Государственное предпринимательство

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Ноября 2011 в 08:29, курсовая работа

Краткое описание

целью данной курсовой рабаты является изучение сущности, форм и структуры государственного предпринимательства.
Поставленная цель решается через следующие задачи:
определить понятие государственного предпринимательства
раскрыть сущность, роль и значение государственного предпринимательства в России
изучить формы государственного предпринимательства
раскрыть возможные методы воздействия государства на экономику страны
изучить функции и значение государственного предпринимательства
рассмотреть возможные перспективы и тенденции развития государственного предпринимательства.

Оглавление

Введение ¼¼¼¼¼¼¼¼¼¼¼¼¼¼¼¼¼¼¼¼¼¼¼¼¼¼3
Глава 1.Сущность государственного предпринимательства, его роль в экономике 5
1.1. Понятие государственного предпринимательства ¼¼¼¼¼ 5
1.2. Роль государства в регулировании экономики¼¼¼¼¼¼¼6
Глава 2. Государственное предпринимательство в России 10
2.1. Государственное предпринимательство в условиях рыночной экономики ¼¼¼¼¼¼¼¼¼¼¼¼¼¼¼¼¼¼¼¼¼¼¼¼¼ 10
2.2. Методы государственного воздействия на рынок¼¼¼¼¼12
2.3. Формы государственного предпринимательства в России 12
2.4. Проблемы и перспективы государственного предпринимательства в России 24
Глава 3. Анализ развития государственного регулирования предпринимательства 32
Заключение 40
Литература 42

Файлы: 1 файл

курсовая.doc

— 203.50 Кб (Скачать)

       Кредитная форма. Кредит. Характерной особенностью кредита является многогранность направлений непосредственного воздействия и поистине общенациональные масштабы воздействия на экономику. Выделяются наиболее значимые каналы и объекты воздействия. Во-первых, использование кредита позволяет государству и всей денежно-кредитной системе мобилизировать временно свободные денежные средства и направлять их на развитие национального хозяйства, в те его области, которые могут давать наибольшую прибыль и соответственно повышать эффективность производства. В конечном счете, рациональное использование кредита имеет своим результатом повышение темпов и качества экономического роста.

       Во-вторых, кредит может быть инструментом отношений  между двумя финансовыми субъектами и что особенно важно инструментом регулирования в руках государства. Обязательно нужно отметить, что государство косвенно регламентирует посредством соответствующего законодательства функционирование кредита и в отношениях между двумя субъектами. В данном случае государство, используя кредит, осуществляет контроль за деятельностью финансово кредитных учреждений.

       В-третьих, жесткий контроль позволяет государству  обеспечивать значительную экономию денежных средств. В Российской Федерации  создан специальный государственный орган для этой цели, функцией которого является осуществление контроля за кредитными отношениями. Особо важная роль принадлежит кредиту как инструменту государства в обеспечении научно - технического прогресса. В той связи вспомним промышленный переворот, положивший начало машинному производству. Не будет преувеличением утверждение, что кредит, ускорив концентрацию и централизацию производства, положил начало крупной машинной индустрии.

     Субвенционная форма регулирования предполагает предоставление государственных субсидий или налоговых льгот отдельным отраслям либо предприятиям. К их числу обычно относят отрасли, создающие общие условия для формирования общественного капитала (инфраструктуры). На основе субсидий может оказываться поддержка и в сфере науки, образования, подготовки кадров, и в решении социальных программ.

     В давние времена (в первой половине 1990-х  годов) в России ускоренными темпами стала осуществляться тотальная приватизация основной массы предприятий. «На начало 1998 г. общее число приватизированных предприятий составило 126,7 тыс., или 59% от количества государственных предприятий к началу приватизации в 1991 г. Параллельно создавались новые частные предприятия, в результате общее число предприятий возросло почти в 10 раз и составило 2,76 млн., в том числе по основным отраслям, тыс.:

    • торговля и общественное питание - 868,3
    • промышленность - 341,6
    • сельское хозяйство - 336,7
    • строительство - 289,1.

     Почти 50% от общего числа хозяйствующих  субъектов создано отдельными гражданами; в торговле их доля - 81,7%, строительстве - 70,2%. Государственных предприятий насчитывается не более 40 тысяч. На долю негосударственного сектора экономики теперь приходится около 70% валового национального продукта».

