Государственное предпринимательство

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Ноября 2011 в 08:29, курсовая работа

Краткое описание

целью данной курсовой рабаты является изучение сущности, форм и структуры государственного предпринимательства.
Поставленная цель решается через следующие задачи:
определить понятие государственного предпринимательства
раскрыть сущность, роль и значение государственного предпринимательства в России
изучить формы государственного предпринимательства
раскрыть возможные методы воздействия государства на экономику страны
изучить функции и значение государственного предпринимательства
рассмотреть возможные перспективы и тенденции развития государственного предпринимательства.

Оглавление

Введение ¼¼¼¼¼¼¼¼¼¼¼¼¼¼¼¼¼¼¼¼¼¼¼¼¼¼3
Глава 1.Сущность государственного предпринимательства, его роль в экономике 5
1.1. Понятие государственного предпринимательства ¼¼¼¼¼ 5
1.2. Роль государства в регулировании экономики¼¼¼¼¼¼¼6
Глава 2. Государственное предпринимательство в России 10
2.1. Государственное предпринимательство в условиях рыночной экономики ¼¼¼¼¼¼¼¼¼¼¼¼¼¼¼¼¼¼¼¼¼¼¼¼¼ 10
2.2. Методы государственного воздействия на рынок¼¼¼¼¼12
2.3. Формы государственного предпринимательства в России 12
2.4. Проблемы и перспективы государственного предпринимательства в России 24
Глава 3. Анализ развития государственного регулирования предпринимательства 32
Заключение 40
Литература 42

Файлы: 1 файл

курсовая.doc

— 203.50 Кб (Скачать)

       Государственное предпринимательство осуществляется в тех областях, где деятельность противоречит природе частных фирм или же требуются огромные вложения средств и риск. Основное отличие от частного предпринимательства состоит в том, что первоочередная цель государственного предпринимательства состоит не в получении дохода, а в решении социально-экономических задач, таких как:

    • обеспечение необходимых темпов роста,
    • сглаживание циклических колебаний,
    • поддержание занятости,
    • стимулирование научно-технического прогресса, и т.д.

       Данная  форма регулирования обеспечивает поддержку малорентабельных предприятий и отраслей хозяйства, которые жизненно важны для воспроизводства. Это, прежде всего отрасли экономической инфраструктуры: энергетика, транспорт, связь.

       Но  не только это: государства осваивают  программы по развитию атомной энергии, радиоэлектронной промышленности, созданию ЭВМ, освоению космоса. Практически на средства государства ведутся фундаментальные научные исследования.

       Располагая  финансами, государство выступает  по отношению к частному сектору  в качестве заказчика на производство продукции и одновременно ее покупателя, что придает определенную стабильность рынку.

       К проблемам, решаемым государственным  предпринимательством, относятся также:

    • предоставление населению льгот в различных областях социальной инфраструктуры,
    • помощь жизненно важным науко- и капиталоемким отраслям экономики в целях ускорения научно-технического прогресса и укрепления на этой основе позиций страны в мировом хозяйстве,
    • проведение региональной политики создания в экономически отсталых районах промышленных предприятий,
    • увеличение числа рабочих мест,
    • охрана окружающей среды путем внедрения безотходных технологий,
    • строительство очистных сооружений,
    • развитие фундаментальных научных исследований,
    • производство товаров, являющееся по закону государственной монополией.

       Государственное предприятие, пусть даже наделенное самыми широкими правами и ответственностью, всегда отстает от частного в степени  хозяйственной самостоятельности. В деятельности госпредприятия наверняка  присутствуют как рыночные, так и нерыночные, идущие от государства, мотивы. Политические мотивы переменчивы, они зависят от правительства, распоряжений министерств и т.д. Поэтому госпредприятия часто оказываются в сложной и неясной обстановке, предсказать которую намного сложнее, чем рыночную конъюнктуру.

       Если  исходить из мирового опыта, то все  задачи, которые могут и должны разрешаться на уровне современного государства, можно свести к следующим:

       1. Обеспечение развития базовых  отраслей: энергетики, металлургической, топливной промышленности, стимулирование новых отраслей.

