Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Октября 2011 в 08:50, курсовая работа
Целью курсовой работы является рассмотрение основных проблем малого бизнеса в России и определение перспективных направлений развития малого предпринимательства со стороны государства, отвечающих современным условиям экономических преобразований.
ВВЕДЕНИЕ
1 Проблемы развития малых предприятий в процессе становления рыночной экономики
1.1 Сущность и субъекты малого бизнеса
1.2 Формы и методы государственного регулирования малого бизнеса
2 Анализ влияния государственной поддержки на развитие малого бизнеса в России
2.1 Специфика развития малого предпринимательства в России
3 Основные проблемы субъектов малого предпринимательства
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
Субъекты МП, реализующие инвестиционные проекты, направленные на модернизацию и расширение производства | Отсутствие
финансовых средств для развития,
замораживание проектов
развития |
Субъекты МП, работающие по государственному и муниципальному заказу | Снижение объемов заказов в 2009 г., неоплата работ, произведенных в 2008 г., повышение конкуренции за государственный и муниципальный заказы |
Все субъекты МП | Административное давление на бизнес, увеличение числа проверок, снижение оборачиваемости капитала, увольнение наемных работников |
Административные
барьеры. Это также проблема номер
один в развитии российского
Не случайно согласно опросу, проведенному Всероссийским центром изучения общественного мнения в декабре 2008 г., среди российских предпринимателей 63% респондентов были убеждены, что для формирования новых предприятий сложившаяся в стране бизнес-среда является скорее помехой, нежели благоприятствующим фактором. Таково следствие бесчисленных нарушений прав бизнеса.
В настоящее время первую строку в «рейтинге» таких нарушений занимает недобросовестная конкуренция между предпринимателями (60%). Далее следуют недобросовестные действия представителей власти, в частности создание преференций отдельным фирмам. При этом главный очаг коррупции, согласно опросу ВЦИОМ, составляют правоохранительные органы (ими недовольны 43% предпринимателей). Лишь немногим отстают от них местные органы власти (39%). Далее по ранжиру идут территориальные подразделения таких федеральных ведомств, как Федеральная антимонопольная служба, санэпидемстанции, пожарная инспекция и т.д. [8, с. 84]
Создание
благоприятных условий для
Вместе
с тем набирает силу и противоположная
тенденция. Постепенно создаются благоприятные
условия для морально-
Такие настроения определяются рядом позитивных моментов. В последние годы произошло существенное изменение процедуры регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. Теперь государственную регистрацию осуществляет единый орган — Федеральная налоговая служба РФ. Сформирован закрытый перечень базовых документов, представляемых при государственной регистрации субъектов предпринимательской деятельности; закреплен максимальный срок регистрации — 5 дней. Введена процедура «одного окна», согласно которой регистрирующий орган самостоятельно направляет сведения о внесении записи в единый государственный реестр в государственные внебюджетные фонды для регистрации юридических лиц, индивидуальных предпринимателей в качестве страхователей. Сокращены сроки предоставления лицензии с 60 до 45 дней, уменьшен перечень представляемых для получения и переоформления лицензии документов, введен механизм упрощенного порядка лицензирования отдельных видов деятельности при заключении договора страхования гражданской ответственности и др.
В целях обеспечения защиты прав хозяйствующих субъектов введена норма, закрепляющая ответственность лицензирующих органов и их должностных лиц в случае ненадлежащего исполнения ими своих обязанностей и совершения противоправных действий. Усовершенствована система предоставления информации по вопросам лицензирования. Теперь лицензирующие органы обязаны формировать открытые и общедоступные государственные информационные ресурсы в сети общего пользования. В соответствии с новыми нормативами приостановление действия лицензии будет возможно лишь на основании решения суда. Предусмотрено поэтапное упразднение лицензирования 49 видов деятельности. В список отменяемых вошли виды деятельности, активно осуществляемые малыми предпринимателями: в области строительства, туризма, перевозки пассажиров легковым автомобильным транспортом (такси) и другие [17, с. 9].
С целью реформирования системы государственного контроля (надзора) Минэкономразвития России в 2006 г. разработаны и в настоящее время проходят согласование с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти концепция и проект технического задания на разработку проекта федерального закона, защищающего права юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора). Документ предусматривает не только устранение неэффективного государственного вмешательства в экономику, но и передачу ряда государственных функций организациям саморегулирования.
Концепция предполагает также разделить задачи надзора и контроля. Надзор станет достоянием государственных органов. Контроль же будет сведен к проведению испытаний, измерений, экспертиз, осуществляемых самими субъектами рынка. Такое разграничение исключит прямое и косвенное финансирование органов государственного контроля за счет предпринимателей, позволит частным компаниям создать конкурентный рынок услуг. Предполагается замена обязательной сертификации декларированием соответствия более чем по 300 позициям. В режим декларирования соответствия переведены пушно-меховые и овчинно-шубные изделия, отдельные виды тканей, немеханизированный инструмент, мебель и другие товары [18, с. 45].
Размещение заказов. В целом указанные меры Правительства Российской Федерации по устранению административных барьеров, обременяющих малый бизнес, позволяют отчасти снизить его финансовые издержки. Но их явно недостаточно для кардинального исправления сложившейся ситуации. В настоящее время более действенным средством является формирование инструментов поддержания спроса на товары и услуги, производимые малым бизнесом. Поэтому в соответствии с действующим законодательством государственные заказчики обязаны размещать свои заказы (исключая оборонные) у субъектов малого предпринимательства в размере 15% от общего объема поставок товаров, выполнения работ и оказания услуг. Размещение заказов проводится путем проведения торгов.
