Введение
Молодежь – своего рода
социальный аккумулятор тех трансформаций,
которые всегда постепенно (день за
днем, год за годом) и потому незаметно
для общего взора происходят в
глубинах общественной жизни, ускользая
от внимания большинства. Это критические
взгляды и настроения в отношении
существующей действительности, новые
идеи и та энергия, которые особенно
нужны в момент коренных реформ.
Как носитель огромного интеллектуального
потенциала, особых способностей к
творчеству, молодежь - ускоритель внедрения
в практику новых идей, инициатив,
новых форм жизни, ибо по природе
она противник консерватизма
и застоя. Молодежь – явление конкретно-историческое,
т.е. продукт истории и определенной культуры
и в то же время их движущая сила и фактор
перемен, социальная ценность. Необходимо
новое понимание молодежи как самоценной
стадии возрастного, духовного и социального
развития. Молодость – не служебно-подготовительная
фаза возрастного развития, как считалось
веками, а главный источник сегодняшних
перемен. Правильное понимание сущности
молодежи, грамотная молодежная политика
– это условие прорыва общества в будущее,
в 50 развитых государств мира. Отношение
общества к молодежи, положение и роль
молодежи в обществе становятся лакмусовой
бумажкой на его современность и способность
быстро прогрессировать. Общество должно
принципиально по новому открыть молодежь,
исходным пунктом такого понимания является
установление точки зрения на молодежь
как на равноправный в ряду других человеческий
возраст, не сводящийся лишь к возрастным
особенностям и отклонениям от «нормы»
(«незрелость», «неразумность» и т.п.),
а, напротив, как на наиболее ценный для
общества период жизни человека, в котором
он более чем когда-либо стремится к самоопределению,
самоутверждению и самореализации. В общественном
мнении подростки и молодежь обычно ассоциируется
с социально-демографической группой,
у которой есть свои специфические проблемы,
решение которых не возможно без помощи
государства. Между тем, сами молодые люди
стремятся стать субъектом общественной
жизни, включиться в решения актуальных
проблем общества, решая при этом свои
специфические проблемы становления и
взросления. Взрослое сообщество редко
ведет равноправный диалог с молодыми
гражданами страны, беря на себя весь груз
ответственности. Молодежь является объектом
изучения всех социогуманитарных наук.
Следует отметить интерес к ней со стороны
философии, психологии, педагогики, демографии
и особенно социологии и социальной работы.
Основная причина интереса исследователей
к молодому поколению связана с ростом
социально обусловленных требований,
поскольку общество заинтересовано в
их в высокой квалификации, гражданском
самосознании, в их умении самостоятельно
и творчески мыслить, правильно оценивать
ситуацию, брать на себя ответственность
и т.д. Социальные права и проблемы молодежи,
ее возможности интегрироваться в общество
интересуют все мировое сообщество. В
настоящее время молодежь во всем мире
является значительной по численности
и быстро растущей социальной группой.
Она причастна практически ко всему, что
происходит в современном мире. И если
общество предъявляет повышенные требования
к молодежи, то и сама молодежь становится
все более требовательной и активной в
отношениях с обществом. К сожалению, молодежь
– одна из самых проблемных групп общества,
претерпевающая внутренние изменения
и постоянное усложнение взаимосвязей
и отношений со всеми элементами социальной,
политической и других структур общества.
Молодежные проблемы не существуют сами
по себе, они органично вплетены в самую
плоть социального развития.
Молодежь Казахстана
в структуре населения
Молодежь всегда была особой
социально-демографической группой
общества, занимающая специфическую
позицию в процессе воспроизводства
социальной структуры. На сегодняшний
день казахстанская молодежь является
одной из наиболее крупных социальных
групп в социально-демографической структуре
общества. По данным Агентства Республики
Казахстан по статистике в 2011 году общая
численность молодежи Казахстана составила
4 483 285 человек, что составила 27% от общей
численности населения республики.
