Развитие
молодежной политики в Германии
Германия это страна,
которая находится в Европе.
Цель МП в Германии:
Поддержка индивидуального
и социального развития детей
и молодых людей, а так же их
защита.
Молодёжный возраст 14-27
лет.
Изучая опыт данной страны,
можно выделить наиболее яркие аспекты
молодежной политики:
1) Структурирование молодежной
политики по уровням – общенациональному,
региональному и местному. Эта
система наиболее четко выражена
в Германии. В этой стране молодежная
политика реализуется на основе Конституции
и федеральных законов «О помощи молодежи
и детям» (помощь семьям в воспитании,
консультации, опека, социальная педагогика,
ювенальные суды, организация работы с
молодежью) и «О защите молодежи», а также
ежегодного федерального плана по молодежной
и детской политике (конкретные мероприятия
по социализации молодежи – социальное
обеспечение, борьба с бедностью и безработицей,
нравственное воспитание, интеграция
иностранцев в немецкое общество, помощь
молодым людям в «восточных землях»). В
Германии на федеральном уровне за разработку
молодежной политики отвечает Министерство
по делам семьи, престарелых, женщин и
молодежи, в котором есть Отдел по вопросам
молодежи, занимающийся разработкой ежегодного
федерального плана по молодежной политике
(также в разработке плана участвуют федеральные
Министерство по образованию и науке и
Министерство по экономике и занятости).
На земельном(региональном) уровне соответствующие
министерства разрабатывают, ориентируясь
на федеральный план, земельные планы
молодежной политики с учетом потребностей
регионов, исполнением молодежной политики
занимаются земельные молодежные ведомства.
На коммунальном(местном) уровне происходит
непосредственная реализация задач и
программ, определенных в федеральном
и земельном планах.
2) Использование принципа
субсидиарности, когда основная ответственность,
в т.ч. финансовая, возлагается на низовой
уровень (коммунальный; в российских условиях
– муниципальный).
В Германии до 60% расходов на
реализацию молодежных программ приходится
на коммунальный(местный) уровень, а 35%
- на земельный(регианальный). Это позволяет
оказывать помощь молодым людям более
адресно, с учетом локальных и региональных
социально-экономических реалий и потребностей.
3) Условное разделение
единого массива молодежи. В Германии
молодежь (22 млн. чел, что составляет 25%
населения) делится на «непосредственно
молодежь» (14-18 лет) и «молодых взрослых»
(18-27 лет), т.к. приоритеты у этих возрастных
групп различны.
4) Применение комплексного
подхода. Например, в Германии
предоставление образования сочетается
с обеспечением молодых людей
рабочими местами.
5) Сотрудничество власти
и неправительственных организаций
на всех трех уровнях реализации
молодежной политики. За НПО признается
важная роль, т.к. они работают
в тесном контакте с молодежью,
содействуя социальному сплочению.
В Германии НПО, в первую
очередь – молодежные (партийные,
гражданские и объединения по
интересам) могут получить статус
«общественного исполнителя», если их
работа соответствует задачам молодежной
политики, и участвовать в реализации
конкретных мероприятий. Организации,
участвующие в осуществлении молодежной
политики, занимаются лоббированием(продвижение)
интересов своих членов (в основном –
представителей молодежных групп) на всех
уровнях власти, т.е. представительство
интересов идет «снизу вверх».
6) Регулярный мониторинг
проблем молодежи независимыми
экспертами в Германии, что позволяет
уполномоченным органам принимать
взвешенные долгосрочные решения
на основе различных оценок
ситуации и возможностей ее
развития, внося соответствующие
коррективы.
7) Применение комплекса
мероприятий по культурно-нравственному
воспитанию молодежи. Так, в Германии
действует договор между землями
и федерацией о защите молодежи
от вредного влияния СМИ.
До 2003 года эти вопросы
частично регулировались Законом о
распространении вредной для
молодёжи печатной литературы и информации
на прочих носителях , в котором, в частности,
была закреплена работа Федерального
органа контроля над носителями информации,
оказывающими негативное влияние на молодёжь.
Защита молодёжи от вредного воздействия
в сфере телевидения и радиовещания до
последнего времени регулировалась Государственным
соглашением между федеральными землями
о вещании. А начиная с 2003 года в отношении
частного радиовещания и интернета также
действует Государственное соглашение
о правовой защите молодёжи от вредного
воздействия СМИ, которое частично покрывает
старый Закон о распространении вредной
для молодёжи печатной литературы и информации
на прочих носителях .
