Тенденции молодежного развития

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2012 в 17:56, реферат

Краткое описание

Еще более полно раскрывает это понятие представление о молодежи как о социально-демографической группе общества, где в равной степени учитываются как возрастные психологические особенности, так и внутренняя социально-классовая дифференциация, специфичная для условий современной жизни.
Молодежь- это такая часть населения (в возрасте от 14 до 30 лет), которая связана с современным образом жизни, участвует, по крайней мере, в одном из видов жизнедеятельности и труда и является носителем и потребителем всех современных форм культуры.

Оглавление

Введение……………………………………………………………………….3 стр.

1.Тенденции молодежного развития…………………………………………6 стр.

2. Особенности молодежи современного российского общества…………..8 стр.

Заключение……………………………………………………………………12 стр.

Список используемой литературы………………………………………….

Файлы: 1 файл

социалогия.doc

— 84.50 Кб (Скачать)

Содержание 

Введение……………………………………………………………………….3 стр. 

1.Тенденции молодежного  развития…………………………………………6 стр. 

2. Особенности  молодежи современного российского  общества…………..8 стр. 

Заключение……………………………………………………………………12 стр. 

Список используемой литературы…………………………………………. 
 
 

      
 
 
 
 
 
 
 
 

   
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Введение

     Социология  молодежи — это наука, объектом изучения которой является молодежь: ее общие  и конкретные черты, особенности, интересы, потребности, проблемы социализации, деятельности во всех сферах жизни и т. п. Иными словами, объектом исследования является социальный облик молодежи.

     Социология  молодежи как отрасль социологического знания формировалась и развивается  на основе демографического разделения возрастных когорт для исследования той возрастной группы, которая находится в процессе подготовки к замещению уходящих поколений и воспроизводству социальной структуры.

     Прошедшее время не только оставило свой след на этой сфере социологии, но и дает возможность утверждать, что в  нашей социологической науке сложилось и получило международное признание специальное направление - социология молодежи.

     Социология  молодежи- отрасль социологической науки, изучающая молодежь как социальную общность, особенности социализации и воспитания вступающих в жизнь поколений, процесс социальной преемственности и унаследования молодежью знаний и опыта от старших поколений, особенности образа жизни молодежи, формирование ее жизненных планов и ценностных ориентаций, в том числе профессиональных, социальную мобильность, выполнение социальных ролей различными группами молодежи. Анализ различных слоев населения позволяет рассматривать общественное развитие как последовательную смену отдельных поколений.

     Это методологическое положение позволяет  определить фундаментальную роль поколенческих отношений в определении тех или иных возрастных групп населения. Исходя из этого, многие авторы трактуют само понятие «поколение» неоднозначно. Вместе с тем, имеется социологически выверенный четкий критерий выделения поколений в процессе общественного развития. Это- экономическая, политико-идеологическая и общественно-психологическая обстановка, которая определяет как особенности, так и взаимосвязи различных поколений.

     Такой подход дает методологические основы для анализа действительности с  точки зрения групповых особенностей поколений и, вместе с тем, позволяет проследить сущностную сторону тех явлений, которые крепко связывают отдельную группу со всем поколением.

     Объективная связь между поколениями устанавливается  с учетом предыдущего опыта и  знаний, на основе преумножения ценностей и норм материальной и духовной жизни.

     Это, в свою очередь, определяет избирательность и дифференцированность в смене и преемственности поколений. Каждое последующее поколение усваивает только те черты и нормы предыдущего, которые соответствуют изменившимся условиям, и отвергает или трансформирует характеристики, неприемлемые для нового уровня общественно-экономического развития. Преемственность, как правило, охватывает различные стороны общественной жизни и имеет особые социальные механизмы. В этой связи можно выделить преемственность в производственно-технических и экономических отношениях, а также в области политических, правовых, нравственных, эстетических отношений, в сфере социальных отношений- межклассовых, межгосударственных, национальных, семейных: Существенное значение имеет преемственность в сфере культуры, досуга, художественных вкусов.

