Взаимоотношения России и Белоруссии

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2013 в 13:14, реферат

Краткое описание

В работе рассмотрены взаимоотношения России и Белоруссии, история формирования их отношений, рассмотрена нормативно-правовая база союза двух государств и каковы основные направления сотрудничества и перспективы развития союза России и Белоруссии

Оглавление

Введение
1.Предпосылки и история формирования союза России и Белоруссии
1.1 Исторические аспекты образования союза России и Белоруссии
1.2 Экономические предпосылки формирования союза России и Белоруссии
1.3 Политические предпосылки образования Союзного государства
2. Нормативно-правовая база союза России и Белоруссии
2.1 Основные документы нормативно-правовой базы союза
2.2 Органы Союзного государства России и Белоруссии
3. Основные направления сотрудничества и перспективы развития союза России и Белоруссии
3.1 Внешняя и внутренняя политика союза России и Белоруссии
3.2 Перспективы образования союза России и Белоруссии
Заключение
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

реф.doc

— 97.00 Кб (Скачать)

МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО  ХОЗЯЙСТВА РФ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО  ОБРАЗОВАНИЯ

ОРЛОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  АГРАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

Кафедра мировой экономики

 

 

 

Реферат

на тему:

 «Взаимоотношения  России и Белоруссии»

 

 

 

 

 

Выполнила:

студентка группы МЭ-491

Спиридонова О.С.

Проверил:

к.э.н., ст. преподаватель

Алентьева Н.В.

 

 

 

 

 

 

 

Орел 2012 год

Содержание

Введение

1.Предпосылки и история формирования союза России и Белоруссии

1.1 Исторические аспекты  образования союза России и Белоруссии

1.2 Экономические предпосылки  формирования союза России и  Белоруссии

1.3 Политические предпосылки  образования Союзного государства

2. Нормативно-правовая база союза России и Белоруссии

2.1 Основные документы  нормативно-правовой базы союза

2.2 Органы Союзного государства России и Белоруссии

3. Основные направления сотрудничества и перспективы развития союза России и Белоруссии

3.1 Внешняя и внутренняя  политика союза России и Белоруссии

3.2 Перспективы образования союза России и Белоруссии

Заключение

Список использованной литературы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Достоинства или недостатки любого Сообщества, Содружества или  более интегрированной формы  объединения -- Союза -- нельзя выявить  вне реальных условий их возникновения, то есть без учета важнейших факторов, предопределивших их создание и перспективы дальнейшего развития. В этой связи представляет несомненный интерес анализ конкретной общественно-исторической среды, в которой возник союз России и Белоруссии, а также важнейших факторов, дающих представление о том, как он отвечает их жизненным интересам.

Российско-белорусское  сотрудничество развивалось в условиях формирования Союзного государства. Договор  о его создании и Программа  действий по реализации положений Договора от 8 декабря 1999 г. определяют основные направления и ступени интеграции, включая завершение создания единого таможенного и экономического пространства, объединение энергетических, транспортных систем, интенсификацию сотрудничества в гуманитарной и социальной областях, в сферах внешней политики, обороны и безопасности.

Создание союза России и Белоруссии и проблема дальнейшего  углубления интеграционных процессов  в его рамках имеют свою собственную  историю и логику развития. После  распада СССР у России с другими бывшими республиками СССР сложилось несколько уровней сотрудничества. В декабре 1991 г. возникло Содружество Независимых Государств (СНГ), в марте--апреле 1996 г. появились два новых межгосударственных объединения: «союз четырех» в составе России, Белоруссии, Казахстана и Киргизии и «сообщества двух», участниками которого стали Россия и Белоруссия.

Уровень интеграции России и Белоруссии очень высокий, партнеры выходят на решение таких задач, которые и по существу, и по содержанию являются на постсоветском пространстве уникальными. Ведь хотя на постсоветском пространстве за последние несколько лет был создан целый ряд объединительных организаций, именно белорусско-российские интеграционные отношения получили наибольшее развитие и приобрели динамичный характер. Например, топливно-энергетический комплекс Белоруссии и России интегрирован на 95 процентов, машиностроительный - на 85, сельскохозяйственный - на 65, строительная индустрия - на 80 процентов. [13]

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Предпосылки  и история формирования союза России и Белоруссии

 

1.1 Исторические  аспекты образования союза России  и Белоруссии

 

Советский Союз распался быстро. Надежды на СНГ как на замену СССР не оправдались. Содружество  не заменило Союз. Государства, входящие в него, последние годы ведут самостоятельную, часто несогласованную друг с другом и с Россией политику, углубляется процесс дезинтеграции их экономик. Грузия заявляет о своем намерении войти в НАТО, Украина балансирует между Соединенными Штатами Америки, Европейским союзом и Россией. Существуют попытки найти модели безопасности без России в рамках СНГ.

