Государственное предпринимательство

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Ноября 2011 в 08:29, курсовая работа

Краткое описание

целью данной курсовой рабаты является изучение сущности, форм и структуры государственного предпринимательства.
Поставленная цель решается через следующие задачи:
определить понятие государственного предпринимательства
раскрыть сущность, роль и значение государственного предпринимательства в России
изучить формы государственного предпринимательства
раскрыть возможные методы воздействия государства на экономику страны
изучить функции и значение государственного предпринимательства
рассмотреть возможные перспективы и тенденции развития государственного предпринимательства.

Оглавление

Введение ¼¼¼¼¼¼¼¼¼¼¼¼¼¼¼¼¼¼¼¼¼¼¼¼¼¼3
Глава 1.Сущность государственного предпринимательства, его роль в экономике 5
1.1. Понятие государственного предпринимательства ¼¼¼¼¼ 5
1.2. Роль государства в регулировании экономики¼¼¼¼¼¼¼6
Глава 2. Государственное предпринимательство в России 10
2.1. Государственное предпринимательство в условиях рыночной экономики ¼¼¼¼¼¼¼¼¼¼¼¼¼¼¼¼¼¼¼¼¼¼¼¼¼ 10
2.2. Методы государственного воздействия на рынок¼¼¼¼¼12
2.3. Формы государственного предпринимательства в России 12
2.4. Проблемы и перспективы государственного предпринимательства в России 24
Глава 3. Анализ развития государственного регулирования предпринимательства 32
Заключение 40
Литература 42

Файлы: 1 файл

курсовая.doc

— 203.50 Кб (Скачать)

     Монополия является средством нерыночной концентрации ресурсов, инвестиций для обеспечения расширенного воспроизводства, строительства крупных объектов с перспективой отдачи через 8-10 лет, освоения новых технологий.

     Монополия на газовые ресурсы существует почти  во всех странах. В России 96% газа добывает ОАО «Газпром». Согласно закону в газовой отрасли к естественной монополии отнесена транспортировка газа.  Добыча газа остается сферой конкуренции под государственным контролем, но может привлекаться иностранный капитал.  Стоит отметить, что газ и нефть рассматриваются, прежде всего, с позиций увеличения поступления валюты. Экспортные контракты на поставку газа заключаются, как правило, на 15-20 лет по стабильным заранее оговариваемым ценам, т. е. независимо от конъюнктуры. Это вселяет уверенность в перспективы газового экспорта, хотя экспортная цена газа из России ниже мировых цен. Однако, согласно решениям НАТО и ЕС,  страны-члены этих организаций не должны зависеть от прямых поставок газа из стран-нечленов ЕС более чем на 15-20%. Сейчас ряд стран, стремящихся вступить в ЕС (прибалтийские страны), удовлетворяют потребности в газе за счет импорта из России на 100%.  Поэтому ОАО «Газпром» разработал проекты по освоению новых рынков на мировой арене, имея в виду, что мощная материальная база транспортировки газа используется не более чем на 50%. Например, перспективным является покупка газа в Узбекистане, Казахстане и продажа его в Турцию и другие страны, так как обустройство новых собственных газовых месторождений на Севере страны обходится весьма дорого.

     В результате приватизации в нефтяной отрасли образовались частные компании; государству принадлежат контрольные пакеты компаний, добывающих лишь около 10% всей нефти. В то же время «в мире из 20 эффективно работающих крупных нефтяных компаний 12 принадлежат государствам».

     Нефтепроводный транспорт пока находится в собственности государства (АК «Транснефть»), но не приносит казне больших доходов. Добывающие компании нацелены на экспорт продукции, ставя порой в тяжелое положение внутренних потребителей, прежде всего, НПЗ. Под нажимом частных компаний занижаются расценки за транспортировку нефти. Они в несколько раз ниже, чем в США, странах Прибалтики, в Украине, хотя изношенность труб достигла критического уровня, и требуются огромные средства на ремонт сетей.

     В целях повышения эффективности нефтяного комплекса намечается создание достаточно крупных государственных нефтяных компаний. На них возлагается обеспечение гарантированных поставок нефтепродуктов для нужд бюджетных потребителей, создания стратегических запасов, поставку их по межправительственным соглашениям, участие в крупных проектах, требующих государственной поддержки и гарантий, а также участие в подготовке соглашений о разделе продукции.  В электроэнергетике функционируют государственная (АЭС Минатома РФ) и частная (РАО «ЕЭС России») производственные системы.

