Политические сферы

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2012 в 21:34, реферат

Краткое описание

Политическая наука основывается на обширной интеллектуальной традиции. К этим традициям можно отнести античную философию Платона и Аристотеля, учения о государстве и праве римских юристов, «реализм» Н. Макиавелли, теорию суверенитета Ж. Бодена, учение о разделении властей Ш.-Л. Монтескье, политическую мысль классической немецкой философии и многое другое. Институционализация политических знаний, формирование самостоятельной области исследований и выработка специфических методов анализа привели к появлению политической науки.

Файлы: 1 файл

политология в таблицах.docx

— 82.11 Кб (Скачать)

Правоохранительная  функция предполагает гарантированность  и защиту естественных и неотчуждаемых  прав и свобод личности, общественного  порядка, обоюдное соблюдение законов  гражданами и государством; осуществляет действенный контроль за соблюдением  законов как со стороны государства, так и общества. 

Функция правовой социализации означает формирование правовой культуры граждан, общественных организаций, институтов и органов государственной власти и управления с целью выработки  и использования на практике единых норм правопорядка. 

Культурная и духовная функции сводится к созданию для  граждан равных условий и возможности  для свободного доступа к культурным и духовным ценностям.

9.3. Признаки социального  государства 

КОММЕНТАРИИ 

Социальный тип  государства (социальное государство) представляет собой наиболее оптимальный  тип организации общественного  устройства, который достигнут человечеством  на рубеже третьего тысячелетия. К такому уровню развития смогли приблизиться в настоящее время лишь около  двух десятков стран мира. Этот тип  государственного устройства позволяет  обеспечить более равномерное распределение  материальных и духовных благ, выровнять  посредством социальных стандартов стартовые возможности граждан, создать для них достойную  человека благоприятную социально-культурную среду обитания на протяжении всей жизни. 

Социальное государство  выступает в роли гаранта обеспечения  уровня жизни, достойного человека, особенно в следующих сферах: обеспечение  жилищем, условия быта, уровень доходов, условия труда, здравоохранение, доступ к информации, образованию, культуре и социальной помощи. Существующие на практике различные национальные, региональные и идеологические модификации  социального государства (три разновидности  – либеральная, консервативная и  социал-демократическая модели) демонстрируют  исключительно высокий эффект социального  действия – современный уровень  качества жизни людей. 

Среди его существенных признаков называются следующие: 

1) правовое государство; 

2) социальные выплаты  и социальное распределение; 

3) обеспечение государством  стабильного социально-экономического  положения граждан; 

4) возможность на  правовой основе осуществлять  планирование, распределение, организацию  индивидуальной и социальной  жизни; предоставление всем гражданам  доступа к социальным выплатам; 

5) индивидуальная  свобода, солидаризм, справедливость (законность), демократия, социальная забота и социальный мир. 

В качестве общих  целей и задач, которые выдвигает  и реализует социальное государство, перечисляются следующие: 

1. Защита каждого  человека от нужды и бедности, гарантирование минимально достойного  существования. 

2. Обеспечение большего  равенства посредством стирания  различий в уровнях благосостояния. 

3. Обеспечение большей  защиты перед лицом непредвиденных  жизненных ситуаций (рисков). 

4. Обеспечение роста  и расширения благосостояния  людей. Предполагаются к осуществлению  более конкретные задачи: 

1. Правовое вмешательство  для улучшения юридического статуса. 

2. Экономическое  вмешательство для улучшения  доходов личности. 

3. Экономическое  вмешательство для улучшения  окружающих условий. 

4. Педагогическое  вмешательство для совершенствования  жизнедеятельности личности на  основе образовательных и информационных  мероприятий. 

Все вышеперечисленные  существенные признаки, цели и задачи социального государства, которые  обозначены в зарубежной специальной  литературе, свидетельствуют о достаточно широком разбросе в понимании  и толковании этого социально-политического  феномена, а также свидетельствуют  о том, что единой последовательно  и фундаментально разработанной  теории социального государства  пока не существует. Тем не менее  существующие различные национальные концепции и модели социального  государства (три типа) демонстрируют  исключительно высокий эффект социального  действия – достойный уровень  качества жизни людей.

Глава 10. Избирательная  система 

Изучением различных  вариантов избирательных систем, сравнительным анализом их достоинств и недостатков занимается целое  направление в политологии –  электоральная политология. 

Одна из общих  закономерностей политики как раз  состоит в том, что особенности  института выборов определяют характер государственной власти, структуру  партий и партийных систем, представительство  интересов избирателей в парламенте и в местных выборных органах. 

Принципиальные споры  сторонников двух основных избирательных  систем – пропорциональной и мажоритарной – привели к формированию различных  смешанных вариантов голосования  на выборах. 

В зависимости от достоинств и недостатков установленной  в конкретной стране избирательной  системы формируется тот или  иной политический режим. Центральной политической проблемой, напрямую связанной с выборами, является давняя дискуссия о том, что важнее для данного общества: сильное правительство или более представительное правление? 

Так, например, в политической науке существует устойчивое мнение о том, что мажоритарная система  позволяет укрепить власть, а пропорциональная содействует плюрализму и развитию многопартийности. 

В любом случае изучение основных избирательных систем с  их достоинствами и недостатками представляется необходимым элементом  в структуре политической науки, о чем и идет речь в данной главе.

10.1. Место избирательных  систем в изучении политики 

КОММЕНТАРИИ 

В данной схеме определяется место избирательных систем в  реальном политическом процессе и в  изучении политики. Следует обратить внимание на то, что избирательные  системы рассматриваются в контексте  избирательного процесса в целом, а  не в узком смысле этого понятия. В широком смысле слова избирательные  системы – это политический институт выборов в целом. 