       2. Стратегическое прогнозирование  развития науки и техники, долгосрочное  прогнозирование развития хозяйства  в целом, оценка социально-экономических  последствий научно-технического  прогресса с общенациональных  позиций.

       3. Координация усилий общества  по охране и оздоровлению окружающей  среды. 

       4. Создание производственной и  социальной инфраструктуры: транспорт,  связь, культура, образование, здравоохранение. 

       5. Выработка и обеспечение социальных  гарантий, особенно для групп населения, которые не могут в полной мере заниматься общественно-полезным трудом.

       6. Поддержание в нормальном состоянии  денежной и финансовой системы. 

       Ни  одна из перечисленных задач не может  быть решена на уровне предприятия, корпорации, отрасли хозяйства или региона. Это прерогатива исключительно государства. 

       2.2. Методы государственного воздействия на рынок.

       Выполнение  сложных функций по регулированию  рыночных отношений может быть эффективным  в том случае, когда в руках  государства сосредоточены мощные экономические рычаги управления, когда оно само экономически сильно.

       Государство оказывает воздействие на рыночный механизм через:

    • свои расходы;
    • налогообложение;
    • регулирование;
    • государственное предпринимательство.

       Государственные расходы состоят из государственных закупок, трансфертных платежей.

       Государственные закупки представляют собой, как  правило, приобретение общественных товаров (затраты на оборону, строительство  и содержание школ, автодорог, научных  центров и т.д.).

       Трансфертные платежи - это выплаты, перераспределяющие налоговые доходы, полученные от всех налогоплательщиков, определенным слоям населения в виде пособий по безработице, выплат в связи с инвалидностью и т.д.

       Нужно заметить, что государственные закупки  вносят вклад в национальный доход и непосредственно используют ресурсы, в то время как трансферты не используют ресурсы и не связаны с производством. Государственные закупки приводят к перераспределению ресурсов от частного к общественному потреблению товаров. Они дают возможность гражданам пользоваться общественными товарами.

       Трансфертные  платежи имеют другое значение: они  меняют структуру производства товаров  индивидуального потребления. Суммы, взятые в виде налогов у одних  слоев населения, выплачиваются  другим. Однако те, кому предназначаются трансферты, тратят эти деньги на иные товары, чем и достигается изменение структуры потребления.

       Для оплаты счетов за заказанную фирмам продукцию  и различные выплаты населению  государству нужно иметь деньги. Необходимые для покрытия расходов суммы можно получить в основном путем сбора налогов. Но чтобы построить подводную лодку или проложить автомагистраль, государству нужно приобрести на деньги необходимые экономические ресурсы: товары производственного назначения, землю, труд. Поэтому, решая вопрос о том, как облагать себя налогами, люди в действительности определяют, каким образом и в каком объеме необходимые для общественных нужд ресурсы будут изыматься из владения различных семей, из предприятий и направляться на цели производства государственных товаров и услуг. Государство всегда облагает налогами одних и выплачивает деньги другим. В прошлое ушли времена, когда налоги устанавливались власть имущими исключительно ради их собственной выгоды.

       Налогообложение - важный инструмент государственной политики. Налоги - основной источник бюджетных средств. В государствах с рыночной экономикой взимаются различные виды налогов. Одни из них носят видимый характер, например подоходный налог, другие не столь очевидны, поскольку накладываются на производителей сырьевых ресурсов и воздействуют на домохозяйства косвенным путем в виде более высоких цен на товары. Налоги охватывают как домохозяйства, так и фирмы. В виде налогов в бюджет попадают значительные суммы (например, в США около 30 процентов всей стоимости производимых товаров и услуг). Одна из основных проблем - справедливость распределения налогового бремени.

       Налоги становятся все более активным инструментом государственной социальной и экономической политики. Среди общих принципов налоговой системы можно выделить следующие:

       1. Налоговые поступления формируют  необходимую финансовую базу  для операций государства в  экономической сфере, а сама  структура, объемы и методы  налоговых изъятий создают возможность  целенаправленного воздействия  со стороны государства на темпы и пропорции накопления общественного денежного и производительного капитала, позволяют ему под свой контроль практический весь совокупный общественный спрос.