Возраст |
14-18 лет |
19-23 лет |
24-28 лет |
Всего |
Численность |
1 363 838 |
1 636 235 |
1 483 212 |
4 483 285 |
Доля от общей численности
населения в % |
8,1 |
9,9 |
9,0 |
27,0 |
В 2011 году сохранилось небольшое
преобладание среди молодых граждан
республики мужчин – 2 245 249 (женщин – 2 238 036
человек).
Численность молодежи по регионам
№
п/п |
Наименование
региона |
Годы |
Динамика численности
(чел.) (+/-) увеличение/ уменьшение |
1999 |
2011 |
1. |
Акмолинская |
201 466 |
180 772 |
- 20 694 |
2. |
Актюбинская |
178 737 |
232 985 |
+ 54 248 |
3. |
Алматинская |
405 837 |
510 281 |
+ 104 444 |
4. |
Атырауская |
115 401 |
150 323 |
+ 34 922 |
5. |
Западно-Казахстанская |
152 111 |
162 320 |
+ 10 209 |
6. |
Жамбылская |
268 218 |
281 970 |
+ 13 752 |
7. |
Карагандинская |
354 603 |
343 943 |
- 10 660 |
8. |
Костанайской |
249 647 |
226 718 |
- 22 929 |
9. |
Кызылординская |
169 500 |
194 516 |
+ 25016 |
10. |
Мангыстауской |
84 204 |
151 149 |
+ 66 945 |
11. |
Южно-Казахстанская |
539 500 |
736 029 |
+ 196 529 |
12. |
Павлодарская |
204 893 |
186 257 |
- 18 636 |
13. |
Северо-Казахстанская |
173 949 |
134 471 |
- 39 478 |
14. |
Восточно-Казахстанская |
381 107 |
348 516 |
- 32 591 |
15. |
г. Астана |
91 616 |
221 723 |
+ 130 107 |
16. |
г. Алматы |
301 777 |
420 842 |
+ 119 065 |
Наибольшее количество молодежи
проживает в Южно-Казахстанской
(736 029 человек), Алматинской (510 281 человек),
Восточно-Казахстанской (348 516), Карагандинской
(343 943 человек) и в городе Алматы (420 842 человек).
Вместе с тем, количество молодежи растет
в западных регионах, т.е.
данный показатель увеличен в Мангыстауской
области на 66 945 человек, Актюбинской области
на 54 248 человек, Атырауской области на
34 922 человек. Причиной такого увеличения
может быть появление новых предприятий
и связанное с ним увеличение рабочих
мест.
Общая характеристика
актуальных проблем казахстанской молодежи
Молодежь является наиболее
энергичной, образованной, физически
и профессионально подготовленной,
мобильной, быстро воспринимаемой достижения
научно-технического прогресса, более
адаптированной к изменившимся социально-экономическим
условиям, требованиям рыночной экономики.
Однако на современном этапе молодежь
занимает не соответствующее ее возможностям
место. Наиболее актуальными проблемами
молодежи, по словам самой молодежи, выступают
социально-экономические проблемы. Молодежь
в первую очередь обращает внимание на
низкий уровень доходов, наличие безработицы,
проблемы здорового образа жизни, дороговизна
жизни, жилищные проблемы, высокая криминогенная
обстановка.
