Государственное предпринимательство

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Ноября 2011 в 08:29, курсовая работа

Краткое описание

целью данной курсовой рабаты является изучение сущности, форм и структуры государственного предпринимательства.
Поставленная цель решается через следующие задачи:
определить понятие государственного предпринимательства
раскрыть сущность, роль и значение государственного предпринимательства в России
изучить формы государственного предпринимательства
раскрыть возможные методы воздействия государства на экономику страны
изучить функции и значение государственного предпринимательства
рассмотреть возможные перспективы и тенденции развития государственного предпринимательства.

Оглавление

Введение ¼¼¼¼¼¼¼¼¼¼¼¼¼¼¼¼¼¼¼¼¼¼¼¼¼¼3
Глава 1.Сущность государственного предпринимательства, его роль в экономике 5
1.1. Понятие государственного предпринимательства ¼¼¼¼¼ 5
1.2. Роль государства в регулировании экономики¼¼¼¼¼¼¼6
Глава 2. Государственное предпринимательство в России 10
2.1. Государственное предпринимательство в условиях рыночной экономики ¼¼¼¼¼¼¼¼¼¼¼¼¼¼¼¼¼¼¼¼¼¼¼¼¼ 10
2.2. Методы государственного воздействия на рынок¼¼¼¼¼12
2.3. Формы государственного предпринимательства в России 12
2.4. Проблемы и перспективы государственного предпринимательства в России 24
Глава 3. Анализ развития государственного регулирования предпринимательства 32
Заключение 40
Литература 42

Файлы: 1 файл

курсовая.doc

— 203.50 Кб (Скачать)
    • несовершенство законодательной и нормативно-правовой базы предпринимательства
    • проблемы, связанные с излишним административным регулированием предпринимательской деятельности со стороны государства.
    • перекос в сторону непроизводственной деятельности с ориентацией на торгово-закупочную деятельность
    • проблемы теневого предпринимательства
    • противоречивая налоговая система
    • отсутствие действенных финансово-кредитных механизмов и материально-ресурсного обеспечения развития малого предпринимательства
    • необходимость контроля над соблюдением принципов свободной конкуренции и ограничения монополистической деятельности на товарных и финансовых рынках
    • несовершенство системы государственной поддержки предпринимательства
    • недостаточное развитие рыночной инфраструктуры предпринимательства

сглаживание негативных тенденций и дальнейшее развитие предпринимательской деятельности предполагает формирование единой системы  государственного регулирования предпринимательской  деятельности.

     В настоящее время система государственного регулирования и поддержки предпринимательской деятельности в Российской Федерации находится на стадии становления и требует качественно нового отношения к себе. Необходимость совершенствования условий ведения предпринимательской деятельности очевидна, что, в свою очередь, предполагает реформирование всей государственной политики в области предпринимательства.

     Система государственного регулирования предпринимательства  должна стать общедоступным для  предпринимателей источником информации о приоритетах экономической политики государства, побуждая государство регулировать предпринимательскую деятельность преимущественно экономическими инструментами.

     Процесс формирования и развития целостной  системы государственного регулирования и поддержки предпринимательства должен носить комплексный характер. Это обусловлено тем. Что в экономике как открытой системе все находится в тесной взаимосвязи, и изменения одного компонента обязательно скажутся на состоянии системы в целом. Данное условие необходимо сделать основным принципом принятия управленческих решений на государственном уровне.

     Целью реформы государственного регулирования  предпринимательской деятельности является существенное снижение как  степени зависимости предприятий  от административного регулирования предпринимательства, так и сокращение финансовых и временных затрат, понесенных предприятиями на получение лицензий, согласований, разрешений, в том числе и затрат, связанных с оказанием контролирующими органами платных услуг.

     Изменения государственной политики регулирования предпринимательской деятельности должны идти параллельно с процессами формирования благоприятной конкурентной среды и реформирования системы налогообложения предпринимателей.

