Государственное управление развитием малого предпринимательства

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2012 в 18:24, курсовая работа

Краткое описание

Для достижения этой цели необходимо решить следующие задачи:
- выявить сущность малого предпринимательства как объекта государственного регулирования;
- оценить современное состояние малого предпринимательства в России;
- рассмотреть государственное управление как механизм поддержки малого предпринимательства, а также его эффективность.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ.
МАЛОЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО – СУЩНОСТЬ И СОДЕРЖЕНИЕ.
1.1. Сущность малого предпринимательства.
1.2. Этапы становления малого предпринимательства в России.
1.3. Современное состояние малого предпринимательства в России.
2. ГОСУДАРСТВЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ КАК ФАКТОР ПОДДЕРЖКИ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА.
2.1. Государственные органы, отвечающие за поддержку малого предпринимательства.
2.2. Государственные механизмы регулирования малого предпринимательства.
2.3. Направления государственного регулирования малым предпринимательством.
3. ЭФФЕКТИВНОСТЬ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ В СФЕРЕ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА.
3.1. Факторы, сдерживающие развитие малого предпринимательства.
3.2. Проблемы государственного управления в сфере малого предпринимательства.
3.3. Разработка рекомендаций по поддержке малого предпринимательства РФ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.
БИБЛИОГРАФИЯ.

Файлы: 1 файл

черновой2.docx

— 68.99 Кб (Скачать)

 

 РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  СОЦИАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ.

ФАКУЛЬТЕТ СОЦИОЛОГИИ И СОЦИАЛЬНОГО  УПРАВЛЕНИЯ. 

 

 

  

 

 

  

 

Курсовая работа на тему:  

 

ГОСУДАРСТВЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ РАЗВИТИЕМ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА.  

 

 

  

 

 

 

Выполнила 

студентка IV курса,

ГМУ-Д-8-1,

Гаршина Ю.В. 

 

 

  

 

Москва 2004

 

СОДЕРЖАНИЕ: 

 

ВВЕДЕНИЕ. 

МАЛОЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО  – СУЩНОСТЬ И СОДЕРЖЕНИЕ.

1.1. Сущность  малого предпринимательства.

1.2. Этапы  становления малого предпринимательства  в России.

1.3. Современное  состояние малого предпринимательства  в России.

2. ГОСУДАРСТВЕННОЕ  УПРАВЛЕНИЕ КАК ФАКТОР ПОДДЕРЖКИ  МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА.

2.1. Государственные  органы, отвечающие за поддержку  малого предпринимательства.

2.2. Государственные  механизмы регулирования малого  предпринимательства.

2.3. Направления  государственного регулирования  малым предпринимательством.

3. ЭФФЕКТИВНОСТЬ  ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ В  СФЕРЕ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА.

3.1. Факторы,  сдерживающие развитие малого  предпринимательства.

3.2. Проблемы  государственного управления в  сфере малого предпринимательства.

3.3. Разработка  рекомендаций по поддержке малого  предпринимательства РФ

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

БИБЛИОГРАФИЯ.

ПРИЛОЖЕНИЕ. Классификация 79 регионов РФ по уровню развития малых предприятий.

 

ВВЕДЕНИЕ.

Реформирование  российского общества, построение основ  социально ориентированной рыночной экономики столкнулось со сложными проблемами, не имевшими аналогов в  мировой практике. Стремительный уход государства из управления экономикой привел общество в крайне нестабильное состояние: коррупция, преступность, повсеместное нарушение законов стали повседневным явлением в обществе. В России так и не сформировалось четкого взаимодействия и взаимопонимания в системе власть-предприниматели-общество.

В последнее время  власть пытается решить эту проблему, но попытки эти крайне осторожны  и во многих случаях непрофессиональны. Беда государственного воздействия (федерального, регионального и местного) на предпринимательство состоит в отсутствии долгосрочных и устойчивых программ, что не позволяет устанавливать понятные всем правила (нормативно-правовые, налоговые, ценностные).

Выработка концептуально-стратегических подходов всегда является сложным этапом и требует междисциплинарных  исследований, применения совокупности методов, но всегда наиболее плодотворна  потому, что позволяет понять взаимосвязь  и взаимодействие экономических, социальных, правовых, духовно-культурных механизмов,  которые в конечном итоге определяют становление и цивилизованное развитие такого сложного явления, каким является предпринимательство.

