Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2012 в 21:34, реферат
Политическая наука основывается на обширной интеллектуальной традиции. К этим традициям можно отнести античную философию Платона и Аристотеля, учения о государстве и праве римских юристов, «реализм» Н. Макиавелли, теорию суверенитета Ж. Бодена, учение о разделении властей Ш.-Л. Монтескье, политическую мысль классической немецкой философии и многое другое. Институционализация политических знаний, формирование самостоятельной области исследований и выработка специфических методов анализа привели к появлению политической науки.
Правоохранительная
функция предполагает гарантированность
и защиту естественных и неотчуждаемых
прав и свобод личности, общественного
порядка, обоюдное соблюдение законов
гражданами и государством; осуществляет
действенный контроль за соблюдением
законов как со стороны государства, так
и общества.
Функция правовой социализации
означает формирование правовой культуры
граждан, общественных организаций, институтов
и органов государственной
Культурная и духовная функции сводится к созданию для граждан равных условий и возможности для свободного доступа к культурным и духовным ценностям.
9.3. Признаки социального
государства
КОММЕНТАРИИ
Социальный тип
государства (социальное государство)
представляет собой наиболее оптимальный
тип организации общественного
устройства, который достигнут
Социальное государство
выступает в роли гаранта обеспечения
уровня жизни, достойного человека, особенно
в следующих сферах: обеспечение
жилищем, условия быта, уровень доходов,
условия труда, здравоохранение, доступ
к информации, образованию, культуре
и социальной помощи. Существующие
на практике различные национальные,
региональные и идеологические модификации
социального государства (три разновидности
– либеральная, консервативная и
социал-демократическая модели) демонстрируют
исключительно высокий эффект социального
действия – современный уровень
качества жизни людей.
Среди его существенных
признаков называются следующие:
1) правовое государство;
2) социальные выплаты
и социальное распределение;
3) обеспечение государством
стабильного социально-
4) возможность на
правовой основе осуществлять
планирование, распределение, организацию
индивидуальной и социальной
жизни; предоставление всем
5) индивидуальная
свобода, солидаризм, справедливость
(законность), демократия, социальная забота
и социальный мир.
В качестве общих
целей и задач, которые выдвигает
и реализует социальное государство,
перечисляются следующие:
1. Защита каждого
человека от нужды и бедности,
гарантирование минимально
2. Обеспечение большего
равенства посредством
3. Обеспечение большей
защиты перед лицом
4. Обеспечение роста
и расширения благосостояния
людей. Предполагаются к
1. Правовое вмешательство
для улучшения юридического
2. Экономическое
вмешательство для улучшения
доходов личности.
3. Экономическое
вмешательство для улучшения
окружающих условий.
4. Педагогическое
вмешательство для
Все вышеперечисленные существенные признаки, цели и задачи социального государства, которые обозначены в зарубежной специальной литературе, свидетельствуют о достаточно широком разбросе в понимании и толковании этого социально-политического феномена, а также свидетельствуют о том, что единой последовательно и фундаментально разработанной теории социального государства пока не существует. Тем не менее существующие различные национальные концепции и модели социального государства (три типа) демонстрируют исключительно высокий эффект социального действия – достойный уровень качества жизни людей.
Глава 10. Избирательная
система
Изучением различных
вариантов избирательных
Одна из общих
закономерностей политики как раз
состоит в том, что особенности
института выборов определяют характер
государственной власти, структуру
партий и партийных систем, представительство
интересов избирателей в
Принципиальные споры
сторонников двух основных избирательных
систем – пропорциональной и мажоритарной
– привели к формированию различных
смешанных вариантов
В зависимости от
достоинств и недостатков установленной
в конкретной стране избирательной
системы формируется тот или
иной политический режим. Центральной
политической проблемой, напрямую связанной
с выборами, является давняя дискуссия
о том, что важнее для данного общества:
сильное правительство или более представительное
правление?
Так, например, в политической
науке существует устойчивое мнение
о том, что мажоритарная система
позволяет укрепить власть, а пропорциональная
содействует плюрализму и развитию
многопартийности.
В любом случае изучение основных избирательных систем с их достоинствами и недостатками представляется необходимым элементом в структуре политической науки, о чем и идет речь в данной главе.
10.1. Место избирательных
систем в изучении политики
КОММЕНТАРИИ
В данной схеме определяется
место избирательных систем в
реальном политическом процессе и в
изучении политики. Следует обратить
внимание на то, что избирательные
системы рассматриваются в
Схема наглядно демонстрирует
центральное место выборов в
процессе становления политической
системы общества.
