Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2013 в 13:14, реферат
В работе рассмотрены взаимоотношения России и Белоруссии, история формирования их отношений, рассмотрена нормативно-правовая база союза двух государств и каковы основные направления сотрудничества и перспективы развития союза России и Белоруссии
Введение
1.Предпосылки и история формирования союза России и Белоруссии
1.1 Исторические аспекты образования союза России и Белоруссии
1.2 Экономические предпосылки формирования союза России и Белоруссии
1.3 Политические предпосылки образования Союзного государства
2. Нормативно-правовая база союза России и Белоруссии
2.1 Основные документы нормативно-правовой базы союза
2.2 Органы Союзного государства России и Белоруссии
3. Основные направления сотрудничества и перспективы развития союза России и Белоруссии
3.1 Внешняя и внутренняя политика союза России и Белоруссии
3.2 Перспективы образования союза России и Белоруссии
Заключение
Список использованной литературы
3) Договор «О сотрудничестве
в области социального
Настоящий Договор распространяется на отношения, регулируемые законодательством договаривающихся сторон о государственном социальном обеспечении, обязательном (государственном) социальном страховании и обязательном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, в том, что относится к:
- пособиям по временной
- пособиям по безработице;
- трудовым пенсиям по возрасту (по старости), инвалидности, по случаю потери кормильца, за выслугу лет и социальным пенсиям;
- пособиям в случае трудового увечья или профессионального заболевания;
- пособиям для семей с детьми;
- пособиям на погребение.
4) Постановление «Об обеспечении равных прав на приобретение в собственность, владение, пользование и распоряжение имуществом»
В соответствии с данным постановлением граждане Республики Беларусь и Российской Федерации по своему усмотрению владеют, пользуются и распоряжаются принадлежащим им на территории другого государства союза имуществом наравне с гражданами этого государства. Гарантированная законодательством Союзного государства зашита права собственности относится в равной мере к гражданам Республики Беларусь в Российской Федерации и к гражданам Российской Федерации в Республике Беларусь.
5) Решение Высшего Совета «О беспрепятственном обмене жилых помещений»
Основная цель данного решения состоит в том, что обмен жилыми помещениями между гражданами Республики Беларусь и Российской Федерации, постоянно проживающими на территориях обоих государств и переселяющимися из Республики Беларусь в Российскую Федерацию или из Российской Федерации в Республику Беларусь, осуществляется беспрепятственно в соответствии с национальным законодательством обоих государств. Такой обмен является основанием для выдачи им разрешений на постоянное жительство в Белоруссии или в России.
6) Решение Высшего Совета «О
равных правах на
На основе данного решения Высшего
Совета порядок регулирования
7) Постановление «О взаимном
предоставлении равных прав в
получении всесторонней
Данное постановление
гарантирует то, что каждое из государств
обеспечивает гражданам другого
государства доступность и
Целями Союзного государства являются:
1) обеспечение мирного и демократического развития братских народов государств-участников, укрепление дружбы, повышение благосостояния и уровня жизни;
2) создание единого
экономического пространства
3) неуклонное соблюдение
основных прав и свобод
4) проведение согласованной внешней политики и политики в области обороны;
5) формирование единой
правовой системы
6) проведение согласованной
социальной политики, направленной
на создание условий,
7) обеспечение безопасности Союзного государства и борьба с преступностью;
8) укрепление мира, безопасности
и взаимовыгодного
2.3 Органы Союзного государства России и Белоруссии
В соответствии с Договором «О создании Союзного государства», вступившим в силу 26 января 2000 года, к органам Союзного государства Беларуси и России относятся Высший Государственный Совет, Парламент, Совет Министров, Суд и Счетная палата.
Высший Государственный Совет является высшим органом Союзного государства. В состав Высшего Государственного Совета входят главы государств, главы правительств, руководители палат парламентов государств-участников. Согласно Договору, в заседаниях Высшего Государственного Совета участвуют Председатель Совета Министров, Председатели Палат Парламента, Председатель Суда Союзного государства.
К основным задачам Высшего Государственного Совета относятся:
1) решение важнейших вопросов развития Союзного государства;
2) образование в пределах
своей компетенции органов
3) назначение выборов
в Палату Представителей
4) утверждение бюджета Союзного государства, принятого Парламентом Союзного государства, и годовых отчетов о его исполнении;
5) утверждение международных
договоров Союзного
6) утверждение государственной
символики Союзного государства
7) определение местопребывания органов Союзного государства;
8) заслушивание ежегодного
отчета Председателя Совета
Парламент Союзного государства является представительным и законодательным органом Союзного государства.
3. Основные
направления сотрудничества и
перспективы развития союза
3.1 Внешняя и внутренняя политика союза России и Белоруссии
Значение cоюза России и Белоруссии выходит за пределы обоих государств. Он может рассматриваться не только как ядро нового международного объединения, а, будучи открыт для любой третьей страны, которая разделяет цели и принципы cоюза, представляет из себя одну из возможных моделей углубления интеграции между всеми странами СНГ, а также за его пределами.