Основные проблемы, по мнению
молодежи
Все эти и другие проблемы,
должны побуждать общество и государственные
органы помочь молодому поколению, тем
молодым людям, которые хоть раз
в жизни столкнулись с трудно
разрешимой проблемой. Этому же способствует
ознакомление казахстанского общества
с социальной работой стран ближнего
и дальнего зарубежья и те кардинальные
изменения, связанные с процессом
становления независимого государства,
возникновением и созданием условий
для социальной помощи и поддержки,
всем нуждающимся. Ускорить этот процесс
– наша с вами задача. Именно поэтому Детский
фонд ООН (ЮНИСЕФ), Министерство образования
и науки Республики Казахстан (МОН РК)
и Национальный Центр проблем формирования
здорового образа жизни (НЦПФЗОЖ) решили
организовать Форум подростков и молодежи. Основная
цель Форума – установление равноправного
и позитивного диалога в обсуждении волнующих
их вопросов и нахождения вместе с Правительством
путей их эффективного решения. Его общей
задачей является продвижение участия
подростков и молодежи в вопросах, которые
непосредственно касаются их, способствовать
созидательной энергии молодых людей
вносить вклад в развитие страны и гражданского
общества. Приступая к организации Форума
его соорганизаторы исходили из следующих
приоритетных задач:
• определить и изучить проблемы,
которые являются наиболее приоритетными
для подростков и молодежи;
• определить пути эффективного
решения данных проблем через предоставление
услуг и реализацию программ;
• определить пути улучшения
качества услуг, предоставляемых подросткам
и молодежи, на основе их потребностей;
• повысить осведомленность
подростков и молодежи Казахстана об их
правах на участие в вопросах, касающихся
их здоровья и благополучия;
• усиление приверженности
молодых людей к внесению вклада в реализацию
собственных рекомендаций.
Молодежь на рынке
труда
В сентября - октябре 2011 года
сеть комитетов «Молодежные банки
идей», курируемые Фондом Евразия Центральной
Азии (ФЕЦА), провели исследование проблем
молодежи в своих городах: Костанае,
Таразе, Уральске и Усть-Каменогорске.
Из результатов исследования видно,
что молодым людям нечем заполнить
досуг, они испытывают трудности
в поиске работы и даже неоплачиваемой
практики. Переход к рынку обострил
положение, вытесняя молодежь на рынке
труда из разряда занятых в
разряд безработных. Молодые люди в
силу установления рынка наиболее подвержены
массовым увольнениям, поэтому в
настоящее время очевиден высокий
процент безработных среди молодежи.
Из-за чего, вероятно, исходит проблема
зависимости от алкоголя, никотина
и наркотиков. Также были отмечены и
специфические особенности по городам:
в Таразе отметили отсутствие интереса
у молодежи к саморазвитию (93%), в Уральске
– проблемы культурных, этических норм
поведения молодых людей (54%), в Костанае
– дорогой проезд и низкая стипендия у
студентов (45%), а в Усть-Каменогорске –
проблемы экологии (15%). В Усть-Каменогорске
(55%) и Костанае (28%) главным решением проблем
молодежь выдвинула предложение «наладить
организацию практики и трудоустройства
для молодежи», в Уральске (41%) и Таразе
(58%) – «пробудить желание молодежи к саморазвитию».
