Основные проблемы субъектов малого предпринимательства

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Октября 2011 в 08:50, курсовая работа

Краткое описание

Целью курсовой работы является рассмотрение основных проблем малого бизнеса в России и определение перспективных направлений развития малого предпринимательства со стороны государства, отвечающих современным условиям экономических преобразований.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ
1 Проблемы развития малых предприятий в процессе становления рыночной экономики
1.1 Сущность и субъекты малого бизнеса
1.2 Формы и методы государственного регулирования малого бизнеса
2 Анализ влияния государственной поддержки на развитие малого бизнеса в России
2.1 Специфика развития малого предпринимательства в России
3 Основные проблемы субъектов малого предпринимательства
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

Файлы: 1 файл

kurs.doc

— 270.00 Кб (Скачать)

     Объединения предпринимателей. В современном российском социуме такие объединения выступают весьма важным элементом системы поддержки предпринимателей. К настоящему времени в России сформировалось, по разным оценкам, от 1500 до 2500 межотраслевых, отраслевых и профессиональных объединений предпринимателей, действующих на общероссийском, межрегиональном и региональном уровнях, в том числе около 400 некоммерческих организаций федерального уровня. Крупнейшими организациями федерального масштаба являются Торгово-промышленная палата Российской Федерации, Российский союз промышленников и предпринимателей (работодателей), Общероссийская общественная организация малого и среднего предпринимательства «ОПОРА России», Общероссийская общественная организация «Деловая Россия».

     В этот процесс все более включается и государственная власть. Так, при Правительстве Российской Федерации создан Совет по конкурентоспособности и предпринимательству. В нем доля представителей бизнеса и объединений предпринимателей составляет 4/5. При Минэкономразвития России действует Экспертный совет по развитию предпринимательства. И здесь руководители крупнейших объединений предпринимателей принимают активное участие в деятельности советов и комиссий при федеральных органах исполнительной власти. Так, президент организации «ОПОРА России» является членом 10 советов на федеральном уровне, а всего руководители этой организации представлены в 16 совещательных органах. При органах исполнительной власти субъектов РФ также созданы советы по развитию предпринимательства. Особо следует отметить, что в настоящее время во многих муниципальных образованиях регулирование бизнес-деятельности осуществляется с учетом мнения предпринимателей [3, с. 25].

     Однако  в целом участие самих предпринимателей и их объединений в общественной деятельности пока можно оценить как недостаточное, что, со своей стороны, снижает регулирующую роль государственной власти. Более динамичное развитие объединений предпринимателей может быть, на наш взгляд, обеспечено путем использования механизма обязательных консультаций государственных органов (и местного самоуправления) с объединениями предпринимателей. Полезно было бы также передать часть функций по развитию малого бизнеса от государственных и муниципальных органов объединениям предпринимателей. Это позволит развязать их инициативу. В частности, получит более широкое распространение софинансирование на конкурсной основе программ поддержки малого бизнеса.

     Кредитно-банковская система. Одной из необходимых составляющих существования и дальнейшего  развития малого и среднего предпринимательства в России является доступность и действительная возможность получения кредитных ресурсов.

     Потребность малого и среднего предпринимательства  в заемных средствах постоянно растет, например, в 2008 г. она оценивалась в 700-800 млрд. рублей. Реально же кредитов было выдано на сумму 250 млрд., что составляет 30% от необходимого объема. По оценкам экспертов, объемы кредитования малого и среднего предпринимательства в России смогут догнать объемы кредитования в развитых странах не ранее чем через 15 лет. При этом заемные средства могут быть использованы на различные цели: пополнение оборотных средств, приобретение торгового, производственного или офисного оборудования, ремонт торговых и производственных площадей, приобретение автотранспорта или объектов недвижимости, расходы по капитальному и (или) текущему ремонту помещений, приобретение лицензионного программного обеспечения и др. [15, c. 50]

     Финансовый  кризис ухудшил ситуацию на этом сегменте. Государством основные усилия (1 трлн. рублей) направлены на оказание финансовой поддержки «флагманам» экономики. Тем временем сфера кредитования малого и среднего предпринимательства сокращается. Многие банки свернули программы кредитования малого и среднего предпринимательства из-за высоких операционных издержек. Исключение составляют около двадцати крупнейших банков, таких, как Сбербанк, ВТБ 24, Уралсиб, Альфа-банк, КМБ-банк, Банк Москвы, Росбанк, НОМОС-банк, Промсвязьбанк и др. (всего около двадцати). Ограниченность предложения кредитов для субъектов малого предпринимательства и отсутствие конкурентного рынка услуг по кредитованию приводят к сохранению высоких процентных ставок.

