Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2012 в 18:20, реферат
Наличие и значимость такого потенциально мощного и динамичного социально-экономического феномена, как малое частное предпринимательство, предполагает формирование и реализацию определённой государственной политики, обеспечивающей благоприятные условия для развития МП и включающей правовое регулирование, налоговое и финансово-кредитное стимулирование, специальные государственные институты, обеспечивающие проведение в жизнь такой политики.
Действительно сходными для
всех зарубежных стран моментами
являются четкое определение круга
полномочий каждого из органов государственного
управления и закрепление в
Имеется настоятельная необходимость в четком распределении функций между федеральными органами исполнительной власти в сфере государственной поддержки МП, а также определении форм и методов координации их деятельности при подготовке и реализации соответствующих управленческих решений. Это позволит добиться более согласованной и результативной работы государственного аппарата, даст возможность более эффективно использовать потенциал специалистов и имеющиеся ресурсы. Кроме того, это облегчит контакты предпринимательских структур и повысит результативность их диалога с государственными, региональными и местными органами власти, предоставляя возможность предпринимателям обращаться именно в те из них, от которых действительно зависит принятие решений по тем или иным вопросам.
3.3. Развитие государственной политики в области МП в России (региональный уровень)
Малый бизнес в силу своей
специфики имеет ярко выраженную
региональную ориентацию. Малые предприятия
обычно строят свою деятельность, исходя
из потребностей и возможностей насыщения
местного рынка, объема и структуры
локального спроса. Они предоставляют
новые рабочие места местному
населению. В условиях развития хозяйственной
самостоятельности регионов МП может
рассматриваться как важное средство
оптимизации структуры
Органы власти и управления
субъектов Российской Федерации
уже располагают некоторыми полномочиями
и возможностями для реализации
активной политики становления и
развития МП. Ситуация в сфере государственной
поддержки МП на региональном уровне
складывается неоднородно и весьма
разнообразно (косвенным свидетельством
чего являются региональные различия
в динамике развития МП, представленные
в разделе 2). В ряде регионов процесс
поддержки МП развивается достаточно
активно: созданы фонды поддержки
МП и другие объекты инфраструктуры,
приняты соответствующие
К сожалению, местные власти
еще не в полной мере осознали важность
развития МП для решения острых социально-экономических
проблем не принимают действенных
мер по активизации этого важного
фактора регионального
Например, на региональном уровне неравномерно разрабатывается правовая база государственной поддержки МП. Есть регионы, где соответствующее правовое обеспечение отсутствует, к его разработке не приступали. Кроме того, имеются многочисленные факты принятия региональными и местными органами власти решений, которые существенно сдерживают развитие малых предприятий, ставят их в неравное положение с другими хозяйствующими субъектами, ограничивают свободное перемещение товаров и капитала.
В ряде субъектов Российской
Федерации уже приняты или
разрабатываются специальные
Еще в мае 1993 г. принят Закон "О государственной поддержке МП в Чувашской Республике".
Аналогичные законы приняты в Республике Адыгея, Иркутской, Ленинградской, Свердловской областях, разрабатываются в Карачаево-Черкесии, Карелии, Мордовии, Якутии.
В июне 1995г. принят Закон города
Москвы "Об основах малого предпринимательства
в Москве", в котором существенным
образом конкретизируются нормы
Федерального закона "О государственной
поддержке малого предпринимательства
в Российской Федерации", а также
предусмотрены дополнительные меры
по поддержке МП с учетом специфики
его развития в Москве. В частности,
в Законе г. Москвы определены требования
к субъектам МП, дающие право на
преимущественное получение поддержки
со стороны городских властей; четко
обозначен орган исполнительной
власти, ответственный за проведение
политики в области развития МП,
определены его права и полномочия;
установлена процедура
Во многих регионах Российской Федерации законодательными и нормативными актами предусмотрено выделение бюджетных ассигнований на поддержку МП, расходование на эти цели определенной доли средств от приватизации. Однако эти ассигнования весьма незначительны, не относятся к защищенным строкам бюджета, а фактическое выделение средств зависит от уровня дефицита бюджета. В ряде субъектов Российской Федерации законодательно установлены льготы для малых предприятий по местным налогам и иным обязательным платежам, которые в условиях общей хаотичности и неопределенности налогового регулирования также не могут оказать серьезного стимулирующего воздействия на МП.
В последние годы можно
отметить тенденцию к активизации
разработки региональных программ поддержки
МП и изменению их содержания. Например,
в 1992 г. были приняты первые 5 региональных
программ поддержки предпринимательства,
в основном содержавшие перечни
конкретных предпринимательских проектов,
которым предполагалось оказывать
государственную поддержку, прежде
всего финансовую. В 1993 г. были утверждены
программы поддержки
По сравнению с ранее
принятыми многие региональные программы
1994-1995 гг. приближаются к комплексному
решению проблем поддержки
- имущественная поддержка
МП (фонд нежилых помещений в
г. Москве, специальные производственные
зоны на базе крупных
- меры по участию субъектов МП в выполнении заказов для нужд субъектов Федерации;
- меры по размещению
заказов на производство
- предоставление гарантий
под частные кредиты и
В тех регионах, где созданы
региональные фонды поддержки
При разработке и осуществлении
государственной политики поддержки
МП недостаточное внимание отводится
вопросам методического обеспечения
региональных и муниципальных программ.
Отсутствует определение общих
подходов к созданию объектов инфраструктуры
поддержки МП. Недостаточно активен
обмен опытом по развитию деятельности
МП, уже накопленным в разных регионах,
в том числе с использованием
средств массовой информации. Эта
работа должна быть организована в
субъектах Федерации при
Структура органов власти
и управления, обеспечивающих поддержку
и взаимодействие с МП, в различных
регионах неодинакова. В системе
исполнительной власти субъектов Федерации
этими вопросами в той или
иной мере занимается множество органов
с различными функциями и полномочиями,
представляющих разные направления
социально-экономической
Более чем в 40 регионах Федерации
имеются специализированные структурные
подразделения в составе
Представляется, что в
перспективе будет преобладать
тенденция к дальнейшей децентрализации
и расширению прав регионов и местного
самоуправления в сфере государственной
поддержки МП. К ведению Российской
Федерации законодательством
Следует также отметить, что некоторые федеральные органы исполнительной власти, связанные с государственной поддержкой МП, имеют в регионах структурные единицы, находящиеся в их непосредственном подчинении либо под их методическим руководством (региональные центры занятости населения, территориальные управления ГКАП России, региональные представительства МВЭС России, агентства Госкомимущества России и т.д.). Они могут быть использованы для проведения единой государственной политики и ее координации с мерами, которые разрабатываются и реализуются органами исполнительной власти и управления субъектов Федерации. Кроме того, через региональные службы федеральных органов исполнительной власти могут действовать механизмы обратной связи и обеспечиваться учет предложений регионов при формировании федеральных программ поддержки МП.
Эффективность децентрализованных
подходов подтверждает опыт развитых
стран. Так, особенностью Германии как
федеративного государства
3.4. Дальнейшее
развитие государственной
Продолжение курса реформ
требует, чтобы развитие МП и частной
инициативы в нашей стране стало
общегосударственной доктриной
проводимых социально-экономических
преобразований, оснащенной четким механизмом
реализации - со своим исполнительным
органом, законодательной базой
и ресурсным обеспечением. Подл
Информация о работе Реализация государственной политики в области малого предпринимательства