Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Января 2012 в 15:07, реферат
Одной из причин была сохранившаяся феодальная раздробленность. Как говорили немцы, у них было столько государств, сколько дней в году, а в действительности еще больше. Раздробленность разобщала хозяйство страны, потому что каждое государство имело свои деньги и устанавливало пошлины на своих границах. Феодальная раздробленность препятствовала развитию торговли, установлению экономических связей между разными частями страны, т.е. образованию единого германского рынка, а тем самым - и экономическому развитию вообще.
Введение
Условия развития экономического роста
Монополистические процессы
Развитие социальной сферы
Роль иностранного капитала
Положение в сельском хозяйстве
Торговля
Заключение
Список литературы:
Министерство образования и науки Российской Федерации
Государственное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
(ГОУ
ВПО)
Саратовский
государственный
технический университет
Кафедра
Экономическая теория
и экономика труда
Реферат
по Истории экономики
Тема:
“Развитие капитализма
в Германии ”
ИСПОЛНИТЕЛЬ:
студент гр. МНЖ № 31
Очеретина О.Е
№ 0807126
НАУЧНЫЙ РУКОВОДИТЕЛЬ:
к.э.н.
доцент Леденева И.Н.
Саратов
2011
Содержание
Введение
Заключение
Список литературы:
Введение
В Германии развитие капитализма началось позже, чем в других странах Европы. К началу XIX в. это была экономически отсталая страна, 80% ее населения было занято в сельском хозяйстве, в котором сохранялись феодальные отношения. В промышленности господствовали ремесло и мануфактура. В чем заключались причины этого отставания?
Одной из причин была сохранившаяся феодальная раздробленность. Как говорили немцы, у них было столько государств, сколько дней в году, а в действительности еще больше. Раздробленность разобщала хозяйство страны, потому что каждое государство имело свои деньги и устанавливало пошлины на своих границах. Феодальная раздробленность препятствовала развитию торговли, установлению экономических связей между разными частями страны, т.е. образованию единого германского рынка, а тем самым - и экономическому развитию вообще.
1. Условия развития экономического роста.
На рубеже XIX-XX веков Германия стала развиваться более активно, чем в предыдущие десятилетия. Это было обусловлено рядом предпосылок, сложившихся еще в 1870-х годах, и прежде всего происходившим после 1871 года государственным объединением страны во главе с Пруссией. Вместо множества раздробленных государств возникла мощная держава с населением более 40 млн человек, во главе которой стоял прусский король Вильгельм I Гогенцоллерн, провозглашенный германским императором (кайзером). Большую роль в объединении страны сыграл Отто фон Шёнхаузен Бисмарк (1815—1898), назначенный первым рейхсканцлером Германской империи, в руках которого в 1871—1890 годах была сосредоточена фактически вся власть.
В течение 1872—1877 годов в стране было установлено единое торговое, железнодорожное, почтовое законодательство, единая денежная система на основе немецкой марки (1 талер равен 3 маркам), единая (метрическая) система мер и весов. Гражданам Германии гарантировались право частной собственности, свобода предпринимательства и другие права. Все это способствовало быстрому экономическому подъему, который вывел Германию в конце XIX века в число самых передовых стран мира.
Другим фактором, сыгравшим положительную роль в развитии Германии, была победа во франко-прусской войне (1870—1871), в результате которой Германия вернула себе Эльзас и Лотарингию, богатые железной рудой и другими полезными ископаемыми и имевшие развитую хлопчатобумажную промышленность. Кроме того, Франция должна была выплатить 5 млрд франков контрибуции за агрессию, и эти деньги были вложены в германскую промышленность для реконструкции старых и строительства новых предприятий. Немаловажным условием бурного развития промышленности стали протекционистские тарифы, введенные с 1879 года. Эта политика надежно ограждала немецкое предпринимательство от иностранной конкуренции, создавая даже излишне тепличные условия для промышленности. На рубеже веков Германия сумела эффективно включить в хозяйственный оборот все сырьевые ресурсы страны. Разработка запасов железной руды Эльзаса и Лотарингии в сочетании с добычей угля и железной руды Рейнской области и Саарского бассейна создавала мощную базу для таких отраслей, как металлургия и машиностроение. В эти же годы активно разрабатывались богатые залежи калийных солей, минерального сырья для производства цемента.