     Учет  этих обстоятельств позволяет сделать  вывод о том, что наряду с сохранением  характеристик общего порядка проблема преемственности приобретает в современных условиях ряд специфических черт. Во-первых, этот процесс осуществляется более планомерно и поступательно. Во-вторых, главенствующая роль принадлежит мировоззренческим факторам как ведущим в деле определения связи поколений. В-третьих, сама преемственность осуществляется в условиях стирания социально-классовых различий между людьми.

     Таким образом, определение понятия «молодежь» взаимосвязано с характеристикой  поколенческих отношений в обществе, с его социальной структурой, включающей слои, массы и социальные группы. В этом определении выстраивается четкая структура, начальным звеном которой является «поколение», затем «класс» и, наконец, молодая часть класса -- молодежь.

     Такой вывод имеет важное методологическое значение для определения понятия «молодежь». При этом исследователи исходят из того, что в системе общественных отношений молодежь не занимает особого места, распределяясь между различными классами и социальными группами общества, обладая в той или иной мере классовыми признаками. Это не отрицает социальных особенностей молодежи, определяющихся возрастными, социально-психологическими, физиологическими признаками, специфическими интересами, потребностями и ценностными ориентациями. В соответствии с этим, определенное значение для социологического изучения молодежи имеет вопрос о ее возрастных границах. В настоящее время в определении этих границ существует три основных подхода.

     Первый, так называемый демографический  подход рассматривает молодежь как  особую часть населения, т. е. как людей, родившихся в определенном году и в определенное время включившихся в трудовую жизнь. Хронологические границы в этом случае от 18 до 30 лет.

     Второй  подход- статистический, где за основу определения возрастных границ берутся временные показатели средней продолжительности жизни и отрезок времени от рождения родителей до рождения их детей. В соответствии с этим возраст молодежи определяется периодом от 14 до 30 лет.

     Третий  подход- социологический, когда возрастные рамки определяются сущностью объекта исследования, т. е. конкретного отряда молодых людей, характеризующегося определенными профессиональными, образовательными, социально-психологическими признаками. Большинство исследователей ограничивает эти рамки возрастом от 16 до 30 лет, хотя в отдельных случаях допускается граница до 33 и даже до 40 лет.

     Придерживаясь в целом социологического подхода  к определению понятия «молодежь», нельзя не отметить, что эта социальная группа отражает сложную дифференциацию социальной жизни современного общества. Видимо поэтому различные исследования характеризуют внутреннюю структуру молодежи с разных точек зрения. Обычно в социологии делят молодежь на следующие возрастные группы:

а) учащиеся неполных и полных средних школ;

б) молодежь в возрасте от 16 до 19 лет;

в) в  возрасте от 20до 24 лет;

г) от 25 до 30 лет.

     Еще более полно раскрывает это понятие  представление о молодежи как  о социально-демографической группе общества, где в равной степени  учитываются как возрастные психологические  особенности, так и внутренняя социально-классовая дифференциация, специфичная для условий современной жизни.

     Молодежь- это такая часть населения (в возрасте от 14 до 30 лет), которая связана с современным образом жизни, участвует, по крайней мере, в одном из видов жизнедеятельности и труда и является носителем и потребителем всех современных форм культуры. 
 
 
 
 
 

  1. Тенденции молодежного развития.
 

     Среди современных социальных проблем  молодежи намечается ряд приоритетных направлений, исследование которых  позволяет говорить о новых тенденциях молодежного развития.

     К их числу принадлежит, прежде всего, проблема молодежной субкультуры, в  которой с наибольшей достоверностью отражаются современные молодежные проблемы.

