Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Октября 2011 в 08:50, курсовая работа
Целью курсовой работы является рассмотрение основных проблем малого бизнеса в России и определение перспективных направлений развития малого предпринимательства со стороны государства, отвечающих современным условиям экономических преобразований.
ВВЕДЕНИЕ   
1 Проблемы развития малых предприятий в процессе становления рыночной экономики   
1.1 Сущность и  субъекты малого бизнеса   
1.2 Формы и методы государственного регулирования малого бизнеса   
2 Анализ влияния  государственной поддержки на развитие малого бизнеса в России   
2.1 Специфика развития малого предпринимательства в России   
3 Основные проблемы субъектов малого предпринимательства   
  ЗАКЛЮЧЕНИЕ   
  БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
Таблица 3 Состояние малого предпринимательства Иркутской области
| Показатели | 2007 г. | 2008 г. | 
| Количество малых предприятий, ед. | 10440 | 11852 | 
| Количество работающих на малых предприятиях, чел. | 78562 | 82097 | 
| Количество предпринимателей без образования юридического лица, чел. | 51452 | 61669 | 
| Доля занятых в малом бизнесе в общем количестве занятых в экономике региона (без учета работников у ПБОЮЛ), % | 16,4 | 17,8 | 
| Доля 
  отгруженных товаров  | 
  9,7 | 10,2 | 
| Среднемесячная заработная плата, руб. | 5480 | 7515 | 
На малых предприятиях работало на постоянной основе 82,1 тыс. человек. В области зарегистрировано 61,6 тыс. предпринимателей, осуществляющих свою деятельность без образования юридического лица. Общее количество занятых в малом предпринимательстве без учета работников у индивидуальных предпринимателей составило 143,7 тыс. человек или 17,8% от общего количества занятых в экономике области.
Доля продукции, произведенной малыми предприятиями, в общем валовом региональном продукте 2008 г. — 10,8% (оценка ВРП 2008 г. — 316 867,2 млн. руб. Малыми предприятиями в 2008 г. произведено продукции на сумму 34 351,8 млн. руб.). Доля в ВРП 2005г. — 8,5%.
В 2008 г. объем выпуска продукции, работ, услуг составил 38 млрд. рублей (темп роста — 110,4%) [20].
     Сложившаяся 
структура малых предприятий по видам 
деятельности в Иркутской области близка 
к структуре малых предприятий в Российской 
Федерации. Наибольшую долю составляют 
предприятия торговли и общественного 
питания, что объясняется относительно 
быстрой окупаемостью вложенных средств, 
стабильным потребительским спросом (см. 
табл. 4) [20]. 
Таблица 4 Отраслевая структура малых предприятий Иркутской области
| Вид деятельности | Доля, % | 
| Оптово-розничная торговля | 42,23 | 
| Услуги и операции с недвижимостью | 18,0 | 
| Строительство | 11,17 | 
| Обрабатывающие производства | 10,8 | 
| Транспорт и связь | 5,96 | 
| Сельское и лесное хозяйство | 4,1 | 
| Прочие | 7,7 | 
Несмотря на положительные тенденции в России уровень развития малого и среднего бизнеса в настоящее время не соответствует потребностям экономики страны. К европейскому уровню (25–30 предприятий на тысячу жителей) приближаются лишь Санкт-Петербург (23 предприятия) и Москва (21 предприятие), на третьем месте Магадан (12 предприятий). В среднем же по России на тысячу жителей приходится 6 малых предприятий, в депрессивных районах и вовсе 1–2 [3, с. 25].
     Ныне 
в общем количестве экономически 
активного российского 
     В 
таблице 5 отражены основные показатели, 
характеризующие развитие малого и среднего 
предпринимательства в экономически развитых 
странах. В современной экономике промышленно 
развитых стран от 50 до 60% валового внутреннего 
продукта приходится на малые и средние 
предприятия. Например, в Великобритании 
этот показатель составляет от 50 до 53%, 
в странах ЕС — от 63-67%, в Японии данный 
показатель составляет 55% от общей доли 
всего ВВП; для сравнения, в России данный 
показатель составляет от 9 до 12,5%. Для 
сравнения рассмотрим такой показатель, 
как число занятых на малых и средних предприятиях. 
В Российской Федерации число работающих 
на малых и средних предприятиях составляет 
около 9 млн человек, это 17,8% от общей доли 
работающего населения. В странах ЕС на 
малых и средних предприятиях работают 
68 млн человек, что составляет 72% от числа 
занятых, в Японии — 39,5 млн человек, это 
около 78% всех занятых в стране [6, с. 13]. 
