Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Октября 2011 в 03:42, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является анализ страхового рынка и перспектив его развития.
Для достижения этой цели нужно решить следующие задачи:
1. Провести отбор литературы по данной тематике.
2. Рассмотреть страховой рынок как финансовый конструкт.
3. Проанализировать перспективы развития страхового рынка в России.
Введение …………………………………………………………………………3
Глава 1.Общая характеристика страхового рынка …………………………….5
Понятие и функции страхового рынка ……………………………………..5
Структура страхового рынка ………………………………………………..9
Глава 2. Современное состояние и перспективы развития страхового рынка в России ……………………………………………………………………………13
2.1Основные тенденции развития страхового рынка в России ………………13
2.2 Государственное регулирование страхового рынка ………………………19
2.3 Проблемы страхового рынка ……………………………………………….23
Заключение ………………………………………………………………………33
Список использованной литературы …………………………………………..36
Федеральное агентство по образованию РФ
Государственное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОТКРЫТЫЙ
УНИВЕРСИТЕТ»
Факультет мировой экономики
ИВАНОВА
МАРИЯ СЕРГЕЕВНА
Курсовая
работа на тему:
Развитие страхового рынка России
Выполнил: студентка 2 курса
Очной формы обучения
Хамхоева Л.Б.
НАУЧНЫЙ РУКОВОДИТЕЛЬ:
к.э.н., доцент
кафедры международных
экономических отношений
Темирова Т.О.
Москва
- 2011
Содержание
Введение …………………………………………………………………………3
Глава 1.Общая характеристика страхового рынка …………………………….5
Глава
2. Современное состояние и
2.1Основные тенденции развития страхового рынка в России ………………13
2.2 Государственное
регулирование страхового
2.3 Проблемы
страхового рынка …………………………………
Заключение ………………………………………………………………………33
Список
использованной литературы …………………………………………..36
Страхование, как метод управления рисками, является одной из важнейший сфер экономики и наименее изученной из всех. Несмотря на то, что в России страхование находится лишь на этапе своего развития, возникло оно достаточно давно. И с тех пор развивалось, имея своим конечным назначением удовлетворение разнообразных потребностей человека через систему страховой защиты от случайных опасностей.
С
позиций сегодняшнего дня необходимо
подчеркнуть понимание
Значимость
страхования существенно
Большинство страховых организаций, особенно в регионах, испытывают серьезные трудности с привлечением профессионально подготовленных кадров, отвечающих современным требованиям ведения страховых операций. Практически не развита инфраструктура страхового рынка. По основным макроэкономическим показателям российский страховой рынок значительно уступает развитым странам и не отвечает возрастающим потребностям в защите имущественных интересов юридических и физических лиц.
К числу основных препятствий развития страхования относятся:
1)
небольшой финансовый
2)
не соответствующие мировым
3)
отсутствие многообразных
4)
низкая страховая культура
5)
неразвитость инфраструктуры
Предмет исследования: анализ страхового рынка и перспектив его развития.
Объект исследования: страховой рынок.
Целью данной курсовой работы является анализ страхового рынка и перспектив его развития.
Для достижения этой цели нужно решить следующие задачи:
1. Провести отбор литературы по данной тематике.
2. Рассмотреть страховой рынок как финансовый конструкт.
3.
Проанализировать перспективы
Актуальность
данной тематики обусловлена тем, что
страхование повышает инвестиционный
потенциал и дает возможность
увеличить состояние и
Глава 1. Общая характеристика страхового рынка
1.1. Понятия и функции
страхового рынка
Страховой рынок - составная часть финансового рынка страны, где предметом купли-продажи являются страховые продукты. Потребительские свойства данных продуктов весьма специфичны и отличны от других продуктов финансового рынка. Их специфика происходит из сущности страхования.
