Реализация государственной политики в области малого предпринимательства

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2012 в 18:20, реферат

Краткое описание

Наличие и значимость такого потенциально мощного и динамичного социально-экономического феномена, как малое частное предпринимательство, предполагает формирование и реализацию определённой государственной политики, обеспечивающей благоприятные условия для развития МП и включающей правовое регулирование, налоговое и финансово-кредитное стимулирование, специальные государственные институты, обеспечивающие проведение в жизнь такой политики.

Файлы: 1 файл

Малый бизнес проблемы и перспективы.docx

— 51.49 Кб (Скачать)

Глава 3. Реализация государственной политики в области  малого предпринимательства

Наличие и значимость такого потенциально мощного и динамичного  социально-экономического феномена, как  малое частное предпринимательство, предполагает формирование и реализацию определённой государственной политики, обеспечивающей благоприятные условия  для развития МП и включающей правовое регулирование, налоговое и финансово-кредитное  стимулирование, специальные государственные  институты, обеспечивающие проведение в жизнь такой политики. В настоящее  время государственная политика по отношению к МП в Российской Федерации только формируется, определяются ее цели, направления, механизмы реализации. Сделаны лишь первые, не всегда верные и последовательные шаги на пути формирования целостной политики поддержки и  развития МП и создания механизмов её реализации. Многие меры государственного регулирования деятельности МП носят  противоречивый характер. Например, в  области налогообложения продление  льгот по налогу на прибыль для  МП сочеталось с общим повышением как федеральных, так и местных  налогов, а введение упрощенной системы  налогообложения для микро предприятий - с тенденцией к общей отмене налоговых льгот для МП.

Построение эффективной  системы государственной поддержки  МП на начальном этапе развития рыночных отношений особенно актуально в  связи с необходимостью количественного  и качественного роста предпринимательского сектора экономики. Необходимо понимать, что возрастающая положительная  роль МП в экономике страны в достаточной  мере может проявиться только через 4-5 лет при достижении сектором МП уровня 35-40% объёма национального ВВП. По оценкам экспертов Российской ассоциации развития малого предпринимательства, чтобы добиться существенных качественных изменений в структуре экономики  и создать реальную конкурентную среду, в России должно быть не менее 2,5-3,5 млн. устойчиво работающих субъектов  малого бизнеса. Напомним, что в США  насчитывается около 20 млн. малых  предприятий.

3.1. Система государственной  поддержки МП за рубежом

Опыт подавляющего большинства  зарубежных стран показывает, что  государственная политика в отношении  МП является важным самостоятельным  системным направлением социально-экономической  политики государства в целом  в соответствии с основными национальными  интересами. Она строится на принципе создания наибольшего благоприятствования  развитию сектора МП, особенно в  тех направлениях деятельности, которые  дают максимальный социально-экономический  эффект в стране или регионе, либо в совокупности стран (например, в  Европейском Союзе).

Для осуществления государственной  политики применяется специальное  законодательство, регулирующее весь комплекс вопросов поддержки МП; реализуется  система государственных программ финансового, технологического, внешнеэкономического, информационного, консультационного, кадрового содействия малым предприятиям с использованием централизованных источников и особых схем финансирования. Выравнивание положения малых предприятий  на рынке по сравнению с более  крупными путем протекционистской  государственной политики, компенсация (в том числе за счет государства) неблагоприятных условий выхода на монополизированные рынки и доступа  к финансово-кредитным ресурсам, участие в государственных заказах, устранение излишних административных ограничений в отношении регистрации  и лицензирования, внешнеэкономической  деятельности, учета и отчетности субъектов малого предпринимательства  в большинстве стран с развитой - рыночной экономикой рассматриваются  как важнейшая сфера деятельности государства.

Яркий пример эффективного применения стимулирующей государственной  политики в отношении малых и  средних предприятий являют собой  послевоенные Западная Германия и Япония, достигшие замечательных успехов  в социально-экономическом развитии за короткий период благодаря тому, что в качестве основного инициирующего  фактора реформ была использована движущая сила энергичного развития малого и  среднего бизнеса.

