Политические сферы

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2012 в 21:34, реферат

Краткое описание

Политическая наука основывается на обширной интеллектуальной традиции. К этим традициям можно отнести античную философию Платона и Аристотеля, учения о государстве и праве римских юристов, «реализм» Н. Макиавелли, теорию суверенитета Ж. Бодена, учение о разделении властей Ш.-Л. Монтескье, политическую мысль классической немецкой философии и многое другое. Институционализация политических знаний, формирование самостоятельной области исследований и выработка специфических методов анализа привели к появлению политической науки.

Файлы: 1 файл

политология в таблицах.docx

— 82.11 Кб (Скачать)

В противоположность  легитимизации власти, процессы делегитимизации – разрушения и кризиса легитимности – ведут к утрате поддержки власти со стороны общества. 

Причинами упадка и  кризиса легитимности являются: обострение конфликта между ценностями большинства  социальных групп и узкокорпоративными ценностями правящей элиты; отсутствие в политической системе институтов, выражающих и согласующих интересы различных социальных групп и доводящих их до органов власти; разрушение традиционных норм и ценностей политической культуры; рост коррумпированности в органах власти; низкая эффективность власти; развитие сепаратизма и национализма; утрата правящей элитой веры в правомочность осуществления власти. 

Делегитимизация оборачивается кризисом власти, который в свою очередь может вызывать радикальные перемены в политической системе.

Глава 6. Политическая система 

Теория политической системы сформировалась в политологии  в 1950-1960-е гг. и стала одним из проявлений господствовавшего в  то время в науке структурного функционализма и бихевиорализма. 

Политическая система  – совокупность политических структур, норм, ориентаций, выполняющих функции  интеграции общества, адаптации к  окружающей среде и способствующих принятию наиболее важных политических решений. Понятие политической системы  было введено в политическую науку  американским политологом Д. Истоном. Разработанная им теоретическая модель была призвана выразить целостный характер политики. Под политической системой он понимал совокупность взаимодействий, посредством которых происходит властное распределение ценностей в обществе. Само властное распределение ценностей в обществе трактовалось как определение порядка доступа к социально значимым ресурсам. Значительный вклад в разработку теории политической системы внес Г. Алмонд. Американский политолог понимал под политической системой особый тип социальной системы – такой, которая задействована в принятии властных публичных решений. «Политическая система, – отмечает он, – представляет собой совокупность институтов (таких как парламенты, бюрократии и суды), которые формулируют и воплощают в жизнь коллективные цели общества и существующих в них групп». Р. Макридис полагает, что «политическая система представляет собой механизм для выявления и постановки проблем, а также для выработки контроля за исполнением решений в сфере государственных отношений… Официальный механизм, с помощью которого проблемы и решения на законных основаниях выявляются, ставятся в повестку дня, вырабатываются и приводятся в действие [решения]». По Т. Парсонсу, политическая система, будучи частью более общей – социальной системы, выполняя функцию целеполагания, обеспечивает принятие решений и мобилизацию ресурсов на их выполнение, сохранение целостности всего сообщества перед лицом глобальных угроз. Политическая система выполняет также функцию принуждения, связанную с сохранением образцов культуры, отклонение от которых влечет за собой применение санкций. Важнейшим элементом этой системы выступает государство, поддерживающее общественный порядок, решающее вопросы, которые связаны с общественными интересами, и обеспечивающее территориальную целостность. Вырабатываемая данной системой политика представляет собой совокупность способов организации элементов социальной системы в соответствии с функцией «эффективного коллективного действия для достижения общих целей».

6.1. Компоненты окружающей  среды политической системы 

КОММЕНТАРИИ 

С точки зрения теории политической системы Д. Истона политическая система взаимодействует с окружающей средой. Данное взаимодействие носит двойственный характер. С одной стороны, из окружающей среды в политическую систему поступают требования и поддержка, с другой – решения и действия политической системы оказывают влияние на окружающую среду, вызывая в ней изменения различного рода. 

Окружающую среду  Д. Истон подразделил на внутреннюю и внешнюю. К внутренней окружающей среде относятся подсистемы более общей системы, существующие наряду с политической системой. К внешней окружающей среде относятся международные компоненты глобальной системы. В структуру внутренней окружающей среды американский политолог включил экологическую, биологическую, персональную (отдельных индивидов) системы, а также социальную систему. Последняя включает социальную структуру, систему культуры (ценности, нормы, правила, обычаи, традиции, символы), экономическую, демографическую и другие системы. В структуру внешней окружающей среды были включены внешние (по отношению к данной) политические системы (другие государства, части международного сообщества), внешние экологические и социальные системы. 

