Развитие взаимоотношений между Россией и Германией

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Февраля 2012 в 00:19, реферат

Краткое описание

Цель работы – рассмотреть развитие торговых взаимоотношений между Россией и Германией.
Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:
1. выяснить причины развития торговых отношений между Россией и Германией;
2. сравнить степень взаимоотношений на разных этапах;

Оглавление

Введение
Глава 1. Развитие двустороннего экономического сотрудничества России и Германии
Причины развития российско-германских отношений: исторический аспект, договорно-правовая база
Этапы развития российско-германских торговых связей (1991-2010гг)
Глава 2. Характеристика российско-германских торговых отношений
2.1 Показатели российско-германской торговли
2.2 Товарная структура торговли
2.3 Перспективы развития российско-германских экономических отношений
Заключение
Список использованных источников и литературы

Файлы: 1 файл

Реферат Россия и Германия.doc

— 154.50 Кб (Скачать)


Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное агентство по образованию негосударственное

образовательное учреждение

Уральский финансово-юридический институт

 

 

 

 

 

 

Реферат по дисциплине: «Политология»

 

 

 

 

Тема: «Развитие взаимоотношений между Россией и Германией».

 

 

 

 

 

 

 

 

                          Исполнитель  Терентьева В. Л.

                                                         Группа 08.10

                                                                         Руководитель  Мелешина С. Н.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

г. Екатеринбург  2011 г.

 

 

 

Введение

Глава 1. Развитие двустороннего экономического сотрудничества России и Германии

Причины развития российско-германских отношений: исторический аспект, договорно-правовая база

Этапы развития российско-германских торговых связей (1991-2010гг)

Глава 2. Характеристика российско-германских торговых отношений

2.1 Показатели российско-германской торговли

2.2 Товарная структура торговли

2.3 Перспективы развития российско-германских экономических отношений

Заключение

Список использованных источников и литературы

 

Введение

 

Торговля является основной формой экономического сотрудничества между странами. Поэтому «развитие взаимоотношений между Россией и Германией» - одна из важных и актуальных тем на сегодняшний день.

Тема курсовой работы актуальна потому, что Германия – крупное и влиятельное государство-член ЕС, поэтому ее внешняя политика затрагивает не только другие европейские государства, но и далекие от нее США, Россию и Китай.

Актуальность темы исследования определяется высоким удельным весом Германии во внешней торговле России, присутствием в российско-германских торговых отношениях многих актуальных проблем внешнеэкономической деятельности РФ и необходимостью их изучения.

Являясь крупнейшим внешнеторговым партнером и кредитором России, Федеративная Республика Германия играет особую роль в ее внешнеэкономических связях. Для этого имеется ряд предпосылок: мощный потенциал взаимного сотрудничества, основанный на высоком уровне взаимодополняемости экономик двух стран, географическая близость, традиционность деловых связей и надежная договорно-правовая основа.

На современном этапе российско-германские торговые отношения осуществляются в новых условиях, которые определяются, во-первых, трансформацией экономической системы России от плановой к рыночной модели и децентрализацией внешнеторговых отношений; во-вторых, объединением западных и восточных земель Германии в единое государство и развитием процессов европейской интеграции, главной движущей силой которых является ФРГ; и, в-третьих, усиливающимися процессами глобализации. В переходный период положение Российской Федерации в мировой экономике существенно ухудшилось, что нашло выражение в сокращении ее доли в мировой торговле, негативных изменениях структуры экспорта и импорта, как в целом, так и в торговле с Германией.

Перечисленные выше проблемы определяют научную и практическую актуальность выбранной темы.

Степень изученности темы исследования. Становлению российско-германских отношений в 90-е годы XX века посвящен ряд работ историков, международников, политологов, экономистов и культурологов. В первой половине 90-х годов XX века вышли труды известных международников, в которых были освещены некоторые проблемы внешнеполитического сотрудничества России и Германии, однако многие детальные процессы, исследуемые в работе, в них не анализируются. Некоторые вопросы международных отношений в области внешнеэкономического сотрудничества Российской Федерации и Федеративной Республики Германии в исследуемые годы получили освещение в трудах российских и немецких ученых, дипломатов. В частности эти вопросы разрабатывались Беловым В.Б., Асташиным В.В., Кортуновым С.В., Зарицким Б.Е. и др.

Говоря о работах немецких авторов, следует назвать книги и статьи Reinharda Spree, Valiullina Radika, Valiullinoj Elviri, К.Шиллера, Г.Шмидта и др.

Обязательным элементом данного пункта курсовой работы является формулировка объекта и предмета исследования.

Объект исследования – торговые отношения между Российской Федерацией и Федеративной республикой Германией

Предмет исследования – история, развитие, структура и особенности торговых отношений между Россией и Германией.

Актуальность данного исследования определила цель и задачи работы:

Цель работы – рассмотреть развитие торговых взаимоотношений между Россией и Германией.

Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:

1. выяснить причины развития торговых отношений между Россией и Германией;

2. сравнить степень взаимоотношений на разных этапах;

3. рассмотреть перспективы и тенденции развития взаимоотношений России и Германии;

4. предложить собственное виденье на данную проблему и найти пути её разрешения.

Изучение данной темы ограничивается хронологическими рамками. Наиболее полно рассмотреть тенденции и динамику сотрудничества можно в период с 1991 по 2010 год. Именно в этот короткий срок Россия и Германия переживают как экономический кризис, включая мировой, так и стабилизацию отношений.

Успешность выполнения задач по написанию курсовой работы в наибольшей степени зависит от выбранных методов исследования.

В работе используются методы как эмпирического исследования ( сравнительно-сопоставительный),так и используемые на теоретическом уровне исследования.

Источниковая база исследования представлена опубликованными и неопубликованными группами источников.

Первую группу источников составляют архивные материалы, извлеченные из архивов Министерства иностранных дел Российской Федерации (МИД РФ), Министерства внешней торговли (МВТ РФ), Министерства торговли и промышленного развития Российской федерации, Института экономики переходного периода, Посольства Российской Федерации в Федеративной Республике Германия.

В них деятельность Российской Федерации по развитию экономического сотрудничества в 90-е годы прошедшего века нашла довольно полное отражение.

Вторую группу источников составляют доклады, речи, правительственные программы и выступления российских и немецких дипломатов, ученых- международников, историков, экономистов по проблемам международных отношений в области экономики.

