Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Октября 2011 в 03:42, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является анализ страхового рынка и перспектив его развития.
Для достижения этой цели нужно решить следующие задачи:
1. Провести отбор литературы по данной тематике.
2. Рассмотреть страховой рынок как финансовый конструкт.
3. Проанализировать перспективы развития страхового рынка в России.
Введение …………………………………………………………………………3
Глава 1.Общая характеристика страхового рынка …………………………….5
Понятие и функции страхового рынка ……………………………………..5
Структура страхового рынка ………………………………………………..9
Глава 2. Современное состояние и перспективы развития страхового рынка в России ……………………………………………………………………………13
2.1Основные тенденции развития страхового рынка в России ………………13
2.2 Государственное регулирование страхового рынка ………………………19
2.3 Проблемы страхового рынка ……………………………………………….23
Заключение ………………………………………………………………………33
Список использованной литературы …………………………………………..36
Таб.
2. Показатели страховой деятельности
в различных странах.
Несмотря на значительное количество страховых компаний, уровень конкуренции на страховом рынке нельзя признать высоким. Фактические показатели свидетельствуют о высоком уровне монополизации этого рынка, который к тому же возрастает. По данным Министерства по антимонопольной политике РФ, страхование является самой монополизированной отраслью российской экономики. На долю 10 крупнейших страховых компаний приходится 58% рынка по добровольным видам страхования; 50 крупнейших страховщиков собирают более 80% всего объема страховых премий.
В первой десятке лидеров, находятся универсальные страховые компании: «Промышленно-страховая компания» (ПСК), группа «АльфаСтрахование», РОСНО, «Лига», «Якорь», Национальная страховая группа (НСГ), СК «ЛУКойл», «Росгосстрах», «Ингосстрах», «Интеррос - Согласие».
Большинство лидеров страхового рынка - это страховщики, учрежденные промышленными и банковскими структурами. Так, «Газпром» является соучредителем страховых компаний СОГАЗ и «Газпроммедстрах». РАО «ЕЭС России» владеет контрольными пакетами акций страховых компаний, обслуживающих электроэнергетику, в числе которых «Лидер», «Энергогарант», «Энергополис», «Росэнерго». В нефтяной промышленности почти каждая крупная компания создала свою страховую организацию: «Роснефть» - «Нефтеполис», «Славнефть» - «Сибирь» и др. В оборонно-промышленном комплексе работают страховые компании, учрежденные «Рособоронэкспортом»: Русский страховой центр, «Жива» и «Мегарусс»; в авиации - «Авиа» и АФЕС; на железнодорожном транспорте учрежденные МПС, страховые компании ЖАСО, ЖАСКО, ТЭСТ - ЖАСО. Финансово - промышленные группы имеют в своем составе собственные страховые компании, такие как «АльфаСтрахование», «Спасские ворота», «Промышленно - страховая компания» и др.12
Монополизация страхового рынка логически завершается процессами объединения страховых компаний в страховые группы, формирование которых существенно ускорилось в связи с активным внедрением в страхование промышленно-финансового капитала. В их числе:
1)
группа «Согласие», работающая, прежде
всего, в металлургии и
2)
группа военно - страховой компании,
включающая кроме ВСК, Военно-
3)
группа НАСТА (Национальная
4) группа «ЛУКойл», созданная на базе СК «ЛУКойл», в составе которой вошли «Медведь ЛК», «Индустрия Ре», «ЛК - Сити», «Русская СК», НПФ «ЛУКойл Гарант»;
5) группа «Прогресс», созданная нефтяной компанией ЮКОС, состав которой вошли страховые компании «Прогресс - Гарант», «Прогресс» и НПФ «Прогресс -Доверие»;
6)
группа РОСНО, включающая
7)
холдинг «Долгосрочные
8) Урало - Сибирское соглашение, объединяющее более 30 страховых компаний Москвы, Санкт - Петербурга, Кемеровской области и других регионов России. В их числе страховые компании «Лига», БАСК, «Коместра», «Отечество», Балтийское СО и другие.
Крупными страховыми компаниями являются «Росгосстрах», имеющий 80 дочерних обществ в субъектах РФ, и «Ингосстрах», имеющий 10 дочерних и зависимых страховых компаний в России и ряд дочерних организаций за рубежом.
Стимулом процесса реструктуризации российского страхового рынка стал закон «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации о страховании» от 31.12.97 г., которым предусматривалось увеличение минимального размера оплаченного уставного капитала, сформированного за счет денежных средств.
Предполагается,
что увеличение уставного капитала
будет происходить путем
Можно полагать, что структурные изменения на страховом рынке будут идти преимущественно в следующих направлениях. Во-первых, создание холдинговых групп страховых компаний, остающихся юридически самостоятельными и связанных между собой участием в уставных капиталах и в управлении. Во-вторых, полное объединение, создание в результате поглощений небольших компаний филиалов или дочерних фирм крупных страховщиков. В частности, «Ингосстрах» заявил о готовности приобрести акции компаний, испытывающих сложности с увеличением уставного капитала и преобразовать их в свои филиалы или дочерние компании.
Консолидация
страхового рынка идет преимущественно
за счет поглощения московскими компаниями
небольших региональных страховщиков.
