Государственное предпринимательство

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Ноября 2011 в 08:29, курсовая работа

Краткое описание

целью данной курсовой рабаты является изучение сущности, форм и структуры государственного предпринимательства.
Поставленная цель решается через следующие задачи:
определить понятие государственного предпринимательства
раскрыть сущность, роль и значение государственного предпринимательства в России
изучить формы государственного предпринимательства
раскрыть возможные методы воздействия государства на экономику страны
изучить функции и значение государственного предпринимательства
рассмотреть возможные перспективы и тенденции развития государственного предпринимательства.

Оглавление

Введение ¼¼¼¼¼¼¼¼¼¼¼¼¼¼¼¼¼¼¼¼¼¼¼¼¼¼3
Глава 1.Сущность государственного предпринимательства, его роль в экономике 5
1.1. Понятие государственного предпринимательства ¼¼¼¼¼ 5
1.2. Роль государства в регулировании экономики¼¼¼¼¼¼¼6
Глава 2. Государственное предпринимательство в России 10
2.1. Государственное предпринимательство в условиях рыночной экономики ¼¼¼¼¼¼¼¼¼¼¼¼¼¼¼¼¼¼¼¼¼¼¼¼¼ 10
2.2. Методы государственного воздействия на рынок¼¼¼¼¼12
2.3. Формы государственного предпринимательства в России 12
2.4. Проблемы и перспективы государственного предпринимательства в России 24
Глава 3. Анализ развития государственного регулирования предпринимательства 32
Заключение 40
Литература 42

Файлы: 1 файл

курсовая.doc

— 203.50 Кб (Скачать)
 

 
 
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО 

КАК МЕТОД РЕГУЛИРОВАНИЯ  ЭКОНОМИКИ 
 
 
 

 

Содержание

Введение ¼¼¼¼¼¼¼¼¼¼¼¼¼¼¼¼¼¼¼¼¼¼¼¼¼¼3

Глава 1.Сущность государственного предпринимательства, его роль в экономике 5

    1.1. Понятие государственного предпринимательства ¼¼¼¼¼ 5

    1.2. Роль государства в регулировании  экономики¼¼¼¼¼¼¼6

Глава 2. Государственное предпринимательство в России 10

     2.1. Государственное предпринимательство  в условиях рыночной экономики  ¼¼¼¼¼¼¼¼¼¼¼¼¼¼¼¼¼¼¼¼¼¼¼¼¼ 10

     2.2. Методы государственного воздействия на рынок¼¼¼¼¼12

     2.3. Формы государственного предпринимательства  в России 12

     2.4. Проблемы и перспективы государственного  предпринимательства в России 24

Глава 3. Анализ развития государственного регулирования предпринимательства 32

Заключение 40

Литература 42

 

ВВЕДЕНИЕ

    Проблема  государственного вмешательства в  экономику является,  по моему  мнению, основной  для  любого  государства,  независимо от того, рыночная ли это экономика или же распределительная. В распределительной экономике  все  проще: государство  берет  на  себя все права и обязанности по производству и распределению товаров и услуг. То есть о регулировании говорить не приходится:  государству просто некого регулировать. В таком случае, речь идет о замещении всего многообразия  форм собственности и способов ответа на вопрос "Что, как и для кого производить?" одной единственной формой собственности - государственной,  а ответ на основной экономический вопрос строгой централизацией и распределением.  Однако такая система на деле показала свою неэффективность.  Остается рыночный путь развития.  Но  в  рыночном  хозяйстве  государству  приходится постоянно  корректировать глубину влияния.  Перед государством не стоят такие задачи,  как  непосредственное  производство  и распределение  ресурсов,  товаров  и услуг.  Но оно не имеет и права свободно распоряжаться ресурсами,  капиталом и  произведенными товарами,  как это делается в распределительной экономике. По моему мнению, государство должно постоянно балансировать, то увеличивая, то уменьшая степень вмешательства. Рыночная система - это, прежде всего гибкость и динамизм в  принятии решений как со стороны, как потребителей, так и со стороны производителей. Вмешательство государства в экономику преследует определенные цели. Как правило, это корректирует "несовершенства" рыночного механизма, с которыми он сам неэффективен или не в состоянии справиться. Поэтому, говоря в настоящее время о рыночной экономике, мы говорим как о роли государства вообще, так и о государственном предпринимательстве.