Однако по общим результатам в четырех
городах самым популярным предложением
является «организация досуга» (42%). «В
действительности, замечена тенденция
по трудоустройству на работу - требуются
специалисты с опытом работы, - но как его
получить, если на работу не берут? И вопрос:
почему университеты и колледжи при поступлении
гарантируют трудоустройство по окончании
учебы?» На практике же оказывается всё
по-другому. Важной частью жизни каждого
казахстанца в возрасте от 14 до 29 лет является
вопрос трудоустройства. Как я уже отмечала,
молодой человек, в силу своего возраста,
не обладает каким-либо опытом в той или
иной сфере, однако обладает огромным
инновационным и творческим потенциалом,
желанием и возможностью плодотворно
работать. Но несмотря на улучшение социальной
и общеэкономической ситуации в стране,
проблема трудоустройства молодёжи остаётся
актуальной. Молодые люди без опыта и навыков
работы не пользуются спросом на рынке
труда. В Алматы им в какой-то мере пытается
помочь Фонд государственной молодежной
политики, но все же проблему трудоустройства
после окончания вуза, совмещения учебы
и работы и возможности подзаработать
во время каникул многим юношам и девушкам
приходится решать самим. Как сообщает
Фонд государственной молодежной политики
по Алматы, по данным за 2006 год численность
молодежи в возрасте от 16 до 30 лет в городе
составляет около 380 505 человек, это почти
30% от всего населения Алматы. В рамках
городской прогр аммы по борьбе с безработицей
и занятостью молодежи предлагаются курсы
профессионального обучения, участие
в общественных работах, реализации социальных
услуг. Поскольку выпускники школ не имеют
какой-либо профессии, они идут на оплачиваемые
общественные работы. Их организация является
активной мерой на рынке труда, обеспечивающей
временную занятость безработных и поддерживающей
у них мотивации к труду. Ежегодно до 3,5%
лиц в возрасте от 15 до 24 лет участвуют
в общественных работах. В основном они
связаны с благоустройством города и отдельных
объектов. Также учащаяся молодежь охотно
участвует в проведении региональных
общественных кампаний. В целях реализации
первоочередных мер по организации работы
с молодежью и подростками по месту жительства
в каждом районе города открыты дворовые
клубы и детские Дома творчества, в работе
которых принимают участие безработные
педагоги, в основном молодые. В течение
1 квартала 2007 года приняли участие на
общественных работах 1089 безработных,
из которых 32 человека работали в дворовых
клубах. Начиная с 2004 года, в Алматы практикуется
создание социальных рабочих мест. В основном
они связаны с оказанием социальных услуг
- работа с детьми, инвалидами, престарелыми.
Оплата труда работающих на социальных
рабочих местах составляет полторы минимальные
заработные платы в месяц на одного безработного.
В этой сфере занято всего 5% молодежи.
В Алматы работает Экспертный совет по
социальному партнерству в профессиональном
образовании. Департаментом занятости
и социальных программ г. Алматы проведен
мониторинг вузов города, заключивших
договора с работодателями. Для оказания
помощи выпускникам вузов, дальнейшего
закрепления их на рабочих местах совместно
с Департаментом предпринимательства
и промышленности принимаются меры по
предоставлению работодателями рабочих
мест для организации производственной
практики и стажировки. Ситуация на рынке
труда напрямую зависит от спроса на рабочую
силу. Ежемесячно на одно свободное рабочее
место претендует 3-4 безработных, причем
это без учета их качественной структуры.
Мониторинг потребности в рабочей силе
различных отраслей экономики показывает
возрастание спроса на специалистов и
рабочих, обладающих навыками работы по
западным технологиям, на современном
оборудовании. На рынке труда наблюдается
явный дефицит свободных мест для безработных
с низким статусом – не имеющих опыта
работы, безработных с большими перерывами
в работе, женщин с малолетними детьми,
инвалидов и т.д. В целях создания дополнительных
мер по социальной защите целевых групп
населения проводится работа по организации
для них социальных рабочих мест. В течение
1 квартала 2007 года на них направлены 474
безработных из целевых групп, которые
занимались оказанием социальных услуг
инвалидам, детям-инвалидам, многодетным
и одиноким семьям, благоустройством городских
территорий, работали в сфере обслуживания
и т.д. В соответствии с Законом РК «О занятости
населения» частные агентства занятости
взаимодействуют с государственными органами,
работодателями по вопросам трудоустройства,
создания рабочих мест и реализации программ
занятости. Так, в течение 1 квартала 2007
года представили отчет о своей деятельности
18 частных агентств. За этот период к ним
обратились 10,3 тыс. граждан, из которых
2,1 тыс. безработные, остальные – желающие
поменять место работы. Трудоустроено
432 безработных, 511 человек нашли другое
занятие. C целью поддержки и оказания
действенной помощи молодым специалистам
в трудоустройстве с 18 по 20 апреля 2007 г.