Формирование путем слияния компаний
нового юридического лица, станет, видимо,
более редким вариантом, поскольку это
вызовет необходимость получения новой
лицензии, а, следовательно, временные
потери в развитии.
Важным направлением согласования интересов всех сторон является инвестирование части технических и свободных резервов на территории региона. При этом, во-первых, должны соблюдаться законодательные требования и рекомендации органа страхового надзора к размещению резервов. Во-вторых, необходимо отказаться от практики, когда под давлением региональных администраций страховщики осуществляют инвестиции, приводящие к утрате вложенных средств и банкротству компаний.14 Однако ключевой проблемой является наличие надежных финансовых инструментов, в которые могут быть инвестированы страховые резервы. К числу таких инструментов в разрезе отношений страховых компаний с регионами могли бы относиться муниципальные ценные бумаги и акции местных компаний. Реальное решение этой проблемы тесно связано с восстановлением финансовых рынков в России, устойчивой кредитоспособностью регионов, что потребует, по меньшей мере, нескольких лет.
В
большинстве российских промышленных
регионов, включая Свердловскую, Тюменскую,
Томскую и Иркутскую области, происходит
сокращение имущественного страхования.
Обострение экономического кризиса, приведшего
к дальнейшему сокращению объемов производства
в 2008-2010 гг., оказывает негативное влияние
на размеры имущественного страхования.
В то же время, в целом ряде регионов доля
обязательного страхования заметно превышает
средний уровень по России. В Бурятском
АО она составляет 100%, в Магаданской, в
Камчатской, в Астраханской областях,
в Ставропольском крае колеблется от 91
до 95%. Это отражает очень слабое развитие
в данных регионах добровольных видов
страхования.
2.2.
Государственное регулирование
страхового рынка
Как ни в какой другой отрасли предпринимательской деятельности в страховой деятельности велика роль государственного воздействия. Государство само осуществляет страхование и ведет государственный надзор в области страхования. Такое внимание к этому виду предпринимательства связано с социальной значимостью функции страхования, так как страховой случай означает для страхователя катастрофу, что в свою очередь приводит к страховому случаю в экономике страны, к разрыву в цепочке производства. 15Несчастье одного страхователя является социально значимым для всего народного хозяйства. Страхование позволяет достаточно быстро восстановить нарушенное страховым случаем имущественное положение страхователя, восстановить разрушенные связи в хозяйственных правоотношениях воспроизводства. В функционировании страхового механизма, в страховой деятельности, заинтересованы каждый из страхователей и государство.
Государственное воздействие на страховую деятельность осуществляется через представляемую отчетность о деятельности страховых организаций, проверку их деятельности и нормативное регулирование страховой деятельности (рис. 1).
Государственный
надзор за страховой деятельностью
по содержанию разграничивают на предварительный
и текущий. К предварительному надзору
относится проверка соответствия страховых
организаций установленным требованиям
и выдача лицензий на право осуществления
определенных видов страховой деятельности,
а также регистрация объединений страховщиков
и внесение в реестр страховых брокеров.
К текущему надзору относится проверка
соблюдения требований законодательства
профессиональными участниками страховой
деятельности: обзор и анализ отчетности,
приостановление и отзыв лицензий, исключение
страховых брокеров из реестра и т.п.
Государственное страхование | Лицензирование | |
Обязательное страхование | Соблюдение страхового законодательства | |
Антимонопольное регулирование | Тарифы | |
Уставный капитал | Перестрахование | |
Налогообложение | Формированием размещение резервов | |
Аудит | Платежеспособность | |
Обеспечение гласности |
Рис.
1. Государственное регулирование
страхового рынка.
Основным источником правового регулирования страховой деятельности и страхового надзора в Российской Федерации является Закон РФ «Об организации страхового дела в Российской Федерации» 31.12.97г. и принятый Росстрахнадзором: Условия лицензирования страховой деятельности на территории Российской Федерации от 19.05.94 г, Положение о порядке дачи предписания, ограничения, приостановления и отзыва лицензии на осуществление страховой деятельности, от 19.06.95 г., Положение о страховом пуле от 18.05.95 г., Временное положение о порядке ведения реестра страховых брокеров, осуществляющих свою деятельность на территории Российской Федерации от 19.02.95 г., Правила размещения страховых резервов от 14.03.95 г., Правила формирования страховых резервов по видам страхования иным, чем страхование жизни от 18.03.94 г., Положение о порядке проведения валютных операций по страхованию и перестрахованию, утвержденное ЦБ РФ 15.12.95 г. и пр.
Страховой надзор в настоящее время осуществляет департамент страхового надзора Министерства финансов РФ.16 Основные функции надзора17:
1) выдача страховщиками лицензий на осуществление страховой деятельности;
2)
ведение единого
3) контроль за обоснованностью страховых тарифов и обеспечением платежеспособности страховщиков;
4)
установление правил
5)
разработка нормативных и
6)
обобщение практики страховой
деятельности, разработка и представление
в установленном порядке предложений
по развитию и совершенствованию законодательства
Российской Федерации о страховании.
Для исполнения возложенных обязанностей федеральный орган исполнительной власти по надзору за страховой деятельностью вправе:
1)
получать от страховщиков