Мировой опыт подтверждает, что предпринимательство – важная составляющая часть рыночной экономики, без которого не может быть гармоничного общественного развития. Оно во многом определяет темпы экономического роста, структуру и качество валового национального  продукта. Этот сектор является имманентным, внутренним элементом рыночной инфраструктуры.

Высокий уровень  развития предпринимательства выступает  необходимым слагаемым современной  модели рыночного хозяйства. Оно  способствует поддержанию конкурентного тонуса в экономике, создает естественную социальную опору общественному устройству, формирует новый социальный строй общества.

Предпринимательство обладает рядом специфических свойств. Ускоряя хозяйственные изменения, оно выступает в роли своеобразного  «возмутителя спокойствия» и переводит  экономику в новое состояние. Именно в предпринимательской деятельности создается и находится в обороте основная масса национальных ресурсов, являющихся питательной средой экономического роста.*Поэтому сейчас в условиях нашей российской действительности просто необходимо разработать эффективную модель взаимодействия государства и малого предпринимательства, это на сегодняшний день является актуальным вопросом.

Предыдущая модель общественного развития в нашей  стране базировалась на подавлении предпринимательского духа в обществе и самого предпринимателя  как носителя культуры и творческого  стиля мышления. Опыт наших реформ (особенно начального периода) показал, что при отказе на словах от традиционной модели, стереотипов мышления фактически продолжается эта же линия. В стране не создан благоприятный предпринимательский  климат, нет твердо установленных  правил поведения на рынке, отсутствует  широкая система мер поддержки  инициатив граждан. Еще предстоит  выработать оптимальные формы существования  малого предпринимательства в нашей  стране.

Исходя из этого, необходимо рассмотреть государственное  регулирование как источник развития малого предпринимательства, что и  является целью моей курсовой работы.

Объектом исследования будет выступать малое предпринимательство, предметом исследования – сфера  государственного управления малым  предпринимательством.

Для достижения этой цели необходимо решить следующие  задачи:

-            выявить сущность малого предпринимательства как объекта государственного регулирования;

-            оценить современное состояние малого предпринимательства в России;

-            рассмотреть государственное управление как механизм поддержки малого предпринимательства, а также его эффективность.

 

МАЛОЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО  – СУЩНОСТЬ И СОДЕРЖЕНИЕ.

1.1. Сущность малого  предпринимательства.

Сам термин «малое предпринимательство» имеет универсальный, синтетический характер. В научной, учебной литературе делались попытки дать определение малому предпринимательству. При этом некоторые авторы отождествляют «малое предпринимательство» и «малый бизнес», другие, напротив, пытаются дать разграничение этим понятиям. Анализ российского законодательства позволяет прийти к выводу, что более правильно определение «малое предпринимательство», а термин «малый бизнес» позаимствован из зарубежной лексики и есть не что иное, как синоним «малого предпринимательства».

Под малым предпринимательством понимается экономическая деятельность субъекта экономических отношений, имеющего юридический статус предпринимателя без образования юридического лица, либо статус малого предприятия, с определенным числом работающих, объемом прибыли и производящего продукцию, оказывающего услуги от своего имени, на свой риск и под свою ответственность.*

Федеральный закон «О государственной  поддержке малого предпринимательства  в Российской Федерации» от 14 августа 1995 г. определяет субъекты малого предпринимательства  как «коммерческие организации, в уставном капитале которых доля участия Российской Федерации, субъектов  Российской Федерации общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов не превышает 25%, доля, принадлежащая  одному или нескольким лицам, не являющимся субъектами малого предпринимательства, не превышает 25% и в которых средняя численность работников за отчетный период не превышает следующих предельных уровней (малые предприятия):

·           в промышленности – 100 человек;

·           в строительстве – 100 человек;

·           на транспорте – 100 человек;

·           в сельском хозяйстве - 60 человек;

·           в научно-технической сфере - 60 человек;

·           в оптовой торговле – 50 человек;

·           в розничной торговле и бытовом обслуживании населения – 30 человек;

·           в остальных отраслях и при осуществлении иных видов деятельности – 50 человек.