Под страховой деятельностью следует понимать деятельность по защите имущественных интересов граждан, предприятий, учреждений и организаций при наступлении определенных событий (страховых случаев) за счет денежных фондов, формируемых из уплачиваемых ими страховых взносов (страховых премий).1 Угроза интересам субъектов страхового рынка существует всегда, но не носит обязательного характера. Поэтому всегда существует выбор и расчет: покупать (продавать) или не покупать (не продавать) тот или иной страховой продукт. Очевидно, что для реализации данного выбора страховой продукт должен всегда присутствовать на финансовом рынке. Данное присутствие и формирует страхование как составную часть финансовых отношений, сложившихся в стране.
Каждый страховой продукт соотносится с конкретным объектом страхования (то, что страхуется), определяет причины страхования (страховой риск), его стоимость (страховую сумму), цену (страховой тариф), условия денежных платежей (расчетов).2 Свидетельством (сертификатом) страхового продукта служит документ, называемый страховым полисом. Полис подтверждает факт заключенного договора страхования (купли-продажи страхового продукта), который всегда предметен, адресован участникам страхования, содержит основные количественные параметры сделки, является юридическим документом.
Специфика страхового продукта (его видимая сторона) в том, что страховой взнос всегда меньше страховой суммы. Такое соотношение обеспечивает рыночную привлекательность страховых продуктов и соответствующий спрос на них. Видимая выгода от покупки страхового продукта налицо. Но она не означает потери продавца, так как число полисов (покупателей) обычно больше, чем число страховых случаев. В силу этого продавец (страховщик) не несет потерь, если цена страхового продукта определена правильно. Можно предположить, что страхование - это своеобразная «игра» между покупателями и продавцами страховых продуктов, т.е. страхователями и страховщиками.
Страховщиком устанавливается определенные соотношения между платежами страхователей и страховщика, возникающими по поводу купли-продажи страхового продукта, т.е. определяют цену страхового продукта (тариф). Уровень тарифа должен быть достаточно низок, чтобы обеспечить сбыт данного страхового продукта, но и в то же время достаточно высок, чтобы покрыть расходы страховщика на выплату возмещений и содержание аппарата, а также обеспечить необходимую прибыль.3 Эта противоречивая задача решается на основе использования вероятностных расчетов.
Тариф, с одной стороны, заключает в себе величину страхового риска (и следовательно, определяет его цену). С другой стороны, представляется некоторой средней величиной. Между тем, страховые события действуют «не в среднем», а избирательно. Данное противоречие решается путем соответствующей дифференциации цен страхового продукта по категориям его покупателей, с учетом их индивидуальных рисков. Другими словами, в процедуру купли-продажи страховых продуктов вводится система скидок и накидок, при которой учитываются индивидуальные особенности страхователей и которая одновременно заинтересовывает и даже вынуждает страхователя к бережному отношению к застрахованному объекту, т.е. минимизации страхового риска.
Таким
образом, стоимость и цена страхования
как количественные характеристики
страхового продукта - вполне конкурентные
величины. Необходимость продать страховой
продукт вынуждает страховщика к совершенствованию
страховых продуктов, снижению цен на
них. Необходимость получить прибыль,
наоборот, требует повышения цен. Отсюда,
страховой рынок регулируется спросом
и предложением на страховые продукты,
за исключением тех случаев, когда страхование
объектов (субъектов) осуществляется в
обязательном порядке (т.е. по закону).
Место страхового рынка в финансовой системе обусловлено как ролью различных финансовых институтов в финансировании страховой защиты, так и их значением как объектов размещения инвестиционных ресурсов страховых организаций и обслуживания страховой, инвестиционной и других видов деятельности (таб. 1).
Страховой
рынок выполняет ряд
Предупредительная функция страхового рынка непосредственно не связана с осуществлением страховой деятельности. Данная функция работает на предупреждение страхового случая и уменьшение ущерба.5
С развитием страхового рынка роль инвестиционной
функции возрастает. Обращает на себя
внимание ряда зарубежных экономистов,
определяющих страховые компании как
институциональных инвесторов, основной
функцией которых в общественном производстве
определяется мобилизация капитала посредством
страхования.