Государственная молодежная
политика Германии основывается на особой
роли государства, регламентации законом
мер поддержки молодых людей
и молодежных организаций. Стратегия
предпринимаемых действий исходит
из ответственности государства
за интеграцию всей молодежи и предусматривает
разработку социальных программ, доступных
для всех молодых людей.
В Германии, как и
в большинстве Европейских стран,
молодежная политика призвана
содействовать молодым людям
в становлении их жизненного
пути, в том числе в обеспечении
занятости и гражданского участия
молодых людей в возрасте от
18 до 27 лет. В связи с этим целью детской
и молодежной политики в Германии – является
поддержка индивидуального и социального
развития детей и молодых людей, а также
их защита. Во всех крупных городах Германии
имеются информационные молодежные центры.
Как для национальной
молодежной политики, так и для
международной молодежной политики
Федеральный фонд детей и молодежи
Германии является основным средством
финансовой поддержки.
Значительное место
в трудоустройстве молодежи занимает
развитие молодежного предпринимательства
и кооперации. Программы их поддержки
со стороны государства признаны
в мировом сообществе в качестве
эффективного средства борьбы
с безработицей молодежи. Развивая
инициативу молодежи, государства
по возможности обеспечивают
некоторые преимущества и льготы
для нее. Например, принимаются
законы, обязывающие предпринимателей
отдавать предпочтение молодым
людям при заполнении вакансий,
образовавшихся в результате
реорганизации производства и
сокращении рабочего дня; принимаются
также законы, снижающие пенсионный возраст
с последующей передачей появившихся
вакансий молодым работникам.
Многочисленные организации,
а также городские и районные
ведомства по делам молодежи предлагают
для молодежи различные мероприятия
по проведению досуга. Вот например:
Работа молодёжных
союзов – это сфера социализации,
для которой характерны добровольность,
самоорганизация и самоопределение.
Задачей работы молодёжных союзов
является наряду с воспитанием
и образованием, общением и организацией
досуга, помощью и консультацией,
также и представление интересов
молодёжи во всех сферах перед
государством и обществом. Это
означает сквозную политику, а
именно вмешательство во все
политические процессы и решения,
затрагивающие интересы молодёжи.
Союзы молодёжи понимаются как
объединения детей, молодёжи и
молодых взрослых и работают
самостоятельно без государственного
влияния. Они получают финансовую
поддержку из государственных
источников. Их работа основывается
на общественной деятельности
их сотрудников. Работа молодёжных
союзов по своему притязанию
является в первую очередь
работой по воспитанию и образованию.
В противоположность школьному
образованию она проводится принципиально
на добровольной основе и без
школьных оценок и нажима на
успеваемость. Существует тенденция
к уменьшению числа молодых
граждан, активных в союзах (кроме
спортивных объединений) и готовых
брать на себя обязательства
на добровольных началах.
Большинство молодежных
организаций, которые действуют
по всей стране, объединены в
федеральные союзы молодежных
организаций, таким образом, Молодежная
организация является членом (участником)
ассоциации (союза), образованного им
совместно с другими молодежными,
детскими общественными объединениями,
негосударственными организациями
при сохранении им организационной
самостоятельности.
Опираясь на вышеизложенное,
можно сказать, что молодежные
союзы в Германии являются
наиболее распространенными и
многочисленными организациями,
охватывают многие сферы жизни
общества и затрагивают широкий
круг интересов, в том числе
спорт, политику и экологию.
Около четверти молодых
людей состоят членами молодежных
организаций и союзов. Многие
молодежные союзы, действующие
по всей стране, входят в Федеральное
объединение германских молодежных
организаций. В него входят 21 организация
и 16 земельных молодежных союзов,
примыкают еще 5 союзов, образуя таким
образом широкую сеть. Его членами являются,
например, такие организации, как Рабочее
сообщество евангелической молодежи,
Союз германской католической молодежи,
молодежные организации профсоюзов, земельные
молодежные союзы, Союз германских следопытов.
Самая многочисленная организация - Германский
спортивный союз молодежи.
Молодежные организации
существуют и в сфере политики.
