Реализация государственной политики в области малого предпринимательства

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2012 в 18:20, реферат

Краткое описание

Наличие и значимость такого потенциально мощного и динамичного социально-экономического феномена, как малое частное предпринимательство, предполагает формирование и реализацию определённой государственной политики, обеспечивающей благоприятные условия для развития МП и включающей правовое регулирование, налоговое и финансово-кредитное стимулирование, специальные государственные институты, обеспечивающие проведение в жизнь такой политики.

Файлы: 1 файл

Малый бизнес проблемы и перспективы.docx

— 51.49 Кб (Скачать)

Представляется целесообразным ввести уточнения в такие понятия, как государственная политика в  отношении МП и государственная  поддержка и развитие МП.

Государственная политика в  отношении МП, прежде всего, отражает поведение государства по отношению  к МП как к одному из элементов  экономики страны.

Государственная поддержка  МП представляет собой сознательное создание государственными структурами  экономических и правовых условий, стимулов для развития МП, а также  вложение в него материальных и финансовых ресурсов на льготных условиях.

Качественные и количественные критерии оценки результативности достижения поставленных целей необходимо заранее  определить на прогнозируемые периоды. Для получения значимых результатов  деятельности сектора МП необходимо в ближайшие два года обеспечить устойчивый рост числа малых предприятий  с доведением их общего количества до 2,5-3,5 млн. с суммарной численностью занятых около 30 млн. Через 4-5 лет  желательно достигнуть уровня 4-4,5 млн. малых предприятий с количеством  занятых около 45-50 млн. человек, которые  обеспечивают примерно 40% производства национального ВВП. Это будет  соответствовать плотности в 25-28 малых предприятий на одну тысячу человек населения в стране (с  учётом положительной демографической  ситуации), что гораздо ниже нынешнего  среднего уровня в развитых странах.

Эти цели не могут быть достигнуты, если государство не будет стимулировать  изменения в общественном сознании, ориентацию его на жизненные интересы и ценности среднего класса, формирование позитивного отношения различных  слоев и групп населения к  предпринимательской деятельности, причем не только как к источнику  удовлетворения потребности в продуктах  и услугах, но и как к возможному пути своей собственной жизни. Необходимо помочь человеку сделать сознательный выбор - стать предпринимателем или  остаться наемным работником, инвестировать  средства в производство или использовать их для личного потребления.

Большое значение имеет также  развитие позитивного самосознания предпринимателей исходя из принципов  социальной ответственности и деловой  этики. Только в этом случае предприниматели, работающие в сфере малого бизнеса, могут вырасти в самостоятельную  социально-активную группу со специфическими общими интересами, способную стать  опорой государства и неотъемлемым элементом гражданского общества.

При этом следует учитывать, что государство и бизнес имеют  специфические функции и цели.

Государственная политика в  отношении и предпринимательской  деятельности в целом, и малого бизнеса  в частности может быть эффективной  только тогда, когда ее ориентация совпадает  с внутренним вектором развития самого предпринимательства. Поддержка со стороны государства не может  быть ничем иным, как именно поддержкой процесса саморазвития бизнеса, направленной на смягчение или устранение препятствий  для этого саморазвития, с использованием широкого набора инструментов и стимулов в достижении тех общих социально-экономических  целей, которые каждый предприниматель  в отдельности (да и определенные корпоративные и профессиональные группы предпринимателей) перед собой, как правило, не ставят.

С точки зрения предпринимателя  государство должно создать условия, в которых он сможет эффективно достигать  своих целей, прежде всего экономических (максимизация прибыли, эффективность  инвестиций, собственное благополучие, победа над конкурентами, минимизация  риска, защита собственности и личности и т.п.).

С точки зрения государства  предприниматель призван обеспечить реализацию целей и интересов  более высокого порядка (рост общественного  благосостояния, поддержание занятости, социально-политическая стабильность, укрепление национальной безопасности и экономической мощи и т.п.)- Именно в области пересечения целей  и интересов государства и  бизнеса может осуществляться эффективная  государственная политика.