Избирательная система
– совокупность правил, приемов
и процессов, обеспечивающих легитимное
становление государственных и
муниципальных органов власти и
избрание на должность лиц, замещающих
выборные государственные и
Избирательный процесс – деятельность специально уполномоченных органов и лиц, направленная на организацию и проведение выборов в государственные органы и органы местного самоуправления.
10.2. Структура политического
института выборов
КОММЕНТАРИИ
Данная схема отражает
подход к изучению выборов как
к самостоятельному политическому
институту, имеющему свою собственную
структуру.
Под выборами понимаются
все формы индивидуального или
коллективного доступа к власти
(как правило, на определенный законом
срок и замещение должностей путем
избрания голосованием (президента, депутатов
и т. д.), что наделяет избранных
лиц правом принимать решения
в пределах определенной законом
компетенции.
Данная схема демонстрирует
важнейшие политико-
Избирательные системы,
являясь одним из центральных
звеньев выборного процесса, необходимо
рассматривать в самом широком
контексте сложившихся в данном
обществе политических отношений: тип
политической системы, характер политического
режима, уровень развития политической
культуры, мотивация электорального
поведения и многое другое самым
непосредственным образом влияют на
эффективность тех или иных избирательных
систем.
Именно поэтому
одни и те же виды избирательных
систем, применяемые в различных
странах, приводят к совершенно различным
результатам. Вот почему при изучении
выборов так важно учитывать все структурные
элементы данного политического института,
а не только конкретный тип избирательной
системы.
Первостепенное значение при этом приобретают такие функции выборов, как легитимация власти, смена власти в рамках существующей политической системы, функция ротации политических и властвующих элит, функция политического участия.
10.3. Политико-правовые
принципы проведения выборов
КОММЕНТАРИИ
Схема содержит перечень
устоявшихся в политической науке
политико-правовых принципов проведения
выборов. Данные принципы являются методологической
основой как изучения выборов, так и практики
их проведения. Отказ от любого из перечисленных
принципов выборов приводит на практике
к искажению сущности выборов как основополагающего
института демократии.
Реальное воплощение политико-правовых принципов выборов зависит в большой степени от характера государственного устройства и конкретного политического режима.
10.4. Стадии избирательного
процесса
КОММЕНТАРИИ
Схема демонстрирует
названия и последовательность основных
стадий избирательного процесса. Каждая
из этих стадий является обязательной
и проходит согласно процедурам, определенным
избирательным правом.
Избирательное право
– институт публичного права, совокупность
юридических норм, закрепляющих права
граждан избирать и быть избранными
в органы государственной власти,
выборные органы местного самоуправления,
а также право отзыва избирателями
избранных лиц, не оправдавших их
доверия.
Избирательный процесс
– деятельность специально уполномоченных
органов и лиц, направленная на организацию
и проведение выборов в государственные
органы и органы местного самоуправления.
Избирательный округ
– это образованная в соответствии
с федеральными законами, законами
субъектов РФ территория, от которой
гражданами РФ, непосредственно проживающими
на данной территории, избирается один
или несколько депутатов.
Избирательная комиссия
– коллегиальный орган, формируемый
в порядке и в сроки, которые
установлены избирательным
Повторное голосование
– то же, что «второй тур», –
голосование во втором туре по двум
кандидатурам, набравшим в первом
туре наибольшее количество голосов
избирателей, в случае если ни один
из кандидатов не набрал более 50 % голосов
избирателей.
Предвыборная агитация
– деятельность, осуществляемая в
период избирательной кампании и
имеющая целью побудить или побуждающая
избирателей голосовать за или против
кандидата, кандидатов или список кандидатов
либо против всех кандидатов, списков
кандидатов.
10.5. Виды избирательных
округов
КОММЕНТАРИИ
Данная схема демонстрирует
существующие в политической практике
виды избирательных округов и
общий порядок их образования.
Под избирательным
округом понимается образованная в
соответствии с действующим избирательным
законодательством часть
Многомандатный избирательный
округ – это образованная в соответствии
с федеральными законами, законами субъектов
РФ территория, от которой гражданами
РФ, непосредственно проживающими на данной
территории, избираются несколько депутатов.
Одномандатный избирательный округ – это образованная в соответствии с федеральными законами, законами субъектов РФ территория, от которой гражданами РФ, непосредственно проживающими на данной территории, избирается один депутат.
10.6. Типология избирательных
систем
КОММЕНТАРИИ
Сложная и обширная
проблематика выборов во многом связана
с тем или иным типом избирательных
систем. Политический институт выборов
предусматривает два основных типа
избирательных систем для избрания
кандидатов в высшие органы власти
– мажоритарный и пропорциональный.