в рамках выставки «Образование и карьера»
прошла ежегодная Ярмарка вакансий. Участники
выставки – крупные казахстанские и международные
компании финансового сектора, промышленности
и сферы услуг, которые заинтересованы
в подборе квалифицированного персонала,
и частные агентства, специализирующие
в области трудоустройства. Они представили
по 10-15 вакансий. В среднем компании смогли
подобрать 25-30 подходящих резюме и провести
предварительное собеседование с претендентами.
Мероприятие посетили более 6000 студентов
последних курсов вузов города. 19 лет назад
президент Казахстана Нурсултан Назарбаев
принял решение о разработке и реализации
государственной программы "Болашак".
Сегодня Ассоциация выпускников "Болашак"
и Центр международных программ уже сами
успешно работают над программами трудоустройства
стипендиатов. С 2005 года молодежь Казахстана
участвует в инициированной главой государства
программе по озеленению страны "Жасыл
ел". Только в прошлом году в рамках
проекта было трудоустроено12 тысяч человек. Рано
или поздно молодежь трудоустраивается.
К сожалению, многие выпускники вузов
не могут найти сразу работу по полученной
специальности, а выпускники школ – по
душе. Практика показывает, если этого
не происходит в первые три года, человек
теряет интерес к работе, а иногда и к жизни
вообще. Проблема трудоустройства молодежи
должна решаться комплексно и всем обществом,
считают и работодатели, и сами безработные.
Проблеме трудоустройства молодежи в
Республике Казахстан посвящена статья
политолога Гульден Жоламановой. В своей
статье «Анализ ситуации на молодежном
рынке в Республике Казахстан» она приводит
причины слабого трудоустройства выпускников
вузов: «Во-первых, молодые люди, поступая
в ВУЗ на определенную специальность,
ориентировались на текущую конъюнктуру
на рынке труда. По окончании обнаруживается,
что востребованы совершенно другие специальности.
Во-вторых, несмотря на преимущественную
тенденцию увеличения количества грантов
на технические специальности, специальности
в сфере информационных технологий, а
также био и нанотехнологии, профессорско-преподавательский
состав университетов практически не
меняется, а потому передаваемые студентам
знания сохраняют преемственность, не
ориентируясь на текущие потребности
рынка работодателей. Хотелось бы добавить
то, что зачастую теоретические знания,
полученные в процессе обучения выпускником
ВУЗа не совсем соответствуют требованиям
работодателя, не говоря уже о практических
навыках и умениях. Таким образом, приобретаемая
студентом квалификация в ВУЗе не отвечает
требованиям реального времени. Это связанно
с тем, что профессорско-преподавательский
состав университетов не меняется, и знания,
передаваемые ими, не соответствуют реалиям
времени. Практика показывает, что большая
часть дипломированных выпускников ВУЗов
либо вынуждена работать не по специальности,
что и происходит в настоящее время, либо
переучивается и получает более востребованную
специальность. Освоению полученной специальности
на практике препятствует и то, что молодого
выпускника со студенческой скамьи без
опыта работы работодатель обычно не берет.
А если повезет и способный выпускник
пройдет испытательный срок с результатом
приема его на работу, то размер заработной
оплаты не соответствует ожиданиям и запросам
молодого специалиста. Следует отметить,
что в республике отсутствует служба,
координирующая работу по профессиональной
ориентации, оказанию помощи молодежи
в профессиональном самоопределении с
учетом потребностей экономики страны. Между
тем ООН сигнализирует о том, что даже
в развитых странах Запада молодежь вынуждена
довольствоваться в лучшем случае временной
работой. У молодых людей в три раза меньше
шансов трудоустроиться, чем у взрослых,
сообщил в нынешнем году Центр новостей
ООН. На сегодняшний день более 80 млн молодых
людей вообще не могут найти работу. В начале
2012 года в штаб-квартире ООН в Нью-Йорке
был представлен доклад "Проблемы занятости
молодежи: перспективы достижения достойного
труда в меняющемся мире". Этот документ
свидетельствует о том, что молодежь во
всем мире глубоко обеспокоена отсутствием
перспектив трудоустройства и требует
расширения возможностей в этой сфере.