Рассматривая опыт стран  ЕС, прежде всего, необходимо отметить чёткость и ясность концепции  поддержки малого и среднего предпринимательства  как на уровне отдельных стран  и входящих в них регионов, так  и на уровне ЕС в целом. Эта концепция  включает в себя понимание национальных и общеевропейских интересов  сообщества, на основании которых  определены цели и важнейшие принципы политики в отношении малого и  среднего предпринимательства, а также  основные механизмы и организационные  структуры по реализации этой политики на межгосударственном, государственном  и региональном уровнях. Для различных  стран ЕС существуют значительные различия в целях и принципах поддержки малого и среднего предпринимательства. При этом одни страны считают, что для развития предпринимательства нужно улучшать экономическую среду путём дерегулирования и либерализации деятельности малого и среднего предпринимательства, расширения приватизации, реформирования налоговой системы и законодательства о конкуренции. Другие страны придерживаются того мнения, что разработка целевых программ и более совершенные схемы финансирования наряду с прогрессивными мерами поддержки МСП путём непосредственных субсидий, дотационных займов или налоговых льгот позволят ускорить экономическое развитие, увеличить занятость и обеспечить конкурентоспособность [21, с.223].

Реализация государственной  политики, обеспечивающей благоприятные  условия для развития МП, требует  создания правовой, финансовой и институциональной  системы, эффективное функционирование которой предполагает постоянное взаимодействие и координацию деятельности всех ее элементов при минимальном  дублировании функций, ориентацию как  на общие цели социально-экономической  политики государства, так и на интересы субъектов малого предпринимательства. При этом характерно большое разнообразие вариантов, используемых при формировании системы государственной поддержки  предпринимательства с учетом особенностей государственного и политического  устройства, направлений экономического развития, традиций регулирования и  самоорганизации предпринимательской  деятельности, состояния бюджетной  и кредитно-финансовой системы, а  также множества других факторов. Поэтому прямое перенесение на российскую почву американской, японской, германской или любой иной модели государственной  поддержки МП не представляется возможным. В то же время исследование организационных  структур и механизмов поддержки  МП в других странах позволяет  выявить общие черты, которые  имеются в каждой из них, несмотря на те или иные национальные особенности. Они могут быть использованы при  формировании системы поддержки  и развития сектора МП в России. К их числу относятся:

1. Наличие специальных  правовых актов, определяющих  цели государственной политики  и регулирующих весь комплекс  вопросов поддержки предпринимательской  деятельности, включая установление  задач и функций органов управления  и механизмов их реализации.

2. Разработка и реализация  системы государственных программ  финансового, технологического, информационного,  консультационного, внешнеэкономического, кадрового содействия МП.

3. Сочетание прямых и  косвенных мер поддержки МП, т.е.  программ и проектов, непосредственно  ориентированных на компенсацию  тех или иных недостатков, объективно  присущих МП, и мероприятий законодательного, экономического и организационного  характера, направленных на создание  общих благоприятных условий  для развития предпринимательской  активности.

4. Выделение ассигнований  на реализацию программ поддержки  МП из бюджетов различных уровней;  использование стимулирующих налоговых  инструментов; создание специализированных  финансовых, кредитных, страховых  и инвестиционных институтов; применение  разнообразных форм и методов  финансирования; поощрение частных  кредитов и инвестиций в сферу  МП путем государственных гарантий, страхования, компенсаций долевого  участия.

5. Наличие развитой системы  специализированных правительственных  учреждений и организаций с  государственным или смешанным  капиталом, обеспечивающих скоординированное  выполнение всего комплекса задач  в области поддержки предпринимательства  (Администрация малого бизнеса  США, подчиненная непосредственно  президенту; Агентство малых и  средних предприятий в правительстве  Японии; государственные корпорации  финансирования малого бизнеса  в Японии, Южной Корее, ЮАР и  Чехии; специализированные кредитные  учреждения с государственным  капиталом в Германии; Министерства  среднего класса в Бельгии  и Люксембурге и т.п.).

6. Рациональное распределение  функций между центральными, региональными  и местными органами государственной  власти с делегированием широких  полномочий на уровень административно-территориальных  единиц и муниципалитетов при  сохранении за центральными органами  общих координационных функций,  обеспечивающих единство экономического  пространства и хозяйственного  регулирования.

7. Взаимодействие органов  государственной власти различных уровней с союзами и объединениями, выражающими интересы предпринимателей, с целью обеспечения учета их позиций при принятии решений. Активная роль в формировании и реализации государственной политики в области МП предпринимательских организаций, национальных, отраслевых и региональных союзов и ассоциаций малого бизнеса, торгово-промышленных и ремесленных палат, других общественных объединений, действующих в режиме постоянного диалога с правительственными структурами.

