Реализация государственной политики в области малого предпринимательства

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2012 в 18:20, реферат

Краткое описание

Наличие и значимость такого потенциально мощного и динамичного социально-экономического феномена, как малое частное предпринимательство, предполагает формирование и реализацию определённой государственной политики, обеспечивающей благоприятные условия для развития МП и включающей правовое регулирование, налоговое и финансово-кредитное стимулирование, специальные государственные институты, обеспечивающие проведение в жизнь такой политики.

Файлы: 1 файл

Малый бизнес проблемы и перспективы.docx

— 51.49 Кб (Скачать)

Действительно сходными для  всех зарубежных стран моментами  являются четкое определение круга  полномочий каждого из органов государственного управления и закрепление в соответствующих  нормативно-правовых актах координационных  процедур и механизмов, а также  активное взаимодействие с корпоративными общественными организациями МП, независимыми исследовательскими институтами, фондами и другими частными организациями.

Имеется настоятельная необходимость  в четком распределении функций  между федеральными органами исполнительной власти в сфере государственной  поддержки МП, а также определении  форм и методов координации их деятельности при подготовке и реализации соответствующих управленческих решений. Это позволит добиться более согласованной и результативной работы государственного аппарата, даст возможность более эффективно использовать потенциал специалистов и имеющиеся ресурсы. Кроме того, это облегчит контакты предпринимательских структур и повысит результативность их диалога с государственными, региональными и местными органами власти, предоставляя возможность предпринимателям обращаться именно в те из них, от которых действительно зависит принятие решений по тем или иным вопросам.

3.3. Развитие государственной  политики в области МП в  России (региональный уровень)

Малый бизнес в силу своей  специфики имеет ярко выраженную региональную ориентацию. Малые предприятия  обычно строят свою деятельность, исходя из потребностей и возможностей насыщения  местного рынка, объема и структуры  локального спроса. Они предоставляют  новые рабочие места местному населению. В условиях развития хозяйственной  самостоятельности регионов МП может  рассматриваться как важное средство оптимизации структуры региональной экономики.

Органы власти и управления субъектов Российской Федерации  уже располагают некоторыми полномочиями и возможностями для реализации активной политики становления и  развития МП. Ситуация в сфере государственной  поддержки МП на региональном уровне складывается неоднородно и весьма разнообразно (косвенным свидетельством чего являются региональные различия в динамике развития МП, представленные в разделе 2). В ряде регионов процесс  поддержки МП развивается достаточно активно: созданы фонды поддержки  МП и другие объекты инфраструктуры, приняты соответствующие региональные программы и необходимые законодательные  и нормативные акты, выделяются бюджетные  ассигнования, применяются налоговые  льготы, реализуются международные  проекты. О возможности влияния  региональных властей на развитие предпринимательских  структур свидетельствует опыт Москвы, где предпринимательство получило довольно серьезное развитие.

К сожалению, местные власти еще не в полной мере осознали важность развития МП для решения острых социально-экономических  проблем не принимают действенных  мер по активизации этого важного  фактора регионального развития, что, впрочем, в определенной степени  является следствием невнятной политики, проводимой федеральными властями, по отношению к МП.

Например, на региональном уровне неравномерно разрабатывается правовая база государственной поддержки  МП. Есть регионы, где соответствующее  правовое обеспечение отсутствует, к его разработке не приступали. Кроме того, имеются многочисленные факты принятия региональными и  местными органами власти решений, которые  существенно сдерживают развитие малых  предприятий, ставят их в неравное положение  с другими хозяйствующими субъектами, ограничивают свободное перемещение  товаров и капитала.

В ряде субъектов Российской Федерации уже приняты или  разрабатываются специальные законодательные  акты по вопросам государственной поддержки  МП.

Еще в мае 1993 г. принят Закон "О государственной поддержке  МП в Чувашской Республике".

Аналогичные законы приняты  в Республике Адыгея, Иркутской, Ленинградской, Свердловской областях, разрабатываются  в Карачаево-Черкесии, Карелии, Мордовии, Якутии.

