Цены и ценообразование на предприятии

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Апреля 2012 в 16:15, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы - на основе изучения теоретических вопросов темы разработать рекомендации по оптимизации уровня цены на продукции.

Задачи:

- изучение теоретических вопросов темы;

- изучение деятельности предприятия;

- изучение назначения цены на товары и услуги.

Файлы: 1 файл

Введение.doc

— 147.50 Кб (Скачать)

      Введение

      Перед всеми коммерческими и многими  некоммерческими организациями  встает задача назначения цены на свои товары и услуги. В условиях рынка  ценообразование является весьма сложным  процессом, подвержено воздействию  многих факторов и, конечно, базируется не только на рекомендациях маркетинга. Но выбор общего направления в ценообразовании, подходов к определению цен на новые и уже выпускаемые изделия и услуги для увеличения объемов реализации, товарооборота, повышения производства и укрепления рыночных позиций предприятия является функцией маркетинга. Цены и ценовая политика - одна из главных составляющих маркетинговой деятельности, роль которой все более возрастает. Цены находятся в тесной зависимости с другими переменными маркетинга и деятельности фирмы. От цен во многом зависят достигнутые коммерческие результаты, а верная или ошибочная ценовая политика оказывает долговременное (положительное или отрицательное) воздействие на всю деятельность фирмы. Суть целенаправленной ценовой политики в маркетинге заключается в том, чтобы устанавливать на товары фирмы такие цены и так варьировать ими в зависимости от положения на рынке, чтобы овладеть его определенной долей, обеспечить намеченный объем прибыли и решать другие стратегические и оперативные задачи. При определении общей ценовой политики отдельные решения (взаимосвязь цен на товары в рамках ассортимента, использование специальных скидок и изменений цен, соотношение своих цен и цен конкурентов, метод формирования цен на новые товары) увязываются в интегрированную систему.[1, с.277]

      Установление  единой цены для всех покупателей - идея сравнительно новая. Исторически  сложилось, что цены устанавливали  продавцы и покупатели в ходе переговоров  друг с другом. Продавцы обычно запрашивали  цену выше той, что надеялись получить, а покупатели - ниже той, что рассчитывали заплатить. Поторговавшись, они в конце концов сходились на взаимно приемлемой цене. Единые цены получили распространение только в конце XIXв. с возникновением  крупных предприятий розничной торговли, которые рекламировали "строгую политику единых цен", потому что предлагали большое разнообразие товаров и держали большое количество наемных работников.[4, с.354]

      Исторически цена всегда была основным фактором, определяющим выбор покупателя. Это положение  до сих пор справедливо в бедных странах среди неимущих групп населения применительно к продуктам типа товаров широкого потребления. Однако в последние десятилетия на покупательском выборе относительно сильнее стали сказываться ценовые факторы, такие, как стимулирование сбыта, организация распределения товара и услуг для клиентов.

      Фирмы подходят к проблемам ценообразования  по-разному. В мелких фирмах цены часто  устанавливаются высшим руководством. В крупных компаниях проблемами ценообразования обычно занимаются управляющие отделений и управляющие по товарным ассортиментам. Но и здесь высшее руководство определяет общие установки и цели политики цен и нередко утверждает цены, предложенные руководителями низших эшелонов. В отраслях деятельности, где факторы ценообразования играют решающую роль (аэрокосмическая промышленность, железные дороги, нефтяные компании), фирмы часто учреждают у себя отделы цен, которые либо сами разрабатывают, либо помогают делать это другим подразделениям. Среди тех, чье влияние также сказывается на политике цен, управляющие службой сбыта, заведующие производством, управляющие службой финансов, бухгалтеры.

      Цель  работы - на основе изучения теоретических вопросов темы разработать рекомендации по оптимизации уровня цены на продукции.

      Задачи:

      - изучение теоретических вопросов  темы;

      - изучение деятельности предприятия;

      - изучение назначения цены на товары и услуги.

      Объект  – экономическая деятельность предприятия.

      Предмет – процесс ценообразования. 

      Гипотеза  – ценообразование на предприятии зависит от политики ценообразования на предприятии, от ранка на котором данное предприятие реализует свою продукцию, от вида цен на предприятии, от цен на аналогичную продукция у конкурентов.

      Методы  исследования:

      - изучение документов;

      - математический метод;

      - метод наблюдению и сбора фактов;

      - анализ и синтез. 
 
 

 

       1 Теоретические основы ценообразования

      1.1 Понятия, сущность, виды цен

      Цена - многофункциональное экономическое явление, ведущая рыночная категория. Изменение цены часто влечет за собой серьезнейшие социальные, экономические, а также политические  последствия. Поэтому во всесторонней и объективной информации о ценах, в глубоком  анализе закономерностей и тенденций их  изменения  заинтересовано все общество, а не только властные структуры и маркетинговые службы.

        Цена - сумма денег,  уплачиваемая  за  единицу товара, эквивалент обмена товара на деньги.

