Основные проблемы субъектов малого предпринимательства

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Октября 2011 в 08:50, курсовая работа

Краткое описание

Целью курсовой работы является рассмотрение основных проблем малого бизнеса в России и определение перспективных направлений развития малого предпринимательства со стороны государства, отвечающих современным условиям экономических преобразований.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ
1 Проблемы развития малых предприятий в процессе становления рыночной экономики
1.1 Сущность и субъекты малого бизнеса
1.2 Формы и методы государственного регулирования малого бизнеса
2 Анализ влияния государственной поддержки на развитие малого бизнеса в России
2.1 Специфика развития малого предпринимательства в России
3 Основные проблемы субъектов малого предпринимательства
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

Файлы: 1 файл

kurs.doc

— 270.00 Кб (Скачать)

     Таблица 3  Состояние малого предпринимательства Иркутской области

Показатели 2007 г. 2008 г.
Количество  малых предприятий, ед. 10440 11852
Количество  работающих на малых предприятиях, чел. 78562 82097
Количество  предпринимателей без образования  юридического лица, чел. 51452 61669
Доля  занятых в малом бизнесе в  общем количестве занятых в экономике  региона (без учета работников у  ПБОЮЛ), % 16,4 17,8
Доля  отгруженных товаров собственного производства, выполнено работ, услуг собственными силами малых предприятий в объеме отгруженных товаров собственного производства, выполненных работ, оказанных услуг в целом по области, % 9,7 10,2
Среднемесячная  заработная плата, руб. 5480 7515
 

     На  малых предприятиях работало на постоянной основе 82,1 тыс. человек. В области зарегистрировано 61,6 тыс. предпринимателей, осуществляющих свою деятельность без образования юридического лица. Общее количество занятых в малом предпринимательстве без учета работников у индивидуальных предпринимателей составило 143,7 тыс. человек или 17,8% от общего количества занятых в экономике области.

     Доля  продукции, произведенной малыми предприятиями, в общем валовом региональном продукте 2008 г. — 10,8% (оценка ВРП 2008 г. — 316 867,2 млн. руб. Малыми предприятиями в 2008 г. произведено продукции на сумму 34 351,8 млн. руб.). Доля в ВРП 2005г. — 8,5%.

     В 2008 г. объем выпуска продукции, работ, услуг составил 38 млрд. рублей (темп роста — 110,4%) [20].

     Сложившаяся структура малых предприятий по видам деятельности в Иркутской области близка к структуре малых предприятий в Российской Федерации. Наибольшую долю составляют предприятия торговли и общественного питания, что объясняется относительно быстрой окупаемостью вложенных средств, стабильным потребительским спросом (см. табл. 4) [20]. 

     Таблица 4 Отраслевая структура малых предприятий Иркутской области

Вид деятельности Доля, %
Оптово-розничная  торговля 42,23
Услуги  и операции с недвижимостью  18,0
Строительство 11,17
Обрабатывающие  производства 10,8
Транспорт и связь  5,96
Сельское  и лесное хозяйство  4,1
Прочие  7,7
 

     Несмотря  на положительные тенденции в  России уровень развития малого и среднего бизнеса в настоящее время не соответствует потребностям экономики страны. К европейскому уровню (25–30 предприятий на тысячу жителей) приближаются лишь Санкт-Петербург (23 предприятия) и Москва (21 предприятие), на третьем месте Магадан (12 предприятий). В среднем же по России на тысячу жителей приходится 6 малых предприятий, в депрессивных районах и вовсе 1–2 [3, с. 25].

     Ныне  в общем количестве экономически активного российского населения предприниматели составляют около 17%. Это в 3-4 раза ниже уровня западноевропейских стран.

     В таблице 5 отражены основные показатели, характеризующие развитие малого и среднего предпринимательства в экономически развитых странах. В современной экономике промышленно развитых стран от 50 до 60% валового внутреннего продукта приходится на малые и средние предприятия. Например, в Великобритании этот показатель составляет от 50 до 53%, в странах ЕС — от 63-67%, в Японии данный показатель составляет 55% от общей доли всего ВВП; для сравнения, в России данный показатель составляет от 9 до 12,5%. Для сравнения рассмотрим такой показатель, как число занятых на малых и средних предприятиях. В Российской Федерации число работающих на малых и средних предприятиях составляет около 9 млн человек, это 17,8% от общей доли работающего населения. В странах ЕС на малых и средних предприятиях работают 68 млн человек, что составляет 72% от числа занятых, в Японии — 39,5 млн человек, это около 78% всех занятых в стране [6, с. 13]. 

Таблица 5  Показатели развития малого и среднего бизнеса в России и за рубежом

 
 
Страны
Кол-во

МСП, тыс.

Кол-во

МСП на 1000

жителей

Занято на малых и средних

предприятиях,

млн чел.

Доля МСП

в общей

численности

занятых, %

Доля МСП в ВВП, %, оценочно
Великобритания 2 630 46 13,6 49 50 - 53
Германия  2 290 37 18,5 46 50 - 52
Италия  3 920 68 16,8 73 57 - 60
Франция 1 980 35 15,2 54 55 - 62
Страны  ЕС 15 770 45 68 72 63 - 67
США 19 300 74,2 70,2 54 50 - 52

     Продолжение таблицы 5

Япония  6 450 49,6 39,5 78 52 - 55
 
Россия 
843, в том

числе малых

287

 
5,8
 
7
 
12
 
9 - 10

      

     Приведенное сравнение деятельности малого и  среднего предпринимательства в России и за рубежом свидетельствует о различном вкладе малого предпринимательства в экономику и в решение социальных проблем в нашей стране и промышленно развитых странах. Опережающее развитие малого предпринимательства за рубежом обусловлено более длительным становлением этой сферы хозяйствования, а также реализацией комплекса разнообразных мер по реализации государственной поддержки предпринимательства в общем.

