Представляется целесообразным
ввести уточнения в такие понятия,
как государственная политика в
отношении МП и государственная
поддержка и развитие МП.
Государственная политика в
отношении МП, прежде всего, отражает
поведение государства по отношению
к МП как к одному из элементов
экономики страны.
Государственная поддержка
МП представляет собой сознательное
создание государственными структурами
экономических и правовых условий,
стимулов для развития МП, а также
вложение в него материальных и финансовых
ресурсов на льготных условиях.
Качественные и количественные
критерии оценки результативности достижения
поставленных целей необходимо заранее
определить на прогнозируемые периоды.
Для получения значимых результатов
деятельности сектора МП необходимо
в ближайшие два года обеспечить
устойчивый рост числа малых предприятий
с доведением их общего количества
до 2,5-3,5 млн. с суммарной численностью
занятых около 30 млн. Через 4-5 лет
желательно достигнуть уровня 4-4,5 млн.
малых предприятий с количеством
занятых около 45-50 млн. человек, которые
обеспечивают примерно 40% производства
национального ВВП. Это будет
соответствовать плотности в 25-28
малых предприятий на одну тысячу
человек населения в стране (с
учётом положительной демографической
ситуации), что гораздо ниже нынешнего
среднего уровня в развитых странах.
Эти цели не могут быть достигнуты,
если государство не будет стимулировать
изменения в общественном сознании,
ориентацию его на жизненные интересы
и ценности среднего класса, формирование
позитивного отношения различных
слоев и групп населения к
предпринимательской деятельности,
причем не только как к источнику
удовлетворения потребности в продуктах
и услугах, но и как к возможному
пути своей собственной жизни. Необходимо
помочь человеку сделать сознательный
выбор - стать предпринимателем или
остаться наемным работником, инвестировать
средства в производство или использовать
их для личного потребления.
Большое значение имеет также
развитие позитивного самосознания
предпринимателей исходя из принципов
социальной ответственности и деловой
этики. Только в этом случае предприниматели,
работающие в сфере малого бизнеса,
могут вырасти в самостоятельную
социально-активную группу со специфическими
общими интересами, способную стать
опорой государства и неотъемлемым
элементом гражданского общества.
При этом следует учитывать,
что государство и бизнес имеют
специфические функции и цели.
Государственная политика в
отношении и предпринимательской
деятельности в целом, и малого бизнеса
в частности может быть эффективной
только тогда, когда ее ориентация совпадает
с внутренним вектором развития самого
предпринимательства. Поддержка со
стороны государства не может
быть ничем иным, как именно поддержкой
процесса саморазвития бизнеса, направленной
на смягчение или устранение препятствий
для этого саморазвития, с использованием
широкого набора инструментов и стимулов
в достижении тех общих социально-экономических
целей, которые каждый предприниматель
в отдельности (да и определенные
корпоративные и профессиональные
группы предпринимателей) перед собой,
как правило, не ставят.
С точки зрения предпринимателя
государство должно создать условия,
в которых он сможет эффективно достигать
своих целей, прежде всего экономических
(максимизация прибыли, эффективность
инвестиций, собственное благополучие,
победа над конкурентами, минимизация
риска, защита собственности и личности
и т.п.).
С точки зрения государства
предприниматель призван обеспечить
реализацию целей и интересов
более высокого порядка (рост общественного
благосостояния, поддержание занятости,
социально-политическая стабильность,
укрепление национальной безопасности
и экономической мощи и т.п.)- Именно
в области пересечения целей
и интересов государства и
бизнеса может осуществляться эффективная
государственная политика.
Главным принципом государственной
поддержки МП должно стать создание
преимущественно экономических
и правовых условий нормального
ведения рыночного хозяйствования.
Государственная поддержка должна выражаться
в формировании экономических и правовых
условий, стимулов для саморазвития и
конкурентоспособности МП с учетом отраслевых,
географических, национальных, исторических
особенностей и традиций, а также зарубежного
опыта. Важнейшие задачи государственной
поддержки МП заключаются в том, чтобы
обеспечить малым предприятиям равные
права, минимизировать разрыв в условиях
хозяйственных возможностей между малыми
и более крупными предприятиями в конкурентном
рыночном соревновании, создать равные
возможности ведения предпринимательской
деятельности в условиях свободы выбора
ее форм и методов проявления самостоятельности
и предприимчивости.
Успешное развитие МП возможно
лишь при наличии политической воли
государства сформировать благоприятные
социальные, экономические, правовые,
политические и другие условия, поддержание
и укрепление которых, в свою очередь,
обеспечивается широкомасштабным развитием
малого бизнеса.
Представляется, что в
условиях переходного периода государственная
поддержка МП должна носить стимулирующий,
селективный характер, не приводящий
к разбалансировке рыночных механизмов.
Иными словами, государство должно,
прежде всего, поддерживать жизнеспособные
хозяйственные структуры МП, деятельность
которых совпадает с целями и
направлениями развития общества, государственной
социально-экономической политики.
Малые предприятия в своей
деятельности должны опираться, прежде
всего, на собственные силы, свои материальные
и финансовые ресурсы. В этом случае
государственная поддержка не будет
носить характера поощрения иждивенчества,
и рассматриваться как нечто
постоянное или как основной источник
повышения конкурентоспособности
и роста рентабельности.