В них отражена конкретная и достоверная информация о двусторонних экономических отношениях России и Германии, которая подкрепляет положения о приоритетах международного сотрудничества Российской Федерации и Федеративной Республики Германии в этих областях в 1991 - 2000 годах. Важное значение для настоящего исследования имеет периодическая печать России и Германии, которая составляет следующую третью группу источников. Являясь своеобразным индикатором отражения в общественном сознании различных процессов, в том числе и международного сотрудничества, пресса представляет собой ценный источник, раскрывающий формы, содержание, результаты российско-германского экономического сотрудничества в исследуемые годы. Вопросы этого сотрудничества в рассматриваемый период освещались в газетах, журналах и вестниках - «Сенатор», «Дипломатический вестник», «Вопросы экономики», «Внешняя торговля», «Ьbersicht Wirtschaft», «Handelsblatt» и др. Таким образом, обзор источников позволяет сделать вывод об информационной насыщенности выявленных материалов, позволяющих исследовать процесс развития российско-германского экономического сотрудничества в исследуемые годы. Структура курсовой работы выражается в ее содержании. Для раскрытия поставленной темы определена следующая структура: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников и литературы.

Название глав отображает их содержание.

Глава 1. Развитие двустороннего экономического сотрудничества России и Германии

 

Причины развития российско-германских отношений: исторический аспект, договорно-правовая база

Как известно, Россия стремится к активному сближению с другими странами, и в первую очередь - со странами Европы. Среди европейских держав особенно пристальный интерес вызывает сотрудничество с Германией. И это не случайно. Германия всегда представляется исследователям страной с богатым культурным и историческим прошлым.

В 1920-е гг. Советская страна нормализовала свои международные отношения, постепенно входя в мировое сообщество. Завершение гражданской войны победой большевиков и установление советской власти почти на всей территории бывшей царской России создали благоприятные условия для международной деятельности советского правительства.

С 1918 по 1928 г. во главе Народного комиссариата иностранных дел стоял потомственный российский аристократ и одновременно профессиональный революционер Г. В. Чичерин, именно благодаря его опыту, квалификации, знанию международного права и связям с иностранными внешнеполитическими ведомствами взаимоотношения между Советской Россией и зарубежными странами постепенно стали налаживаться. Попытки установления межгосударственных отношений с Россией стали делать и ведущие западные страны, так как убедились, что советская власть — это «всерьез и надолго».

Эти два встречных процесса привели к тому, что в начале 1920-х гг. предпринимаются осторожные и противоречивые шаги в отношении установления и развития дипломатических отношений между Советским государством и странами Запада.

Нормализация отношений Советского государства с европейскими странами началась с торговли. 6 мая 1921 г., было подписано советско-германское временное торговое соглашение, в котором Берлин признавал РСФСР де-факто (т. е. фактически) единственным законным правительством Российского государства.

В ходе работы Генуэзской конференции в предместье Генуи Рапалло 16 апреля 1922 г. произошел «прорыв империалистической блокады Советской Россией», подписан двусторонний советско-германский договор. Рапалльский договор предусматривал восстановление дипломатических отношений между РСФСР и Германией. Германия отказывалась от претензий государства и частных лиц в связи с аннулированием старых долгов и национализированной иностранной собственности в Советской России «при условии, что правительство РСФСР не будет удовлетворять аналогичные претензии других государств». 12 октября 1925 г. подписывается советско-германский торговый договор и консульская конвенция, а несколько ранее достигается соглашение о предоставлении Советскому Союзу краткосрочного кредита в 100 млн. марок для финансирования советских заказов в Германии. В 1926 г. СССР получил в Германии долгосрочный заем в 300 млн. марок, частично гарантированный германским правительством.

Пиком советско-германского сотрудничества в XX столетии стало второе объединение Германии, которое позволило 9 ноября 1990 года заключить двум, теперь уже вновь великим европейским державам Договор о добрососедстве, партнерстве и сотрудничестве («большой договор»).

К тому же произошли изменения в качественной характеристике России и Германии. Это новое качество включает в себя не только размер территории, численность населения, состояние экологии, экономический, информационно-технологический и военный потенциал, но и все, что связано с новыми задачами в области политики, экономики и культуры.

Федеративная Республика Германия играет особую роль во внешнеэкономических связях России, являясь ее крупнейшим внешнеторговым партнером и кредитором. Для этого имеется ряд оснований:

-серьезный потенциал взаимного сотрудничества, основанный на высоком уровне корреляции экономик двух стран;

- историческая традиционность торговых связей;

- географическая близость;

- надежная правовая основа.

Германия как ведущая торговая держава весьма заинтересована в развитии экономического сотрудничества с Россией. Российский рынок потенциально представляет исключительно большой интерес для Германии: Российская федерация занимает место одного из главных поставщиков углеводородов в ФРГ. Привлекательность России для немецкого бизнеса заключалась (и будет заключаться в дальнейшем) в сочетании следующих факторов:

- высокая потребность в инвестициях;

-стабильные доходы от экспорта сырья;

-низкая государственная задолженность;

-сравнительно высокая доля госзаказов;

-необходимость модернизации инфраструктуры крупнейшей по площади страны в мире;

-быстрая и высокая доходность капитала;

- сравнительно низкие налоги и сборы.

Что касается РФ, то ее интересы обусловливают необходимость поиска путей развития отношений с Германией для налаживания конструктивных партнерских отношений с объединенной Европой, так как Германия вместе с другими развитыми государствами формирует ядро современного мирового хозяйства, прочно занимая 2-е место в мире по объему внешней торговли. ФРГ входит в число ведущих промышленно развитых стран мира.

В преддверии выборов в бундестаг (сентябрь 2009 г.) проходил круглый стол, где экспертами рассматривались различные стороны двусторонних отношений России и Германии.

«Экономическое сотрудничество двух стран развивается поступательно, большая часть предлагаемых российской стороной проектов претворяется в жизнь….

Не сходятся эксперты по поводу того, чем обусловлен интерес западного партнера к России: исключительно ресурсной составляющей, желанием захватить рынок сбыта или чем-то иным. А.А. Ахтамзян уверен, что «Запад склонен рассматривать Россию как неисчерпаемый источник сырья, прежде всего энергетического».

А.К. Никитин считает, что внешняя политика ФРГ характеризуется согласованностью политических и экономических интересов и экономическим прагматизмом в целом.