Разработка концепции  окружающей среды в теории политической системы позволяла учитывать  источники основных требований и  поддержки политической системы, а  также характер и направленность ее деятельности.

6.2. Динамическая  модель политической системы  Д. Истона 

КОММЕНТАРИИ 

Политическая система, по Истону, взаимодействует с окружающей средой. 

От внешней среды  исходят импульсы, на которые реагирует  политическая система. Эти импульсы воспринимаются политической системой и преобразуются в политические решения и действия. Существуют два  типа импульсов, воздействующих на политическую систему: требования и поддержка. Без  требований, поступающих из окружающей среды, политическая система не смогла бы функционировать. Однако одни требования, без поддержки, способны разрушить  политическую систему. Поэтому системе  необходимы как требования, так и  поддержка. 

Требования могут  быть подразделены на несколько видов: 1) касающиеся распределения благ и  услуг (например, требования принятия законов о заработной плате, о  рабочем времени, об образовании  и др.); 2) касающиеся регулирования  поведения (например, требования обеспечения  безопасности, проведения протекционистской  политики по отношению к национальным компаниям и др.); 3) касающиеся коммуникации и информации (например, требования обеспечения свободного и равного  доступа к информации и др.). Поддержка  политической системы выражается в: 1) соблюдении законов; 2) участии в  политической жизни (например, участие  в выборах); 3) лояльном отношении  к власти и внимании к официальной  информации; 4) оказании услуг и материальном финансировании политической системы (например, исполнение воинской повинности, уплата налогов и др.). Поступающие  импульсы «перерабатываются» политической системой, на основе чего принимаются  решения и осуществляются политические действия. Содержанием «исходящих»  импульсов выступают: 1) регулирование  поведения и взаимодействия в  обществе; 2) распределение ценностей  и услуг; 3) создание законов и норм. Попадая в политическую систему, требования и поддержка превращаются в политические решения.

6.3. Функционирование  политической системы: модель  Д. Истона 

КОММЕНТАРИИ 

D – зона преобразования  потребностей в политические  требования. 

S, T, U, V, W – каналы  передачи требований. 

S – канал «отсева»  требований, «фильтр», который задерживает  передачу требований политической  системе. 

T – канал, пропускающий  требования, совпадающие с доминантой  политической системы. 

U – канал, включающий  в себя механизмы агрегации  интересов (зона R). 

V – канал, предназначенный  для обработки общенациональных  требований, способных стать основой  для межпартийной коалиции (зона I). 

W – канал, предназначенный  для группировки требований нескольких  больших групп, способных стать  основой для межпартийного консенсуса. 

I – канал превращения  требований в решения, которые  становятся результатом деятельности  политической системы. 

О – превращение  решений в действия (исполнение решений  власти).

6.4. Модель политической  системы и ее функций Г. Алмонда 

КОММЕНТАРИИ 

Значительный вклад  в разработку теории политической системы  внес Г. Алмонд. Американский политолог понимал под политической системой особый тип социальной системы – такой, которая задействована в принятии властных публичных решений. «Политическая система, – отмечает он, – представляет собой совокупность институтов (таких как парламенты, бюрократии и суды), которые формулируют и воплощают в жизнь коллективные цели общества и существующих в них групп». Основное внимание он сосредоточил на функциях «входа» и «выхода» политической системы. Политическая функция – полезная деятельность, вклад отдельной политической структуры в политическую жизнь или политическую систему в целом. К функциям «входа» он отнес: артикуляцию и агрегирование интересов, политическую социализацию и рекрутацию, а также политическую коммуникацию. 

Агрегирование интересов  – придание однородности множеству  разнохарактерных требований и интересов, выработка общих требований и  их иерархизация, соединение требований в партийные программы. 

Артикуляция интересов  – процесс формулирования и выражения  требований, предъявляемых к политическим структурам, принимающим властные решения. 

Политическая коммуникация – распространение и передача политической информации как между элементами политической системы, так и между политической системой и окружающей средой. 

Политическая социализация – процесс приобщения индивидов  к нормам и ценностям политической системы. 

Рекрутация – отбор лиц для осуществления властных функций в политической системе. 