       В данной работе мы рассмотрим значение государственного предпринимательства на современном этапе функционирования экономики страны, содержание государственного предпринимательства и тенденции государственное предпринимательства в современной России?

       Исходя  из вышесказанного, целью данной курсовой рабаты является изучение сущности, форм и структуры государственного предпринимательства.

       Поставленная  цель решается через следующие задачи:

  • определить понятие государственного предпринимательства
  • раскрыть сущность, роль и значение государственного предпринимательства в России
  • изучить формы государственного предпринимательства
  • раскрыть возможные методы воздействия государства на экономику страны
  • изучить функции и значение государственного предпринимательства
  • рассмотреть возможные перспективы и тенденции развития государственного предпринимательства.
 

 

        1. Сущность государственного предпринимательства.

       1.1. Понятие государственного  предпринимательства.

      В обеспечении нормального функционирования любой современной экономической системы важная роль принадлежит государству. Государство на протяжении всей истории своего существования наряду с задачами поддержания порядка, законности, организации национальной обороны, выполняло определенные функции в сфере экономики. Государственное регулирование экономики имеет долгую историю - даже в период раннего капитализма в Европе существовал централизованный контроль над ценами, качеством товаров и услуг, процентными ставками и внешней торговлей. В современных условиях любое государство осуществляет регулирование национальной экономики, с различной степенью государственного вмешательства в экономику.

      По  вопросам, в каких пропорциях должно сочетаться государственное и рыночное регулирование, каковы границы и  направления государственного вмешательства, существует широкий спектр мнений и подходов - от полного государственного монополизма до крайнего экономического либерализма. Однако необходимость выполнения государством определенных функций в экономике не подвергается сомнению. Это еще раз получило подтверждение в ходе “кейнсианской революции”, которая совершила переворот в классических воззрениях на рыночную экономику и доказала невозможность самоисцеления экономического спада.

      Вне зависимости от господствующих экономических  доктрин никто не снимал с национальных правительств ответственности за экономическое положение страны. Таким образом, государственное регулирование экономики имеет важное значение для экономического и социального развития страны. При этом, осуществляя регулирование экономики, государство использует широкий набор средств и методов воздействия на экономику, таких как бюджет, налоги, кредитно-денежная политика, экономическое законодательство и т.д.

      В любой экономической системе, в  том числе и рыночной экономике, государство выступает в известном смысле как экономический агент, обладающий правом и возможностью принуждения, например в сфере налоговой политики, государственного законодательства. Принуждение часто обосновывается политической философией, требующей подчинения личных интересов общественным.

      Как бы там ни было, государство всегда, во все времена и во всех странах  оказывало ключевое влияние на функционирование экономики, и вследствие этого, на развитие общества в целом. Таким образом, государственное регулирование является важной частью функционирования экономики и, поэтому, заслуживает самого пристального внимания. 

       1.2. Роль государства  в регулировании  экономики

       Отношение к государственному вмешательству  в рыночную экономику было различным  на разных этапах ее становления и развития. В период формирования рыночных отношений в XVII-XVIII веках господствовавшая тогда экономическая доктрина - меркантилизм - основывалась на признании безусловной необходимости государственного регулирования для развития в стране торговли и промышленности.

       С развитием рыночных отношений набравший  силу класс предпринимателей начал  рассматривать государственное  вмешательство и связанные с  этим ограничения как помеху в  своей деятельности. Появившиеся  идеи экономического либерализма, которые  впервые наиболее полно обосновал А. Смит в своем  “Исследовании о природе и причинах богатства народов”, нашли большое число поклонников.

       Согласно  А. Смиту, рыночная система способна к саморегулированию, в основе которого лежит личный интерес, связанный  со стремлением к прибыли. Он выступает как главная побудительная сила экономического развития. Одной из идей учения А. Смита была идея о том, что экономика будет функционировать эффективнее, если исключить ее регулирование государством. А. Смит считал, что, поскольку главным регулятором выступает рынок, следовательно, рынку должна быть предоставлена полная свобода.

       При этом последователи А Смита, которых  относят к так называемой классической школе, исходили из тезиса о необходимости  выполнения государством традиционных функций, понимая, что есть сферы, которые находятся вне пределов досягаемости рыночного конкурентного механизма. Это прежде всего касается так называемых общественных товаров т.е. товаров и услуг, которые потребляются коллективно (национальная оборона, образование, транспортная система, здравоохранение и т.д.) Очевидно, что государство должно брать на себя заботу об их производстве и организовывать совместную оплату гражданами этой продукции.