В конце 2010 года общемировой уровень безработицы
среди молодежи составил 12,6%. « Сегодня
поколение молодых людей в мире более
многочисленно, чем когда-либо», – прокомментировал
генеральный секретарь ООН Пан Ги Мун
сложившуюся ситуацию. – Молодые люди
требуют соблюдения своих прав и большего
веса в экономической и политической жизни.
Необходимо объединить усилия всех составляющих
системы ООН для поддержки нового социального
контракта – экономического роста в условиях
высокой занятости населения. Начнем с
молодежи. Безработица среди молодежи
входит в число глобальных проблем уже
не одно десятилетие. Но проблема еще более
обострилась в результате продолжающегося
финансово-экономического кризиса, особенно
в развитых странах. Уровень безработицы
среди молодежи в странах ЕС вырос с 15,8%
в 2008 году до 21% в период 2010 – 2011 годов.
Он достиг рекордно высоких показателей
сразу в нескольких европейских странах,
включая государства Балтии, Грецию, Испанию
и Португалию. Во втором квартале прошлого
года доля безработных среди молодых людей
в этих странах составила 45%. Международная
организация труда недавно рекомендовала
развитым государствам создавать условия
для обеспечения молодежи достойной работой.
Обладая прекрасным стратегическим видением
долгосрочных целей, президент Казахстана
Нурсултан Назарбаев гораздо раньше приложил
усилия для расширения возможностей для
молодых людей. Он постоянно уделяет внимание
проблемам молодежи. К примеру, в апреле
2012 года на XIX сессии Ассамблеи народа
Казахстана глава государства обозначил
конкретные задачи по усилению реализации
государственной молодежной политики.
В свою очередь представители молодежных
организаций заявили, что они ответственно
подойдут к данной работе и готовы обсуждать
все созидательные инициативы для молодежи,
нацеленные на процветание страны. Кризис
в сфере занятости привел к тому, что временные
рабочие места стали во многих случаях
последним шансом для молодежи. Как известно,
молодежь нацелена на быстрый карьерный
рост и рассматривает работу в качестве
«социального лифта». Работодатель же
не всегда имеет желание траты дополнительных
расходов на «дообучение» молодых кадров.
Кроме того, для выпускника ВУЗа устроившегося
на работу по специальности не предусмотрено
никаких социальных льгот, в первую очередь,
в сфере получения жилья. Молодые специалисты,
решившие самостоятельно устроиться не
спешат обзаводиться семьями. Так, на сегодня
средний возраст вступления в брак в Казахстане
составляет у мужчин 28-30, у женщин 27 лет.
Поэтому в современных условиях шансов
получить квартиру по государственной
программе как молодая семья, где оба супруга
должны иметь детей и не достигнуть при
этом 29 лет практически нет. Поэтому молодежь
из числа молодых специалистов к спискам,
получающим жилье по госпрограмме, чаще
всего не относится, так как низкая зарплата
не позволяет прокормить семью в современных
условиях, к тому же бесконечная аренда
квартиры в Алматы просто не по карману
молодому госслужащему. На расширенном
заседании коллегии Министерства образования
и науки РК, состоявшемся 3 февраля 2010 года
Министр Ж.Туймебаев сообщил о том, что
реализуются проекты общенациональная
инициатива "Ауыл жастары" на 2009-2011
годы, "С дипломом в село", "Молодежный
кадровый резерв", "Жастар Отанға",
"Молодежная практика". Но в отчете
министра Ж. Туймебаева не было сказано
о результатах данных проектов. По результатам
деятельности проекта «Молодежный кадровый
резерв» в 2009 году зачислены в резерв 32
кандидата из 1000 претендентов, которые
уже прошли обучение и стажировку. По словам
исполнительного секретаря МК «Жас Отан»
Н.Утешева после всех этапов отбора количество
претендентов к зачислению в кадровый
резерв составит 300 человек. Из 300 претендентов
70 резервистов, успешно прошедших все
этапы конкурса и имеющих наиболее высокий
рейтинг, зачисляются в кадровый резерв
республиканского уровня. Оставшиеся
230 претендентов зачисляются в резерв
регионального уровня. Зачисление в кадровый
резерв является рекомендацией к рассмотрению
продвижения резервиста для занятия более
высокой должности либо рекомендацией
к его поступлению на государственную
службу. Да этот проект также вносит свою
лепту в трудоустройство студентов, но
лишь обучившихся по специальности «государственное
и местное управление», «политология». Как
известно, данная программа рассчитана
на 2008-2010 годы и предполагает проведение
комплексного плана мероприятий, осуществление
которого позволит создать базу для выявления,
воспитания и продвижения молодых партийных
кадров, публичных молодых политиков и
работников государственного аппарата.
