Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2011 в 20:28, реферат
В последнее годы тематика вступления России во Всемирную торговую организацию (ВТО) стала все больше преобладать в публичных дискуссиях в нашей стране. В обсуждение этого вопроса вовлечены чиновники, государственные деятели, парламентарии, бизнесмены. Связано это в первую очередь с тем, что продолжительный процесс переговоров по вопросам вступления Россия во Всемирную торговую организацию близок к завершению.
ТОМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
Международный факультет управления
Кафедра
экономики
Россия и ВТО: сценарии развития
(Реферат)
Выполн
студент 1 курса
заочной формы обучения
группа 21086
Е.А.
Брагин
Проверил
ст. преподаватель,
кафедры экономики
______________
Н.В. Андреева
Томск
2011
В последнее годы тематика вступления России во Всемирную торговую организацию (ВТО) стала все больше преобладать в публичных дискуссиях в нашей стране. В обсуждение этого вопроса вовлечены чиновники, государственные деятели, парламентарии, бизнесмены. Связано это в первую очередь с тем, что продолжительный процесс переговоров по вопросам вступления Россия во Всемирную торговую организацию близок к завершению.
Как известно, переговоры о присоединении России к Всемирной торговой организации ведутся уже на протяжении 17 лет. Столь продолжительный процесс переговоров связан с тем, что главная задача нашей страны на переговорах являлось получение условий членства в ВТО, которое исключало бы ущемление ее прав в сфере международной торговли, обеспечили бы реальное улучшение доступа на мировые рынки товаров и услуг, а также эффективную защиту внутреннего рынка.
Так что же представляет собой ВТО?
ВТО представляет собой саморегулируемую организацию, члены которой взаимодействуют в рамках недискриминационной торговой системы, т.е. каждая страна получает гарантии справедливого и последовательного отношения к ее экспорту на рынках других стран, обязуясь обеспечивать такие же условия для импорта на свой собственный рынок.
Основополагающими функциями ВТО являются:
В настоящее время в состав ВТО входят 154 государства. То есть это практически все независимые экономики, которые формируют правила существующей мировой торговли.
На долю стран участниц ВТО приходится почти 98% мирового торгового оборота товарами и услугами.
В связи с желание России вступить в ВТО, на сегодняшний день не утихают дискуссии по ряду вопросов: К чему же приведет данное присоединение? Как будут развиваться события после вступления России в ВТО? Стоит ли России вступать в ВТО?
Для того, что бы дать ответ на эти вопросы, а также представить сценарии развития ситуации после вступления России в ВТО необходимо рассмотреть положительные и отрицательные моменты, с которыми столкнется России после вступления в ВТО.
Многочисленные исследования отечественных и зарубежных специалистов доказали, что принятие России в ВТО, сулит России существенные выгоды и стимулы для расширения и улучшения структуры экспорта и импорта. Как представляется, ведущая роль в этом процессе принадлежит самому Государству, которое должно эффективно содействовать обеспечению интересов национальных производителей и экспортёров. Следовательно, можно выделить следующие аргументы за вступление России в ВТО:
Во-первых: После вступления России в ВТО, существующая на сегодняшний день односторонняя дискриминационная политика некоторых стран являющихся участниками ВТО, по отношению экспортируемого Россией товара и услуг, должна быть устранена. Россия сможет вести переговоры по улучшению условий доступа на рынки стран-участников ВТО, снижению тарифов, снятию ограничений на поставку товаров и услуг. Так же Россия получит доступ к судебной системе при ВТО для разрешения возникающих споров между участниками ВТО, и к возможности принудительного исполнения вынесенного решения.
Во-вторых: Россия сможет принять участие в выработке новых правил международной торговли с учетом ее текущих и стратегических интересов. Так как на сегодняшний день Россия в ВТО является только наблюдателем, она лишена права участия в разработке новых правил международной торговли. Ее интересы в этой работе не учитываются. В результате могут быть приняты решения, ставящие под угрозу стратегические интересы страны, например, это касается таких новых для ВТО вопросов, как торговля и окружающая среда (экологический демпинг), торговля и социальные вопросы (социальный демпинг), особые правила торговли энергоносителями.
В-третьих: На сегодняшний день законодательство России противоречиво и непоследовательно, подвержено непредсказуемым изменениям. Это существенно препятствует нормальному развитию экономической деятельности, привлечению капиталовложений со стороны иностранных инвесторов. В тоже время участие России в ВТО предполагает стабильность и прозрачность действующего законодательства, основанного на многосторонних нормах. Само по себе оно существенно повышает привлекательность государства для иностранных инвестиций.
В-четвертых: В соответствии с нормами ВТО участник должен привести все свое законодательство, в том числе на региональном уровне, в соответствие с общими и специфическими обязательствами России.
В-пятых: Участие в ВТО существенно сократит возможности лоббирования - Россия будет связана жесткими обязательствами, в том числе обязательством не дискриминации.