На рубеже XIX—XX веков немецкая экономика переживала период усиленной монополизации, хотя первые монополии появились еще до франко-прусской войны.
Непосредственной же причиной появления монополий послужил экономический кризис, разразившийся в 1873 году, когда товаропроизводители стали больше всего опасаться стихийного падения цен.
В 1879 году в стране насчитывалось 14 картелей, которые объединяли наиболее жизнеспособные предприятия, выжившие в условиях кризиса.
Картелирование происходило в добывают их и связанных с ними отраслях тяжелой промышленности, чтобы легче было оградить рынок от конкурентов на всех этапах начиная с источников сырья.
Особенно быстро монополизация шла в 1880-х годах, когда ежегодно в стране возникало до 25 картелей. Этому способствовала протекционистская политика, которая помогала немецким предпринимателям монополизировать внутренний рынок. А поскольку у Германии не было своих колоний, то промышленники объединялись для того, чтобы совместно выходить на внешние рынки.
В отличие от США, где монополизация проходила на базе трестов, в Германии этот процесс шел на основе картелей и синдикатов, т.е. путем соглашений между предпринимателями о разделе рынков, о единых монопольных ценах на сырье, готовую продукцию и т.д. Картели и синдикаты контролировали лишь сферу сбыта, тогда как производство оставалось в руках самостоятельных предприятий. Германские монополии объединяли, как правило, большое количество (порой до сотни) предприятий.
Среди крупнейших монополий можно назвать Рейнско-Вестфальский каменноугольный синдикат, возникший в 1893 году и контролировавший к 1900 году до 95% добычи угля этого бассейна и до 50% добычи угля всей страны. В 1890-х годах появились первые концерны: в электротехнической промышленности - АЭГ («Всеобщее общество электричества») и «Сименс». В военной промышленности лидирующие позиции занимала фирма Круппа (сталелитейная промышленность, производство вооружения), ставшая позже акционерным обществом. В судостроении и мореплавании господствовали две компании: «Северогерманский Ллойд» и «Гамбург - Америка». Перед I мировой войной в германской экономике насчитывалось около 600 монопольных объединений (в 1870 году их было только шесть).
Одновременно аналогичный процесс шел и в банковском деле. Перед Первой мировой войной почти 85% всех банковских капиталов и вкладов находилось в руках девяти крупнейших Германских банков. Через систему филиалов они аккумулировали огромные капиталы и кредитовали промышленные предприятия. Но в отличие от Англии и Франции финансовый капитал Германии почти не имел выхода за рубеж и использовался в основном внутри страны, что способствовало всестороннему развитию экономического потенциала Германии.
К
началу XX века Германия превратилась в
индустриально-аграрную страну: доля промышленности
в ВВП стала преобладать над
долей аграрного сектора. Активное
промышленное развитие привело к
росту городского населения. Так, в
1870 году в городах проживала треть
населения страны, в 1895-м — половина, а
в 1910-м — 60%.
Этот период характеризовался демографическим взрывом: с 1870 по 1913 гол население Германии увеличилось с 40,8 млн. до 67 млн. человек, или на 63%. При этом более высокими темпами росло городское население, и прежде всего за счет притока в города сельских жителей, что создавало благоприятные условия для увеличения емкости внутреннего рынка.
В 1907 году в стране насчитывалось 18 млн рабочих, которые уже с 1870-х годов стали организовываться в единое профсоюзное движение — «Свободные профсоюзы».