Хотя за последние два десятилетия Германия стала конкурентом России на постсоветском пространстве, участники круглого стола сошлись во мнении, что расширение экономического сотрудничества отвечает интересам обеих стран.

Несмотря на некоторые противоречия Германия является крупнейшим торгово-экономическим партнером России на Западе. Если, например, в 1994 году взаимный товарооборот составлял 24 млрд. марок, то в 1999 году - 27 млрд. марок. По данным Министерства экономики России, объем немецких инвестиций в экономику России составил на 1 января 1999 года 8,74 млрд. долларов или 32,6% от общего объема иностранных вложений.

 

1.2 Этапы развития российско-германских торговых связей (1991-2010 гг.)

 

В развитии торгово-экономических отношений между Россией и Германией можно выделить несколько этапов.

Началом первого этапа уместно считать 1991 год (распад СССР и образование Российской Федерации), так как курсовая работа нацелена на изучение современных отношений между странами.

Разграничение на этапы развития российско-германских торговых связей зависит от влияния внешних и внутренних факторов, таких как мировой экономический кризис или финансовый экономический кризис одной из стран.

Так, следующим этапом можно отметить период с 1998 по 1999 год, характеризующийся кризисом в развитии торговых отношений России и Германии. С 2000 года начинается этап стабилизации в экономическом сотрудничестве, который заканчивается к концу 2007 года и начинается новый период (2008-2010гг.), который, несмотря на мировой экономический кризис, отражает конструктивность в торгово-экономическом сотрудничестве между Россией и Германией.

Одной из серьезных проблем в период с 1991 по 1997 годы, осложняющих развитие экономического сотрудничества России и Германии, являлась проблема российских долгов. Наследием "горбачевского" периода в российско-германских отношениях во время их расцвета в 1988-1991 гг. явилась значительная задолженность России ФРГ, как на государственном, так и на частном уровне. Она состоит из задолженности частным немецким банкам, кредитным институтам, компаниям и фирмам, а также непосредственно немецкому государству, естественно, различаясь по структуре, срочности и т.д. В основе долгов банкам лежат разнообразные кредиты, полученные СССР в 1989-1991 гг.

Именно кредитные линии, предоставленные немецким государством бывшему СССР, а затем, и России на закупку немецких товаров составляют одну из основных частей российского внешнего долга ФРГ. По оценкам специалистов их совокупный объем с 1991 г. по 1993 г. составил величину около 20 млрд. марок, а с учетом процентных платежей - 28 млрд.марок.

Другой существенной частью нынешнего российского долга немецкому государству стала существующая с начала 1991 г. задолженность по трансфертным сделкам с предприятиями бывшей ГДР, величина которой была в одностороннем порядке оценена ФРГ в 15,2 млрд. немецких марок.

Россия признала себя преемником совокупных внешних обязательств бывшего СССР, в том числе по отношению к ФРГ, на которую приходится их основная часть. На протяжении 1992-1994 гг. Россией предпринимались попытки по своевременному и полному обслуживанию внешних долгов, но это не всегда удавалось.

К 1993 г. ФРГ в силу ряда объективных причин заняла позицию, согласно которой она в последующие годы не будет более предоставлять России существенных финансовых средств и основное внимание направит на урегулирование вопросов имеющейся задолженности. В этом отношении были достигнуты два важных для обеих сторон соглашения. Согласно первому из них, подписанному в декабре 1992 г., ФРГ представила России восьмилетнюю отсрочку в выплате долга по трансфертным сделкам с предприятиями бывшей ГДР. Дополнительно к нему, в сентябре 1992 г., Германия пролонгировала в рамках Парижского клуба на десять лет выплату 8 млрд.марок российской государственной задолженности. При этом процентные платежи по пролонгированной сумме будут осуществляться только вторые пять лет.

В начале XXI века внешнеэкономические связи России переживают сложный период глубоких качественных преобразований, связанных с осуществлением реформ и поиском путей интегрирования в систему мирохозяйственных отношений.

С 1998 года в российско-германских отношениях наступил новый этап, который первоначально ознаменовался спадом в динамике сотрудничества, который был вызван дефолтом. Особенно это проявилось в торгово-экономической области. В частности, объем товарооборота между нашими странами сократился с 34 млрд. нем.марок в 1997 г. до 29.5 млрд. в 1998 г и до 26 млрд. в 1999г. Резко сократились поставки продовольственных товаров из Германии в Россию. Многие немецкие фирмы если не «убежали» с российского рынка, то, по меньшей мере, заморозили свою деятельность.

Определенный перелом в лучшую сторону наметился с назначением В.В.Путина в самом начале 2000 г. исполняющим обязанности президента России и с последующим его избранием на этот пост. В немецких политических и деловых кругах распространилось мнение, что В.В.Путин сможет навести порядок в государстве и гарантировать выполнение законов на всей территории России, а это является одной из главных предпосылок для нормального российско-германского сотрудничества, особенно в сфере экономики.

С этого момента налицо явная интенсификация контактов и связей между нашими странами, особенно на высшем уровне. В 2000 и 2001 г.г. состоялись четыре встречи руководителей России и ФРГ в Берлине, Москве и Санкт-Петербурге. Согласно официальным оценкам, эти встречи позволили преодолеть наблюдавшийся спад в российско-германских огношениях, дать импульс для перехода к новому этапу двустороннего сотрудничества, перевода в активную фазу торговых и кредитно-финансовых связей, продвижения в решении практических вопросов взаимодействия двух стран.

Итоги 2001 года, а также первых пяти месяцев 2002 года показывают, что позитивные тенденции на ряде ключевых направлений развития российской экономики в целом сохраняются. Прежде всего, четыре года подряд продолжался экономический рост. Если в последние месяцы 2001 года и в начале 2002 года наблюдалось некоторое замедление в развитии хозяйства страны, то, уже начиная с февраля, проявились признаки преодоления стагнации.

В 2002-2003 годах начался бурный рост торгово-экономических отношений между нашими странами, что связано с развитием новых взаимовыгодных направлений сотрудничества и улучшением политической ситуации в России. Стабилизация рынка, наметившийся экономический рост, развитие законодательства, повышение платежеспособности отечественных потребителей продукции и услуг делают современную Россию привлекательным партнером для иностранных компаний. Одним из проявлений данных тенденций явилось проведение в Москве 9-12 июня 2003 года презентации и ряда форумов земли Северный Рейн-Вестфалия с участием многих немецких компаний различного профиля.