     Государство рассталось с подавляющей частью производственных мощностей. Но в его собственности остаются природные ресурсы, в том числе ресурсы континентального шельфа и морской экономической зоны, акции предприятий промышленности, транспорта, иное имущество, необходимое для выполнения хозяйственно-организаторских функций. Разведанные сырьевые ресурсы России составляют 28 трлн. долл., а потенциальные - 140 трлн. долл. Их можно использовать для залога, концессии и т. д.

       Конституцией РФ определен базовый  перечень объектов государственной  собственности в двух ее формах:

  • федеральная собственность
  • собственность субъектов РФ (региональная собственность).

       В ведении  Российской Федерации находятся:

    • федеральные энергетические системы, ядерная энергетика,
    • расщепляющиеся материалы;
    • федеральные - транспорт, пути сообщения, связь, информация;
    • оборонное производство, производство ядовитых веществ,
    • наркотических средств;
    • деятельность в космосе;
    • федеральные банки;
    • денежная эмиссия.

       Природопользование (владение, пользование и распоряжение землей, недрами, водными и другими природными ресурсами), общие вопросы образования, науки, культуры, координация вопросов здравоохранения, социальное обеспечение являются предметом совместного ведения Российской Федерации и субъектов РФ. Местное самоуправление обеспечивает самостоятельное решение вопросов владения, пользования и распоряжения муниципальной собственностью, его органы утверждают и исполняют бюджет и решают иные вопросы местного значения.

           Разграничение государственной собственности на федеральную собственность, собственность субъектов РФ и муниципальную собственность позволяет разделить функции федеральных, региональных и местных органов по управлению природными ресурсами, капиталом, финансовыми средствами.

Имущество, находящееся  в государственной собственности, закрепляется за государственными предприятиями и учреждениями во владение, пользование и распоряжение. Государственное имущество, не закрепленное за предприятиями и учреждениями (средства бюджетов и др.), составляет государственную казну Российской федерации или субъекта РФ.

       К государственному сектору относят:

    • акционерные общества, в которых контрольные пакеты голосующих акций находятся в собственности государства
    • государственные предприятия
    • государственные учреждения.

     Соответственно  формируется и план развития государственного сектора по названным хозяйствующим субъектам.

     Показатели  плана производственно-финансовой деятельности государственных предприятий и учреждений определяются федеральными законами о госпредприятиях. Кроме показателей планов деятельности предприятий и учреждений в план развития государственного сектора включаются:

    • программа приватизации и приобретения имущества в государственную (муниципальную) собственность;
    • предельная штатная численность государственных (муниципальных) служащих и военнослужащих (по главным распорядителям бюджетных средств);
    • план предоставления услуг бюджетными учреждениями (по основным распорядителям бюджетных средств);
    • план получения и использования доходов от распоряжения государственным имуществом;
    • программа повышения эффективности использования федеральной собственности.

     Органы  государственной власти и местного самоуправления могут определять дополнительные показатели и требования к плану  развития государственного (муниципального) сектора экономики.

     Экономическую структуру государственного сектора образуют предприятия материального производства, управляемые государством непосредственно или через контрольные пакеты акций акционерных обществ. К ним относятся в первую очередь предприятия топливно-энергетического комплекса, основных видов транспорта, связи, оборонного комплекса, по добыче драгоценных металлов и камней, по производству алкогольной продукции.

     Основу  государственного сектора России составляют унитарные предприятия и учреждения. Экономическая функция унитарного предприятия заключается в непосредственном удовлетворении общественных потребностей, выполнении в основном государственных заказов на продукцию и услуги особой значимости.

     Гражданским кодексом РФ предусмотрены два типа унитарных предприятий:

    • на праве хозяйственного ведения
    • на праве оперативного управления

     Государство на базе общественной собственности создает предприятия, которым передает имущество в хозяйственное ведение или оперативное управление. По отношению к государственным унитарным предприятиям органы государственной власти осуществляют непосредственное планово-регулирующее воздействие. Оно выражается в утверждении устава предприятия, назначении его руководителя, заключении с ним контракта, осуществлении контроля за деятельностью посредством периодической отчетности и другими способами. Предприятие обязано заниматься только теми видами деятельности, которые определены в его уставе, и распоряжаться закрепленным за ним имуществом с согласия учредителя.