Программа охватывает всю перспективную
молодежь Казахстана. Таким образом, за
весь период с 2008 по 2010 гг. реализации программы
планируется привлечение трех тысяч молодых
специалистов в различные органы государственной
службы. Своеобразной попыткой решения
данной проблемы была акция «С дипломом
в село». По данным Министерства сельского
хозяйства в 2009 году 6 582 специалиста социальной
сферы направились работать в сельскую
местность. Данная акция внесла свою лепту
в трудоустройство 6582 молодых специалистов,
но это всего лишь чуть больше чем 1 % из
всего контингента 600 000. Проект «Молодежная
практика» начал реализовываться в 2009
году в рамках «Дорожной карты» и за это
время достиг больших успехов. Проект
направлен в качестве дополнительной
меры для приобретения выпускниками первоначального
опыта работы по полученной специальности,
без которого очень сложно конкурировать
с более опытными специалистами. Максимальный
срок, на который рассчитана практика,
– шесть месяцев. На молодежную практику
направляются выпускники учреждений высшего
и среднего профессионального образования.
Ее продолжительность - не более шести
месяцев. Однако нет информационной прозрачности
данного проекта. О ходе реализации данной
программы или о том, куда конкретно были
потрачены указанные денежные средства
в СМИ не сообщается. В целом, известно,
что в рамках расширения программ молодежной
практики заключены договора почти с 13
тысячами предприятий, на которые направлены
для трудоустройства более 51 тысячи выпускников.
По словам исполняющего обязанности начальника
управления по вопросам молодежной политики
города Алматы Бахтияра Макена в 2009 году
были трудоустроены 3044 молодых специалиста.
Заключено более 1000 договоров с работодателями
на трудоустройство будущих профессионалов.
Деятельность проекта «Жастар - Отанга»
в рамках молодежного крыла Жас Отан в
основном сконцентрирована на реализации
социально-значимых проектов среди молодежи.
Так, в 2009г. власти поддержали 50 социально-значимых
идей молодых. Таким образом, из реализуемых
на сегодняшний день проектов в республике,
в сфере реального трудоустройства выпускников
ВУЗов наиболее существенный вклад, судя
по итогам 2009 года, внес проект или акция
«С дипломом в село», по результатам которой
было трудоустроено 6 582 специалиста. Как
видно из анализа деятельности остальных
проектов, они не имели эффективных результатов
в сфере комплексного трудоустройства
выпускников ВУЗов. На втором месте по
количеству трудоустроенных молодых специалистов
- проект «Молодежная практика». Следует
заметить, что большая часть проектов
начала свою реализацию лишь с 2009 года
и следует полагать, что именно с этим
может быть связана их низкая результативность. Официальные
статистические данные демонстрируют
беспрецедентные по своей успешности
показатели. По данным то уровень молодежной
безработицы в 3 квартале 2012 года составил
всего 3,8%, что в 1,4 раза ниже общего уровня
безработицы по республике. В расчет берутся
молодые люди в возрасте 15-24 лет. Интересно,
что в соответствии с законом «О государственной
молодежной политике в РК», который определяет
возраст молодежи с 15 до 28 лет, уровень
безработицы сопоставим с общереспубликанским
и составляет 5,2%. Но при этом доля наемных
работников составляет 58,2%. Остальная
часть отнесена в категорию самозанятых,
которая составляет 41,8%.
