Основные проблемы субъектов малого предпринимательства

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Октября 2011 в 08:50, курсовая работа

Краткое описание

Целью курсовой работы является рассмотрение основных проблем малого бизнеса в России и определение перспективных направлений развития малого предпринимательства со стороны государства, отвечающих современным условиям экономических преобразований.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ
1 Проблемы развития малых предприятий в процессе становления рыночной экономики
1.1 Сущность и субъекты малого бизнеса
1.2 Формы и методы государственного регулирования малого бизнеса
2 Анализ влияния государственной поддержки на развитие малого бизнеса в России
2.1 Специфика развития малого предпринимательства в России
3 Основные проблемы субъектов малого предпринимательства
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

Файлы: 1 файл

kurs.doc

— 270.00 Кб (Скачать)

     - о финансово-экономическом состоянии  субъектов малого и среднего  предпринимательства;

     - в области маркетинга и развития  бизнеса [1].

     4. Консультационная поддержка (ст. 20) — осуществляется в виде:

     - создания организаций, образующих  инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства и оказывающих консультационные услуги субъектам малого и среднего предпринимательства, и обеспечения деятельности таких организаций;

     - компенсации затрат, произведенных  и документально подтвержденных субъектами малого и среднего предпринимательства, на оплату консультационных услуг [1].

     Поддержку в области подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров оказывают органы государственной власти и местного самоуправления. Она осуществляется путем разработки образовательных программ на основе государственных образовательных стандартов и создания условий для повышения профессиональных знаний специалистов, относящихся к социально незащищенным группам населения, совершенствования их деловых качеств, подготовки их к выполнению новых трудовых функций в области малого и среднего предпринимательства [17, с. 9].

     Кроме того, в Законе № 209-ФЗ отдельно определены особенности оказания поддержки по определенным направлениям деятельности:

     - поддержка в области инноваций  и промышленного производства (ст. 22) — может осуществляться в  виде создания организаций, оказывающих поддержку субъектам малого и среднего предпринимательства, в том числе технопарков, центров коммерциализации технологий, технико-внедренческих и научно-производственных зон, и обеспечения деятельности таких организаций, содействия патентованию изобретений, полезных моделей, промышленных образцов и селекционных достижений, а также государственной регистрации иных результатов интеллектуальной деятельности, созданных субъектами малого и среднего предпринимательства, создания условий для привлечения субъектов малого и среднего предпринимательства к заключению договоров субподряда в области инноваций и промышленного производства, создания акционерных инвестиционных фондов и закрытых паевых инвестиционных фондов;

     - поддержка в области ремесленной деятельности (ст. 23). Органы государственной власти субъектов Российской Федерации вправе разрабатывать и утверждать перечни видов ремесленной деятельности. Поддержка может осуществляться в виде создания организаций, образующих инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства в области ремесленной деятельности, в том числе палат ремесел, центров ремесел, и обеспечения их деятельности;

     - поддержка субъектов, осуществляющих  внешнеэкономическую деятельность (ст. 24) — может осуществляться в виде сотрудничества с международными организациями и иностранными государствами в области развития малого и среднего предпринимательства, содействия в продвижении на рынки иностранных государств российских товаров (работ, услуг), результатов интеллектуальной деятельности, а также создания благоприятных условий для российских участников внешнеэкономической деятельности, создания организаций, образующих инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства и оказывающих поддержку субъектам малого и среднего предпринимательства, осуществляющим внешнеэкономическую деятельность, и обеспечения деятельности таких организаций, реализации иных мероприятий по поддержке субъектов малого и среднего предпринимательства, осуществляющих внешнеэкономическую деятельность [17, с. 10];

     - поддержка субъектов, осуществляющих  сельскохозяйственную деятельность (ст. 25).

     Закон № 209-ФЗ предусматривает создание инфраструктуры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства — системы коммерческих и некоммерческих организаций, которые осуществляют свою деятельность или привлекаются в качестве поставщиков (исполнителей, подрядчиков) в целях размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд при реализации федеральных и иных программ развития субъектов малого и среднего предпринимательства. Инфраструктура поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства включает также центры и агентства по развитию предпринимательства, государственные и муниципальные фонды поддержки предпринимательства, фонды содействия кредитованию (гарантийные фонды, фонды поручительств), акционерные инвестиционные фонды и закрытые паевые инвестиционные фонды, привлекающие инвестиции для субъектов малого и среднего предпринимательства, и иные организации [1].

     Требования  к организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и  среднего предпринимательства, устанавливаются  в программах развития субъектов малого и среднего предпринимательства.

     Закон предусматривает оказание финансовой помощи субъектам малого и среднего предпринимательства и организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства за счет средств бюджетов субъектов РФ, средств местных бюджетов путем предоставления субсидий, бюджетных инвестиций, государственных и муниципальных гарантий по обязательствам субъектов малого и среднего предпринимательства.

     Для каждой из категорий субъектов малого бизнеса федеральными, муниципальными и местными программами могут быть предусмотрены свои меры поддержки, например гранты на развитие бизнеса, получение на льготных условиях производственных помещений. Кроме того, малые и микропредприятия могут в упрощенном порядке вести бухгалтерский учет. Также они избавлены от необходимости представлять большинство форм статистической отчетности.

     Стимулирование  развития малого бизнеса в России на государственном уровне осуществляется по нескольким направлениям: создается  институциональная среда, реализуются специальные государственные программы, и особое внимание уделяется кредитованию малого бизнеса государственными банками.