Схема наглядно демонстрирует  центральное место выборов в  процессе становления политической системы общества. 

Избирательная система  – совокупность правил, приемов  и процессов, обеспечивающих легитимное становление государственных и  муниципальных органов власти и  избрание на должность лиц, замещающих выборные государственные и муниципальные  должности. В узком смысле слова  избирательная система – способ определения того, кто из баллотировавшихся  кандидатов избран на должность или  в качестве депутата, какие политические партии допущены к распределению  мандатов и каким образом устанавливается  их количество. 

Избирательный процесс  – деятельность специально уполномоченных органов и лиц, направленная на организацию  и проведение выборов в государственные  органы и органы местного самоуправления.

10.2. Структура политического  института выборов 

КОММЕНТАРИИ 

Данная схема отражает подход к изучению выборов как  к самостоятельному политическому  институту, имеющему свою собственную  структуру. 

Под выборами понимаются все формы индивидуального или  коллективного доступа к власти (как правило, на определенный законом  срок и замещение должностей путем  избрания голосованием (президента, депутатов  и т. д.), что наделяет избранных  лиц правом принимать решения  в пределах определенной законом  компетенции. 

Данная схема демонстрирует  важнейшие политико-юридические  и организационные условия, наличие  которых обеспечивает проведение демократических  выборов. Одновременно с этим схема позволяет избежать поверхостного взгляда на выборы как на простую процедуру голосования избирателей. 

Избирательные системы, являясь одним из центральных  звеньев выборного процесса, необходимо рассматривать в самом широком  контексте сложившихся в данном обществе политических отношений: тип  политической системы, характер политического  режима, уровень развития политической культуры, мотивация электорального поведения и многое другое самым  непосредственным образом влияют на эффективность тех или иных избирательных  систем. 

Именно поэтому  одни и те же виды избирательных  систем, применяемые в различных  странах, приводят к совершенно различным результатам. Вот почему при изучении выборов так важно учитывать все структурные элементы данного политического института, а не только конкретный тип избирательной системы. 

Первостепенное значение при этом приобретают такие функции  выборов, как легитимация власти, смена власти в рамках существующей политической системы, функция ротации  политических и властвующих элит, функция политического участия.

10.3. Политико-правовые  принципы проведения выборов 

КОММЕНТАРИИ 

Схема содержит перечень устоявшихся в политической науке  политико-правовых принципов проведения выборов. Данные принципы являются методологической основой как изучения выборов, так и практики их проведения. Отказ от любого из перечисленных принципов выборов приводит на практике к искажению сущности выборов как основополагающего института демократии. 

Реальное воплощение политико-правовых принципов выборов  зависит в большой степени  от характера государственного устройства и конкретного политического  режима.

10.4. Стадии избирательного  процесса 

КОММЕНТАРИИ 

Схема демонстрирует  названия и последовательность основных стадий избирательного процесса. Каждая из этих стадий является обязательной и проходит согласно процедурам, определенным избирательным правом. 

Избирательное право  – институт публичного права, совокупность юридических норм, закрепляющих права  граждан избирать и быть избранными в органы государственной власти, выборные органы местного самоуправления, а также право отзыва избирателями избранных лиц, не оправдавших их доверия. 

Избирательный процесс  – деятельность специально уполномоченных органов и лиц, направленная на организацию  и проведение выборов в государственные  органы и органы местного самоуправления. 

Избирательный округ  – это образованная в соответствии с федеральными законами, законами субъектов РФ территория, от которой  гражданами РФ, непосредственно проживающими на данной территории, избирается один или несколько депутатов. 

Избирательная комиссия – коллегиальный орган, формируемый  в порядке и в сроки, которые  установлены избирательным законодательством, организующий и обеспечивающий подготовку и проведение выборов. 

Повторное голосование  – то же, что «второй тур», –  голосование во втором туре по двум кандидатурам, набравшим в первом туре наибольшее количество голосов  избирателей, в случае если ни один из кандидатов не набрал более 50 % голосов  избирателей. 

Предвыборная агитация – деятельность, осуществляемая в  период избирательной кампании и  имеющая целью побудить или побуждающая  избирателей голосовать за или против кандидата, кандидатов или список кандидатов либо против всех кандидатов, списков  кандидатов. 

10.5. Виды избирательных  округов 

КОММЕНТАРИИ 

Данная схема демонстрирует  существующие в политической практике виды избирательных округов и  общий порядок их образования. 

Под избирательным  округом понимается образованная в  соответствии с действующим избирательным  законодательством часть территории государства, от которой непосредственно  гражданами Российской Федерации избираются депутаты, выборные должностные лица. 

Многомандатный избирательный округ – это образованная в соответствии с федеральными законами, законами субъектов РФ территория, от которой гражданами РФ, непосредственно проживающими на данной территории, избираются несколько депутатов. 

Одномандатный избирательный  округ – это образованная в  соответствии с федеральными законами, законами субъектов РФ территория, от которой гражданами РФ, непосредственно  проживающими на данной территории, избирается один депутат.

10.6. Типология избирательных  систем 

КОММЕНТАРИИ 

Сложная и обширная проблематика выборов во многом связана  с тем или иным типом избирательных  систем. Политический институт выборов  предусматривает два основных типа избирательных систем для избрания кандидатов в высшие органы власти – мажоритарный и пропорциональный. 

Информация о работе Политические сферы