Взаимоотношения России и Белоруссии

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2013 в 13:14, реферат

Краткое описание

В работе рассмотрены взаимоотношения России и Белоруссии, история формирования их отношений, рассмотрена нормативно-правовая база союза двух государств и каковы основные направления сотрудничества и перспективы развития союза России и Белоруссии

Оглавление

Введение
1.Предпосылки и история формирования союза России и Белоруссии
1.1 Исторические аспекты образования союза России и Белоруссии
1.2 Экономические предпосылки формирования союза России и Белоруссии
1.3 Политические предпосылки образования Союзного государства
2. Нормативно-правовая база союза России и Белоруссии
2.1 Основные документы нормативно-правовой базы союза
2.2 Органы Союзного государства России и Белоруссии
3. Основные направления сотрудничества и перспективы развития союза России и Белоруссии
3.1 Внешняя и внутренняя политика союза России и Белоруссии
3.2 Перспективы образования союза России и Белоруссии
Заключение
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

реф.doc

— 97.00 Кб (Скачать)

3) Договор «О сотрудничестве  в области социального обеспечения»

Настоящий Договор распространяется на отношения, регулируемые законодательством договаривающихся сторон о государственном социальном обеспечении, обязательном (государственном) социальном страховании и обязательном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, в том, что относится к:

- пособиям по временной нетрудоспособности  и материнству;

- пособиям по безработице;

- трудовым пенсиям по возрасту (по старости), инвалидности, по случаю  потери кормильца, за выслугу  лет и социальным пенсиям;

- пособиям в случае трудового увечья или профессионального заболевания;

- пособиям для семей с детьми;

- пособиям на погребение.

4) Постановление «Об обеспечении  равных прав на приобретение  в собственность, владение, пользование  и распоряжение имуществом»

В соответствии с данным постановлением граждане Республики Беларусь и Российской Федерации по своему усмотрению владеют, пользуются и распоряжаются принадлежащим им на территории другого государства союза имуществом наравне с гражданами этого государства. Гарантированная законодательством Союзного государства зашита права собственности относится в равной мере к гражданам Республики Беларусь в Российской Федерации и к гражданам Российской Федерации в Республике Беларусь.

5) Решение Высшего Совета «О  беспрепятственном обмене жилых помещений»

Основная цель данного решения  состоит в том, что обмен жилыми помещениями между гражданами Республики Беларусь и Российской Федерации, постоянно  проживающими на территориях обоих  государств и переселяющимися из Республики Беларусь в Российскую Федерацию или из Российской Федерации в Республику Беларусь, осуществляется беспрепятственно в соответствии с национальным законодательством обоих государств. Такой обмен является основанием для выдачи им разрешений на постоянное жительство в Белоруссии или в России.

6) Решение Высшего Совета «О  равных правах на трудоустройство,  оплату труда и предоставление  других социально-трудовых гарантий»

На основе данного решения Высшего  Совета порядок регулирования привлечения  и использования иностранной рабочей силы в отношении граждан Республики Беларусь в Российской Федерации и граждан Российской Федерации в Республике Беларусь не применяется. Документы, выданные в Белоруссии и России для реализации трудовых прав и социально-трудовых гарантий их граждан, или их копии, заверенные в установленном порядке, признаются без легализации. Трудовой стаж, включая стаж, исчисляемый в льготном порядке, и стаж работы по специальности, приобретенный в связи с трудовой деятельностью на территории обеих стран, взаимно признается за их гражданами. Исчисление трудового стажа граждан производится в соответствии с законодательством государства трудоустройства.

7) Постановление «О взаимном  предоставлении равных прав в  получении всесторонней медицинской  помощи»

Данное постановление  гарантирует то, что каждое из государств обеспечивает гражданам другого  государства доступность и равные со своими гражданами права на все  виды медицинской помощи. Взаиморасчеты  за оказание гражданам Республики Беларусь в Российской Федерации и гражданам Российской Федерации в Республике Беларусь скорой и неотложной медицинской помощи и лечение социально значимых заболеваний не производятся. [12]

Целями Союзного государства  являются:

1) обеспечение мирного  и демократического развития  братских народов государств-участников, укрепление дружбы, повышение благосостояния и уровня жизни;

2) создание единого  экономического пространства для  обеспечения социально-экономического  развития на основе объединения  материального и интеллектуального  потенциалов государств-участников и использования рыночных механизмов функционирования экономики;

3) неуклонное соблюдение  основных прав и свобод человека  и гражданина в соответствии  с общепризнанными принципами  и нормами международного права;