Согласно оценкам Торгового представительства Российской Федерации в Федеративной Республике Германия, в 2002 году товарооборот составит 21,6 млрд. евро, где на экспорт придётся до 13,6 млрд. евро, на импорт - до 11,6 млрд. евро.

В 2003 году стоимостной объем двусторонней торговли вырос на 3,5%. За период с января по сентябрь 2004 года товарооборот увеличился на 17,1%.

В 2006 году в торговле с ФРГ у России наблюдается стабильный положительный баланс. По данным Росстата, экспорт в Германию достиг 24,5 млрд. долл., а импорт из ФРГ составил 18,4 млрд. долл. (порядка 19,6 млрд. и 14,7 млрд. евро соответственно) В то же время при положительном сальдо у России, Германия как торговый партнер для нее гораздо значимее, чем она сама для Германии. Если ФРГ занимает 1-е место в страновой структуре российского импорта (более 13%) и 3-е место в структуре экспорта (свыше 8%), то Россия для Германии лишь 8-й по доле поставщик товаров (около 4%) и 12-й рынок сбыта (менее 3%).

В 2007 г. взаимный товарооборот достиг рекордной планки в 52,8 млрд. долл. Учитывая такой резкий подъем товарооборота, Министерство РФ ожидало, что товарооборот Россия-Германия за весь 2008 г. будет расти такими же темпами и сможет составить уже 63-65 млрд. долл.

На нынешнем этапе (с 2008 по 2010 год) российско-германские отношения развиваются конструктивно. В основе равноправного и уважительного сотрудничества – переплетение и взаимодополняемость экономических потенциалов. С 1998 года ежегодно проводятся Межгосударственные консультации на высшем уровне с участием ключевых министров обеих стран. На этих встречах под председательством Президента России и Канцлера Германии подробно анализируется состояние двустороннего сотрудничества во всех значимых областях, ставятся задачи на будущее. Разветвленные экономические связи являются базовой основой и движущим фактором всего комплекса двустороннего сотрудничества.

В последние несколько лет основные параметры российско-германского товарного обмена не претерпели каких-либо кардинальных изменений, сопоставимых со сдвигами, которые вызвал кризис 1998 г.

Несмотря на по-прежнему высокие макроэкономические показатели, мировой финансово-экономический кризис не обошел стороной и Россию. Однако, в отличие от предыдущих кризисных периодов, страна хорошо подготовлена к преодолению возникающих трудностей. Государство обладает достаточными финансовыми средствами. Кроме того, существуют Фонд Национального благосостояния и Резервный фонд, пополнявшиеся, в частности, за счет высоких доходов с экспорта сырьевых ресурсов. По состоянию на декабрь 2008 г. на различные мероприятия по поддержанию конъюнктуры выделено 220 млрд. долл. Эти средства предназначены для поддержки как банков – «кровеносной системы экономики» (В.В.Путин), так и реального сектора.

Тем самым можно с уверенностью заключить: Россия останется растущим рынком, и будет играть возрастающую роль в глобальной экономике.

8 марта 2008 года в ходе встречи президента РФ Владимира Путина с Федеральным канцлером Германии Ангелой Меркель В.Путин отметил, что за последние 6 лет товарооборот между Россией и Германией увеличился в 3,5 раза и достиг свыше 50 миллиардов долларов. «Германия для нас – один из самых важных партнёров и в Европе, и в мире», - считает В.Путин.

Со своей стороны, А.Меркель отметила, что экономические отношения между РФ и Германией развиваются очень хорошо. Отвечая на вопрос, каковы возможности российских предприятий для инвестирования на германском рынке, А.Меркель подчеркнула: «российские предприятия могут исходить из того, что у них будут справедливые условия для конкуренции в Германии, как это было всегда».

«Здесь должен быть принцип взаимности, - добавила она. - Как у германских предприятий есть доступ на российский рынок, так должно быть и наоборот».

 

Глава 2. Характеристика российско-германских торговых отношений

 

2.1 Показатели российско-германской торговли

 

Российско-германские торгово-экономические отношения традиционно занимают центральное место в общем комплексе внешнеэкономических связей нашей страны. ФРГ и на современном этапе является крупнейшим торговым и финансовым партнёром России в её отношениях со странами дальнего зарубежья. С 1997 года Германия – важнейший торговый партнер России. В свою очередь, Российская Федерация в 1998 году занимала 14 место в списке внешнеторговых партнеров Германии, в 1999 году, после резкого сокращения импорта из Германии - 20-е место. В 1998/99 годах последствия российского августовского кризиса привели к резкому падению объемов германского экспорта в Россию (1998: -11,7%; 1999: -31,8%). Однако, начиная с 2000 года, наметилась обратная тенденция (январь-июнь 2000: германский экспорт в Россию увеличился на 43,8%, импорт из России вырос на 86,7%). Сальдо торгового баланса отражает это состояние дел: традиционно внешнеторговый баланс складывается в пользу России, и этот показатель существенно вырос (в первом полугодии 2000 года объем импорта из России превысил германский экспорт в Россию на сумму в 7,279 миллиардов немецких марок).

На долю Германии приходится 17,5% общей стоимости внешнеторгового оборота России со странами дальнего зарубежья и около 30% от объёма финансовых обязательств России промышленно развитым странам Запада. А доля России в товарообороте ФРГ – около 2%.19

Товарооборот между Россией и Германией характеризуется следующими статистическими данными (см. таблицу 1):

 

Таблица 1.2 Товарооборот между Россией и Германией (в млрд. евро)

 

2002г.

2004г.

2006г.

2008г.

2009г.

Товарооборот

24,4

31,2

53,6

68,2

20,7

в том числе:

 

 

 

 

 

Экспорт России

13,0

16,2

30,2

35,9

11,1

Импорт России

11,4

15,0

23,4

32,3

9,6

Сальдо для России

+1,6

+1,2

+6,8

+3,6

+1,5

Источник: Статистическое ведомство ФРГ

 

Стоит отметить, что в целом за 2009 год положительное сальдо торгового баланса страны составило 136,1 млрд евро. В 2008 году этот показатель находился на отметке в 178,3 млрд. Как сообщается, страна экспортировала товаров на сумму 803,2 млрд евро, а импортировала на 667,1 млрд евро. Таким образом, объем экспорта за минувший год снизился на 18,4% по отношению к 2008 году, а импорта на 17,2%.