В ответ на рост рабочего движения правительство во главе с канцлером О. фон Бисмарком приняло в 1878 году «Исключительный закон против социалистов», по которому не только запрещались профсоюзные газеты, но и делались попытки распустить профсоюзные организации на предприятиях. Тем не менее под давлением профсоюзов в Германии был принят ряд социальных законов: о некотором ограничении детского труда и введении системы фабричных инспекторов (1878), о страховании промышленных рабочих на случай болезни (1883), на случай увечья на производстве (1884), по старости и неспособности к труду (1889). Это было огромным достижением по сравнению с другими странами, несмотря на то, что страховые фонды состояли на 70% из взносов рабочих и лишь на 30% — из средств предпринимателей. И все же рабочее движение не прекращалось. В 1890 году правительство было вынуждено отменить «Исключительный закон», а О. фон Бисмарк ушел в отставку.
Немаловажную
роль в развитии экономики сыграли
достижения германской инженерной мысли,
которые заметно опережали
Существенно было и то, что все эти изобретения очень быстро находили применение в хозяйстве. Новые промышленные предприятия создавались на основе передовых технологий, и это давало огромные преимущества в конкурентной борьбе с английскими и французскими предпринимателями.
В течение 1870-х годов в основном было завершено создание ширококолейных железных дорог, после чего началось строительство транспортных путей буквально к каждому городу, каждому предприятию страны. За 1870—1875 годы ежегодно вводилось в строй по 1,5— 2,5 тыс. км, что позволило построить за эти пять лет больше дорог, чем за все предыдущее десятилетие. В 1870—1913 годах протяженность железных дорог в Германии выросла в 33 раза.
При этом следует отметить, что если вначале финансирование строительства железных дорог шло в основном за счет государства, то в 1870-х годах оно полностью перешло в частные руки. Железнодорожные акционерные компании выпускали ценные бумаги, которые пользовались высоким спросом на биржах, что привело к быстрому росту банковского капитала.
Железнодорожное строительство стимулировало своими заказами развитие угольной, металлургической, машиностроительной и многих других отраслей промышленности. В 1910-х годах Германия превратилась в крупнейшего мирового экспортера железнодорожного оборудования, локомотивов, вагонов. К тому же железные дороги были самым дешевы м видом транспорта, что значительно снижало стоимость перевозок грузов и пассажиров на дальние расстояния, а это, в свою очередь, благоприятно сказывалось на общей экономической ситуации.
После 1870 года в стране заметно упростились правовые условия создания акционерных обществ, куда устремились капиталы средней буржуазии. Акционерные общества давали возможность аккумулировать сбережения самых широких слоев населения, которые без этого никогда не нашли бы им производительного применения. В 1871— 1873 годах в стране было основано 928 новых акционерных обществ с суммарным капиталом в 2,8 млрд марок.
На волне грюндерства началось бурное инвестирование капиталов в основные отрасли: в горнодобывающую, металлургическую, в строительство и др. Так, в горную промышленность была вложена почти треть всех капиталов. Огромные капиталовложения буквально преобразили немецкую индустрию, откуда окончательно был вытеснен ручной ремесленный труд. Бывшие ремесленники пополняли ряды квалифицированных наемных работников. Лишь в легкой промышленности, особенно в текстильной, еще сохранялась система рассеянных мануфактур.
В 1870— 1890-х годах объемы промышленного производства возросли почти в 6 раз, и по темпам роста Германия уступала лишь США, где оно увеличилось за эти годы в 9 раз (в Англии — в 2,2 раза, во Франции - в 3 раза). Наиболее быстро развивалась тяжелая промышленность, более чем в два раза опережавшая темпы роста легкой промышленности (соответственно 800 и 350%. За эти годы выплавка чугуна выросла с 1,4 млн до 8,5 млн т, стали — с 0,2 млн до 6 млн т. Особенно резкий скачок на рубеже веков совершило немецкое машиностроение, когда широкое применение в экономике получили двигатель внутреннего сгорания и электроэнергия, для которых была нужна совсем иная техническая база. Продукция таких отраслей, как металлургия и машиностроение, составляла треть германского экспорта. По вывозу машин Германия занимала теперь первое место в мире.