     Формы и способы обеспечения государственной  монополии различаются по видам  деятельности; могут применяться  передача предприятий в государственную  собственность, введение разрешительного  порядка производства и реализации, наделение органов государственного управления исключительными полномочиями по регулированию независимо от формы собственности и хозяйствования. В настоящее время государственная монополия наиболее полно используется в производстве и в обороте драгоценных металлов и камней, алкогольной продукции, военно-технических связях с зарубежными странами.  В плановой экономике действовала валютная монополия, т. е.  исключительное право государства на операции с золотом, иностранной валютой и другими валютными ценностями. Она была непосредственно связана с монополией внешней торговли.

     В современных условиях рамки валютной монополии определены, прежде всего, законом «О драгоценных металлах и драгоценных камнях» (26 марта 1998 г. № 41-ФЗ). Драгоценные металлы и  драгоценные камни подлежат обязательному учету по массе и качеству при добыче, производстве, использовании и обращении. Недропользователи производят сортировку и оценку драгоценных камней под контролем Минфина РФ. Сделки с несортированными камнями не допускаются.  Действует государственная монополия на опробование и клеймение пробирным клеймом ювелирных и иных бытовых изделий из драгоценных металлов, а также монополия на регулирование экспорта необработанных алмазов.

     Недропользователям  устанавливается объем добычи драгоценных металлов и камней. Он регулируется также созданием фонда резервных месторождений, в который включаются разведанные месторождения, не переданные в пользование. Определяется перечень предприятий, проводящих аффинаж драгоценных металлов.  Минфину РФ и ЦБ РФ принадлежит преимущественное право на заключение договоров о приобретении в собственность добытых и произведенных драгоценных металлов и камней с субъектами их добычи и производства в целях пополнения Государственного фонда драгоценных металлов и драгоценных камней, золотого запаса РФ, госфондов субъектов РФ.  После закупок Минфином РФ и ЦБ РФ остающаяся часть драгоценных металлов и камней предназначается для продажи специально уполномоченным банкам, другим предприятиям, за рубеж. Порядок вывоза и ввоза драгоценных металлов и камней, контроля на таможне устанавливается указом Президента РФ.

     Монополия на производство и оборот алкогольной  продукции практиковалась в России на протяжении столетий. С ее утратой  после 1991 г. производство до 50% алкогольной продукции переместилось в теневой сектор, а из легально действующих предприятий отрасли около 50% уходят от налогового контроля. Под налогообложение попадает не более 1/3 алкогольной продукции, а государственная казна ежегодно недополучает 20-25 млрд. руб.

     Восстановление  государственной монополии на производство, хранение, оптовую и розничную  продажу алкогольной продукции  началось принятием Указа Президента РФ от 11 июня 1993 г. № 918 и Постановления  Правительства РФ от 22 апреля 1994 г. № 358. Наряду с мерами разрешительно-контрольного порядка стали применяться квотирование экспорта, импорта и закупок этилового спирта, запрет на реализацию его в розничной сети, регулирование отпускных цен на этиловый спирт из пищевого и непищевого сырья, декларирование производства и использования спирта.

     Вместе  с тем, государство сохранило  в значительной мере монополию на деятельность в сфере военно-технических  связей с другими странами.  Примерно 70% предприятий оборонного комплекса  акционированы, контрольные пакеты акций этих предприятий находятся в руках государства. Остальные являются унитарными государственными предприятиями.

     Федеральные органы исполнительной власти, все  российские юридические лица, участвующие  в военно-технических связях с  другими странами, подотчетны и подконтрольны, органы государственной власти осуществляют свои исключительные полномочия в этой сфере. Действуют разрешительный порядок экспорта и импорта продукции военного назначения, бюджетное финансирование экспорта и импорта во исполнение международных обязательств РФ. Проводится единая государственная политика в области формирования внешнеторговых цен на продукцию военного назначения, не допускается конкуренция на внешнем рынке российских субъектов военно-технических связей.  Из-за резкого сокращения оборонного заказа выделяемые бюджетные средства Минобороны РФ расходуются на модернизацию имеющегося парка военной техники, закупку перспективных образцов и практически не закупаются крупные партии серийно выпускаемой техники традиционных видов. В результате перед предприятиями оборонного комплекса открылись широкие перспективы по экспорту военной техники, конкурентоспособность которой находится на мировом уровне.

     Экспорт (импорт) вооружения, военной техники, работ (услуг) военного назначения осуществляются государственными компаниями по экспорту и импорту вооружений и военной техники «Росвооружение», «Российские технологии», «Промэкспорт» и предприятиями-разработчиками и изготовителями вооружения и военной техники, получившими такое право.