В июне 1995г. принят Закон города Москвы "Об основах малого предпринимательства  в Москве", в котором существенным образом конкретизируются нормы  Федерального закона "О государственной  поддержке малого предпринимательства  в Российской Федерации", а также  предусмотрены дополнительные меры по поддержке МП с учетом специфики  его развития в Москве. В частности, в Законе г. Москвы определены требования к субъектам МП, дающие право на преимущественное получение поддержки  со стороны городских властей; четко  обозначен орган исполнительной власти, ответственный за проведение политики в области развития МП, определены его права и полномочия; установлена процедура разработки и принятия городских программ и  правовых актов, направленных на поддержку  малых предприятий; введены дополнительные льготы и другие формы поддержки  субъектов МП в области местного налогообложения, лицензирования, бюджетного и внебюджетного финансирования, доступа к городским заказам  и имуществу, находящемуся в городской  собственности, защиты личности и собственности, предотвращения банкротств субъектов  МП.

Во многих регионах Российской Федерации законодательными и нормативными актами предусмотрено выделение  бюджетных ассигнований на поддержку  МП, расходование на эти цели определенной доли средств от приватизации. Однако эти ассигнования весьма незначительны, не относятся к защищенным строкам  бюджета, а фактическое выделение  средств зависит от уровня дефицита бюджета. В ряде субъектов Российской Федерации законодательно установлены  льготы для малых предприятий  по местным налогам и иным обязательным платежам, которые в условиях общей  хаотичности и неопределенности налогового регулирования также  не могут оказать серьезного стимулирующего воздействия на МП.

В последние годы можно  отметить тенденцию к активизации  разработки региональных программ поддержки  МП и изменению их содержания. Например, в 1992 г. были приняты первые 5 региональных программ поддержки предпринимательства, в основном содержавшие перечни  конкретных предпринимательских проектов, которым предполагалось оказывать  государственную поддержку, прежде всего финансовую. В 1993 г. были утверждены программы поддержки предпринимательства  в 7 регионах, а в 1994 г. - в 21 регионе. В  целом в настоящее время в 76 регионах существуют проекты региональных программ с различной степенью проработки, а более чем в 40 регионах Российской Федерации региональные программы  поддержки предпринимательства  утверждены и реализуются.

По сравнению с ранее  принятыми многие региональные программы 1994-1995 гг. приближаются к комплексному решению проблем поддержки предпринимательства, включая такие разделы, как нормативно-правовое и финансово-кредитное обеспечение, создание инфраструктуры поддержки  предпринимательства, совершенствование  системы налогообложения, информационно-техническое  и кадровое обеспечение. Обращает на себя внимание тот факт, что ряд  региональных программ предусматривает  новые направления поддержки  МП, такие как:

- имущественная поддержка  МП (фонд нежилых помещений в  г. Москве, специальные производственные  зоны на базе крупных предприятий  в г. Н. Новгороде, предоставление  объектов государственного имущества  для размещения объектов инфраструктуры  в ряде регионов);

- меры по участию субъектов  МП в выполнении заказов для  нужд субъектов Федерации;

- меры по размещению  заказов на производство специализированного  оборудования для малых предприятий  на предприятиях региона;

- предоставление гарантий  под частные кредиты и инвестиции  за счет государственных средств  и имущества.

В тех регионах, где созданы  региональные фонды поддержки предпринимательства, ими осуществляются отбор, экспертиза и финансирование предпринимательских  проектов, включенных в региональные программы. Однако ограниченность средств  фондов, длительность процедур экспертизы и финансирования приводят к тому, что значительная часть проектов остается нереализованной.

При разработке и осуществлении  государственной политики поддержки  МП недостаточное внимание отводится  вопросам методического обеспечения  региональных и муниципальных программ. Отсутствует определение общих  подходов к созданию объектов инфраструктуры поддержки МП. Недостаточно активен  обмен опытом по развитию деятельности МП, уже накопленным в разных регионах, в том числе с использованием средств массовой информации. Эта  работа должна быть организована в  субъектах Федерации при непосредственном участии предпринимательских общественных объединений, а также заинтересованных федеральных, региональных и местных  органов власти.

Структура органов власти и управления, обеспечивающих поддержку  и взаимодействие с МП, в различных  регионах неодинакова. В системе  исполнительной власти субъектов Федерации  этими вопросами в той или  иной мере занимается множество органов  с различными функциями и полномочиями, представляющих разные направления  социально-экономической деятельности (управления, департаменты, отделы, министерства, комитеты и т.д.). В некоторых регионах образованы специализированные органы исполнительной власти, например, Департаменты развития и поддержки малого предпринимательства  в Москве и Самарской области, Комитеты по поддержке предпринимательства  в Тюменской области и Алтайском  крае и др. Создаются также разнообразные  советы, координационные комитеты, рабочие группы по развитию предпринимательства  при высших органах исполнительной власти субъектов Федерации. Однако ещё далека от совершенства координация различных организаций, специализирующихся в поддержке МП на федеральном и региональном уровнях.