     В уставе отражаются предмет деятельности, порядок распределения доходов, виды обязательной отчетности, ответственность  руководителя за результаты хозяйственной деятельности и другие положения. В контракте с руководителем предприятия содержатся условия, ставящие размер вознаграждения в зависимость от финансово-экономического положения, устанавливающие ответственность за принятие решений, наносящих ущерб предприятию.

     Основными общими признаками государственного предприятия  в России являются:

    1. Имущество предприятия находится в государственной (муниципальной) собственности и принадлежит ему на праве хозяйственного ведения или оперативного управления.
    2. Руководитель предприятия назначается собственником и ему подотчетен.
    3. Предприятие отвечает по своим обязательствам всем принадлежащим ему имуществом; не несет ответственности по обязательствам собственника имущества.

     Государственное предприятие на праве хозяйственного ведения более самостоятельно в организации производства, имея ряд признаков, характерных для хозяйственных обществ. Действующее законодательство не предусматривает каких-либо ограничений по производительному использованию имущества предприятия на праве хозяйственного ведения.

     Размер  уставного фонда предприятия  не может быть меньше суммы, определенной законом о государственных предприятиях, чистые активы не могут быть меньше уставного фонда. При принятии решения  об уменьшении уставного фонда необходимо письменное уведомление об этом кредиторов. Предприятие может создавать в качестве юридического лица другое унитарное предприятие (дочернее предприятие) путем передачи ему части своего имущества в хозяйственное ведение. Собственник имущества предприятия не отвечает по его обязательствам, но решает вопросы определения предмета и целей его деятельности, назначения руководителя, создания, реорганизации и ликвидации предприятия.

       Все созданные до введения в декабре 1994 г. ГК РФ государственные предприятия обладают имуществом на праве хозяйственного ведения и могут распоряжаться недвижимостью только с согласия собственника. Они функционируют до их приватизации или ликвидации. Приватизация осуществляется в соответствии с программой приватизации, утверждаемой Государственной Думой. При этом устанавливается перечень предприятий, приватизация которых запрещена. Основанием для ликвидации государственного предприятия могут стать нецелевое расходование федеральных средств, отсутствие прибыли по итогам последних двух лет, использование недвижимого имущества с нарушением действующих правил. 
 

     2.4 Проблемы и   перспективы государственного предпринимательства в России

     Плановая  система СССР отличалась монополизацией факторов и результатов производства по всем его стадиям вплоть до реализации продукции. Доходы от производства автоматически направлялись в распоряжение государства и использовались в соответствии с приоритетами общественного строя. Не возникали проблемы сбора налогов или сокрытия от обложения доходов. Благодаря этому был создан мощный производственный потенциал, государство надежно выполняло свои социальные и другие обязательства перед населением. В ходе преобразований органы законодательной и исполнительной власти по идеологическим соображениям отказались от контроля не только чисто рыночных сфер, но и стратегических отраслей, обеспечивающих жизнеспособность экономики, финансовую и оборонную мощь страны: вооружение, нефть, газ, электроэнергия, алкоголь и т.д.  «Государственная монополия в ряде отраслей сменилась монополией частников, которая в сто крат опаснее для общества». В результате добросовестной конкуренции не получилось, эффективность производства резко снизилась, государство оказалось не в состоянии выполнять инвестиционные, социальные, оборонные функции, денег не хватает для оплаты даже сборщиков налогов.

     Сейчас  предпринимаются меры по восстановлению утраченных позиций, защите экономических  интересов государства, прав потребителей и всего населения. Органы государственной  власти должны в полной мере использовать полномочия по регулированию деятельности предприятий независимо от форм собственности, ведомственной принадлежности, включая предприятия с иностранным капиталом, а также исключительные права по квотированию объемов, организации эффективных сбытовых каналов и другим направлениям. Сочетание разных методов воздействия с учетом специфики отраслей, видов деятельности позволит повысить эффективность государственного сектора и всей экономики.  Наибольший эффект страна получает в результате деятельности предприятий отраслей естественных и государственных монополий. Такие предприятия или принадлежат государству, или государство владеет крупными пакетами их акций.

Информация о работе Государственное предпринимательство