Для Ельцина союз России и Белоруссии - это была попытка  хоть что-то восстановить из утраченного, хоть как-то оправдаться перед историей за распад СССР. Для Лукашенко - это  шанс войти в историю, в российскую политику. Кроме того, для Лукашенко - это был шанс одним ударом решить многие проблемы экономики Белоруссии, которая сильно зависела от российской. Так, разные мотивы двух совершенно разных людей с разной историей и судьбой пересеклись в одной точке, побуждая каждого из них стремиться к подписанию договора о создании союза.

Главы России и Белоруссии понимали, что объединение - долгий процесс. Годы уходят на интеграцию законодательств, создание единого бюджета и единой валюты. Перед ними стоял пример европейской интеграции. Европа создавала и вводила единую валюту около 10 лет. Страны доводили свои бюджеты до определенного уровня дефицита, экономики до определенного уровня инфляции, чтобы можно было объединяться на равных условиях. Также на долгие годы может затянуться построение политической, законодательной и экономической систем союза. И только после этого можно будет перейти к более глубокой интеграции - сокращению полномочий органов власти России и Белоруссии, постепенной передаче их союзному президенту, правительству и парламенту.

Но чтобы этот процесс  начался, надо было сделать первый шаг. Договор должен был стать стартом  трудного марафона. И если участники  окажутся профессионалами, готовыми пройти долгий путь с минимальными ошибками и потерями, результат удовлетворит всех - и тех, кто критиковал союз, и тех, кто принимал его безоговорочно, а главное - простых граждан России и Белоруссии. [3]

В современных условиях безопасность каждой страны напрямую зависит от ее интегрированности в систему мирового хозяйства. Нарастание взаимозависимости государств во всех сферах общественной жизни способствует тому, что как внешнеэкономические факторы, так и внутрихозяйственные аспекты играют значительную роль.

С каждым годом в мире набирают обороты глобальные интеграционные процессы. Способность страны участвовать в них, несомненно, становится не только ключевым показателем эффективности ее внешнеэкономической деятельности, но и определяющим внешним фактором обеспечения национальной экономической безопасности. Россия и другие постсоветские страны пока не всегда в состоянии эффективно защитить свои интересы при подключении к мировым интеграционным процессам, прежде всего из-за внутренней экономической слабости и разрозненности между собой. Их стратегическим ориентиром должна служить интеграция в мирохозяйственные отношения таким образом, чтобы занять экономически выгодное положение в глобальной экономической системе. [11]

 

1.2 Экономические предпосылки  формирования союза России и 

Белоруссии

 

Проблемы в белорусской экономике, начавшиеся до образования союза, продолжались и принимали драматические формы. Сам президент говорил, что экономика  находится в «свободном падении».

Глубокая экономическая депрессия, отбросившая страну на 116 место по уровню платежеспособности -- дальше Казахстана, Украины и Узбекистана, -- имели объективные и субъективные причины. Объективные заключались, прежде всего, в полной зависимости от иностранных (т.е. российских) поставок энергии, цены на которые Москва (с некоторыми послаблениями для Минска) подняла до мирового уровня, и которые Белоруссия была не в состоянии оплачивать (рисунок 1).

Еще один впечатляющий пример распада экономики -- взаимные задолженности  предприятий, которые к концу 1995 г. достигли 57% ВНП. [13]

Исходя из приведенных  данных, можно говорить о том, что  объединение двух государств могло  способствовать восстановлению баланса  экономики Белоруссии. Несомненно, Россия тоже получала преимущества в  виде расширения своей территории, что всегда выступает положительным явлением в государстве, а также огромного притока рабочей силы за счет населения Белоруссии.

Понимая значимость экономических  реформ для создания благополучного будущего своих народов, Россия и  Белоруссия посчитали целесообразным и необходимым восстановление утраченных межгосударственных хозяйственных связей на новой - рыночной - основе, чтобы совместно в рамках Союзного государства обеспечить защищенность своих граждан в экономической сфере. [12]

Под экономической безопасностью  Союзного государства понимается состояние защищенности жизненно важных интересов российско-белорусского интеграционного союза от внутренних и внешних угроз, которое обеспечивается национальными и союзными институтами власти путем налаживания более эффективного функционирования и развития народнохозяйственных комплексов в рамках единого экономического пространства.