Более чем в 40 регионах Федерации  имеются специализированные структурные  подразделения в составе органов  исполнительной власти субъектов Федерации, занимающиеся вопросами развития МП и поддержкой предпринимательской  деятельности. Вместе с тем в ряде регионов отсутствуют не только структурные  подразделения по поддержке и  развитию МП, но даже нет специалистов по данным вопросам, что весьма негативно  сказывается на реализации этого  направления экономической политики. Было бы нецелесообразно жестко регламентировать на федеральном уровне структуру  и функции тех органов исполнительной власти субъектов Федерации, которые  должны обеспечивать поддержку МП в  регионах. Однако определенная типизация  структуры государственной поддержки  МП была бы весьма полезна для облегчения межрегионального взаимодействия и  ориентации предпринимателей.

Представляется, что в  перспективе будет преобладать  тенденция к дальнейшей децентрализации  и расширению прав регионов и местного самоуправления в сфере государственной  поддержки МП. К ведению Российской Федерации законодательством отнесены определение общих принципов, приоритетных направлений и методов государственной  поддержки МП; регламентация порядка  создания и деятельности федеральных  органов исполнительной власти и  распределение полномочий между  ними; разработка и организация реализации федеральных программ и проектов, финансируемых полностью или  частично за счет средств государственного бюджета; установление для субъектов  МП льгот по федеральным налогам  и иным платежам в государственный  бюджет и специализированные внебюджетные фонды Российской Федерации. Субъекты Федерации при этом имеют право  самостоятельно решать все вопросы, связанные с поддержкой МП, на своей  территории с учетом местных особенностей и условий социально-экономического развития, в том числе могут  применять дополнительные меры по поддержке  МП за счет собственных средств и  ресурсов.

Следует также отметить, что  некоторые федеральные органы исполнительной власти, связанные с государственной  поддержкой МП, имеют в регионах структурные единицы, находящиеся  в их непосредственном подчинении либо под их методическим руководством (региональные центры занятости населения, территориальные управления ГКАП России, региональные представительства МВЭС России, агентства Госкомимущества России и т.д.). Они могут быть использованы для проведения единой государственной политики и ее координации с мерами, которые разрабатываются и реализуются органами исполнительной власти и управления субъектов Федерации. Кроме того, через региональные службы федеральных органов исполнительной власти могут действовать механизмы обратной связи и обеспечиваться учет предложений регионов при формировании федеральных программ поддержки МП.

Эффективность децентрализованных подходов подтверждает опыт развитых стран. Так, особенностью Германии как  федеративного государства является высокая степень политической и  хозяйственной самостоятельности  федеральных земель. При этом существует детально отработанная система распределения  компетенции, позволяющая, в частности, правительствам земель выполнять специальные  программы развития, в то время  как федеральное правительство  реализует собственные мероприятия  и программы федерального уровня на той же территории. В определенных случаях возможно, например, долевое  финансирование того или иного проекта  одновременно в рамках федеральных  и земельных программ. Свои особенности  имеют распределение полномочий в сфере МП и соотношение централизованных и региональных мер его поддержки  и в других странах, таких как  США, Япония, Испания. Учитывая, что  вопросы государственной поддержки  МП имеют ярко выраженную региональную специфику, зарубежный опыт в данной области весьма полезен при совершенствовании  распределения функций между  центральными и местными органами власти и управления России.

3.4. Дальнейшее  развитие государственной политики  в области МП

Продолжение курса реформ требует, чтобы развитие МП и частной  инициативы в нашей стране стало  общегосударственной доктриной  проводимых социально-экономических  преобразований, оснащенной четким механизмом реализации - со своим исполнительным органом, законодательной базой  и ресурсным обеспечением. Подлинная цель экономических реформ - достижение экономического роста, создание эффективной экономики, обеспечивающей высокий уровень жизни населения, реальное и равноправное участие России в мировом экономическом сообществе. Для этого, прежде всего, необходимо разработать концепцию государственной политики в отношении МП, ориентированную на обеспечение национальных интересов и достижение целей социально-экономических реформ путём эффективного использования деловых возможностей сектора МП.

Информация о работе Реализация государственной политики в области малого предпринимательства