     В 2008 г. Ассоциация российских банков (АРБ) провела исследование преград на пути кредитования малого предпринимательства. Основными из них названы: отсутствие надежных заемщиков (37,9%), высокие операционные издержки (21,3%), отсутствие обеспечения займов (13,8%), несоответствие условиям банка (12,4%), непрозрачность бизнеса (4,3%).

     К отмеченным необходимо добавить следующие  причины недостаточного уровня кредитования: незначительный масштаб деятельности субъектов малого предпринимательства, что затрудняет его оценку; отсутствие стимулов для адекватного отражения финансовых результатов в отчетности и, соответственно, предоставление непрозрачной и недостоверной отчетности; низкое качество проработки бизнес-планов при привлечении кредитов; несоответствие рентабельности малого предпринимательства размеру процентных ставок по кредитам, к которым добавляются взимаемые банком комиссии, и др. [15, c. 51]

     Подробнее обозначим лишь некоторые из них.

     Обеспечение финансовыми ресурсами посредством  кредитования представляется возможным  в большей степени для лиц, имеющих финансовую устойчивость и занимающих стабильное положение на рынке товаров, работ, услуг. Российское предпринимательство существует чуть более двадцати лет, и устойчивых, действительно успешных малых предпринимателей, имеющих сложившуюся репутацию и кредитную историю, не так уж и много. Предоставлению же кредита предшествует большая подготовительная работа, направленная на получение максимально полной информации о потенциальном клиенте - заемщике. Если потенциальным заемщиком является индивидуальный предприниматель, то кредитная организация анализирует платежеспособность клиента, совмещая методы оценки физического лица и субъекта предпринимательской деятельности. Например, учитываются личные расходы физического лица, а также расходы, связанные с непосредственным ведением предпринимательской деятельности. Недостаточное развитие банковских технологий не позволяет снизить возникающие при этом издержки, увеличивая сроки рассмотрения заявок.

     Поскольку суммы кредита относительно небольшие, кредитование малого предпринимательства  является нерентабельным. Действительно, ограничения по минимальной сумме кредита вводятся банками в целях увеличения рентабельности кредитования. При небольших суммах кредитов, ставки по которым являются конкурентными на рынке, доходность минимальна. В то же время небольшие суммы кредитов связаны с трудозатратами сотрудников банка на обслуживание кредитной заявки, оценкой и мониторингом залога, обслуживанием самого кредита. Трудозатраты сотрудников, как правило, не зависят от предоставляемой суммы кредита, т.е. они могут быть приблизительно равными при предоставлении кредита в 1 млн. руб. и 20 млн. руб. Вполне понятно, что рентабельнее предоставить один кредит на сумму 20 млн. руб., чем 20 кредитов по 1 млн. руб.

     Кроме этого, ухудшают финансовый результат  кредитной организации резервы  на покрытие возможных потерь по предоставленным кредитам. Требование по формированию таких резервов предусмотрено ЦБ РФ, обусловлено кредитными рисками в деятельности банков и зависит от финансового состояния и устойчивости заемщика. Определение же финансового состояния заемщика — малого предпринимателя осложняется тем, что безналичная форма расчетов при осуществлении ими предпринимательской деятельности практически не применяется.

     Как правило, малые предприниматели  обращаются за кредитами в начале своей деятельности, плохо понимая перспективы роста и предстоящую доходность. Между тем большинство банков не рассматривают такого субъекта в качестве возможного заемщика. Стандартными требованиями кредитной организации являются: успешное ведение предпринимательской деятельности не менее 6-12 месяцев, удовлетворительные финансовые показатели, прозрачная история происхождения капитала, отсутствие претензий со стороны кредиторов и налоговых органов, а также наличие положительной кредитной истории. Средний срок кредитования в настоящий момент — 6-12 месяцев, максимум 2 года. На большие сроки кредиты практически не предоставляются. Преимущество получения кредита зависит и от осуществляемого вида предпринимательской деятельности. Крайне осмотрительно кредитуются (или вообще не кредитуются) строительная отрасль, посредническая деятельность, грузоперевозка, производство и реализация товаров премиум-класса. Чаще предоставляются кредиты субъектам, осуществляющим предпринимательскую деятельность в торговой сфере (розничные и мелкооптовые магазины, мелкооптовые торговые сети); в сфере услуг (сдача недвижимости в аренду, общественное питание, спортивно-оздоровительные и медицинские услуги, автосервис); в производстве — небольшие предприятия пищевой и химической промышленности, модульные производства (пекарни, колбасные цеха, фасовочные линии) [15, c. 52].