       2. В движении капитала на разных  стадиях его кругооборота и  в различных сферах можно выделить пункты изъятия налогов и создать целостную систему налогообложения.

       Существует  три основные системы, основанные на понятии прогрессивности налогообложения  отношения суммы, взимаемой в  виде налога с дохода конкретного  работника к величине этого дохода:

    1. Пропорциональный  налог (сумма налога пропорциональна  доходу работника);

    2. Регрессивный  налог (в процентном отношении  налог взимается тем ниже, чем  выше доход работника);

    3. Прогрессивный  налог (в процентном отношении, чем выше доход, тем выше налог).

       Наиболее  справедливым является прогрессивный  налог, однако процентное повышение  налога не должно быть значительным, чтобы  не ослаблять стимулы к труду, а, следовательно, к большим заработкам. Как правило, подоходный налог построен именно по этому принципу. Однако налоги с продаж и акцизные налоги являются фактически регрессивными, так как они в большинстве случаев перекладываются на потребителей, в доходе которых одна и та же сумма занимает различную долю. Задача государства - собрать налоги таким образом, чтобы обеспечить потребности бюджета и одновременно не вызвать недовольства налогоплательщиков.

       При слишком высоких налоговых ставках  начинается массовое уклонение от уплаты налогов. Государству не хватает  средств, оно повышает налоги, предприниматели все чаще уклоняются от их уплаты, следовательно, в бюджет идет все меньше средств. Государство опять повышает налоги. Получается замкнутый круг.

     Государственное регулирование призвано координировать экономические процессы и увязывать частные и общественные интересы.  

     2.3. Формы государственного  предпринимательства  в России.

       Государственное регулирование осуществляется в  следующих формах:

    • законодательной
    • налоговой
    • кредитной
    • субвенционной

       Законодательная форма регулирования регламентирует деятельность предпринимателей. Примером могут служить антимонопольные законы.

       Налоговая система. Налоги являются более сильными средствами воздействия на экономическое  развитие. Наиболее важными являются два момента.

       Первый - это объем аккумуляции денежных средств за счет налогоплательщиков и использование их для содержания государственных и правоохранительных органов, вооруженных сил, пенсионеров, инвалидов, ликвидации последствий стихийных бедствий т.п.

       Второй – величина налоговых ставок по различным налогам. От величины налоговых ставок непосредственно зависит абсолютная величина собираемого налога и соответственно степень воздействия на темпы экономического роста. В современных условиях воздействие на экономический рост это, прежде всего, использование налоговых средств на научно-технический прогресс и, следовательно, улучшение экономических показателей выпускаемой продукции, что во многих случаях эквивалентно увеличению объема выпуска. В связи с этим необходимо вспомнить кривую А. Лаффера.

       Кривая  Лаффера показывает границы увеличения налоговых ставок.

       И, наконец, от объема собираемых налогов  во многом зависит уровень пенсионного  обеспечения, качество здравоохранения, образования и т.д. Роль налогов в экономике противоречива. С одной стороны, уменьшение налоговых ставок благотворно сказывается на темпах и качестве экономического роста, на жизненном уровне населения посредством совершенствования пенсионного обеспечения. С другой стороны, каждый налог представляет собой больший или меньший вычет из доходов предпринимателей и населения, повышение цен и следовательно, оказывает отрицательное воздействие на экономический рост и уровень жизни населения.

       Экономическая политика нашего Правительства состоит  в последовательном снижении налоговых ставок и ликвидации некоторых налогов, взимание которых не диктуется объективной необходимостью. Аналогичная налоговая политика проводится в ряде развитых в экономическом отношении стран. Вместе с тем, следует иметь в виду, что величина налогового пресса является в настоящее время одним из важнейших показателей развития экономики и совершенства хозяйствования механизма страны. Учитывая значительные недостатки в системе налогового обложения, Парламент Российской Федерации постоянно ее совершенствует.

Информация о работе Государственное предпринимательство