Уровень безработицы в 2010-2012гг,
в %
Источник: Агентство РК по статистике
Вышеназванные проблемы требуют
комплексного решения с учетом системного
анализа сложившейся ситуации на
рынке труда. Таким образом, для
содействия и оказания поддержки
по трудоустройству молодежи рекомендуется:
- создать специализированный орган, координирующий работу по профессиональной ориентации, оказанию помощи молодежи в трудоустройстве в соответствии с их специализацией. Реальное трудоустройство молодых специалистов по специальности позволило бы скорректировать конъюнктуру рынка труда;
- развитие интернет-службы по оперативному информированию и консультированию молодежи по вопросам трудоустройства на базе каждого университета. Информационный вакуум должны заменить своевременные оповещения о той или иной вакантной позиции при помощи рассылки писем студентам своего ВУЗа либо размещения информации на сайте университета;
- повышать уровень образования через активное внедрение современных интерактивных методик, позволяющих студенту принимать активное участие в процессе обучения, тем самым развивая мышление и уверенность в своих знаниях, закреплять их на практике;
- содействие и внимание необходимо сельской молодежи, которая особо нуждается не только в информационной поддержке по возможности трудоустройства, но и адаптации к городским условиям;
- перед тем, как Министерство образования утверждает новые специальности в университетах (которые востребованы за границей), следует заранее обеспечить рабочие места по данному профилю в стране; либо проводить тренинги для частных и государственных компаний для того, чтобы помочь молодым специалистам сориентироваться на рынке труда;
- разработать программу для прохождения практики по различным специальностям, которая позволит студентам последних курсов получить необходимые навыки работы, а также исключить случаи, когда практика ограничивается мелкими поручениями, не относящимися к специальности.
В вопросе трудоустройства
молодежи инициатива должна исходить
от заинтересованных лиц т.е. от самих
студентов, но решить могут данную проблему
лишь совместные действия университета
и городских властей, а конкретно,
введение послевузовского распределения
способно решить эту проблему. В современном
Казахстане созданы необходимые условия
для того, чтобы каждый имел возможность
получить образование того профиля, которые
ему ближе всего. Сегодня в стране насчитывается
более 146 вузов, в которых ведется подготовка
кадров всех востребованных в современном
мире специальностей. Необходимо только
понять, что высшее образование - билет
для молодого казахстанца в будущее. Ведь
не просто так бывший Председатель Совета
Министров Казахской ССР Динмухамед Кунаев
в своей книге «От Сталина до Горбачева»,
подводя итоги своей жизни, писал: «До
сих пор благодарен учителям-наставникам
за мудрые наставления, за знания». А основоположник
казахской классической литературы Абай
Кунанбаев призывал: «Желаешь быть в числе
умных людей спрашивай себя раз в день,
раз в неделю, или хотя бы раз в месяц: как
ты живешь? Сделал ли ты что-нибудь полезное
для своего образования?». Слова таких
людей не могут быть демагогией. К ним
можно и нужно прислушаться. Задачей современной
молодежи в Казахстане является самообразование
и духовное саморазвитие. Необходимо это,
прежде всего, самой молодежи, чтобы не
попасть в разного рода секты и полукриминальные
сообщества. Молодежь должна понимать,
что в таких сообществах нет людей, которые
бы попали туда в результате духовных
и умственных поисков и сравнения разных
точек зрения.