     Для кредитных организаций идеальный  заемщик — это субъект, имеющий  выручку от 60 до 200 млн. рублей, сумма  кредита — от 6 до 9 млн. рублей, срок кредитования — 6-12 месяцев, ведение  предпринимательской деятельности от 2 лет, а также наличие обеспечения на всю сумму кредита.

     Одной из серьезных преград на пути получения  кредита является невозможность представить требуемые кредитной организацией финансовые документы. Причинами является невысокая прозрачность деятельности субъектов малого предпринимательства, крайне низкая организация учетной политики, недостаточная квалификация сотрудников, использование «серых схем», что приводит к отсутствию достоверной информации о деятельности. Зачастую «выход из тени» грозит потерей конкурентных преимуществ по причине того, что конкуренты обеспечат себе более стабильное финансовое положение, продолжая работать по «серым» схемам. Низкая легитимность является основанием для отказа в получении кредита, а получение прибыли соответственно влечет увеличение налогового бремени.

     Обычно  для получения кредита малый  предприниматель должен представить подробный бизнес-план, многочисленную отчетную документацию и справки. Бумажная волокита может быть заменена реальной оценкой состояния дел путем выезда экспертов кредитной организации по месту ведения предпринимательской деятельности с целью составления по результатам выездной проверки аналитической отчетности, способствующей принятию решения о возможности или отказе в предоставлении кредита.

     Отсутствие ликвидного залога (недвижимости, транспорта, оборудования и др.) — еще одна из серьезных причин, препятствующих получению кредита. Оптимальным для банка залогом являются недвижимость, автотранспорт и оборудование. По всем видам залогов значительно увеличен дисконт — с докризисных 15-25 процентов до 50-70 процентов [15, c. 53].

     Однако  возможность получить кредит без  залогового обеспечения все же существует. Ряд банков выдают кредиты без  залога. Гарантией возврата кредита  служит поручительство генерального директора предприятия или собственника. В то же время небольшая сумма предоставляемых кредитов, более высокие процентные ставки и короткие сроки кредитования не решают проблем финансового обеспечения малого предпринимательства при отсутствии залога в требуемых банком объемах.

     Как правило, в поисках иных форм финансового  обеспечения субъекты малого и среднего предпринимательства прибегают  к помощи кредитования потребительского, обращаясь в качестве лица физического  и не указывая истинную цель получения денежных средств. Одним из условий предоставления потребительского кредита является наличие официального места работы и получение заработной платы (необходимо представить справку). Большая часть предпринимателей (более 70%) обращаются к сомнительным кредиторам, пользуясь услугами ростовщиков, увеличивая при этом объем «черного» рынка кредитов [15, c. 53].

     Представляется, что эффективное взаимодействие финансовых институтов и предпринимателей возможно лишь при активном вмешательстве государства. Тенденции такого позитивного вмешательства уже наметились. Так, Банк Москвы и Фонд содействия кредитованию малого бизнеса заключили договор о сотрудничестве, в рамках которого фонд предоставляет поручительства в качестве дополнительного обеспечения. Минимальный размер поручительства — 10 млн. рублей, при этом гарантия может покрывать 50% от суммы обязательств заемщика. Собственными силами заемщик должен оплатить 50% от общей суммы. За подобные услуги предприниматель платит до 2% от суммы займа в год. Поручительство фонда выдается малым предпринимателям, включенным в реестр субъектов малого предпринимательства города Москвы, работающим не менее полугода и не имеющим просроченной задолженности по уплате налогов и сборов перед бюджетами всех уровней бюджетной системы. Причем гарантия выдается исключительно на приобретение основных средств (недвижимости, транспорта, оборудования и др.).

     Функция поддержки малого и среднего предпринимательства  законодательно закреплена за Внешэкономбанком. Содействие прежде всего оказывается предприятиям, работающим в сферах инноваций и высоких технологий. В 2008 г. через систему банков, взаимодействующих с Внешэкономбанком, было выделено на поддержку малого и среднего предпринимательства 20 млрд. рублей, в 2009 г. — 30 млрд. Внешэкономбанк осуществляет рефинансирование банков, предоставивших кредиты субъектам малого предпринимательства в регионах в соответствии со стандартом, разработанным Внешэкономбанком. Программа Внешэкономбанка предусматривает финансирование и небанковской инфраструктуры поддержки малого предпринимательства, включая кредитные кооперативы и микрофинансовые организации, лизинговые и факторинговые компании, работающие с субъектами малого предпринимательства [8, с. 86].

Информация о работе Основные проблемы субъектов малого предпринимательства