Примечательно, что это стало самым значительным снижением, зафиксированным в объемах экспорта и импорта с 1950 года.

Положительное сальдо торгового баланса Германии в феврале 2010 г. выросло на 38,1%. Объем экспорта Германии в апреле 2010 года составил 75,3 млрд евро, что на 19,3% выше показателя апреля 2009 года. Импорт в апреле составил 61,9 млрд евро, что на 5,6% больше показателя годовой давности.

Что касается структуры, то торговали по группам товаров: машины и оборудование, продукты питания и сельскохозяйственные продукты, химические продукты, энергоносители, металлы и металлические изделия и т.д.

Традиционная схема: Россия как поставщик сырья, Германия как экспортер готовых товаров – постепенно изменяется в сторону увеличения российского экспорта готовой продукции.

В России действует около 3,5 тысяч предприятий с германским участием (большая часть которых находится в Москве и Санкт-Петербурге), в том числе более 1350 – российско-германских совместных предприятий и около 800 предприятий со 100-процентным германским капиталом. Они работают преимущественно в сфере торгово-посреднических и консультационно-информационных услуг, а также финансовых операций (15%). Зарегистрировано более тысячи представительств германских фирм.

В ФРГ зарегистрировано около 100 смешанных фирм с российским капиталом, прежде всего непроизводственного профиля. Экономические связи между Россией и Германией в определенной степени приобретают региональный характер. Набирают темпы экономические связи между отдельными субъектами РФ и землями ФРГ, Северного Рейна-Вестфалии, Бранденбурга, Баварии, Баден-Вюртемберга. С другой стороны, Федеральное Ведомство ФРГ по особым задачам в связи с объединением, осуществлявшее приватизацию предприятий в восточных землях, заключило в свое время рамочные кредитно-торговые соглашения с администрациями Пермской, Тюменской, Челябинской, Оренбургской, Свердловской областей, Татарией, Башкортостаном и Коми. В основу соглашений положена схема финансирования немецкого экспорта под гарантии «Гермеса» на базе бартера. Ряд крупных регионов России разработали перспективные программы сотрудничества с германскими партнерами. Отдельные субъекты Российской Федерации провели в ФРГ презентации своих регионов и проектов для сотрудничества. С учетом негативного влияния мирового финансового кризиса следовало ожидать в торговле с Германией в 2009 г. снижения среднегодовых темпов прироста с 25-35%, характерных для 2002-2008 гг., до уровня в 10-15%. Однако, по мнению г-на Бранденбурга, торговый оборот между нашими странами снова на подъеме.

Около 700 тыс. рабочих мест в Германии связано с экспортными производствами, ориентированными на Россию. Согласно прогнозу ведущего отраслевого Союза германской внешней торговли, именно Россия в ближайшие годы станет для ФРГ ключевым (после США) импортером среди не входящих в ЕС стран, обойдя по этому показателю Китай. В 2007 г. на Россию пришлось 2,9% германского вывоза, на Китай – 3,1%.

Степень и характер заинтересованности России и ФРГ в стабилизации и дальнейшем наращивании экономического сотрудничества объективно обусловлены мощным экономическим и научно-техническим потенциалом обеих стран, взаимодополняемостью их экономик и географической близостью.

Торгово-политические условия для экономического сотрудничества между Россией и Германией оцениваются, в целом, благоприятно. Соглашение о партнерстве и сотрудничестве между Россией и ЕС закрепляет действующий между Россией и ФРГ торгово-политический режим, устанавливает обязательства стран ЕС по дальнейшей либерализации в торговле с Россией. В отношении России продолжает действовать общая система преференций по отношению к российскому экспорту, хотя она претерпела значительные изменения. Объем преференций в последние годы поэтапно снижался.

2.2 Товарная структура торговли

Россия играет важную роль для Германии в поставках топливно-энергетических ресурсов, сырья и полуфабрикатов. Удельный вес России в удовлетворении импортных потребностей ФРГ в целом составляет лишь около 1,5%, хотя по отдельным, важным для экономики ФРГ товарам, этот показатель значительно выше. Поставками из России покрываются импортные потребности германской экономики в природном газе на 34%, в нефти - на 33%, в цветных металлах и удобрениях - более чем на 10%.

Импорт из Германии:

-Машины и оборудование – 35,8%

-Продукты питания и сельскохозяйственные продукты – 26,2%

-Химические продукты – 15,2%

-Прочее – 22,8%

Экспорт в Германию:

-Энергоносители – 41,4%

-Металлы и металлические изделия – 22,1%

-Машины и оборудования – 11,0%

-Химические продукты – 8,4%

-Изделия из дерева, целлюлоза и бумага – 5,1%

-Прочее – 12,0%

 

В 2005 году российские поставки сырья в Германию увеличились на 37,5%, полуфабрикатов - на 21,6%, готовых товаров - на 13%.

Россия является главным экспортером сырой нефти в Германию: объем экспорта достиг в 2005 году 38 293 тыс. тонн, что составляет 34,1% от общего объема германского импорта сырой нефти.

Доля готовых изделий в нашем экспорте в ФРГ – всего около 4% (газетная бумага, текстильные и фармацевтические товары), включая высокотехнологичную продукцию - менее 1% (радиоактивные элементы, оборудование для разделения изотопов, турбореактивные и турбовинтовые двигатели, газовые турбины, реактивные двигатели, электронные трубки и лампы, диоды, транзисторы, полупроводниковые приборы, интегральные схемы, летательные и космические аппараты).

Негативное влияние на развитие российского экспорта в Германию оказывают количественные ограничения на поставку некоторых изделий из стали, действуют ограничения в отношении ядерных материалов и услуг по обогащению урана, российского асбеста, а также некоторых пушно-меховых товаров. Система протекционистских мер ограждает аграрный рынок ФРГ от товаров из третьих стран, препятствуя экспорту российских мясных и молочных продуктов.

Поставками из ФРГ покрывается около 40% российского импорта машин и оборудования, 33% – обуви кожаной, 18% – медикаментов, 12% – мяса и мясопродуктов. На германском рынке в последние годы реализуются порядка 25% от общего российского экспорта природного газа, проката черных металлов, 20% нефти, обработанных лесоматериалов и картона.