     Для повышения экспортного потенциала предприятия осуществляют техническую реконструкцию и перестройку с учетом требований мирового рынка оружия. Создаются сверхкрупные государственные и полугосударственные предприятия, научно-производственные центры по разработке и производству вооружений и военной техники новых поколений.

     «По экспорту военной техники Россия вновь заняла ведущее место в  мире (около 4 млрд. долл. в год). Однако реальных денег в казну поступает  мало, так как часть поставок идет в счет погашения долгов, а заказчики расплачиваются встречной продажей товаров».

     В соответствии с установленным порядком значительная часть акций остается на определенные сроки в государственной  собственности и продается постепенно. Сохранение в руках федеральных  и местных органов крупных пакетов акций во многих случаях является более целесообразным, чем немедленная их продажа инвесторам. Оно позволяет получать не разовые, а долгосрочные доходы от приватизации.  Определены виды деятельности предприятий, контрольные пакеты акций которых при приватизации закрепляются на срок до 3 лет в федеральной собственности: связь, выработка и распределение электроэнергии, добыча, переработка и сбыт нефти и природного газа, добыча и переработка драгоценных металлов и камней, разработка и производство систем вооружения и боеприпасов, производство спиртовой и ликероводочной продукции, перевозки на железнодорожном, водном и воздушном транспорте, научно-исследовательские и проектно-конструкторские предприятия, специализированные предприятия по строительству и эксплуатации объектов для обеспечения национальной безопасности, предприятия оптовой торговли, закупающие для государственных нужд, экспортно-импортные операции в обеспечение межгосударственных соглашений.

     «В  собственности РФ имеются пакеты акций более 4200 акционерных обществ, в том числе пакеты размером более 50% уставного капитала - в 830 акционерных обществах, от 25 до 50% - в 2004, до 25% - в 1400; золотая акция - в 631 акционерном обществе» .  При закреплении части акций в федеральной собственности государство наделяется правами акционера - владельца контрольного пакета. Оно может ограничиться ролью отсутствующего собственника или ввести оперативное управление и контроль с помощью менеджеров, оказывать влияние на производство в целом, в том числе и частный сектор. Таким образом, управление акциями становится управлением предприятиями со смешанной формой собственности.

 

     3.Анализ  развития государственного  регулирования предпринимательства.

     В Российской федерации в настоящее время малое предпринимательство еще не получило достаточного развития, по существу, занимает в торговле, промышленности с сельским хозяйством ниши, в которых ориентированные на массовое производство крупные предприятия предпочитают не работать.

В России на малый  бизнес ложится достаточно высокое налоговое бремя. Сегодня общая налоговая нагрузка на предпринимателей составляет не менее 50 -60%. Эксперты утверждают, что при налоговом бремени свыше 27% предпринимателю невыгодно платить налоги, и он уходит в «тень».

     Основной  проблемой малого предпринимательства в нашей стране в спросе, проведенной ВЦИОМ в 2005г. было названо финансовое состояние бизнеса, куда, в том числе, входит и дефицит финансовых ресурсов. В 2006г. банки начали активно кредитовать малый бизнес, диверсифицируя свои кредитные портфели, однако, эта проблема решается все еще медленно. Уже три года обсуждается законопроект «О развитии малого и среднего предпринимательства в РФ», но он до сего дня не принят.

     Проводимые  в России, переход к рыночной системе  хозяйствования, развитие адекватных рыночной экономике форм экономической деятельности, повышение предпринимательской активности граждан ставят перед государством новые задачи в экономической сфере и предполагают определение новой роли государства в складывающейся экономической ситуации, требуют совершенствования мер государственного регулирования предпринимательской деятельности.

     Будучи  системой мер законодательного, исполнительного  и контролирующего характера, осуществляемых правомочными государственными учреждениями и общественными организациями, государственное регулирование  предпринимательской деятельности обеспечивает стабильность и развитие экономики, приспособление существующей социально-экономической системы к изменяющимся условиям.

     Основной  целью государственного регулирования предпринимательства является формирование благоприятной внешней предпринимательской среды.

     Внешнюю предпринимательскую среду можно  определить как характерную для  данного типа экономического развития совокупность социально-политических, правовых, общеэкономических, институциональных и социально-психологических факторов, стимулирующих, препятствующих либо нейтральных по отношению к процессу развития предпринимательства.

     Государственное регулирование предпринимательства  должно быть направлено на создание такой внешней предпринимательской среды, при которой будет обеспечено оптимальное сочетание интересов предпринимателей и государства.

     Анализ  политики государственного регулирования  предпринимательства выявил ряд  общих проблем российского предпринимательства, среди которых можно выделить:

Информация о работе Государственное предпринимательство