     Достижение  должного уровня экономического роста и благосостояния населения возможны только путем глубокого реформирования и оптимизации существующей системы государственного регулирования. Конечной целью данной реформы является разработка  принятие государственной политики в сфере регулирования предпринимательской деятельности, составными частями которой должны стать:

    1. внедрение новых регулирующих норм и правил в ту или иную сферу предпринимательской деятельности
    2. внедрение конкретных механизмов государственного регулирования, базирующихся на анализе возможных затрат, которые могут понести экономические агенты, обязательное согласование данных по обоснованиям, а также текстов нормативны документов с Правительством РФ и соответствующими министерствами.
    3. применение действенной системы контроля каждого решения в данной сфере на предмет реального достижения декларируемой цели и влияния на предпринимательскую деятельность.
    4. процедурные требования к публичности нормотворческой деятельности, внедрение практики обязательных публичных дебатов перед принятием нормативных актов.

     Развитие  государственного регулирования предпринимательства  должно идти  с соблюдением следующих  требований:

    1. меры реализации государственной политики должны носить комплексный, системный, последовательный, логически выстроенный и обоснованный характер. Они должны охватывать субъекты предпринимательства, независимо от размера предприятия и вида деятельности
    2. необходимо усилить меру участия предпринимательских объединений, экспертных  независимых исследовательских организаций в процессе принятия решений по вопросам государственного регулирования и поддержки предпринимательской деятельности.
    3. необходимо строго регламентировать муры контроля над предпринимательской деятельностью со стороны государства, которые должны быть ограничены периодичностью и носить только предварительный и последующий характер. Текущий контроль должен быть ограничен лишь периодическим предоставлением финансовой, бухгалтерской и налоговой отчетности.
    4. необходимо ограничить степень вмешательства государства непосредственно в процесс осуществления предпринимательской деятельности, обеспечить равные возможности ведения бизнеса, устранить административные препятствия на пути развития предпринимательской деятельности
    5. необходимость постоянного мониторинга, экспертизы и контроля принимаемых и проводимых мер, своевременное обновление и совершенствование законодательства, регулирующего предпринимательскую деятельность, минимизация числа подзаконных актов, инструкций, разъяснений.

     Данные  принципы могут быть реализованы  с помощью следующего механизма развития государственного регулирования предпринимательской деятельности (рис.1).

     Рис.1. Этапы реализации мер государственного регулирования и поддержки предпринимательства на федеральном уровне 

       

     Успешная  реализация государственной политики в отношении развития предпринимательства в большей степени зависит от организации взаимодействия между органами власти и субъектами хозяйственной деятельности.

      Экономический эффект от внедрения данного механизма  может быть оценен как положительными так и отрицательными последствиями.

      Поэтапная реализация механизма совершенствования  государственного регулирования позволит уменьшить издержки предпринимателей на организацию и ведение своей  деятельности и сократить количество неэффективных решений со стороны государства.

      Повышение именно организующей и координирующей роли государства в создавшихся  условиях российской экономики, наряду со снижением уровня административного  контроля, налогового администрирования, а также завершение процесса формирования нормативной базы конкурентной и антимонопольной политики является одним из основных рычагов развития предпринимательства в стране.

      Необходимо  найти оптимальное сочетание  интересов государства и предпринимателей, четко определить сферы вмешательства государства и сферы, в которых государство призвано осуществлять лишь контроль и надзор.

     Следует определить тот оптимальный уровень  государственного регулирования по каждому из казанных направлений, который  обеспечил бы рост показателей экономики страны, с одной стороны, и упростил бы процедуры, связанные с ведением предпринимательской деятельности, с другой стороны.

     Исследование  политики государственного регулирования  предпринимательской деятельности позволяет сделать главный вывод: государство должно проводить в отношении предпринимательства целенаправленную политику, направленную на снижение своих контролирующих функций. В то же время, необходимо усилить роль государства в формировании благоприятной предпринимательской среды.

     Целью мер государственного регулирования предпринимательства должно стать упрощение формальных правил ведения предпринимательской деятельности, улучшение состояния внешней предпринимательской среды. Крупное предпринимательство стоит регулировать, а малое и среднее – преимущественно поддерживать.

     Следует четко обозначить степень  допустимости вмешательства государства в  деятельность предпринимателей, завершить  процесс формирования нормативно-правовой базы и системы регулирования  предпринимательства в целом. 
 
 
 
 
 

                  
 
 
 
 

 

       Заключение 

       Итак, в заключение сделаем выводы по проделанной работе: государственное предпринимательство необходимо и в условиях рыночной экономики для эффективного функционирования экономики страны. Государственное предпринимательство осуществляется в тех областях, где деятельность противоречит природе частных фирм или же требуются огромные вложения средств и риск. Его основное отличие от частного предпринимательства состоит в том, что первоочередная цель государственного предпринимательства состоит не в получении дохода, а в решении социально-экономических задач, таких как, обеспечение необходимых темпов роста, сглаживание циклических колебаний, поддержание занятости, стимулирование научно-технического прогресса.