8. Ориентация государственной  политики в сфере МП на поощрение  совместной деятельности, взаимопомощи  и кооперирования внутри сектора  МП, что обеспечивает повышение  его конкурентоспособности, устойчивости  и эффективности.

Общей установкой государственной  политики поддержки МП в развитых странах является создание для него благоприятной среды, которая предполагает стабильность экономической политики государства, развитие рыночной инфраструктуры, эффективную систему защиты интеллектуальной собственности, упрощенные административные процедуры и т.д. Нормально функционирующий  рыночный механизм в состоянии сам  расставить приоритеты, необходимо лишь осуществлять дозированную его коррекцию  в рамках политики поддержки и  развития МСП. Благодаря этому данная политика органично включается в  общий контекст государственного регулирования.

Сколь большое значение придается  развитию МП, можно судить, в частности, по принятому еще в 1953 г. в США  Закону о малом бизнесе. В нем  провозглашается: "Защита и поощрение  свободной конкуренции составляют основу не только экономического благосостояния, но и безопасности страны. Безопасность и благосостояние не могут быть обеспечены без стимулирования наличных и потенциальных  возможностей малого бизнеса. Конгресс считает, что правительство должно в той мере, в какой это, возможно, оказывать поддержку предприятиям малого бизнеса, консультировать, помогать и защищать их интересы с тем, чтобы  сохранить свободное конкурентное предпринимательство". За последние  годы Конгресс США принял не менее  десяти законов по вопросам малого бизнеса, причем они не отменяли предыдущих законов (что характерно для нашей  практики), а только дополняли и  конкретизировали их.

В общем, виде основные цели государственной политики в отношении  МСП в рамках ЕС можно сформулировать следующим образом:

- создание благоприятных  рыночных условий для развития  МСП;

- поддержание равноправия  сторон в рыночных отношениях;

- обеспечение конкурентного  порядка и динамики деловой  активности;

- создание новых рабочих  мест, особенно в районах с  застойной безработицей;

- минимизация социальных  издержек в связи с обострением  конкуренции.

В соответствии с этими  целями в странах ЕС определяются и основные принципы политики в отношении  МСП. К числу важнейших принципов  можно отнести следующие:

1. Преимущественная ориентация  на косвенные формы поддержки  МСП, не искажающие влияние  рыночных механизмов.

2. Ориентация государственной  политики на поддержку жизнеспособных  предприятий путём ограждения  их от негативных факторов  нерыночного характера при одновременном  действии механизмов "естественной  селекции".

3. Разработка ряда мероприятий,  облегчающих возможность доступа  к ресурсам и способствующих  выравниванию шансов для вновь  образованных предприятий, обладающих  оригинальной и/или перспективной  рыночной идеей.

4. Построение политики  в отношении МСП таким образом,  чтобы на государственном уровне  вырабатывались общая стратегия,  законодательное обеспечение и  механизмы поддержки МСП, тогда  как конкретная поддержка должна  осуществляться на региональном  и местном уровнях.

5. Приоритетное осуществление  принципа "трех партийности"  при решении важнейших экономических  и социальных задач страны, когда  представители государства, бизнеса  (работодатели) и наемных работников (профсоюзы) являются равноправными участниками процесса принятия решений.

6. Социальная защита предпринимателей  и работников МП. На них распространяется  пенсионное и медицинское страхование,  решены проблемы социальной поддержки  в случае ликвидации или банкротства  предприятия, охраны труда и  урегулирования трудовых споров.

7. Разграничение полномочий  в области поддержки МСП между  государством и общественными  организациями (ассоциациями, союзами,  торгово-промышленными палатами  и т.д.). В отдельных странах  на общественные организации  возлагаются вопросы регистрации,  лицензирования, первичной экспертизы  бизнес-планов и инвестиционных  проектов, информационного обслуживания  и консультирования.

8. Проведение постоянного  анализа состояния сектора МСП  для определения его качественных  и количественных изменений и  выработки конкретных рекомендаций  для правительств и общественных  организаций, поддерживающих МСП.

Информация о работе Реализация государственной политики в области малого предпринимательства