Перечисленные функции  выполняют ряд политических структур: группы интересов, партии, законодательные  органы власти. В функции «выхода» были включены: нормотворчество, исполнение законов, правил и норм, а также  контроль за их соблюдением. Эти функции реализуются законодательными, исполнительными и судебными органами власти. 

Наряду со структурами  входа и выхода Г. Алмонд включил в политическую систему и психологические ориентации ее участников на политику. Определяя их как политическую культуру, он утверждал, что эти ориентации формируют политическую систему, определяя ее характер и особенности функционирования. Процесс приобщения к нормам политической культуры он назвал политической социализацией. 

Г. Алмонд в работе «Политика в развивающихся странах» (1971) сформулировал основные условия эффективности политической системы. К ним он отнес: 

политическую социализацию; 

рекрутацию; 

артикуляцию и агрегацию интересов; 

политическую коммуникацию; 

введение, применение и контроль за применением правил (законодательную, исполнительную и судебную функции). 

Для того чтобы политическая система была эффективной, ей необходима развитая (сильная) структурная дифференциация, т. е. относительно высокая степень  разделения полномочий между структурами  по функциональному признаку. Высокий  уровень структурной дифференциации является признаком современных  политических систем. Глава 7. Политические институты 

Обращение к политическим институтам – распространенная в  политической науке традиция. В начале ХХ в. под политическими институтами понимались государственные учреждения, партии, бюрократия. Однако уже в середине этого же века политологи отказались от понятия «институт», заменив институциональный анализ структурно-функциональным. В определенном смысле понятие института «вернулось» в теорию политики из социологии. Социологи, в отличие от правоведов, трактовали институты не столько как формально-юридические организации, сколько как устойчивые верования, традиции и нормы, воплощенные в различных социальных организациях. Такой подход был характерен для французского социолога Э. Дюркгейма, который образно определял социальные институты как «фабрики воспроизводства» социальных отношений и связей. Спустя полвека его соотечественник М. Дюверже определил институт и как организационные структуры, и как модели отношений, формирующие эти структуры. «Модели отношений» – это определенные правила и определенные «рамки». М. Вебер трактовал институты как рациональные установления, на которые обязан ориентироваться в своем поведении индивид. 

Такое понимание  института проникло как в экономическую, так и в политическую науку  в 1970-1980-е гг. В этот период происходит становление нового направления  в политической науке – неоинституционализма. Неоинституционализм трактует институты как «правила игры в обществе или, выражаясь формально, созданные людьми правила, ограничивающие их взаимодействие» (Д. Норт). В. Меркель и А. Круассан полагают, что институты – это «относительно долговечные и нормативные образцы социальных связей, которые считаются легитимными и обладают потенциалом для решения проблем и регулирования человеческих отношений». Значение политических институтов заключается в том, что они, обеспечивая стабильность и порядок, снижают трансакционные издержки взаимодействий между политическими акторами.

7.1. Виды политических  институтов и структура процесса  институционализации 

КОММЕНТАРИИ

7.1, а 

В период формирования политологии как науки основное внимание исследователей сосредоточивалось  на анализе политических институтов. Преимущественно акцент делался  на государственных политических институтах: парламенте, правительстве, бюрократии. Такой подход в дальнейшем получил  название «старого» институционализма. Критики этого подхода обращали внимание на игнорирование «старым» институционализмом реальных проблем политики, формально-юридический и описательный характер исследований. В рамках структурно-функционального подхода понятие института было заменено «структурой», под которой понимались стандартизированные отношения носителей ролей. Понятие института «вернулось» в теорию политики из социологии и экономики в 1970-1980-е гг. Согласно новой трактовке, институт определялся как «правила игры» в обществе или «созданные человеком» ограничительные рамки, которые организуют взаимоотношения между людьми. Характеризуя роль институтов в общественной жизни, Д. Норт отмечает, что их основная функция заключается в снижении трансакционных издержек путем «установления устойчивой (хотя не обязательно эффективной) структуры взаимодействия между людьми». Такая трактовка позволяла исследовать организационные факторы политической жизни и показать влияние внешних ограничений на поведение акторов. Формальные институты представляют собой универсальные правила поведения в стандартных ситуациях, т. е. правовые нормы. Эти универсальные нормы распространяются на всех акторов. Неформальные институты – это своего рода неформальные правила, которые регулируют отношения заинтересованных акторов. Такого рода институты формируются в результате взаимодействия «лицом к лицу».

Информация о работе Политические сферы