4) проведение согласованной внешней политики и политики в области обороны;

5) формирование единой  правовой системы демократического  государства; 

6) проведение согласованной  социальной политики, направленной  на создание условий, обеспечивающих  достойную жизнь и свободное развитие человека;

7) обеспечение безопасности  Союзного государства и борьба  с преступностью; 

8) укрепление мира, безопасности  и взаимовыгодного сотрудничества  в Европе и во всем мире, развитие Содружества Независимых  Государств. [12]

 

2.3 Органы Союзного государства России и Белоруссии

 

В соответствии с Договором  «О создании Союзного государства», вступившим в силу 26 января 2000 года, к органам  Союзного государства Беларуси и  России относятся Высший Государственный  Совет, Парламент, Совет Министров, Суд и Счетная палата.

Высший Государственный  Совет является высшим органом Союзного государства. В состав Высшего Государственного Совета входят главы государств, главы  правительств, руководители палат парламентов  государств-участников. Согласно Договору, в заседаниях Высшего Государственного Совета участвуют Председатель Совета Министров, Председатели Палат Парламента, Председатель Суда Союзного государства.

К основным задачам Высшего  Государственного Совета относятся:

1) решение важнейших  вопросов развития Союзного государства;

2) образование в пределах  своей компетенции органов Союзного  государства, включая органы управления  отраслевого и функционального  характера;

3) назначение выборов  в Палату Представителей Парламента  Союзного государства;

4) утверждение бюджета Союзного государства, принятого Парламентом Союзного государства, и годовых отчетов о его исполнении;

5) утверждение международных  договоров Союзного государства,  ратифицированных Парламентом;

6) утверждение государственной  символики Союзного государства;

7) определение местопребывания  органов Союзного государства;

8) заслушивание ежегодного  отчета Председателя Совета Министров  о реализации принятых решений.

Парламент Союзного государства  является представительным и законодательным  органом Союзного государства.

 

 

3. Основные  направления сотрудничества и  перспективы развития союза России  и Белоруссии

 

3.1 Внешняя  и внутренняя политика союза  России и Белоруссии

 

Значение cоюза России и  Белоруссии выходит за пределы обоих  государств. Он может рассматриваться не только как ядро нового международного объединения, а, будучи открыт для любой третьей страны, которая разделяет цели и принципы cоюза, представляет из себя одну из возможных моделей углубления интеграции между всеми странами СНГ, а также за его пределами.

Среди основных направлений  внешнеполитической деятельности Союзного государства можно выделить: координацию  действий в сфере внешней политики, связанных с осуществлением Договора; принятие в состав Союзного государства  других государств; взаимодействие в международной сфере по военным и пограничным вопросам, включая реализацию международных договоров по вопросам сокращения вооруженных сил и ограничения вооружений. Кроме того, важнейшими направлениями внешнеполитической деятельности являются обеспечение признания Союзного государства всем мировым сообществом, активное участие в деятельности и мероприятиях международных организаций, развитие всесторонних связей с бывшими республиками СССР в рамках СНГ, участие в обеспечении стабильности и безопасности на евразийском континенте и в мире. [3]

Главный акцент в интеграционном сотрудничестве России и Белоруссии ставится на создание единого экономического пространства. В этой плоскости ведется  работа по углублению валютной интеграции, в рамках которой продолжается реализация Плана совместных действий правительств и Центробанков двух стран по введению единой денежной единицы Союзного государства, предусматривающего проведение структурных преобразований в области налогово-бюджетной, денежно-кредитной политики, внешнеэкономической деятельности, страхования, валютного регулирования. [8]

Активно развиваются  российско-белорусские торгово-экономические  связи. В 2005 г. двусторонний товарооборот составил 15,8 млрд.долл. Удельный вес  Белоруссии во внешнеторговом обороте России составляет около 6%, а России во внешнеторговом обороте Белоруссии - порядка 50%.

Одним из важных направлений  интеграции является реализация около 40 межгосударственных экономических, оборонных, социальных программ и проектов. Их финансирование осуществляется из бюджета Союзного государства, объем которого в 2006 г. составил более 3 млрд. российских рублей.

Расширению экономического сотрудничества содействует образование  межгосударственных финансово-промышленных групп (МФПГ). Зарегистрировано 6 МФПГ: "БелРусАвто" - по развитию дизельного автомобилестроения; "Формаш" - по производству оборудования для выпуска химических волокон и нитей, переработки льна и шерсти; "Межгосметиз" - по производству металлокорда; "Электронные технологии" - по производству телевизоров и средств связи; "Оборонительные системы" и "Аэрокосмическое оборудование".