Основа российского импорта из ФРГ – машины и оборудование. В последнее время их доля заметно выросла и сегодня превышает 53%, что связано главным образом с ростом платежеспособного спроса на эту продукцию в связи с модернизацией российской промышленности.

Россия является самым крупным импортером немецких сельхозтоваров (1,32 млрд. евро) среди стран, не входящих в Евросоюз. В 2007 г. из Германии было ввезено 235 тыс. т. мяса и мясопродуктов на сумму 215 млн. евро, 61 тыс. т. сыра (178 млн. евро), 11,2 млн. т. кофе (83 млн. евро). Из России в ФРГ в том же году было экспортировано на 0,16 млрд. евро (в 8 раз меньше немецкого импорта), при этом 0,09 млрд. евро (56%) составили рыба и рыбные продукты.

Выделяется Германия как российский партнер и в такой ключевой отрасли своей мирохозяйственной специализации – химической промышленности. На химикаты приходится свыше 1/7 ее поставок в Россию, тогда как в экспорте из России этот вид готовой продукции занимает лишь несколько процентов. При этом необходимо отметить сохраняющееся в рамках химической индустрии четкое разделение труда между Россией и ФРГ – первая поставляет материалоемкую, а вторая – технологическую продукцию. Так, в 2006 г. больше 4/5 российских поставок химикатов в ФРГ приходилось на неорганические и органические химикаты, а также удобрения (причем по всем этим товарам у России было положительное сальдо). В то же время свыше 4/5 встречных германских поставок химикатов составляли лекарственные и парфюмерно-косметические средства, пластмассы и изделия из них, а также краски и пигменты. При этом разрыв в стоимости поставляемой продукции, за исключением пластмасс, между Германией и Россией оказался более чем стократный.

Объем экспорта Германии в феврале 2010 г. (с учетом сезонной коррекции) составил 75,3 млрд евро, увеличившись по сравнению с показателем предыдущего месяца на 5,1%, тогда как объем импорта увеличился на 0,2% - до 61,9 млрд евро.

Таким образом, сравнив данные 1990-ых годов с данными 2000-ых годов, можно сделать следующие выводы. Во-первых, мы наблюдаем динамику в торговых отношениях России и Германии. Из приведенной таблицы (см. табл. 1.2) мы видим, что она изменяется с годами, как в положительную, так и в отрицательную сторону. Во-вторых, есть закономерность в этих взаимоотношениях. На торговле между странами сказался кризис 1998 и 2008 годов. Так, если в начале 1990-ых годов Россия занимала 14 место в списке внешнеторговых партнеров России, то к 2000-ым годам она упрочила свои позиции. Но при этом ее положение колебалось в кризисные периоды. Во время дефолта (1998г.) произошло резкое падение объемов германского экспорта в Россию, но уже к 2000 году наметилась обратная тенденция. К тому же не обошел Россию и мировой финансово-экономический кризис 2008 года. К 2009 году товарооборот между РФ и ФРГ значительно сократился. Однако, учитывая опыт предыдущих лет и будучи хорошо подготовленной к решению возникающих трудностей, уже к началу 2010 года России удалось преодолеть наблюдавшийся спад в российско-германских отношениях.

2.3 Перспективы развития российско-германских экономических отношений

 

Экономические связи между Россией и Германией, оставаясь в течение уже многих веков тесными и интенсивными, являют собой пример добрососедских отношений. Во все времена Германия была важнейшим западным партнером России, а вследствие уменьшения объема товарообмена внутри СНГ теперь стала важнейшим торговым партнером России в мировом масштабе. Несмотря на то, что объем двусторонней торговли за прошедший год снизился в связи с кризисом, все равно Германия сохранила за собой положение лидера. Прежде всего, это связано с тем, что мышление, планирование и действия германских предприятий, как правило, ориентированы на длительную перспективу. Несмотря на многие сегодняшние трудности для бизнеса, для большинства германских предприятий Россия является рынком будущего, который следует сохранять, поддерживать и расширять.

По мнению Посла ФРГ в России: Россия и Германия останутся тесными экономическими партнерами и в следующем тысячелетии.

В экономических взаимоотношениях перед нами стоят новые стратегические ориентиры: если до сих пор основным звеном наших экономических связей была торговля, то в будущем им могли бы стать инвестиции. Страна с таким потенциалом, как у России, учитывая сохраняющиеся проблемы с платежным балансом, не сможет постоянно покрывать большую часть своих потребностей за счет импорта.

Учитывая финансовые трудности, испытываемые Россией, правительство и администрации, как в федеральном центре, так и в регионах, нередко не могут удержаться от принятия решений, которые на короткое время хоть и снижают отток валютных средств или способствуют поступлению доходов в государственный и региональные бюджеты, но в более дальней перспективе отпугивают столь важных для России инвесторов.

При этом германские предприятия по-прежнему готовы вкладывать свой капитал в России: фирма "БМВ" подписала инвестиционный контракт на монтаж легковых автомобилей в Калининграде, "ИКЕА" (германское отделение) стремится открывать в России мебельные центры и создавать производственные предприятия.

Немцы заинтересованы в том, чтобы Россия модернизировала свою экономику и интегрировалась в мировую экономику.

Российская сторона высоко оценивает наметившиеся позитивные изменения в торгово-экономических отношениях между нашими странами и подтверждает заинтересованность и решимость последовательно развивать и углублять их в будущем.

Основными чертами нового этапа российско-германских торгово-экономических отношений будет их более динамичное и масштабное развитие.

Нет сомнения в том, что реализация этих планов будет в значительной мере способствовать упрочению позиций обеих стран в мировой экономической системе. От сотрудничества выиграют обе стороны. Это подтверждает вся история наших послевоенных отношений.

Что касается перспектив развития импорта из Германии, то они будут диктоваться возрастающими потребностями экономики России в обновлении основных производственных фондов и глубокой модернизации предприятий практически во всех отраслях.

Россия и Германия хотели бы вывести экономическое сотрудничество на новые рубежи. Об этом в преддверии визита Владимира Путина в Германию сообщил официальный представитель МИД России Александр Яковенко.

«Стороны исходят из необходимости сфокусировать усилия на задачах активизации инвестиционного взаимодействия, качественного наращивания производственной кооперации, прежде всего в высокотехнологичных и наукоемких отраслях, энергетической сфере и в целом вывода экономического сотрудничества на новые рубежи, соответствующие потенциалу экономик двух стран", - подчеркнул Яковенко.