Главным принципом государственной  поддержки МП должно стать создание преимущественно экономических  и правовых условий нормального  ведения рыночного хозяйствования. Государственная поддержка должна выражаться в формировании экономических и правовых условий, стимулов для саморазвития и конкурентоспособности МП с учетом отраслевых, географических, национальных, исторических особенностей и традиций, а также зарубежного опыта. Важнейшие задачи государственной поддержки МП заключаются в том, чтобы обеспечить малым предприятиям равные права, минимизировать разрыв в условиях хозяйственных возможностей между малыми и более крупными предприятиями в конкурентном рыночном соревновании, создать равные возможности ведения предпринимательской деятельности в условиях свободы выбора ее форм и методов проявления самостоятельности и предприимчивости.

Успешное развитие МП возможно лишь при наличии политической воли государства сформировать благоприятные  социальные, экономические, правовые, политические и другие условия, поддержание  и укрепление которых, в свою очередь, обеспечивается широкомасштабным развитием  малого бизнеса.

Представляется, что в  условиях переходного периода государственная  поддержка МП должна носить стимулирующий, селективный характер, не приводящий к разбалансировке рыночных механизмов. Иными словами, государство должно, прежде всего, поддерживать жизнеспособные хозяйственные структуры МП, деятельность которых совпадает с целями и  направлениями развития общества, государственной  социально-экономической политики.

Малые предприятия в своей  деятельности должны опираться, прежде всего, на собственные силы, свои материальные и финансовые ресурсы. В этом случае государственная поддержка не будет  носить характера поощрения иждивенчества, и рассматриваться как нечто  постоянное или как основной источник повышения конкурентоспособности  и роста рентабельности.

Формирование целостной  системы государственно-общественной поддержки МП - сложный и длительный процесс, однако уже сейчас можно  сформулировать основные ее задачи, принципы и ограничения. Основу развитой системы  государственной поддержки МП должны составлять следующие блоки:

- самостоятельная законодательная и нормативная база, определяющая специфические условия деятельности субъектов МП, регулирующая формы и методы его государственной поддержки и процедуры принятия решений;

- действенные правоприменительные  механизмы, гарантирующие соблюдение  законности и равноправие представителей  МП во всех отношениях с  органами власти и другими  хозяйствующими субъектами; обеспечение  безопасности и защиты предпринимателей  от криминальных действий;

- система специализированных  институтов, обеспечивающих разработку  и реализацию государственной  политики, направленной на поддержку  МП, включая органы государственной  власти и управления, общественные  объединения и организации предпринимателей, специализированные объекты инфраструктуры  поддержки МП, созданные и действующие  при участии государственного  и частного капитала (фонды, кредитные,  страховые и гарантийные учреждения, технологические парки, бизнес - инкубаторы, промышленные зоны и  полигоны, учебные, консультационные, информационные, лизинговые, обслуживающие  структуры и т.д.);

- государственные программы, в том числе специальные программы, непосредственно ориентированные на оказание поддержки малым предприятиям, и иные программы социально-экономического развития регионов (реструктуризация промышленности, конверсия предприятий ВПК, государственные инвестиции в отраслевое и региональное развитие, поставки для государственных нужд, решение проблем занятости, миграции населения и т.д.), которые должны включать меры по привлечению сектора МП к их реализации;

- необходимое для реализации  мер поддержки МП ресурсное (производственные площади, земельные участки, оборудование) и финансовое обеспечение (в том числе бюджетные ассигнования в достаточном объеме) наряду с созданием условий и механизмов для привлечения частных отечественных и иностранных инвестиций в сферу МП, а также радикальным усовершенствованием налоговой системы.