     В классической социологии понятие субкультуры  связано с наличием в обществе нормативной, т. е. наиболее распространенной культуры. Показатели нормативной культуры отражают различные общественные явления: обычаи, нормы и ценности, культурные ориентации, художественные вкусы и предпочтения исследуемого общества. В то же время они характеризуют общенациональный, цивилизационный образ культуры. Именно богатство нормативной, господствующей культуры порождает ситуацию дифференциации духовной жизни и предопределяет значительное разнообразие субкультур. Можно утверждать, что чем богаче культура общества, чем насыщеннее его духовная сфера, тем больше возможностей для возникновения субкультур отдельных слоев населения. Современное российское общество характеризуется размытостью социальных типов культур. Что касается молодежи, то эта социально-демографическая группа наиболее остро переживает катаклизмы рыночных отношений, дестабилизируется и из «части класса» превра-щается в неустойчивую массу со сниженными духовно-культурными потребностями. В современных условиях спектр духовных интересов молодежи не имеет приоритетного характера, их духовные и бытовые проявления у молодежных групп населения нивелированы, культурные потребности и интересы неустойчивы.Однако нельзя не понимать, что у молодежи есть перспектива формирования собственной субкультуры в будущем. Развитие субкультуры связано с фактическим культурным новообразованием более зрелых общественных отношений, глобализацией специализированных отношений в обществе. Процессы стабилизации, устойчивости политико-экономических отношений, социализации культурных типов и приоритеты социокультурной регуляции определят тенденции духовного и морального возрождения общества. Это, в свою очередь породит культурную идентичность и приведет к созданию культуры особого склада. Динамика культурной жизни, обогащенная национальными достижениями, послужит основой для появления различных субкультур, где особое место займет молодежная субкультура.

     Поэтому уже, сегодня стоит важная практическая задача -- разработка методологической модели социологического изучения молодежной субкультуры российского общества. В ее основе должна лежать теория потребностей: от их возникновения до развития и реального состояния.

     Эти методологические позиции позволяют  охарактеризовать сложности и противоречия формирования культурных потребностей.

     В отечественной социологии известен также оригинальный подход к определению  структуры потребностей, который  носит название иерархической системы  диспропорций. Смысл этого подхода  в том, что потребности образуют некую иерархическую систему, состоящую из четырех уровней: низкого, где формируются элементарные (витальные) потребности; второго уровня, который фиксирует социальные установки, обладающие более сложной структурой (эмоциональный, рассудочный, поведенческие аспекты); третьего уровня, где отражаются базовые потребности той или иной сферы социальной деятельности (труд, досуг, семейные отношения и т. д.); и высшего уровня, охватывающего систему ценностных ориентаций общесоциальных и идеологических по своей сущности.

     Названные подходы не могут в полной мере характеризовать методологию осмысления проблемы субкультур без учета такого аспекта, как формирование разумных потребностей.

     В сфере культуры при формировании последних, нужно принимать во внимание то влияние, которое оказывают на потребности и их характер специфические условия общественной жизни.

     В данном случае эти условия определяются рядом факторов: изменениями социально-экономической  ситуации в стране, довольно бедной культурной инфраструктурой. Далее, существенно  влияют на характер потребностей миграционные процессы, изменения в социально-культурном облике молодежи как наиболее мобильной группы населения. Отдельно следует учитывать потребность в свободном времени. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     2. Особенности молодежи современного российского общества.

     Исследование  молодежной субкультуры делает необходимым  изучение всей совокупности условий, определяющих культурное развитие молодежи в контексте  социально-экономических изменений  современного российского общества.

     Под влиянием новых социально-экономических процессов происходят значительные изменения в культурном облике современной молодежи. Характерные черты этого облика реализуются в социокультурной деятельности складывающейся молодежной субкультуры. Происходящие при этом изменения фиксируются за счет проявления нового отношения к социальным и культурным реалиям. Из всех факторов, определяющих новации в молодежной субкультуре, эти явления наиболее динамичны и противоречивы. Их конкретное содержание зависит от многих обстоятельств. Здесь влияние оказывает и расположение конкретного региона, и культурно-бытовые традиции, и национальные особенности, и степень развития новых форм хозяйствования, и внимание к социальным вопросам со стороны властных структур и хозяйственного руководства.

Информация о работе Тенденции молодежного развития