     На  данный момент уже достаточно развита  сеть базовых объектов инфраструктуры поддержки малого предпринимательства. В регионах России функционируют более 1350 объектов инфраструктуры, в том числе 75 региональных и 150 муниципальных фондов поддержки малого предпринимательства, 52 агентства поддержки малого бизнеса, более 50 бизнес-инкубаторов, более 70 научных и технологических парков, 30 специализированных лизинговых компаний. В 24 регионах создано 50 инновационно-технологических центров [7, с. 44].

     Важную  роль в стимулировании малого бизнеса  призваны сыграть и меры налогового порядка. Имеется в виду прежде всего, что система его налогообложения должна быть щадящей — не тормозящей его развитие. Очевидно, что нынешняя система налогообложения такому критерию не отвечает. Вместе с тем снижение налогового бремени и упрощение налоговой отчетности для малого бизнеса должны сопрягаться с увеличением доли налогов, уплачиваемых субъектами малого бизнеса, в налоговых доходах федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов. Очевидно, что решение таких противоречивых задач возможно только при максимально возможном вовлечении предпринимателей в легальный бизнес, увеличении их численности и численности работников на предприятиях малого бизнеса, росте объемов производства и товарооборота в них [13, с. 79].

     Таким образом, системы налогообложения  малого бизнеса могут и должны способствовать его развитию. Вместе с тем стимулирование через этот инструмент воздействия на налогоплательщиков должно быть исключительно адресным, чтобы связанные с этим инструментом стимулирующие возможности не использовались бы для необоснованного занижения их налоговых обязательств. 
 
 
 

     2 анализ ВЛИЯНИЯ государственной поддержки НА РАЗВИТИЕ малого бизнеса в россии 

     2.1 Специфика развития  малого предпринимательства  в России 

     Главные проблемы развития современного российского  бизнеса находятся в прямой зависимости от характера и содержания экономической политики, от его поддержки государством. В связи с этим знаменитую формулу Л. Макаревича «Государство в России должно научиться управлять рыночными реформами» можно считать, по существу, бесспорной. Это доказано не только отечественным, но особенно позитивным опытом большинства успешных стран мирового социума. К сожалению, несмотря на все усилия по активизации малого бизнеса со стороны государства от федерального до муниципального уровня, коренного улучшения ситуации не происходило [8, с. 81].

     В нашей стране количество малых предприятий  по сравнению с крупными предприятиями гораздо меньше, чем в развитых странах.

     На 1 октября 2009 г. число зарегистрированных малых предприятий составило 1 136,2 тыс., что на 10,2% выше, чем по состоянию на 1 октября 2008 г. Количество МП в расчете на 100 тыс. жителей достигло 791,9 ед., увеличившись по сравнению с 1 октября 2008 г. на 73,0 ед.

     Наиболее  значительно число зарегистрированных малых предприятий на 100 тыс. жителей  увеличилось в Северо-Западном ФО, заметное увеличение произошло также в Дальневосточном ФО (см. табл. 1) [21].

     Увеличение  количества зарегистрированных МП сопровождалось ростом среднесписочной численности занятых на МП.

     В январе-сентябре 2009 г. прирост оборота  МП отмечается в 71 регионе, при этом прирост более чем на 30% наблюдался в 21 из них. При этом объемы оборота МП сократились всего в 13 регионах (см. табл. 2) [21].

     Таблица 1 Количество зарегистрированных малых предприятий по федеральным округам Российской Федерации 

Федеральные

округа

Количество  зарегистрированных МП на 1 октября 2009 г. в расчете на 100 тыс. чел. населения Прирост / сокращение (-)

количества  зарегистрированных МП на 100 тыс. чел. населения

за период 01.10.2007- 01.10.2008

РФ 791,9 73,0
Центральный 996,9 61,3
Северо-Западный 1 402,7 223,6
Южный 499,1 10,1
Приволжский 623,2 58,9
Уральский 661,3 43,2
Сибирский 658,8 97,0
Дальневосточный 794,8 121,3
 
 

     Таблица 2  Объемы оборота МП по федеральным округам Российской Федерации в январе-сентябре 2009 г.

Федеральные округа Млн. руб. На душу населения, руб. В % к январю-сентябрю 2008 г.
РФ 10 987 506,1 76 581,8 114,7
Центральный 4 964 675,4 132 229,8 111,9
Северо-Западный 1 227 364,5 89 386,4 125,6
Южный 982 600,8 43 057,2 111,0
Приволжский 1 615 533,6 52 605,8 113,3
Уральский 862 902,8 70 273,5 121,8
Сибирский 995 401,7 50 287,5 111,3
Дальневосточный 339 027,3 51 422,3 125,0
 

     Итоги деятельности малых предприятий  в региональном разрезе можно  рассматривать как положительные. В январе-сентябре 2009 г. оборот МП вырос на 14,7% относительно аналогичного периода предыдущего года. Наиболее значительное увеличение оборота МП произошло в Северо-Западном и Дальневосточном федеральных округах.

     Ситуацию, характеризующую развитие малого предпринимательства в Иркутской области, можно оценить по показателям, представленным в таблице 3. При этом необходимо отметить, что отсутствие полной статистической информации о деятельности всех субъектов малого предпринимательства, недостаточное качество статистических показателей, получаемых на основе выборочных обследований с использованием постоянно меняющейся методики расчета, отсутствие статистического наблюдения за индивидуальными предпринимателями не позволяют составить представление о реальной сфере малого предпринимательства и осложняют принятие эффективных решений. 

Информация о работе Основные проблемы субъектов малого предпринимательства