исследования- процесс ценообразования на предприятии.

Цель данной курсовой работы – проанализировать эффективность  ценообразования на данном предприятии.

Основные задачи курсовой работы :

- изучение теоретических  основ по видам цен и методам ценообразования;

- дать организационно-экономическую характеристику предприятия;

- анализ методов ценообразования,  используемых на предприятии.

Информационной базой  работы и логической связи в ней  управленческих вопросов послужили  учебные пособия и учебники по менеджменту, экономической теории, социологии, психологии и теории управления, экономики предприятия, а также  учредительные документы, финансовая отчетность за 2009 - 2010 гг. ОАО «База  строительных материалов».

ПОНЯТИЕ,ВИДЫ И МЕТОДЫ УСТАНОВЛЕНИЯ ЦЕН НА ТОВАРЫ ТОРГОВОГО ПРЕДПРИЯТИЯ

 

1.1Понятия и  функции цен

Цены и ценообразование являются одним из ключевых элементов рыночной экономики. В них пересекаются практически все основные проблемы развития экономики и общества в целом. В первую очередь это относится к производству и реализации товаров, формированию их стоимости, созданию, распределению и использованию ВВП и национального дохода.

Цена – это важнейшая  экономическая категория, отражающая стоимость товара в денежном выражении на данном рынке в данных конкретных условиях. Другими словами, цена определяет сумма денег, за которую продавец хочет продать, а покупатель готов купить товар в рассматриваемый момент времени на данном рынке. В зависимости от способа государственного регулирования, цены подразделяются на регулируемые и договорные. В настоящее время применяется административное регулирование цен только на продукцию так называемых естественных монополий (энергетика, железнодорожный транспорт, связь, газ), а также на услуги жилищно-коммунального хозяйства. На остальные товары (работы и услуги) действуют свободные (договорные) цены.

Ценообразование - установление цен, процесс выбора окончательной  цены в зависимости от начальной стоимости продукции, цен конкурентов, соотношения спроса и предложения и других факторов. Цены могут устанавливаться на основе закрытых торгов исходя из ожидаемых ценовых предложений конкурентов, или исходя из покупательского восприятия ценностной значимости продукта, или на основе уровня текущих цен, исходя из текущих цен конкурентов. Важно знать, что ценообразование того или иного товара всегда зависит от целей, которые ставит перед собой организация. Это могут быть:

- выживание организации - установление такой цены на товар, которая позволит фирме выжить в конкурентной среде;

- максимизация доходов;

- расширение сферы торгово-промышленной деятельности;

- позиционирование товара  для определенной ниши. Например, если товар является люксовым, то стоимость на него может  быть неоправданно завышенной, по сравнению с затратами на его производство;

- стимулирование торговой деятельности;

- расширение доли на рынке и т.д.

В условиях рынка ценообразование  проходит определенные этапы:

В общем виде формула ценообразования  имеет следующее классическое выражение:

P = C + V + D

Где:

P- цена продукции (работ, услуг); 
C - стоимость материальных ресурсов (материалы, топливо, электроэнергия, амортизация и др.), т. е. стоимость прошлого труда, овеществленная в материальных ресурсах; 
V - заработная плата, размер средств на оплату труда работников, участвующих в изготовлении продукции (стоимость живого труда, стоимость рабочей силы); 
D - прибавочный продукт, прибавочная стоимость, прибыль предпринимателя (работодателя); 
(C+V) - себестоимость продукции (издержки производства); 
(V+D) - вновь созданная стоимость, добавленная к стоимости материальных ресурсов живым трудом работников.

Цена как экономическая  категория выполняет ряд важнейших  функций:

-учетная функция цены – отражает необходимые затраты на выпуск и реализацию той или иной продукции. Цена определяет, сколько затрачено труда, сырья, материалов, комплектующих изделий на изготовление товара. В конечном счете, цена отражает не только величину совокупных издержек производства и обращения товаров, но и размер прибыли. К стоимостным показателям относят как количественные показатели - валовой внутренний продукт (ВВП), национальный доход, объем капитальных вложений, объем товарооборота, объем продукции фирм, предприятий и отраслей, так и качественные - рентабельность, производительность труда, фондоотдача и другие. Таким образом, цена используется для определения эффективности производства, служит ориентиром принятия хозяйственных решений, инструментом внутрифирменного планирования.

-распределительная функция цены - состоит в том, что государство через ценообразование осуществляет перераспределение национального дохода между отраслями экономики, государственным и другими ее секторами, регионами, социальными группами населения. Эта функция реализуется через включение в себестоимость многих налогов, которые затем являются источником накопления дорожных фондов, Пенсионного фонда, Фонда социального страхования, Фонда занятости населения и других, а также через включение в цену косвенных налогов (НДС и акцизов).