Среди основных направлений внешнеполитической деятельности Союзного государства можно выделить: координацию действий в сфере внешней политики, связанных с осуществлением Договора; принятие в состав Союзного государства других государств; взаимодействие в международной сфере по военным и пограничным вопросам, включая реализацию международных договоров по вопросам сокращения вооруженных сил и ограничения вооружений. Кроме того, важнейшими направлениями внешнеполитической деятельности являются обеспечение признания Союзного государства всем мировым сообществом, активное участие в деятельности и мероприятиях международных организаций, развитие всесторонних связей с бывшими республиками СССР в рамках СНГ, участие в обеспечении стабильности и безопасности на евразийском континенте и в мире. [3]
Главный акцент в интеграционном сотрудничестве России и Белоруссии ставится на создание единого экономического пространства. В этой плоскости ведется работа по углублению валютной интеграции, в рамках которой продолжается реализация Плана совместных действий правительств и Центробанков двух стран по введению единой денежной единицы Союзного государства, предусматривающего проведение структурных преобразований в области налогово-бюджетной, денежно-кредитной политики, внешнеэкономической деятельности, страхования, валютного регулирования. [8]
Активно развиваются
российско-белорусские торгово-
Одним из важных направлений интеграции является реализация около 40 межгосударственных экономических, оборонных, социальных программ и проектов. Их финансирование осуществляется из бюджета Союзного государства, объем которого в 2006 г. составил более 3 млрд. российских рублей.
Расширению экономического сотрудничества содействует образование межгосударственных финансово-промышленных групп (МФПГ). Зарегистрировано 6 МФПГ: "БелРусАвто" - по развитию дизельного автомобилестроения; "Формаш" - по производству оборудования для выпуска химических волокон и нитей, переработки льна и шерсти; "Межгосметиз" - по производству металлокорда; "Электронные технологии" - по производству телевизоров и средств связи; "Оборонительные системы" и "Аэрокосмическое оборудование".
Осуществляется тесное внешнеполитическое взаимодействие. Россия и Белоруссия выступают с единых или близких позиций по основным международным проблемам, тесно сотрудничают в ООН, другими универсальными и региональными организациями. Поддерживаются активные контакты между внешнеполитическими ведомствами в рамках двухгодичной Программы согласованных действий в области внешней политики государств-участников Договора «О создании Союзного государства». В феврале 2006 г. состоялось четвертое совместное заседание коллегий МИД России и МИД Белоруссии, на котором была принята Программа согласованных действий в области внешней политики государств-участников Договора «О создании Союзного государства» на 2006 - 2009 гг.
Укрепляется российско-белорусское сотрудничество в сфере обороны и безопасности, антитеррористической деятельности, борьбы с преступностью. В декабре 2001 г. принята Военная доктрина Союзного государства. Эффективно функционирует совместная региональная группировка войск. Проводятся мероприятия по восстановлению кооперационных связей между предприятиями ВПК.
В социальной сфере ведется работа по выполнению положений Договора «О равных правах граждан». Значимым шагом стало создание единого миграционного пространства России и Белоруссии, обеспечение равных имущественных прав граждан двух стран, а также возможностей в получении бесплатного образования и при трудоустройстве. В январе 2006 г. подписаны соглашения по дальнейшему обеспечению равенства прав российских граждан в Белоруссии и белорусских граждан в России в сфере здравоохранения, пенсионной системы и налогообложения.
Интенсивный характер носят
связи между Россией и
3.3 Перспективы образования союза России и Белоруссии
Перспективы союза России
и Белоруссии стали одной из наиболее
важных проблем, обсуждаемых аналитиками.
И это неудивительно, поскольку
отношение к «братской
В принципе, существует четыре сценария сближения России и Белоруссии:
1) полное поглощение,
2) продолжение нынешнего сближения на базе союзного договора,
3) сближение по типу ЕС,
4) самостоятельное развитие
с надеждой объединиться когда-
Продолжение движения в логике нынешнего союзного договора совершенно неприемлемо для России. Этот сценарий справедливо было бы назвать «ремонтом», т. е. состоянием неустойчивости и неопределенности, из которого участники ремонта могут извлекать личную пользу: ремонт всегда выгоден строителям. Расхождение таможенных тарифов, множественность валютных курсов, цены на энергоносители -- эти и многие другие неурегулированные вопросы вредят союзу, однако выгодны отдельным участникам «строительства». Практика многих лет ремонта продемонстрировала его полную неэффективность -- не только экономическую, но и политическую. Если посмотреть на эволюцию политических институтов России и Белоруссии, на произошедшие изменения в экономическом законодательстве двух стран, то нельзя не поразиться тому, как же далеко они разошлись друг с другом за годы сближения.
Следовательно, специфика отношений России и Белоруссии сама по себе еще не позволяет сделать однозначный вывод относительно перспектив использования опыта ЕС. Одни факторы создают предпосылки для более быстрой и более глубокой интеграции, другие, напротив, тормозят этот процесс.
Но существует еще один фактор сближения наших западноевропейских соседей, который принципиально важен для оценки перспектив российско-белорусского союза. Это близость базовых ценностей формирующих европейский союз народов. Наблюдая за поведением правящей элиты Белоруссии и, особенно, за решениями большинства белорусского народа на
выборах, трудно сделать вывод, что российские и белорусские ценности находятся в одной системе координат. Можно спорить вслед за белорусской демократической оппозицией, на какой именно процент голосов мог бы рассчитывать Лукашенко при более честной системе выборов, однако вряд ли стоит сомневаться: большинство белорусских избирателей отдает предпочтение именно ему. О чем свидетельствует хотя бы опыт ЛДПР, в России политик подобного типа вряд ли получил бы большинство даже в самые тяжелые моменты посткоммунистической трансформации. И в этом глубочайшее расхождение между двумя странами.