Для ФРГ, как крупнейшего кредитора и инвестора в экономику Российской Федерации, исключительно важной является экономическая стабильность России. Успех процесса трансформации в нашей стране гарантирует возврат предоставленных российским банкам кредитов и получение прибыли от капиталовложений.

Основой развития двусторонних торговых отношений между Россией и Германией должна стать реализация комплекса общих и специфических мер, направленных на структурную перестройку российской промышленности и повышение ее конкурентоспособности. К числу мер, выходящих за рамки российско-германских отношений, следует отнести активизацию инвестиционного процесса, технико-технологическую модернизацию производства, сдерживание тарифов на транспортные перевозки, топливо и электроэнергию, распространение энерго- и материалосберегающих технологий, создание государством благоприятных макроэкономических условий для развития отечественного бизнеса. Специфические меры, относящиеся к сфере российско-германской торговли, подразумевают налаживание и развитие прямых связей российских регионов и крупных индустриальных центров с федеральными землями Германии, улучшение инфраструктурного обеспечения внешнеторговых связей, развитие системы кредитования и страхования экспорта, финансовую поддержку участия отечественных предприятий в специализированных международных выставках, ярмарках, презентациях достижения науки и техники, проводимых в ФРГ и др.

Позиция Германии в области мировой торговли направлена на дальнейшую либерализацию международной торговли, устранение многолетних нетарифных барьеров, большую открытость рынков для товаров, услуг и капиталов. Немцы считают необходимым выработать комплекс мер по защите и либерализации условий для иностранных инвестиций, выступают против ограничений, сдерживающих конкуренцию.

Правительство Германии выступает за развитие и углубление взаимовыгодных экономических связей с Россией, за больший доступ российских товаров на европейский рынок на основе заключенного между ЕС и Россией Соглашения. Германия поддержала в свое время распространение на Россию генеральных преференций по доступу российской продукции на рынки стран ЕС. В июле 1997 г. на коллоквиуме «Россия, что делать?» (с участием Председателя Правительства России В. С. Черномырдина) в Берлине канцлер ФРГ Г. Коль заявил о возможности заключения договора о присоединении России к ЕС в качестве ассоциированного члена, что может в конечном итоге привести к созданию совместной зоны свободной торговли.

Расширение объема и повышение качества торгово-экономического сотрудничества в первую очередь зависит не от Германии, а от России, а именно: от ее успехов в формировании развитого рыночного хозяйства и ее внешнеэкономической стратегии, особенно в области диверсификации экспорта и привлечения иностранных инвестиций.

Оно также больше зависит от усилий и инициативности российского бизнеса, чем от государства.

В области торговли России, по всей видимости, до 2012 г. удастся в лучшем случае лишь частично улучшить товарную структуру своего экспорта в Германию. Дальнейшее повышение в нем доли готовых, особенно машино-технических, в том числе высокотехнологичных, изделий потребует настойчивого поиска российскими производителями и экспортерами отдельных ниш на немецком рынке и вряд ли будет значительным в среднесрочном, а тем более краткосрочном периоде.

Проблема повышения удельного веса готовых, особенно машино-технических, изделий в российском экспорте стоит применительно к Германии в принципе так же, как и к другим развитым странам. Правда, поскольку Германия является мировым лидером в общем машиностроении и электротехнике, то здесь решить данную проблему особенно сложно.

Эта проблема не может быть решена без разработки по линии государства комплексной программы стимулирования несырьевого экспорта. Представляется, что принятая в 1996 г., но оставшаяся на бумаге Федеральная программа развития экспорта была продуманной и в достаточной мере учитывающий мировой опыт. Так, в соответствии с мировым опытом она предусматривала выделение 0,35% ВВП на стимулирование экспорта, но таких средств тогда не нашлось. Сегодня финансовый потенциал для этого имеется.

 

Заключение

 

На пороге XXI в. российско-германские отношения, миновав фазу определенного застоя, получили важные импульсы для своего дальнейшего развития. Это касается всех блоков двусторонней кооперации, но в первую очередь экономического. Именно хозяйственное взаимодействие во многом определяет и будет определять содержание и динамику нашего сотрудничества в последующие годы. С полным правом можно утверждать, что сегодня сложно представить современную Европу, ее роль и место в мире без динамично развивающегося экономического партнерства между Россией и Германией. Не только оба государства объективно нужны друг другу, но и европейскому континенту нужна эффективная кооперация между ними, которая органично дополняет многосторонние механизмы сотрудничества. Это тем более важно для отношений РФ и ЕС, которые пока с трудом наполняются конкретным содержанием не всегда отвечают современным вызовам. Для них больше характерно наличие проблем, а явных прорывов и реальных успехов пока не видно.

Стоит отметить высокую интенсивность контактов на всех уровнях в течение текущего десятилетия. Руководители России и Германии начиная с лета 2000 г. осуществляют регулярные конструктивные встречи, весьма активны обмены между представителями правительственных и парламентских структур, постепенно улучшается институциональная структура — летом 2000 г. была создана двусторонняя Рабочая группа высокого уровня по стратегическим вопросам экономического и финансового сотрудничества, получившая в 2002 г. статус постоянно действующего органа. Хорошо работает механизм межгосударственных двусторонних консультаций на высшем уровне и форум российской и германской общественности «Петербургский диалог», с декабря 2007 г. начала свою работу Российско-немецкая внешнеторговая палата.

ФРГ рассматривает сегодня Россию как равноценного партнера важнейших промышленно развитых стран мира.

Но несмотря на благоприятный, в целом, торгово-политический режим на пути российских товаров имеются ряд серьезных препятствий:

- антидемпинговые процедуры против ввоза ряда российских товаров;

- количественные ограничения по отношению к отдельным товарам (стальной прокат, алюминий, сельскохозяйственная продукция);

- ограничения по обмену высокотехнологичными изделиями и услугами;

- ужесточение нетарифных барьеров, в первую очередь, технических норм и стандартов, правил сертификации и др. предписаний;

- сложность административных предписаний таможенных, санитарных, ветеринарных и др. учреждений;

- ухудшение, в целом, условий страхования поставок из ФРГ в Россию с помощью «Гермеса» по сравнению с прежним льготным режимом, действовавшим до 1994 г.

В области внешнеэкономического сотрудничества России и Германии существует ряд проблем, которые по критериям однородности можно сформировать в три группы.