Под субъектами малого предпринимательства  понимаются также физические лица, занимающиеся предпринимательской  деятельностью без образования  юридического лица».**

К предпосылкам возникновения  частного предпринимательства как  экономического явления можно отнести  следующие социально-экономические факторы:

- кризис административно-командной  системы хозяйствования;

- дефицит товаров, работ  и услуг;

- чрезмерную монополизацию  производства и сферы обслуживания, торговли, что позволяло реагировать на конъюнктуру рынка;

- замкнутое экономическое  пространство, ограниченное территорией  государства;

- легализацию (признание  законом) предпринимательской деятельности;

- признание иных форм  собственности, кроме государственной и колхозно-кооперативной;

-            сокращение объемов производства и появление свободной рабочей силы, имеющей официальный статус безработных.

Экономическая деятельность малого предпринимательства определяется, прежде всего, его экономическим  интересом. Так, в частности, субъект  малого предпринимательства заинтересован  в получении максимального дохода от своей экономической деятельности. Государство же изымает часть дохода предпринимателя в виде налогов и обязательных платежей, в целях обеспечения экономических интересов государства и общества. Наличие противоположных экономических интересов в этом случае может вести к негативным экономическим последствиям. В связи с этим учет экономических интересов субъектов экономических отношений приобретает весьма важное значение. В идеале должен быть достигнут компромисс между участниками экономических отношений, а экономический интерес позволит использовать экономические методы в управлении народным хозяйством.

Субъекты малого предпринимательства  как участники экономических  отношений, особенно в начале деятельности, наиболее болезненно ощущают влияние противоречивости экономических интересов. Так, предприниматель, заинтересованный в получении максимального дохода, одновременно несет налоговое бремя, расходы по организации производства и реализации продукции, расходы по оплате наемного труда и т.д. Следовательно, экономический интерес предпринимателя будет выражаться в стремлении снизить названные расходы, что может быть достигнуто как законным, так и незаконным путем. Иногда неразумная государственная политика провоцирует предпринимателя на нарушение законодательства (например, чрезмерный налоговый гнет), что ведет к повышению риска предпринимательской деятельности и сокращению числа предпринимательских структур.***

Реализуя свой экономический  интерес, предприниматель неизбежно  сталкивается с проблемой предпринимательского риска. Риск неизбежно связан с возможным наступлением нежелательных экономических последствий, которые могут причинить вред рискующему и делу, во имя которого осуществляется риск. Поэтому принятию решения действовать с риском должны предшествовать: оценка экономической ситуации; выбор оптимального варианта достижения положительного результата; выбор сил и средств; принятие мер по нейтрализации возможных негативных последствий.

Помимо экономического интереса и риска, важнейшими характеристиками предпринимательской деятельности являются экономическая (предпринимательская) инициатива и экономическая ответственность. Под инициативой понимается начинание, активные действия, направленные на достижение определенной цели. Наличие экономической инициативы в малом предпринимательстве - непременное условие. Экономическая ответственность предпринимателя наступает в соответствии с действующим законодательством по следующим основаниям:

·           в силу неисполнения обязательств по договорам;

·           вытекающая из причинения вреда;

·           в связи с нарушением действующего законодательства.

Гражданским законодательством  предусматривается несколько организационно-правовых форм осуществления предпринимательской деятельности, которые по своим экономико-правовым характеристикам различны. Наиболее простой и доступной формой предпринимательства является предприниматель без образования юридического лица (индивидуальный бизнес). Индивидуальное предпринимательство осуществляется хозяйственной единицей, которая не отделена от ее собственника. Все доходы от предпринимательской деятельности в этом случае принадлежат единичному владельцу предприятия (фирмы). Владелец малого предприятия в этом случае является одновременно его управляющим и имеет ненормированный рабочий день. Его труд не только интенсивен, но и связан с необходимостью принимать решения, требующие специальных знаний по широкому кругу вопросов. Его ответственность за все, что происходит на предприятии, сочетается с высоким риском финансовых потерь, связанным с возможными убытками и нерегулярной выплатой заработной платы самому себе.

Иные формы предпринимательской  деятельности предполагают участие  в бизнесе нескольких собственников-предпринимателей. Основными формами коллективного малого предпринимательства являются: полное товарищество; товарищество на вере; общество с ограниченной ответственностью; общество с дополнительной ответственностью и кооперативы. Этот перечень не является исчерпывающим и характерным только для малого предпринимательства, так как в обществе с ограниченной ответственностью число работающих, допустим; в промышленности может составлять более 100 человек, в этом случае оно под признаки малого предприятия не подпадает.

Информация о работе Государственное управление развитием малого предпринимательства