Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Октября 2011 в 08:50, курсовая работа
Целью курсовой работы является рассмотрение основных проблем малого бизнеса в России и определение перспективных направлений развития малого предпринимательства со стороны государства, отвечающих современным условиям экономических преобразований.
ВВЕДЕНИЕ
1 Проблемы развития малых предприятий в процессе становления рыночной экономики
1.1 Сущность и субъекты малого бизнеса
1.2 Формы и методы государственного регулирования малого бизнеса
2 Анализ влияния государственной поддержки на развитие малого бизнеса в России
2.1 Специфика развития малого предпринимательства в России
3 Основные проблемы субъектов малого предпринимательства
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
Таблица 3 Состояние малого предпринимательства Иркутской области
Показатели | 2007 г. | 2008 г. |
Количество малых предприятий, ед. | 10440 | 11852 |
Количество работающих на малых предприятиях, чел. | 78562 | 82097 |
Количество предпринимателей без образования юридического лица, чел. | 51452 | 61669 |
Доля занятых в малом бизнесе в общем количестве занятых в экономике региона (без учета работников у ПБОЮЛ), % | 16,4 | 17,8 |
Доля
отгруженных товаров |
9,7 | 10,2 |
Среднемесячная заработная плата, руб. | 5480 | 7515 |
На малых предприятиях работало на постоянной основе 82,1 тыс. человек. В области зарегистрировано 61,6 тыс. предпринимателей, осуществляющих свою деятельность без образования юридического лица. Общее количество занятых в малом предпринимательстве без учета работников у индивидуальных предпринимателей составило 143,7 тыс. человек или 17,8% от общего количества занятых в экономике области.
Доля продукции, произведенной малыми предприятиями, в общем валовом региональном продукте 2008 г. — 10,8% (оценка ВРП 2008 г. — 316 867,2 млн. руб. Малыми предприятиями в 2008 г. произведено продукции на сумму 34 351,8 млн. руб.). Доля в ВРП 2005г. — 8,5%.
В 2008 г. объем выпуска продукции, работ, услуг составил 38 млрд. рублей (темп роста — 110,4%) [20].
Сложившаяся
структура малых предприятий по видам
деятельности в Иркутской области близка
к структуре малых предприятий в Российской
Федерации. Наибольшую долю составляют
предприятия торговли и общественного
питания, что объясняется относительно
быстрой окупаемостью вложенных средств,
стабильным потребительским спросом (см.
табл. 4) [20].
Таблица 4 Отраслевая структура малых предприятий Иркутской области
Вид деятельности | Доля, % |
Оптово-розничная торговля | 42,23 |
Услуги и операции с недвижимостью | 18,0 |
Строительство | 11,17 |
Обрабатывающие производства | 10,8 |
Транспорт и связь | 5,96 |
Сельское и лесное хозяйство | 4,1 |
Прочие | 7,7 |
Несмотря на положительные тенденции в России уровень развития малого и среднего бизнеса в настоящее время не соответствует потребностям экономики страны. К европейскому уровню (25–30 предприятий на тысячу жителей) приближаются лишь Санкт-Петербург (23 предприятия) и Москва (21 предприятие), на третьем месте Магадан (12 предприятий). В среднем же по России на тысячу жителей приходится 6 малых предприятий, в депрессивных районах и вовсе 1–2 [3, с. 25].
Ныне
в общем количестве экономически
активного российского
В
таблице 5 отражены основные показатели,
характеризующие развитие малого и среднего
предпринимательства в экономически развитых
странах. В современной экономике промышленно
развитых стран от 50 до 60% валового внутреннего
продукта приходится на малые и средние
предприятия. Например, в Великобритании
этот показатель составляет от 50 до 53%,
в странах ЕС — от 63-67%, в Японии данный
показатель составляет 55% от общей доли
всего ВВП; для сравнения, в России данный
показатель составляет от 9 до 12,5%. Для
сравнения рассмотрим такой показатель,
как число занятых на малых и средних предприятиях.
В Российской Федерации число работающих
на малых и средних предприятиях составляет
около 9 млн человек, это 17,8% от общей доли
работающего населения. В странах ЕС на
малых и средних предприятиях работают
68 млн человек, что составляет 72% от числа
занятых, в Японии — 39,5 млн человек, это
около 78% всех занятых в стране [6, с. 13].