Осуществляется тесное внешнеполитическое взаимодействие. Россия и Белоруссия выступают с единых или близких позиций по основным международным проблемам, тесно  сотрудничают в ООН, другими универсальными и региональными организациями. Поддерживаются активные контакты между внешнеполитическими ведомствами в рамках двухгодичной Программы согласованных действий в области внешней политики государств-участников Договора «О создании Союзного государства». В феврале 2006 г. состоялось четвертое совместное заседание коллегий МИД России и МИД Белоруссии, на котором была принята Программа согласованных действий в области внешней политики государств-участников Договора «О создании Союзного государства» на 2006 - 2009 гг.

Укрепляется российско-белорусское  сотрудничество в сфере обороны  и безопасности, антитеррористической деятельности, борьбы с преступностью. В декабре 2001 г. принята Военная  доктрина Союзного государства. Эффективно функционирует совместная региональная группировка войск. Проводятся мероприятия по восстановлению кооперационных связей между предприятиями ВПК.

В социальной сфере ведется  работа по выполнению положений Договора «О равных правах граждан». Значимым шагом стало создание единого миграционного пространства России и Белоруссии, обеспечение равных имущественных прав граждан двух стран, а также возможностей в получении бесплатного образования и при трудоустройстве. В январе 2006 г. подписаны соглашения по дальнейшему обеспечению равенства прав российских граждан в Белоруссии и белорусских граждан в России в сфере здравоохранения, пенсионной системы и налогообложения.

Интенсивный характер носят  связи между Россией и Белоруссией  в области культуры. В 2004 г. был проведен Год культуры Белоруссии в России, в 2005 г. - Год культуры России в Белоруссии. Наиболее крупным среди регулярных культурных мероприятий является частично финансируемый из бюджета Союзного государства фестиваль "Славянский базар". [13]

 

3.3 Перспективы образования союза России и Белоруссии

 

Перспективы союза России и Белоруссии стали одной из наиболее важных проблем, обсуждаемых аналитиками. И это неудивительно, поскольку  отношение к «братской республике»  и к установившемуся там режиму является для россиян важным критерием при оценке адекватности самой российской власти.

В принципе, существует четыре сценария сближения России и Белоруссии:

1) полное поглощение,

2) продолжение нынешнего  сближения на базе союзного  договора,

3) сближение по типу ЕС,

4) самостоятельное развитие  с надеждой объединиться когда-нибудь  в «Соединенных Штатах Европы».

Продолжение движения в  логике нынешнего союзного договора совершенно неприемлемо для России. Этот сценарий справедливо было бы назвать «ремонтом», т. е. состоянием неустойчивости и неопределенности, из которого участники ремонта могут извлекать личную пользу: ремонт всегда выгоден строителям. Расхождение таможенных тарифов, множественность валютных курсов, цены на энергоносители -- эти и многие другие неурегулированные вопросы вредят союзу, однако выгодны отдельным участникам «строительства». Практика многих лет ремонта продемонстрировала его полную неэффективность -- не только экономическую, но и политическую. Если посмотреть на эволюцию политических институтов России и Белоруссии, на произошедшие изменения в экономическом законодательстве двух стран, то нельзя не поразиться тому, как же далеко они разошлись друг с другом за годы сближения.

Следовательно, специфика  отношений России и Белоруссии сама по себе еще не позволяет сделать однозначный вывод относительно перспектив использования опыта ЕС. Одни факторы создают предпосылки для более быстрой и более глубокой интеграции, другие, напротив, тормозят этот процесс.

Но существует еще  один фактор сближения наших западноевропейских соседей, который принципиально важен для оценки перспектив российско-белорусского союза. Это близость базовых ценностей формирующих европейский союз народов. Наблюдая за поведением правящей элиты Белоруссии и, особенно, за решениями большинства белорусского народа на

выборах, трудно сделать  вывод, что российские и белорусские  ценности находятся в одной системе  координат. Можно спорить вслед  за белорусской демократической  оппозицией, на какой именно процент  голосов мог бы рассчитывать Лукашенко при более честной системе выборов, однако вряд ли стоит сомневаться: большинство белорусских избирателей отдает предпочтение именно ему. О чем свидетельствует хотя бы опыт ЛДПР, в России политик подобного типа вряд ли получил бы большинство даже в самые тяжелые моменты посткоммунистической трансформации. И в этом глубочайшее расхождение между двумя странами.

Информация о работе Взаимоотношения России и Белоруссии