Формирование целостной
системы государственно-общественной
поддержки МП - сложный и длительный
процесс, однако уже сейчас можно
сформулировать основные ее задачи, принципы
и ограничения. Основу развитой системы
государственной поддержки МП должны
составлять следующие блоки:
- самостоятельная законодательная
и нормативная база, определяющая специфические
условия деятельности субъектов МП, регулирующая
формы и методы его государственной поддержки
и процедуры принятия решений;
- действенные правоприменительные
механизмы, гарантирующие соблюдение
законности и равноправие представителей
МП во всех отношениях с
органами власти и другими
хозяйствующими субъектами; обеспечение
безопасности и защиты предпринимателей
от криминальных действий;
- система специализированных
институтов, обеспечивающих разработку
и реализацию государственной
политики, направленной на поддержку
МП, включая органы государственной
власти и управления, общественные
объединения и организации предпринимателей,
специализированные объекты инфраструктуры
поддержки МП, созданные и действующие
при участии государственного
и частного капитала (фонды, кредитные,
страховые и гарантийные учреждения,
технологические парки, бизнес -
инкубаторы, промышленные зоны и
полигоны, учебные, консультационные,
информационные, лизинговые, обслуживающие
структуры и т.д.);
- государственные программы, в
том числе специальные программы, непосредственно
ориентированные на оказание поддержки
малым предприятиям, и иные программы
социально-экономического развития регионов
(реструктуризация промышленности, конверсия
предприятий ВПК, государственные инвестиции
в отраслевое и региональное развитие,
поставки для государственных нужд, решение
проблем занятости, миграции населения
и т.д.), которые должны включать меры по
привлечению сектора МП к их реализации;
- необходимое для реализации
мер поддержки МП ресурсное (производственные
площади, земельные участки, оборудование)
и финансовое обеспечение (в том числе
бюджетные ассигнования в достаточном
объеме) наряду с созданием условий и механизмов
для привлечения частных отечественных
и иностранных инвестиций в сферу МП, а
также радикальным усовершенствованием
налоговой системы.
При формировании системы
государственной поддержки МП необходимо
обеспечить:
- предоставление дополнительных
возможностей для сектора МП, обеспечивающих
ему преодоление специфических трудностей
и проблем, объективно присущих данному
сектору экономики (особая чувствительность
к текущей конъюнктуре, менее благоприятные
условия доступа к факторам производства,
медленные темпы накопления капитала
и его недостаточность для входа на рынок
и т.д.);
- открытость как при
формировании государственной политики (на
основе согласования интересов всех заинтересованных
сторон и использования механизмов обратной
связи), так и при ее реализации (наличие
полной и гласной информации о содержании
конкретных мер государственной поддержки
и условий доступа к ним; установление
открытых процедур распределения средств
при участии представителей деловых кругов;
публичная отчетность о состоянии МП,
использовании выделенных на его поддержку
средств, деятельности соответствующих
государственных институтов);
- гибкость системы приоритетов
и разнообразие форм государственной
поддержки, предполагающую
концентрацию усилий на оказании малым
предприятиям специфических мер поддержки
применительно к различным этапам их деятельности,
особенностям каждой отрасли и региона,
специфическим характеристикам отдельных
групп предпринимателей;
- учет национальных и
исторических особенностей, в том числе на
региональном уровне, поощрение ремесел,
народных промыслов, артельных и семейных
форм организации предпринимательской
деятельности, сезонных работ, самозанятости;
- упрощение государственных
регулирующих процедур в отношении
малых предприятий (упрощение порядка
регистрации, сокращение перечней лицензируемых
видов деятельности, унификация административных
процедур наряду с ограничением произвола
чиновников, минимизация числа согласующих
и контролирующих инстанций, упрощение
порядка и форм отчетности и др.);
- переход от государственного
регулирования отдельных аспектов
деятельности малых предприятий
к саморегулированию через предпринимательские
союзы и объединения;
- значительное расширение
прав и возможностей субъектов
Федерации и местного самоуправления
в сфере регулирования деятельности
МП и его государственной поддержки
при сохранении единства стратегических
целей, правовой базы и информационного
пространства;
- обязательное определение
и закрепление стабильного источника
государственных бюджетных ассигнований,
направляемых на поддержку МП
(это может быть фиксированная
часть одного из федеральных
налогов либо установленный процент
расходов бюджетов различных
уровней);
- разработку и применение
рациональных механизмов использования
выделенных бюджетных средств
для поддержки МП в формах,
обеспечивающих наибольшее привлечение
дополнительных средств, в том
числе частных инвестиций;
- согласованность и непротиворечивость
мер по поддержке и развитию
МП, содержащихся в различных
государственных мероприятиях и
программах (регионального и отраслевого
развития, стимулирования экспорта,
миграции, занятости, инвестиций, конверсии
и др.);
- координацию деятельности
и четкое разграничение полномочий
и ответственности органов исполнительной
власти, занятых в той или иной
степени вопросами государственной
поддержки МП на федеральном,
региональном и местном уровнях;
- использование имущества
неэффективных и неплатёжеспособных
предприятий, ныне находящихся
в государственной или муниципальной
собственности, в качестве мощного
источника ресурсного обеспечения
МП и создания объектов инфраструктуры
поддержки МП;
- организацию систематических
научных исследований по проблемам
МП с целью объективной оценки
состояния этого сектора, тенденций
его развития и подготовки
рекомендаций по осуществлению
его государственной поддержки;
- существенное улучшение
системы учёта и государственной
статистики МП (в настоящее время
даже количество малых предприятий
в России достоверно не установлено,
не говоря уже о более широком
спектре данных о динамике
их деятельности);
- организацию мощной образовательной
и пропагандистской кампании, направленной
на стимулирование деятельности
сектора МП, подготовку людей
к занятию собственным бизнесом,
формирование соответствующего
общественного мнения и содействие
устранению разобщенности и индивидуализма
мелких предпринимателей, осознанию
общих корпоративных интересов,
объединению субъектов малого
предпринимательства по отраслевым,
региональным, профессиональным и
другим признакам.
1996-й год