Состояние экономики  с точки зрения ее жизнеспособности характеризуется комплексом показателей, важнейшими из которых являются: оценка ресурсного потенциала и возможности его эффективного использования; соответствие капитала и труда требуемому уровню; конкурентоспособность экономики; целостность территории и экономического пространства; способность противостояния внешним и внутренним угрозам для обеспечения социальной стабильности.

При построении Союзного государства обеспечение экономической  безопасности становится важным направлением экономической политики. В ней  фокусируется вся сложность процессов, которые происходят в союзных  странах в ходе внутренних реформ и экономической трансформации на переходе от одной общественно-политической системы к другой. Она, по существу, становится непременным условием устойчивого развития, чтобы обеспечить защищенность гражданина и общества в Союзном государстве.

Необходимость создания такого государства заключается в том, что от союзных стран на современном этапе требуется объединение их потенциалов для решения поставленных экономических задач. Отвлечение сил и средств на нейтрализацию существующих угроз затрудняет достижение стратегической цели и при определенных условиях может сделать достижение цели невозможным. Укрепление экономической безопасности Союзного государства подчиняется задаче создания таких внутренних и внешних условий, при которых обеспечивалось бы благополучие и устойчивое поступательное развитие личности, общества и экономики как в России, так и в Белоруссии. [11]

 

1.3 Политические  предпосылки образования Союзного  государства

 

С точки зрения определенных военно-политических кругов, в российском руководстве объединение России с Белоруссией представляет собой адекватный ответ на запланированное расширение НАТО на восток и предоставляет в распоряжение России военно-стратегическое предполье на западе. Однако, это осложняет формирование особых отношений между Россией и НАТО: при выдвижении российских войск, возможно, с ядерными компонентами, к белорусско-польской границе под вопросом окажутся обязательства НАТО не размещать на территории стран-кандидатов на вступление ядерное оружие и иностранные войска, т.е. протест России против продвижения военной инфраструктуры НАТО на восток стал бы менее убедителен, если бы Москва продвинула свою военную инфраструктуру на запад.

Для Белоруссии объединение  с Россией в военно-политическом плане означает следующее: Россия берет  на себя обслуживание и уничтожение оружия, находящегося на территории Беларусии; обеспечивает демонтаж и вывод российского ядерного оружия и стратегических ракетных вооружений с территории Белоруссии; Россия становится мощной силовой поддержкой в случае конфликтных ситуаций.

У стран - непосредственных соседей Белоруссии на двустороннем уровне растет недоверие к новому объединению. Симптоматичен в этом смысле необычный шаг президентов  Польши, Литвы и Украины -- заявление  от 20 ноября 2005 г., в котором они  выразили глубокую озабоченность происходящем в Белоруссии и призвали уважать права и гражданские свободы. Стратегическое сближение России и Белоруссии в сочетании с установлением авторитарного режима три соседние страны воспринимают как источник повышенного риска для собственной безопасности и стабильности.

Процесс единения Белоруссии и России происходил в условиях дальнейшего  обострения геополитического противоборства в мире. В современной международной  обстановке геополитическая значимость союза еще в большей степени возрастает. Скорейшее развитие Союзного государства будет способствовать созданию условий для формирования многополярного мира, обеспечению стабильности и безопасности на евразийском континенте. Сегодня Белоруссия является самым последовательным и надежным союзником России в отстаивании ее национальных интересов на международной арене, обеспечении безопасности, суверенитета и территориальной целостности. В силу особого геополитического положения Республика Беларусь является своеобразным мостом между Европой и Азией, наличие которого существенным образом укрепляет позиции России как великой евразийской державы.

 

 

2. Нормативно-правовая  база союза России и Белоруссии

 

2.1 Основные  документы нормативно-правовой базы  союза

 

Нормативно-правовая база союза базируется на следующих основных документах:

1) Договор «О создании  Союзного государства»

Договор подписан 8 декабря 1999г., вступил  в силу 26 января 2000г.

2) Договор «О равных правах  граждан»

Данный договор обеспечивает равные права граждан избирать и быть избранными в выборные органы союза; на участие в хозяйственной деятельности на территориях России и Белоруссии; на получение среднего, среднего специального, высшего и послевузовского профессионального образования; на приобретение, владение, пользование и распоряжение имуществом на своих территориях; на трудоустройство, оплату труда и предоставление других социально-правовых гарантий на территориях Беларуси и России.

Информация о работе Взаимоотношения России и Белоруссии