       Изучение  данной темы дает обильную пищу для размышлений. Очень часто государство является первопричиной изменений экономического поведения предпринимателей.  От решений, принимаемых правительством,  зависят решения, принимаемые (или не принимаемые) на микроуровне. Правительственная политика достигает цели только тогда, когда она поощряет, а не указывает в директивном порядке.  При создании благоприятных условий предпринимателям их  частный  интерес совпадет с интересом государства, то есть общества.  Следовательно,  государство  должно  просто сделать более доступной для предпринимателей ту сферу экономики, которая является для него наиболее приоритетной. Следует отметить, что государство не должно вмешиваться в сферы экономики,  где его вмешательство не является необходимым. Это не только ненужно, но и вредно для экономики. В целом трудно переоценить роль государства в  экономике. Оно создает  условия для экономической деятельности,  защищает предпринимателей от угрозы со стороны монополий,  обеспечивает потребности общества в общественных товарах,  обеспечивает социальную защиту малообеспеченных слоев населения,  решает вопросы национальной обороны.  С другой стороны,  государственное вмешательство может в некоторых случаях заметно  ослабить  рыночный механизм и принести заметный вред экономике страны, как это было во Франции в конце 70-х - начале  80-х  годов.  Из-за слишком активного государственного вмешательства из страны начался отток капиталов, темпы экономического роста заметно упали. В  таком случае необходима приватизация и дерегулирование, что и было сделано в 1986 году.   Как мне  кажется,  основная  задача государства состоит в том, чтобы удерживать "золотую середину" в  сфере  влияния  на рыночную экономику. 

 

ЛИТЕРАТУРА

  1. Указ Президента РФ от 23 мая 1994 года № 1003 "О реформе  государственных  предприятий"
  2. Указ Президента  РФ  от  10  июня  1994  года  №1200 "О некоторых мерах по обеспечению  государственного управления экономикой"
  3. Указ Президента РФ от 24 декабря 1993 года “Об утверждении Государственной программы приватизации государственных и муниципальных предприятий в РФ”
  4. Указ Президента РФ от 1 июля 1992 года N 721 "Об организационных мерах по преобразованию государственных предприятий, добровольных объединений государственных предприятий в акционерные общества" (с изм. и доп. от 16 ноября, 31 декабря 1992 г.)
  5. Распоряжение Госкомимущества России от 18 марта 1994 года № 542-р
  6. В. Папава. “Роль государства в современной экономической системе” Вопросы экономики, №11, 1993
  7. Лившиц. “Государство в рыночной экономике” Журнал Российская экономика №11-12 1992, №1 1993
  8. С. Холланд. “Планирование и смешанная экономика.” Журнал Вопросы экономики, №1 1993
  9. В.Варга. “Роль государства в рыночном хозяйстве” МЭиМО №10-11 1992
  10. В.Максимова, А.Шишов. “Рыночная экономика” Учебник. Москва 1992
  11. П.Г. Ермишин Основы экономической теории. М.: Луч, 1998. с. 134.
  12. П.Г. Ермишин Основы экономической теории. М.: Луч, 1998. с.150-151.
  13. Государственное регулирование экономики: опыт пяти стран. //Научные труды № 16Р Института Экономики Переходного Периода. М.: 1996.
  14. Камаев В.Д. Учебник по основам экономической теории (экономика) – М.: Владос, 1994. с.116.
  15. Дикушин А.М. “О направлениях развития государственного предпринимательства в РФ” // Предпринимательство в современной России – М.: Линкс, 2001
  16. Курс экономической теории. Под общей редакцией Чепурина М.Н. Киров, Изд. “АСА”, 1995. с. 206-208.
  17. Лившиц "Государство в рыночной экономике" // Российский экономический журнал, N 11-12, 1996 с.34.
  18. Корняков В. Государственное корпоративное направление развитой экономики. // Экономист, 2000, №5.
  19. Тахир Динаев. Развитие государственного регулирования предпринимательской деятельности. \\Предпринимательство. – 2006. - №6. – С.50 – 54

Информация о работе Государственное предпринимательство