-функция сбалансирования спроса и предложения - выражается в том, что через цены осуществляется связь между производством и потреблением, предложением и спросом. Цена служит гибким инструментом для достижения соответствия спроса и предложения.

-функция цены как средства рационального размещения производства -  С помощью механизма цен для получения более высокой прибыли осуществляется перелив капиталов из одного сектора экономики в другой и внутри отдельных секторов туда, где выше норма прибыли. Такой переток капиталов производится фирмами самостоятельно под воздействием законов конкуренции и спроса и проявляется наиболее полно в условиях рыночной экономики.

-стимулирующая функция цены - проявляется в том, что цена при определенных условиях может стимулировать ускорение НТП, улучшение качества продукции, увеличение выпуска продукции и спроса на нее. Это связано с тем, что цены дифференцированы в зависимости от технического уровня и качества продукции. По этим же причинам цены могут оказывать и дестимулирующее воздействие на производство.

1.2 Ценовая система. Виды цен

Система цен характеризует  собой взаимосвязь и взаимоотношение  различных видов цен. Взаимосвязь  цен обусловлена зависимостью отдельных  предприятий, производств и отраслей, единым процессом формирования затрат на производство и другими факторами. Поэтому изменение одной цены может вызвать колебания в уровне других цен. Особую роль играют такие отрасли, как энергетика, транспорт, связь и т.д. Повышение цен в этих отраслях приводит к их росту во всех других, поскольку продукция этих отраслей применима повсеместно. Существует множество классификаций видов цен. Мы рассмотрим одну из основных. Согласно этой классификации цены подразделяют:

    • По характеру обслуживаемого оборота. Различают:

-оптовые цены на продукцию промышленности, по которым предприятия реализуют произведенную продукцию оптовым или розничным предприятиям и сбытовым организациям;

-закупочные цены, по которым производители сельскохозяйственной продукции реализуют ее фирмам, промышленным предприятиям для дальнейшей переработки;

- цены на строительную продукцию, включающие сметную стоимость(предельный размер затрат на строительство каждого объекта), усредненную сметную стоимость, договорные цены (устанавливаемые по договоренности между заказчиками и подрядчиками;

- розничные цены, по которым торговые организации реализуют продукцию населению, предприятиям, организациям);

- тарифы грузового и пассажирского транспорта (плата за перемещение грузов и пассажиров, взимаемая транспортными организациями с отправителей грузов и населения). Составные элементы тарифа - издержки и прибыль транспортных организаций и НДС. Особенностью формирования издержек в этой отрасли является то, что затраты грузового транспорта состоят из двух частей: ставки за начально-конечные операции (погрузка и выгрузка) и ставки за движенческую операцию (транспортировка грузов).

-тарифы на платные услуги населению (система ставок, по которым предприятия сферы услуг реализуют их потребителям.);

- цены, обслуживающие внешнеторговый оборот. Внешнеторговые цены используются при экспорте и импорте товаров. Внешнеторговые сделки осуществляются, как правило, на базе цен основных мировых товарных рынков. Мировая цена есть денежное выражение мировой интернациональной стоимости товара. Она формируется под воздействием спроса и предложения того или иного товара на мировом рынке, колебаний валютных курсов и т.д.

    • В зависимости от сферы регулирования различают:

- свободные цены - складываются на рынке под воздействием спроса и предложения независимо. Свободные цены устанавливаются по согласованию сторон. При их определении учитываются степень новизны товара, его полезность, качество, конъюнктура рынка. При этом фактический размер прибыли зависит от уровня согласованной цены. Свободные цены фиксируются в протоколах согласования цен или в договорах на поставку товара. Они могут быть пересмотрены по согласованию сторон в зависимости от изменения цен на сырье, материалы и других факторов, влияющих на формирование затрат.

- договорно-контрактные цены, которые устанавливаются по соглашению сторон. При этом продавец и покупатель, заключая договор-контракт, принимая на себя определенные обязательства;

- цены в условиях частичной или полной монополизации рынка, которые вынуждают одну или обе стороны принимать какие-то принудительные условия;

- регулируемые цены - цены, устанавливаемые под контролем государства или отдельных субъектов Федерации. Различают прямые и косвенные методы регулирования. Прямое регулирование осуществляется путем установления фиксированных цен, предельных цен, надбавок, предельных коэффициентов изменения цен, предельного уровня рентабельности. Косвенное регулирование может осуществляться путем контроля денежного обращения, оплаты труда, кредитной политики, установления норм амортизации.

-фиксированные цены - прямо устанавливаются государством в лице каких-либо органов власти и управления.

Информация о работе Ценообразование на предприятии