В-шестых: В связи с тем, что на сегодняшний день политика России в части таможенного регулирования, а также политика доступа на рынки является запутанной и не предсказуемой, участие России в ВТО подчинит политику регулирования доступа на рынок строгим правилам, которые Россия вынуждена, будет принять при вступлении в ВТО.
В-седьмых: Участие России в ВТО будет способствовать укреплению отношений в рамках СНГ на основе соглашений о свободной торговле и, в отдельных случаях, таможенного союза.
Очевиден еще один аргумент «за» – скорейшее присоединение России к ВТО будет способствовать улучшению предпринимательского климата в стране, и таким образом росту конкурентоспособности ее экономики.
Во-первых: Ослаблению национального суверенитета, от России будут требовать выполнения международных обязательств, даже в ущерб национальным интересам.
При нарушении своих обязательств перед ВТО, возникновении торгового спора и отсутствии намерения исправлять ситуацию, может быть использован механизм принуждения.
Во-вторых: Многие предприятия, а возможно и целые отрасли, не смогут выдержать конкуренции с наплывом иностранных товаров и услуг, зачастую более дешевых и качественных. Хорошо субсидированная западная еда, находясь от этого в заведомо выигрышных условиях, станет вытеснять своим количеством и доступностью российскую продукцию, как это происходит на Украине. Это приведет к неконкурентоспособности отечественного продовольствия; нарушению потребительского баланса в пользу импортных мяса, молочных продуктов; к масштабному снижению экспорта российской сельскохозяйственной продукции.
Согласно некоторым экспертным оценкам, только 25% отечественных предприятий смогут конкурировать на внутреннем рынке с иностранными производителями, особенно учитывая, что мы вынуждены будем сократить некоторые таможенные пошлины.
В-третьих: Сокращения рабочих мест и сомнительные перспективы создания новых.
Сокращение рабочих мест повлечет за собой появление сотни тысяч безработных, прежде всего, в отраслях легкой и пищевой промышленности. Создание новых рабочих мест потребует огромные средства, в том числе на социальную поддержку, переквалификацию. Такие средства лишь частично могут быть получены от партнеров по ВТО.
В-четвертых:
Повысится себестоимость
В настоящее время себестоимость российских товаров сильно отличается от мировой (прежде всего, за счет экономии на заработной плате, на энергии и на экологии). Такая структура себестоимости принимается западом как демпинг, и в целях отказа от него, от России потребуют, например, повысить внутренние цены на энергоносители, приведя их в соответствие с мировыми.
В-пятых: Дополнительная инфляция и снижение конкурентоспособности на мировом рынке продукции энергоемких производств (металлургии) и обрабатывающей промышленности.
Это может произойти из-за роста цен в результате выравнивания внутренних цен России на энергоносители и транспортные тарифы с мировыми, что отрицательно скажется на себестоимости производства в этих отраслях.
В-шестых:
Соглашения ВТО запрещают странам-
Правило может быть смягчено для развивающихся стран, но где гарантия, что при возникновении в России потребности в субсидиях, произойдет такое смягчение. Практика субсидирования отдельных предприятий или отраслей, которая по правилам ВТО может вызвать ответные меры, в последние годы ограничена до минимума. Особым пунктом остается субсидирование аграрного сектора, который у нас и так не в лучшем виде.
В-седьмых: Юридические споры за возможные нарушения будут рассматриваться в международных судах.
Вместе с тем эксперты предостерегают от последствий вступления в ВТО для России. Нужно отдавать себе отчет в том, что, ускоренно вступая в ВТО, Россия оставляет неразрешенными многие внутренние противоречия в отношении отечественного бизнеса. Дело в том, что предприниматели не имеют гарантий того, что после вступления России в ВТО они сохранят свой бизнес в стране. У них сейчас нет возможности «перевооружиться», нет достаточного количества денег, и в то же время от снижения барьеров они пострадают больше других. Нас ждет обнуления таможенных пошлин на автомобили и сельхозтехнику, отказ от поддержки сельского хозяйства, допуска иностранных банков на внутренний рынок. Но это невыгодно России сейчас. нужно готовиться к тому, что к нам сразу же будут предъявлять много исков и по поводу таможенных пошлин, и по поддержке сельского хозяйства, и по поддержке сталепрокатных предприятий, и так далее.
Даже российский представитель по переговорам в ВТО М.Ю. Медведков констатирует: «Совершенно очевидно, что сразу после присоединения "сливки" прежде всего снимает не страна-новичок, а "старые" члены ВТО. То есть наша "плата за вход" вернется к нам только в среднесрочной перспективе. Те инвестиции, которые делаются в ВТО, никогда не дают немедленного эффекта. Надо будет какое-то время подождать». Он также признает, что бюджетные расходы в России не могут конкурировать с бюджетными расходами в странах ЕС, поскольку у нас помимо сельского хозяйства есть еще и другие секторы экономики, которые требуют поддержки.
Общий вывод критически настроенных экспертов, что свободная торговля не делает жизнь большинства более процветающей, а лишь приводит к дальнейшему обогащению уже богатых (как стран, так и личностей). Договоры ВТО также обвинялись в частичном несправедливом приоритете ТНК и богатым странам.