      Цены, процессы  их образования и изменения  представляют  собой предмет статистического  исследования. Статистика цен - самостоятельный блок, входящий как  составная часть в статистику рынка и соответственно в социально-экономическую статистику. Известны два основных источника информации по ценам. Первым является наблюдение за изменениями цен тарифов на потребительском рынке, которое проводится с 1992 года специальной службой при Госкомстате РФ. Эта служба занимается сбором и обработкой данных о розничной торговле, объеме производства, обследованием покупок, используя данные статистики производства, налогов и торговой статистики. Вторым важным источником информации являются бюджетные обследования как одна из форм выборочного статистического исследования доходов, расходов и потребления населения. На основании этих источников рассчитывается индекс потребительских цен (ИПЦ) (который иногда называют индексом стоимости жизни) по фиксированному набору основных потребительских товаров и услуг.

      Сущность  цены, ее экономическая природа проявляются  в  двойной роли, которую играет цена на рынке. Она выступает  как:

          -  индикатор, отражающий политику и конъюнктуру рынка (соотношение спроса и предложения, торговый и экономический риск., кредитно-финансовую ситуацию, степень конкурентности на рынке и  т. д.);

           -  маркетинговый регулятор рынка, с помощью которого осуществляется воздействие на спрос и предложение, структуру и емкость рынка, покупательную способность рубля, оборачиваемость товарных  запасов  и  т. д.  В качестве регулятора цены позволяют ограничивать  потребление ресурсов и являются мотивацией для производства. [5, с.259]

      Рыночная  цена выполняет различные функции. Цена - это посредник и соизмеритесь при обмене товаров на деньги. Цена - важный показатель конъюнктуры рынка, фактор уровня, структуры и соотношения спроса и предложения, территориального размещения производства. Цена -  инструмент образования прибыли и управления эффективностью, фактор налогообложения. Цена -  это главная составляющая инфляционных процессов, средство влияния на инвестиционную политику (повышение цен часто ведет к росту привлекательности инвестиций). Цена - мощный фактор уровня жизни населения, влияющий на рынок труда, объем и структуру потребления, уровень реальных доходов различных социальных групп. И наконец, цена - это орудие конкурентной борьбы.

      Существуют  различные виды цен.

      Цены  классифицируют по различным направлениям.

      По сферам  товарного обслуживания:

      - оптовые цены,  по которым предприятия реализуют в больших объемах продукцию промышленно-технического и потребительского  назначения (между отраслями внутри оптовой сферы и из оптовой в розничную). При наличии разветвленной сети потребления товара оптимизировать продажу позволяют посреднические оптовые фирмы или организации (снабженческо-сбытовые организации, товарные биржи). При отсутствии потребности в посредниках  поставщики и потребители устанавливают прямые хозяйственные связи;

      - розничные цены, по которым товары реализуются конечному потребителю            (в основном населению) в ограниченном количестве;

 

       Таблица 1 – Состав рыночной цены

      Цена изготовителя       Косвенные налоги       Посредническая  надбавка       Торговая  надбавка
      Полная себестоимость  изготовления и реализация       прибыль       акцизы       Налог на добавленную стоимость       Издержки (себестоимость) посредника       Прибыль посредника       НДС на цену посредника       Издержки  торговых организаций       Прибыль торговых организаций       НДС на цену торговых организацтй
      Отпускная цена изготовителя
      Оптовая цена посредника
      Розничная цена

 

      - закупочные цены, по которым государство покупает продукцию у сельскохозяйственных предприятий (фермеров);

      - цены и тарифы на услуги. Тарифы могут относиться к сфере оптовой торговли (например, грузовые транспортные тарифы, фрахт) и розничной (пассажирские тарифы).

      По  способу отражения  транспортных расходов:

      -  цены франко-отправления (на товары ограниченного производства и разветвленной сети потребления), включающие транспортные издержки до пункта магистрального транспорта (порта, железнодорожной станции), расходы на остальной путь покрывает покупатель;

      - цены франко-назначения, включающие транспортные расходы до пункта назначения.

        По формам продаж:

      - контрактные (договорные) цены - цены фактической договоренности между продавцом и покупателем;

               - биржевые котировки - это уровень цены товара, реализуемого через биржу. Цена биржевого товара складывается из биржевой котировки и надбавки (скидки) за качество, удаленность от  места поставки;

        - цены ярмарок и выставок (часто льготные);

        -  аукционные цены, отражающие ход продаж на аукционах (различают стартовые цены и продажные).

        По стадиям продажи:

      - цены предложения (цены продавца, или стартовые), по которым продавец желает продать товар. Как правило, это верхний предел диапазона возможных цен этого товара (за исключением аукционных и цен подряда), который корректируется в ходе переговоров с покупателем. Для некоторых товаров (машин, оборудования) цены предложения - единственный источник информации об уровне цен на рынке;

      - цены спроса, по которым покупатель заинтересован приобрести товар;

      -цены реализации (сделки, продажи, покупки) - фактические, или номинальные, цены. Их следует отличать от реальных, соотнесенных с уровнем дохода общества или общим уровнем цен.

        По степени регулирования:

      - жестко фиксированные (основной тип цен в условиях административно-командной экономики);

         -регулируемые (допускаются изменения в определенных пределах, устанавливаются государством, как правило, на продукты повышенного социального назначения);

      - свободные (не подвержены прямому вмешательству, формируются в соответствии с конъюнктурой рынка).

      По  степени устойчивости во времени:

      - твердые: устанавливаются при заключении договора на весь срок действия;

Информация о работе Цены и ценообразование на предприятии