     По  оценкам экспертов, для нашей  страны с ее масштабами и численностью населения малых предприятий должно быть как минимум 5-6 млн. Только в этом случае экономическая ситуация и положение самого малого бизнеса могло бы существенно измениться.

     МП  в России обладает рядом отличительных  особенностей, не характерных для малого бизнеса в развитых странах. Среди них:

     - высокий уровень диверсификации (многопрофильности) малых предприятий. Нестабильная российская экономика заставляет предпринимателей искать любые источники дохода, занимаясь различными видами деятельности, порой не связанными между собой ни организационно, ни технологически;

     - стремление к максимальной самостоятельности.  В странах с развитой рыночной  экономикой значительная часть  малых предприятий работает на  условиях субподряда, в системе франчайзинга и т.п.;

     - высокая доля «теневого» сектора (по различным оценкам, от 30 до 50% реального оборота субъектов МП не задействованы в решении общегосударственных задач) [5, с. 28];

     - общий низкий технический уровень  и низкая техническая оснащенность в сочетании со значительным инновационным потенциалом;

     - низкий управленческий уровень,  недостаток знаний, опыта и культуры рыночных отношений;

     - высокая степень приспосабливаемости  к внешним условиям хозяйствования;

     - неразвитость самоорганизации и  системы поддержки малого бизнеса;

     - работа в условиях отсутствия полной и достоверной информации о состоянии и конъюнктуре рынка;

     - неразвитость системы информационных, консультационных и обучающих услуг [10, с. 53].

     Один  из знатоков данной проблемы, Л.А. Колесникова, видит ее в неэффективности усилий государства в данном направлении. По ее мнению, большинство программ развития малого и среднего бизнеса сыграли скорее декларативную и политическую роль, а частичная реализация федеральных и региональных программ, по сути, не изменила неблагоприятных в целом условий функционирования малых предприятий [14, с. 20]. 

 

      3  ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ СУБЪЕКТОВ МАЛОГО   ПРЕДПРИНЕМАТЕЛЬСТВА 

     Основные  проблемы, с которыми сталкивается отечественный бизнес, в первую очередь  связаны с той политикой, которую  проводит государство.

     Кризис  может привести к значительному  количественному сужению малого бизнеса, т.е. к уходу с рынка (прежде всего «в тень») части малых предприятий, вынужденных временно свернуть или полностью прекратить свою легальную хозяйственную деятельность, а также к сокращению численности занятых на малых предприятиях, снижению объемов оборота и инвестиций в основной капитал на малых предприятиях.

     Анализ  специфики кризисных явлений  и малого бизнеса позволил определить основные проблемы субъектов малого бизнеса (см. табл. 6).

     Следует отметить, что основные существующие или возможные проблемы у субъектов  малого предпринимательства носят финансовый характер:

- отсутствие  оборотных средств;

- отсутствие  доступа к банковским кредитным  услугам как для решения проблемы с оборотными средствами, так и для реализации начатых или намеченных инвестиционных проектов;

- отсутствие  свободного доступа к займам  государственных и муниципальных фондов поддержки малого предпринимательства в связи с малыми размерами их финансовых активов и ограниченным бюджетным финансированием этих фондов;

- снижение  спроса на продукцию — при  неизменном уровне издержек ухудшение  показателей оборачиваемости капитала, уменьшение нормы прибыли и рентабельности бизнеса;

- риск  неплатежей от контрагентов — отказ от работы с некоторыми контрагентами, снижение прибыли, повышение рисков «затоваривания» [9, c. 32]. 

Таблица 6 Основные проблемы малого бизнеса в кризисный период

Категория субъектов малого

предпринимательства

Проблемы
Субъекты  МП, которые активно используют заемные средства для производства, оказания услуг Отсутствие  доступа к банковскому финансированию, переоценка залогового обеспечения, ухудшение  условий кредитования, трудности  с оборотными средствами, переход к теневому кредитованию в форме нелегальных кредитных услуг
Субъекты  МП, производящие продукцию для средних и крупных предприятий Снижение спроса на продукцию, риск неплатежей со стороны  контрагентов
Субъекты  МП, оказывающие производственные, маркетинговые, кадровые, информационные, консультационные и прочие услуги Снижение спроса на услуги, риск неплатежей
Субъекты  МП, действующие в сфере строительства (производство строительных материалов, выполнение строительных и ремонтных работ) Снижение спроса на продукцию и услуги, стоимости  продукции, тогда как материалы могли быть закуплены по высоким ценам начала - середины года
Субъекты  МП, действующие в оптовой и  розничной торговле Повышение стоимости  импортной продукции, трудности  с оборотными средствами, в среднесрочной перспективе - снижение спроса на продукцию
Субъекты  МП, действующие в сфере общественного  питания и ресторанном бизнесе Снижение спроса на продукцию и услуги, рентабельности и ликвидация отдельных предприятий
Субъекты МП, оказывающие услуги в сфере транспорта Снижение спроса на продукцию и услуги, рентабельности и ликвидация отдельных предприятий

Информация о работе Основные проблемы субъектов малого предпринимательства