       К числу проблем, которые не решает рыночный конкурентный механизм, относятся внешние, или побочные эффекты. Механизм рынка часто не реагирует на явления, которые стали настоящей бедой для человечества. Внешние, или побочные, эффекты можно регулировать опираясь на прямой контроль государства, т.е. государство должно оценивать возникающие проблемы с точки зрения общественных перспектив.

       Экономическая практика подтвердила, что существуют ситуации, так называемое фиаско рынка, когда рыночная координация не обеспечивает эффективного использования ресурсов. Фиаско рынка проявляется не только в ситуациях, связанных с внешними эффектами и общественными благами. Важнейшая причина - это свойственная рынку тенденция к монополизации. В этих условиях для обеспечения конкуренции, как условия наиболее полного выявления регулирующих функций рынка, стали жизненно необходимыми выработка антимонопольного законодательства и его применение государством.

       Кроме того, вне рыночного регулирования  находятся проблемы справедливости и равенства. Рыночное распределение, справедливое с точки зрения законов рынка, приводит к неравенству доходов и социальной незащищенности. При этом следует иметь ввиду, что когда рыночное распределение не устраивает большинство населения, это чревато серьезными социальными конфликтами.

       Важный  этап в теоретическом осознании роли государства в рыночной экономике был связан с именем выдающегося английского экономиста Дж. М. Кейнса. Идеи, выдвинутые в ходе “кейнсианской революции” доказали невозможность самоисцеления экономического спада, необходимость государственной политики как средства, способного уравновешивать совокупный спрос и совокупное предложение, выводить экономику из кризисного состояния, способствовать ее дальнейшей стабилизации.

       Развитие  рыночной экономики во второй половине XX века выявило четко обозначившуюся тенденцию расширения масштабов деятельности государства и усиления его роли в экономике. При этом общепризнанно, что наибольшая экономическая эффективность достигается в условиях действия конкурентного рыночного механизма. Цель государства в рыночной экономике не корректировать рыночный механизм, а создавать условия его свободного функционирования: конкуренция должна обеспечиваться везде, где возможно, регулирующее воздействие государства - везде где необходимо.

     Можно сформулировать следующие выводы, позволяющие усвоить необходимость использования обществом государства для регулирования экономической жизни.

     Во-первых, нормой экономической жизни следует  полагать не свободную, совершенную  конкуренцию, а монополию как  важнейший, а зачастую решающий фактор экономического развития страны. Более того, наличие монополии представляет собой как в России, так и во всех странах с рыночной экономикой, не отклонение от естественного, нормального хода экономических процессов, закономерность функционирования рыночной системы. Соответственно, безработица, инфляция, неравномерное распределение богатства, появление олигархии и тому подобное являются ее закономерными явлениями.

     Во-вторых, если сама природа рыночной системы  порождает негативные явления и  процессы, то негативными они являются с позиций человеческого общества, его стремления подчинить развитие производства своим интересам.

     В-третьих, не все отношения между людьми находятся в пределах рынка. Так, освоение дальнего космоса требует  больших затрат, но они находятся  за пределами рынка и регулируются нерыночными отношениями. Здесь решающее слово за государством.

     В-четвертых, поскольку сам рынок не в состоянии  преодолеть рассмотренные выше негативные тенденции, а это необходимо для  обеспечения общественных интересов, то общество должно создать общественную силу способную преодолеть «провалы» рынка для решения этой задачи, решение которой для него жизненно необходимо.

     В-пятых, создание государства, его постоянное развитие – актуальнейшая задача общественных наук, среди которых в рассматриваемом аспекте особое место принадлежит юриспруденции, которая в форме издаваемых государством законом и формулирует правила, нормы поведения участников рынка определяет средства реализации этих правил или как их часто называют, «правилами игры». 
 
 

2. Государственное предпринимательство в России.

       2.1. Государственное  предпринимательство  в условиях рыночной  экономики

       На  протяжении ХХ столетия формировалась  и расширялась непосредственная предпринимательская деятельность государства, приобретал все большее значение государственный сектор в экономике. В развитых странах на предприятиях, принадлежащих государству, производится от одной пятой до трети валового национального продукта.

Информация о работе Государственное предпринимательство