Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Октября 2011 в 08:50, курсовая работа
Целью курсовой работы является рассмотрение основных проблем малого бизнеса в России и определение перспективных направлений развития малого предпринимательства со стороны государства, отвечающих современным условиям экономических преобразований.
ВВЕДЕНИЕ
1 Проблемы развития малых предприятий в процессе становления рыночной экономики
1.1 Сущность и субъекты малого бизнеса
1.2 Формы и методы государственного регулирования малого бизнеса
2 Анализ влияния государственной поддержки на развитие малого бизнеса в России
2.1 Специфика развития малого предпринимательства в России
3 Основные проблемы субъектов малого предпринимательства
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
микропредприятия — 60 млн руб.;
малые предприятия — 400 млн руб.;
средние предприятия — 1000 млн руб.
Категория субъекта малого или среднего предпринимательства определяется в соответствии с наибольшим по значению условием — численности работников либо размера выручки от реализации произведенных товаров либо оказанных услуг. Категория субъекта малого или среднего предпринимательства изменяется только в случае, если численность работников или размер выручки держатся выше или ниже предельных значений в течение двух календарных лет, следующих один за другим.
Многообразие критериев в разных странах связано с особенностями политического строя, структуры экономики, нормативно-правовой базы, а также отношением государства к роли малого предпринимательства в экономике и производстве того или иного государства, что отражается на удельном весе малых предприятий в общем хозяйственном комплексе государств.
Применение
различных критериев отнесения
предприятий к малым в России
обусловлено различными целями. Так,
одни из них направлены на право применения
упрощенной системы налогообложения,
другие — на право применения единого
налога на вмененный доход, третьи — на
освобождение от уплаты НДС, четвертые
— на получение субсидиарной помощи от
государства. Современное правительство
России отводит малому предпринимательству
большую роль в экономической политике
государства, что является основанием
для применения единого подхода отнесения
предприятий к малому бизнесу независимо
от цели, будь то налогообложение, статистические
наблюдения или определение роли малого
бизнеса в общей массе ВВП [2, с. 67].
1.2
Формы и методы
государственного
регулирования малого
бизнеса
Для
обеспечения реального
В отличие от других форм государственного регулирования предпринимательской деятельности, посредством которых, как правило, устанавливаются определенные рамки функционирования хозяйствующих субъектов, государственная поддержка предпринимательской деятельности направлена на расширение их возможностей.
Основными целями государственной политики по развитию малого предпринимательства являются: создание благоприятных условий для осуществления эффективного бизнеса; ускоренное развитие малого предпринимательства как основы и фактора формирования конкурентной среды; расширение самозанятости населения; увеличение доли участия в формировании валового регионального и валового внутреннего продукта, в налоговых доходах федерального, регионального и местного бюджетов [18, с. 2].
Формы государственной поддержки предпринимательской деятельности можно классифицировать по различным основаниям.
Во-первых,
соответственно формам государственного
регулирования экономики и
Во-вторых,
формы государственной
Моральными
формами государственной
Под государственной финансовой поддержкой малого предпринимательства принято подразумевать комплекс мер, направленных на повышение доступности для субъектов малого предпринимательства финансово-кредитных ресурсов [19, с. 19].
В-третьих,
формы государственной
Можно было бы говорить, например, о косвенном (опосредованном) государственном регулировании и, соответственно, о косвенной государственной поддержке, через государственный сектор, частного сектора экономики. И тогда можно было бы назвать государственный сектор экономики не только направлением, но и формой (средством) государственного регулирования экономики и предпринимательской деятельности. Но это более характерно, например, для Франции, нежели для России, где государственный сектор неизменно и последовательно сводится к неоправданному минимуму и отношение к нему, с подачи представителей либеральной экономической теории и цивилистической науки, весьма скептическое [19, с. 17].
В настоящее время Федеральный закон № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» регулирует связи, возникающие между юридическими лицами, физическими лицами, органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления в сфере развития малого и среднего предпринимательства. Им определены также порядок формирования инфраструктуры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, виды и формы такой поддержки. Итак, согласно ст. 7 Закона № 209-ФЗ государство предусматривает множество мер для нормативно-правового регулирования развития малого и среднего предпринимательства:
- специальные налоговые режимы, упрощенные правила ведения налогового учета, упрощенные формы налоговых деклараций по отдельным налогам и сборам для малых предприятий;
-
упрощенная система ведения
-
упрощенный порядок
-
льготный порядок расчетов за
приватизированное субъектами
- особенности участия субъектов малого предпринимательства в качестве поставщиков (исполнителей, подрядчиков) в целях размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд;
-
меры по обеспечению прав и
законных интересов субъектов
малого и среднего
-
меры по обеспечению
-
меры по развитию
- иные, направленные на обеспечение реализации целей и принципов Федерального закона меры [1].
Меры поддержки малого и среднего предпринимательства, предусмотренные Законом, в частности, включают:
- размещение в открытом доступе информации о федеральных и региональных программах поддержки предпринимательства, об организациях, образующих инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства;
-
создание организаций,
-
поддержку в области
-
поддержку в области
-
поддержку в области
-
поддержку в области
-
поддержку организаций,
Статьи 9, 10, 21–25 Закона № 209-ФЗ содержат детальный перечень мер информационной, консультационной и иных видов поддержки малого и среднего предпринимательства:
1.
Финансовая поддержка (ст. 17) —
может осуществляться в
Финансовая поддержка малого предпринимательства может осуществляться по двум основным направлениям.
Первое из них предполагает направление бюджетных средств непосредственно в сферу малого бизнеса, т.е. связано с оказанием субъектам малого предпринимательства прямой финансовой помощи в виде гарантий по кредитам коммерческих банков; полной или частичной компенсации финансовым структурам недополученной прибыли при кредитовании малых предприятий по пониженной процентной ставке, а также совместного финансирования за счет бюджета и финансово-кредитных организаций. Такая финансовая помощь может быть как безвозвратной, не оговоренной какими-либо предварительными условиями, так и предполагающей использование средств строго по назначению при условии их возврата или компенсации. В любом случае перед муниципалитетом стоит важнейшая задача обеспечения необходимого уровня бюджетных ассигнований и их эффективного использования. Необходимо предусмотреть специальные бюджетные ассигнования на цели поддержки и развития малого бизнеса в размере фиксированной доли расходов местных бюджетов.
Второе направление представляет собой форму косвенной финансовой поддержки малого бизнеса, нацеленной на создание благоприятных условий для привлечения инвестиций и накопления капитала в этом секторе экономики. Соответствующие меры могут включать общегосударственные и региональные режимы льготного налогообложения малых предприятий, внедрения упрощенных систем налогообложения; установление норм ускоренной амортизации основных фондов малых предприятий; распространение в сфере малого предпринимательства системы лизинга и т.д. Данное направление наиболее присуще государственной и региональной поддержке малого бизнеса [3, с. 22].
2.
Оказание имущественной помощи
субъектам малого и среднего
предпринимательства и
Федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов РФ и органы местного самоуправления утверждают перечни государственного имущества и муниципального имущества, предназначенного для передачи во владение и (или) в пользование субъектам малого и среднего предпринимательства и организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства [5, с. 61].
3.
Информационная поддержка (ст. 19)
— осуществляется в виде
-
о реализации федеральных и
муниципальных программ
-
о количестве субъектов
- об обороте товаров (работ, услуг) небольших предприятий и предпринимателей;
Информация о работе Основные проблемы субъектов малого предпринимательства