Анализ результатов последних маркетинговых исследований и опрос 5583 субъектов малого предпринимательства и 117 государственных заказчиков позволяют сделать вывод, что малый и средний бизнес в сложившихся условиях представлен практически во всех отраслях, где размещаются государственные заказы на поставку товаров, выполнение работ и оказание услуг. При этом большинство субъектов малого предпринимательства готовы к участию в торгах при цене лота до 3 млн. руб. В этом случае госзаказ на поставку товаров и выполнение работ охотно берут соответственно 70% и около 95% субъектов малого предпринимательства. При цене лота до 2 млн. руб. оказывать услуги готовы более 86% субъектов [8, c. 85].
По
оценкам Минэкономразвития
Налоговое законодательство. Его либерализация призвана сыграть существенную роль в улучшении положения малого бизнеса.
В
этом направлении ведется
Эта ставка довольно высока. Поэтому премьер-министр России В.В. Путин, возглавляющий «Единую Россию», заявил на ее последнем съезде о необходимости снижения ставки налога втрое. Это должно уменьшить фискальную нагрузку на малые и средние предприятия.
Примечательно, что независимо от объекта налогообложения уплата единого налога заменяет уплату налога на прибыль (подоходного налога), налога на добавленную стоимость, налога на имущество. А вместо единого социального налога предприниматели, перешедшие на упрощенную систему налогообложения, уплачивают взносы в Пенсионный фонд.
Применение единого налога на вмененный доход позволяет субъекту предпринимательства точно планировать ежегодные налоговые платежи, поскольку размер налога не зависит от фактических результатов деятельности. Торговля, общественное питание, бытовое обслуживание населения, автоперевозки, наружная реклама и услуги гостиниц — таковы виды деятельности, в отношении которых может быть принято решение о введении единого налога на вмененный доход. Поступления от единого налога на вмененный доход имеют тенденцию постоянного роста (в среднем на 50% в год). В настоящее время число плательщиков единого налога на вмененный доход составляет в России 1850 тыс. человек, из них 91% — индивидуальные предприниматели. Из общего числа плательщиков данного налога 80% заняты в розничной торговле [12, c. 15].
В 2005 г. внесены изменения и дополнения в главы Налогового кодекса с целью совершенствования специальных налоговых режимов. Так, в рамках упрощенной системы налогообложения значительно расширен перечень расходов, которые уменьшают налогооблагаемые доходы. К ним относятся расходы на аудиторские, бухгалтерские и юридические услуги, на услуги по гарантийному ремонту, расходы на сертификацию, на оплату услуг специализированных организаций, чьи заключения нужны, к примеру, при получении лицензий.
Однако упрощенная система налогообложения среди мелких предпринимателей не получила всеобщего распространения. Она мешает состыковке интересов и создает помехи ведению стандартного бухгалтерского и налогового учета.
С 1 января 2006 г. в систему налогообложения введен единый налог на вмененный доход (ЕНВД). Характер его применения и размеры непосредственно отнесены к вопросам местного значения, причем несколько расширены виды предпринимательской деятельности в целях применения данного режима. Базовая доходность, являющаяся основой для расчета ЕНВД, устанавливается Налоговым кодексом Российской Федерации и является единой для всех территорий. На местном уровне имеется возможность использования корректирующего понижающего коэффициента (К2) с целью учета особенностей предпринимательской деятельности (удаленность от дорог, время работы, ассортимент и т.п.).
С 1 января 2006 г. вступили в силу изменения, внесенные в Налоговый кодекс, определяющие порядок взимания налогов по упрощенной системе налогообложения. Они предполагают наличие патента у индивидуальных предпринимателей, работающих без наемных работников. Патент предусмотрен для 58 видов деятельности, к которым отнесены, в частности, ремонт обуви, пошив одежды, ремонт часов, фотоуслуги и т.п. Решение о введении патентной системы принимает субъект Федерации. Рассчитывается налог для каждого вида деятельности по индивидуальной формуле. Согласно ей определяется потенциальный доход, который облагается по ставке 6%. Поэтому сумма налога известна предпринимателю заранее. Патент применяется на добровольной основе. Его можно приобрести на квартал, полугодие, девять месяцев или год.
Треть стоимости патента оплачивается через 25 дней после его получения в налоговом органе, а оставшиеся две трети — после истечения срока, на который был взят патент. Основные преимущества такого режима состоят в выходе предпринимателей из внеправовой среды, более высоком уровне защищенности от произвола контролирующих органов (упрощенная форма расчета налога снижает риски бухгалтерских ошибок). Для данной системы характерны ограниченные и предсказуемые налоговые выплаты. Вследствие выхода предпринимателей из теневой сферы ее применение обеспечивает прирост бюджетных доходов. Однако в настоящее время, несмотря на явные преимущества патентной системы для деятелей малого предпринимательства, основная часть субъектов Федерации пока не ввела данный режим налогообложения. Патентная система относительно активно используется всего лишь в нескольких регионах страны (в частности, в Москве, Калининградской и Оренбургской областях) [8, c. 86].
Информация о работе Основные проблемы субъектов малого предпринимательства