Таблица 5 Показатели развития малого и среднего бизнеса в России и за рубежом
Страны |
Кол-во
МСП, тыс. |
Кол-во
МСП на 1000 жителей |
Занято на малых
и средних
предприятиях, млн чел. |
Доля МСП
в общей численности занятых, % |
Доля МСП в ВВП, %, оценочно |
Великобритания | 2 630 | 46 | 13,6 | 49 | 50 - 53 |
Германия | 2 290 | 37 | 18,5 | 46 | 50 - 52 |
Италия | 3 920 | 68 | 16,8 | 73 | 57 - 60 |
Франция | 1 980 | 35 | 15,2 | 54 | 55 - 62 |
Страны ЕС | 15 770 | 45 | 68 | 72 | 63 - 67 |
США | 19 300 | 74,2 | 70,2 | 54 | 50 - 52 |
Продолжение таблицы 5
Япония | 6 450 | 49,6 | 39,5 | 78 | 52 - 55 |
Россия |
843, в том
числе малых 287 |
5,8 |
7 |
12 |
9 - 10 |
Приведенное сравнение деятельности малого и среднего предпринимательства в России и за рубежом свидетельствует о различном вкладе малого предпринимательства в экономику и в решение социальных проблем в нашей стране и промышленно развитых странах. Опережающее развитие малого предпринимательства за рубежом обусловлено более длительным становлением этой сферы хозяйствования, а также реализацией комплекса разнообразных мер по реализации государственной поддержки предпринимательства в общем.
По оценкам экспертов, для нашей страны с ее масштабами и численностью населения малых предприятий должно быть как минимум 5-6 млн. Только в этом случае экономическая ситуация и положение самого малого бизнеса могло бы существенно измениться.
МП в России обладает рядом отличительных особенностей, не характерных для малого бизнеса в развитых странах. Среди них:
-
высокий уровень диверсификации
(многопрофильности) малых
-
стремление к максимальной
- высокая доля «теневого» сектора (по различным оценкам, от 30 до 50% реального оборота субъектов МП не задействованы в решении общегосударственных задач) [5, с. 28];
-
общий низкий технический
-
низкий управленческий уровень,
-
высокая степень
-
неразвитость самоорганизации
- работа в условиях отсутствия полной и достоверной информации о состоянии и конъюнктуре рынка;
-
неразвитость системы
Один
из знатоков данной проблемы, Л.А. Колесникова,
видит ее в неэффективности усилий
государства в данном направлении. По
ее мнению, большинство программ развития
малого и среднего бизнеса сыграли скорее
декларативную и политическую роль, а
частичная реализация федеральных и региональных
программ, по сути, не изменила неблагоприятных
в целом условий функционирования малых
предприятий [14, с. 20].
3 ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ
СУБЪЕКТОВ МАЛОГО
ПРЕДПРИНЕМАТЕЛЬСТВА
Основные проблемы, с которыми сталкивается отечественный бизнес, в первую очередь связаны с той политикой, которую проводит государство.
Кризис может привести к значительному количественному сужению малого бизнеса, т.е. к уходу с рынка (прежде всего «в тень») части малых предприятий, вынужденных временно свернуть или полностью прекратить свою легальную хозяйственную деятельность, а также к сокращению численности занятых на малых предприятиях, снижению объемов оборота и инвестиций в основной капитал на малых предприятиях.
Анализ специфики кризисных явлений и малого бизнеса позволил определить основные проблемы субъектов малого бизнеса (см. табл. 6).
Следует отметить, что основные существующие или возможные проблемы у субъектов малого предпринимательства носят финансовый характер:
- отсутствие оборотных средств;
- отсутствие
доступа к банковским
- отсутствие
свободного доступа к займам
государственных и
- снижение
спроса на продукцию — при
неизменном уровне издержек
- риск
неплатежей от контрагентов — отказ
от работы с некоторыми контрагентами,
снижение прибыли, повышение рисков «затоваривания»
[9, c. 32].
Таблица 6 Основные проблемы малого бизнеса в кризисный период
Категория
субъектов малого
предпринимательства |
Проблемы |
Субъекты МП, которые активно используют заемные средства для производства, оказания услуг | Отсутствие
доступа к банковскому |
Субъекты МП, производящие продукцию для средних и крупных предприятий | Снижение спроса на продукцию, риск неплатежей со стороны контрагентов |
Субъекты МП, оказывающие производственные, маркетинговые, кадровые, информационные, консультационные и прочие услуги | Снижение спроса на услуги, риск неплатежей |
Субъекты
МП, действующие в сфере |
Снижение спроса на продукцию и услуги, стоимости продукции, тогда как материалы могли быть закуплены по высоким ценам начала - середины года |
Субъекты МП, действующие в оптовой и розничной торговле | Повышение стоимости импортной продукции, трудности с оборотными средствами, в среднесрочной перспективе - снижение спроса на продукцию |
Субъекты
МП, действующие в сфере |
Снижение спроса на продукцию и услуги, рентабельности и ликвидация отдельных предприятий |
Субъекты МП, оказывающие услуги в сфере транспорта | Снижение спроса на продукцию и услуги, рентабельности и ликвидация отдельных предприятий |
Информация о работе Основные проблемы субъектов малого предпринимательства