Таблица 5 Показатели развития малого и среднего бизнеса в России и за рубежом
|   Страны  | 
  Кол-во
   МСП, тыс.  | 
  Кол-во
   МСП на 1000 жителей  | 
  Занято на малых 
  и средних
   предприятиях, млн чел.  | 
  Доля МСП
   в общей численности занятых, %  | 
  Доля МСП в ВВП, %, оценочно | 
| Великобритания | 2 630 | 46 | 13,6 | 49 | 50 - 53 | 
| Германия | 2 290 | 37 | 18,5 | 46 | 50 - 52 | 
| Италия | 3 920 | 68 | 16,8 | 73 | 57 - 60 | 
| Франция | 1 980 | 35 | 15,2 | 54 | 55 - 62 | 
| Страны ЕС | 15 770 | 45 | 68 | 72 | 63 - 67 | 
| США | 19 300 | 74,2 | 70,2 | 54 | 50 - 52 | 
Продолжение таблицы 5
| Япония | 6 450 | 49,6 | 39,5 | 78 | 52 - 55 | 
|   Россия  | 
  843, в том
   числе малых 287  | 
    5,8  | 
    7  | 
    12  | 
    9 - 10  | 
Приведенное сравнение деятельности малого и среднего предпринимательства в России и за рубежом свидетельствует о различном вкладе малого предпринимательства в экономику и в решение социальных проблем в нашей стране и промышленно развитых странах. Опережающее развитие малого предпринимательства за рубежом обусловлено более длительным становлением этой сферы хозяйствования, а также реализацией комплекса разнообразных мер по реализации государственной поддержки предпринимательства в общем.
По оценкам экспертов, для нашей страны с ее масштабами и численностью населения малых предприятий должно быть как минимум 5-6 млн. Только в этом случае экономическая ситуация и положение самого малого бизнеса могло бы существенно измениться.
МП в России обладает рядом отличительных особенностей, не характерных для малого бизнеса в развитых странах. Среди них:
     - 
высокий уровень диверсификации 
(многопрофильности) малых 
     - 
стремление к максимальной 
- высокая доля «теневого» сектора (по различным оценкам, от 30 до 50% реального оборота субъектов МП не задействованы в решении общегосударственных задач) [5, с. 28];
     - 
общий низкий технический 
     - 
низкий управленческий уровень,
     - 
высокая степень 
     - 
неразвитость самоорганизации 
- работа в условиях отсутствия полной и достоверной информации о состоянии и конъюнктуре рынка;
     - 
неразвитость системы 
     Один 
из знатоков данной проблемы, Л.А. Колесникова, 
видит ее в неэффективности усилий 
государства в данном направлении. По 
ее мнению, большинство программ развития 
малого и среднего бизнеса сыграли скорее 
декларативную и политическую роль, а 
частичная реализация федеральных и региональных 
программ, по сути, не изменила неблагоприятных 
в целом условий функционирования малых 
предприятий [14, с. 20]. 
 
     
3  ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ 
СУБЪЕКТОВ МАЛОГО   
ПРЕДПРИНЕМАТЕЛЬСТВА 
Основные проблемы, с которыми сталкивается отечественный бизнес, в первую очередь связаны с той политикой, которую проводит государство.
Кризис может привести к значительному количественному сужению малого бизнеса, т.е. к уходу с рынка (прежде всего «в тень») части малых предприятий, вынужденных временно свернуть или полностью прекратить свою легальную хозяйственную деятельность, а также к сокращению численности занятых на малых предприятиях, снижению объемов оборота и инвестиций в основной капитал на малых предприятиях.
Анализ специфики кризисных явлений и малого бизнеса позволил определить основные проблемы субъектов малого бизнеса (см. табл. 6).
Следует отметить, что основные существующие или возможные проблемы у субъектов малого предпринимательства носят финансовый характер:
- отсутствие оборотных средств;
- отсутствие 
доступа к банковским 
- отсутствие 
свободного доступа к займам 
государственных и 
- снижение 
спроса на продукцию — при 
неизменном уровне издержек 
- риск 
неплатежей от контрагентов — отказ 
от работы с некоторыми контрагентами, 
снижение прибыли, повышение рисков «затоваривания» 
[9, c. 32]. 
Таблица 6 Основные проблемы малого бизнеса в кризисный период
| Категория 
  субъектов малого
   предпринимательства  | 
  Проблемы | 
| Субъекты МП, которые активно используют заемные средства для производства, оказания услуг | Отсутствие 
  доступа к банковскому  | 
| Субъекты МП, производящие продукцию для средних и крупных предприятий | Снижение спроса на продукцию, риск неплатежей со стороны контрагентов | 
| Субъекты МП, оказывающие производственные, маркетинговые, кадровые, информационные, консультационные и прочие услуги | Снижение спроса на услуги, риск неплатежей | 
| Субъекты 
  МП, действующие в сфере  | 
  Снижение спроса на продукцию и услуги, стоимости продукции, тогда как материалы могли быть закуплены по высоким ценам начала - середины года | 
| Субъекты МП, действующие в оптовой и розничной торговле | Повышение стоимости импортной продукции, трудности с оборотными средствами, в среднесрочной перспективе - снижение спроса на продукцию | 
| Субъекты 
  МП, действующие в сфере  | 
  Снижение спроса на продукцию и услуги, рентабельности и ликвидация отдельных предприятий | 
| Субъекты МП, оказывающие услуги в сфере транспорта | Снижение спроса на продукцию и услуги, рентабельности и ликвидация отдельных предприятий | 
Информация о работе Основные проблемы субъектов малого предпринимательства