При формировании системы  государственной поддержки МП необходимо обеспечить:

- предоставление дополнительных  возможностей для сектора МП, обеспечивающих ему преодоление специфических трудностей и проблем, объективно присущих данному сектору экономики (особая чувствительность к текущей конъюнктуре, менее благоприятные условия доступа к факторам производства, медленные темпы накопления капитала и его недостаточность для входа на рынок и т.д.);

- открытость как при  формировании государственной политики (на основе согласования интересов всех заинтересованных сторон и использования механизмов обратной связи), так и при ее реализации (наличие полной и гласной информации о содержании конкретных мер государственной поддержки и условий доступа к ним; установление открытых процедур распределения средств при участии представителей деловых кругов; публичная отчетность о состоянии МП, использовании выделенных на его поддержку средств, деятельности соответствующих государственных институтов);

- гибкость системы приоритетов  и разнообразие форм государственной  поддержки, предполагающую концентрацию усилий на оказании малым предприятиям специфических мер поддержки применительно к различным этапам их деятельности, особенностям каждой отрасли и региона, специфическим характеристикам отдельных групп предпринимателей;

- учет национальных и  исторических особенностей, в том числе на региональном уровне, поощрение ремесел, народных промыслов, артельных и семейных форм организации предпринимательской деятельности, сезонных работ, самозанятости;

- упрощение государственных  регулирующих процедур в отношении малых предприятий (упрощение порядка регистрации, сокращение перечней лицензируемых видов деятельности, унификация административных процедур наряду с ограничением произвола чиновников, минимизация числа согласующих и контролирующих инстанций, упрощение порядка и форм отчетности и др.);

- переход от государственного  регулирования отдельных аспектов  деятельности малых предприятий  к саморегулированию через предпринимательские  союзы и объединения;

- значительное расширение  прав и возможностей субъектов  Федерации и местного самоуправления  в сфере регулирования деятельности  МП и его государственной поддержки  при сохранении единства стратегических  целей, правовой базы и информационного  пространства;

- обязательное определение  и закрепление стабильного источника  государственных бюджетных ассигнований, направляемых на поддержку МП (это может быть фиксированная  часть одного из федеральных  налогов либо установленный процент  расходов бюджетов различных  уровней);

- разработку и применение  рациональных механизмов использования  выделенных бюджетных средств  для поддержки МП в формах, обеспечивающих наибольшее привлечение  дополнительных средств, в том  числе частных инвестиций;

- согласованность и непротиворечивость  мер по поддержке и развитию  МП, содержащихся в различных  государственных мероприятиях и  программах (регионального и отраслевого  развития, стимулирования экспорта, миграции, занятости, инвестиций, конверсии  и др.);

- координацию деятельности  и четкое разграничение полномочий  и ответственности органов исполнительной  власти, занятых в той или иной  степени вопросами государственной  поддержки МП на федеральном,  региональном и местном уровнях;

- использование имущества  неэффективных и неплатёжеспособных  предприятий, ныне находящихся  в государственной или муниципальной  собственности, в качестве мощного  источника ресурсного обеспечения  МП и создания объектов инфраструктуры  поддержки МП;

- организацию систематических  научных исследований по проблемам  МП с целью объективной оценки  состояния этого сектора, тенденций  его развития и подготовки  рекомендаций по осуществлению  его государственной поддержки;

- существенное улучшение  системы учёта и государственной  статистики МП (в настоящее время  даже количество малых предприятий  в России достоверно не установлено,  не говоря уже о более широком  спектре данных о динамике  их деятельности);

- организацию мощной образовательной  и пропагандистской кампании, направленной  на стимулирование деятельности  сектора МП, подготовку людей  к занятию собственным бизнесом, формирование соответствующего  общественного мнения и содействие  устранению разобщенности и индивидуализма  мелких предпринимателей, осознанию  общих корпоративных интересов,  объединению субъектов малого  предпринимательства по отраслевым, региональным, профессиональным и  другим признакам.

 
1996-й год 


Информация о работе Реализация государственной политики в области малого предпринимательства