Они есть у всех крупных
партий. Почти все из них входят
в Союз политических молодежных
организаций. Кроме того, знания
об обществе и государстве,
о европейской и мировой политике
прививают молодым людям за
пределами школы религиозные
и профсоюзные молодежные организации,
народные университеты, фонды, учебные
наведения и учреждения, занимающиеся
политическим просвещением.
Государство выступает за
то, чтобы активное общение с искусством
и культурой начиналось как можно
раньше. О том, насколько это ценно
для молодых людей, свидетельствует
деятельность музыкальных школ, молодежных
киноклубов, театров, танцевальных групп,
библиотек, молодежных художественных
школ, литературных обществ, музеев и многих
других учреждений. В ходе осуществления
молодежных проектов поднимаются важные
темы: экология, насилие, враждебность
по отношению к иностранцам. Молодые люди
самостоятельно вырабатывают в себе новое
понимание общественных отношений, рассматривая
их через призму мирного и демократического
общежития.
Федеральное объединение
„Культурное воспитание молодежи"
представляет собой ассоциацию
из 48 специализированных союзов, которые
действуют по всей стране и
в чьих мероприятиях ежегодно
участвуют свыше 12 млн. молодых
людей. Благодаря более чем 100.000 проектов,
конкурсов, творческих мастерских, встреч,
семинаров и конференций, выдвигаемых,
организуемых и курируемых специализированными
союзами, проводится культурно-воспитательная
работа с детьми и молодежью на международном,
национальном и региональном уровнях.
Главным инструментом
федерального правительства в
молодежной политике и работе
с молодежью является Федеральный
план содействия детям и молодежи.
Поддержка оказывается общефедеральным
молодежным и детским союзам
и организациям, например, в осуществлении
проектов в рамках внешкольного
образования молодежи (политическая,
спортивная, культурная работа с
молодежью и международный молодежный
обмен). Содействие оказывается и
социальному образованию, например,
в рамках программ „Добровольный
социальный год" и „Добровольный
экологический год".
Детская и молодёжная
политика Федеративной Республики
Германия (далее в контексте –
ФРГ) характеризуется поддержкой
молодых людей при их развитии
в самостоятельную личность путем
раскрытия их социальных способностей,
защиты и помощи социально
обделённым. Особое значение придается
участию молодых людей в молодёжной
работе. Ее содержание определяется
и воплощается при участии
молодых людей. Их потребности
и интересы стоят в центре
разнообразных форм работы и
организации. При этом молодёжная
работа должна внести вклад
в индивидуальную самореализацию,
большую свободу и справедливость,
развивая и укрепляя волю и
способность к участию молодых
людей в государственной и
общественной жизни. Работе молодёжных
организаций в ФРГ уделяется
особое внимание. Данная область
социализации наряду с воспитанием,
образованием, общением, организацией
досуга, оказанием помощи и консультациями
имеет задачу представлять интересы
молодых людей во всех сферах
перед государством и обществом.
Молодёжные организации рассматривают
себя как объединения детей,
подростков, молодых людей и проводят
свою работу самостоятельно, без
государственного влияния. Финансирование
осуществляется из государственных
средств. Законы, правительственная
политика и социальные программы
ФРГ дают равные возможности
гражданам для их самореализации.
Социальная поддержка, социальная
защита людей, в целом социальная
работа определяются социальной
политикой государства как определенной
ориентацией и системой мер
по оптимизации социального развития
общества, отношений между социальными
и другими группами, созданию
тех или иных условий для
удовлетворения жизненных потребностей
их представителей. Государственная
политика Федеративной Республики
Германия успешно реализует свои
задачи в социальной и молодежной
работе, создавая условия для
патриотического и духовно-нравственного
воспитания, интеллектуального, творческого
и физического развития молодежи,
реализации ее научно-технического
и творческого потенциала, поддержки
деятельности молодежных и детских
общественных объединений. В связи
с этим у германской молодежи
формируется активная жизненная
позиция, готовность к участию
в общественно-политической жизни страны
и государственной деятельности. Таким
образом, немецкое государство в тесном
сотрудничестве с молодым поколением
и обществом в целом добивается реализации
программ содействия социальной адаптации,
формирования здорового образа жизни
молодёжи и развития системы социальных
служб и клубов для детей и подростков.