Первая из них основывается на взаимосвязи торговой и инвестиционной деятельностей с внутриэкономическими ситуациями в обеих странах и включает недостаточную конкурентоспособность российской готовой продукции по качеству.

Вторая группа проблем связана с особенностями межстранового взаимодействия и включает тарифные и нетарифные ограничения, применяемые к конкурентоспособным российским товарам на мировых рынках, в частности на рынках ЕС.

Третья группа проблем определена спецификой географических и природно-климатических условий экономического развития России, значительным удельным весом энерго- и транспортных расходов в конечном продукте, что оказывает повышающее воздействие на издержки производства.

С учетом асинхронности темпов роста российско-германских экономических связей, а также исторически сложившихся различий в условиях хозяйствования, внешнеторговая политика России может осуществляться только на принципах повышения конкурентоспособности производимых товаров и улучшения позиции российских предприятий на мировых рынках. К числу таких принципов относятся: приоритет развития национального производства, активное отстаивание Российской Федерацией своих интересов в сфере внешней торговли с осуществлением структурной перестройки экономики в направлении повышения доли обрабатывающих отраслей, государственная монополия внешней торговли на экспорт и импорт товаров оборонного назначения, постепенный переход от топливно-сырьевой специализации к специализации на высокотехнологичном экспорте и другие.

В настоящее время набирает темпы процесс структурной перестройки немецкой промышленности как в новых, так и в старых землях с целью достижения наивысшего мирового уровня в ряде отраслей. Имеются в виду прежде всего области высоких технологий.

За последние несколько лет руководству Российского государства в целом удалось убедить немецкую сторону в реальности и долгосрочности позитивных процессов, которые происходят в российской экономике и политике. Российское государство добилось многих положительных результатов в этом направлении, включая проведение налоговой, таможенной, судебной, административной и земельной реформ, но устранить основные препятствия, в том числе упомянутые выше, на пути развития экономики пока не удается.

Как уже отмечалось российско-германские экономические отношения во многом определяет политика не только ФРГ, но и Европейского союза в целом. Германия часто прибегает к мерам ограничения во внешней торговле с Россией, которые содержатся в арсенале Европейского союза. Это значительно ухудшает условия российского экспорта в Западную Европу. Однако главной причиной сдерживания торговли является неконкурентоспособность российских товаров.

Потенциал развития германо-российской торговли до сих пор используется не в полном объеме. Одна из причин этого заключается в диспропорциях товарной структуры двусторонней торговли. Это является препятствием для органического роста объемов двусторонней торговли. С одной стороны, сырье и энергоносители больше подвержены резким колебаниям цен на мировых рынках, с другой стороны, спрос на них в Германии растет не такими быстрыми темпами, как совокупный социальный продукт. Наиболее динамично внешняя торговля развивается с теми странами, которые имеют сравнимую с германской структуру экспорта и импорта, например, с другими государствами ЕС или Соединенными Штатами Америки. Структура российско-германского товарооборота остается традиционной, что не очень способствует расширению взаимной торговли. В этой связи все более очевидно, что без поиска новых ‘ниш’ на германском рынке российским участникам не обойтись, как не обойтись и без новых товаров, особенно высоких технологий, для продвижения на этот рынок. В целом же Германия прочно занимает лидирующие позиции во внешнеэкономических связях России, что обусловлено не только современными реалиями, но и общим историческим фоном российско-германских отношений.

От развития российско-германских отношений зависит не только положение на европейском континенте, но и общий ’климат’ в мире. С точки зрения геостратегической и экономической на сегодняшний день Германия объективно является преимущественным партнером России на европейском континенте, да и в мире в целом. Они дополняют друг друга и нуждаются друг в друге. Поэтому, не трудно будет предположить, что Германия будет заинтересована иметь дело со стабильным партнером, который с одной стороны представляет собой неограниченный рынок, а с другой - очень нуждается в иностранных инвестициях.

Список литературы

 

1. Асташин В. В. История международных отношений и внешней политики России. М.: Изд-во «Феникс», 2010. - 384 с.;

2. Ахтамазян А.А. Отношения России и Германии – фактор стратегической стабильности в Европе // Российско-германские отношения. С. 70-77;

3. Белов В.Б Германия. Вызовы XXI века // Старый Свет – новые времена. 2009.- 792 с.;

4. Зарицкий Б.Е. Экономика Германии: путь по лестнице, ведущей вниз. М.: Юристь, 2003. - 304 с.

5. Коноплева Т.Г. Страноведение. Федеративная Республика Германия. М.: Изд-во «Феникс», 2007. – 256 с.

6. Кортунов С.В. Современная внешняя политика России. Стратегия избирательной вовлеченности. М.: Изд-во «Высшая Школа Экономики» (Государственный Университет), 2009 г. - 608 с.

7. Павлов Н. В. История современной Германии, 1945-2005. М.: Изд-ва: АСТ, Астрель, 2006 г. - 512 с.

8. Пособие по страноведению. Знакомьтесь: Германия! / Сост.: В.Б Лебедев. М.: «Высшая школа», 1999.-286 с.

9. Федоров В.П. Германия: внешние связи // Российско-германские отношения С. 163-180.

10. Белов В.Б Германия. Вызовы XXI века // Старый Свет – новые времена, 2009.- 792 с.;

11. Асташин В. В. История международных отношений и внешней политики России. М.: Изд-во «Феникс», 2010. - 384 с.;

12. Кортунов С.В. Современная внешняя политика России. Стратегия избирательной вовлеченности. М.: Изд-во «Высшая Школа Экономики» (Государственный Университет), 2009 г. - 608 с.;

13. Зарицкий Б.Е. Экономика Германии: путь по лестнице, ведущей вниз. М.: Юристь, 2003. - 304 с.;

14. Ермолин Сергей. Политическое невежество и антисоветская бессовестность // Советская Россия.-2009.-N 6

15. Федоров В.П. Германия: внешние связи // Российско-германские отношения С. 163-180.;

16. Ахтамазян А.А. Отношения России и Германии – фактор стратегической стабильности в Европе // Российско-германские отношения … С. 70-77.;

17. Никитин А.К. О дихотомии сотрудничества и конкуренции в российско-германских отношениях в условиях текущего международного кризиса // Российско-германские отношения … С. 110-119.;

 

 



Информация о работе Развитие взаимоотношений между Россией и Германией