Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2012 в 21:34, реферат
Политическая наука основывается на обширной интеллектуальной традиции. К этим традициям можно отнести античную философию Платона и Аристотеля, учения о государстве и праве римских юристов, «реализм» Н. Макиавелли, теорию суверенитета Ж. Бодена, учение о разделении властей Ш.-Л. Монтескье, политическую мысль классической немецкой философии и многое другое. Институционализация политических знаний, формирование самостоятельной области исследований и выработка специфических методов анализа привели к появлению политической науки.
7.1, б
Существуют две
трактовки изменений
Институциональные
изменения – это процесс
7.2. Возможные формы
политических институтов
КОММЕНТАРИИ
В самом начале формирования
неоинституционального подхода в политической
науке развернулась дискуссия вокруг
понятия государства. В ходе полемики
часть исследователей выступила с предложением
создать дифференцированную концепцию
государства. По их мнению, государство
должно рассматриваться «не как единая
сущность, а как совокупность организаций
и институтов, каждый из которых обладает
собственными интересами». Таким образом,
государственный сектор представляется
дифференцированным, состоящим из множества
автономных акторов, обладающих собственными
интересами.
Можно выделить две
модели формирования государственных
институтов власти. Согласно первой модели,
для отстаивания всеобщих интересов
любому сообществу нужны четыре типа
институтов, чтобы регулировать общие
интересы, – институты законодательной
власти. Для воплощения в жизнь
принятых решений – институты
исполнительной власти. Для разрешения
возникающих конфликтов и интерпретации
правил – институты судебной власти.
Для применения негативных санкций
по отношению к нарушителям норм
– институты принуждения. Вторая
модель исходит из доминирования
одной социальной группы в обществе
(элиты, олигархии, правящего класса,
клана и т. д.). Для утверждения
своего господства эта правящая группировка
создает четыре типа институтов. Законодательные
институты – для обеспечения легитимности
над подданными, исполнительные – для
реализации принятых решений, судебные
– для разрешения конфликтов между властвующими
и подвластными, институты принуждения
– для репрессивного подавления тех, кто
оказывает власти сопротивление.
И в той и в
другой модели институты оказываются
теми же самыми. Однако политические системы
будут различаться как
Представленные на
схеме институты носят в
Глава 8. Государство
как политический институт
В политической науке
можно выделить две трактовки
понятия «государство».
В широком смысле
государство – это политическое
образование, соответствующее трем
основным признакам:
1) наличие единой
территории с определенными
2) население, проживающее
на данной территории;
3) суверенная власть.
Такое толкование понятия
государства носит
В узком смысле государство
трактуется как совокупность политических
институтов, осуществляющих верховную
власть на определенной территории. Классическое
определение государства в
Исторические исследования
подтверждают тот факт, что создание
централизованных государств в Европе
и других регионах связано с монополизацией
одной из группировок права на
применение насилия, увеличением собираемости
налогов и усилением военной
мощи. Некоторые исследователи
Представители неоинституционализма
трактуют происхождение государства с
позиций социального конструктивизма.
Д. Норт рассматривает правителя как собственника,
который торгует защитой и правосудием.
В обмен на эти блага правитель обретает
верховную власть, которая ограничивается
со стороны подданных как возможными издержками
выхода из подчинения правителю и его
смены, так и уровнем политической конкуренции.
Несколько иную картину рисует Дж. Бьюкенен.
С точки зрения его теории гражданин (принципал)
конструирует государство (агента), передавая
ему функции, в том числе и гаранта исполнения
контрактов. В результате он вынужден
подчиняться решениям государства, становясь,
таким образом, агентом.
Приверженцы неоинституционализма рассматривают две полярные модели государства: контрактную и эксплуататорскую. С точки зрения контрактной модели, государство использует делегированное ему гражданами право на применение насилия в их интересах. Целью подобного государства является такое перераспределение прав собственности, которое максимизирует доход общества. Для этого собственность передается в руки тех экономических субъектов, которые могут ею пользоваться наиболее эффективно. Контрактное государство действует в рамках конституционного поля и рыночной экономики. В противовес ему эксплуататорское государство использует монополию на насилие в собственных интересах, т. е. для максимизации собственной прибыли. Интересы правителя ставятся выше интересов общества, а государственный аппарат стремится поставить под свой контроль все сферы общества. Перераспределение собственности и поборы государства приобретают систематический характер.
8.1. Формы и функции
государства
КОММЕНТАРИИ
Современное государство
выполняет несколько важнейших
функций:
1) обеспечение безопасности
и правопорядка;
2) регулирование
социальных отношений и
3) распределение
ценностей в обществе;
4) защита национальных
интересов и обеспечение
Национальная безопасность
– состояние защищенности жизненно
важных интересов личности, общества
и государства от внешних и
внутренних угроз.
Национальные интересы
– совокупность сбалансированных жизненно
важных интересов личности, общества
и государства, отличающихся долговременным
характером и определяющих основные
цели и задачи внешней и внутренней
политики государства.
Перечисленные функции
исполняются исключительно
В современных государствах
власть, как правило, рассредоточена
между различными структурами или
институтами. Это разделение власти
осуществляется как на основе территориального
распределения компетенции, так
и между центральными структурами
власти. Различные способы
8.2. Формы государственного
устройства. Модели федерализма
КОММЕНТАРИИ
Унитарное государство
представляет собой слитное государство,
состоящее не из государственных
образований, а из административно-
С конца XIX в. термин
«федерализм» использовался для
обозначения ассоциации, части которой
сохраняют свою административную или
финансовую независимость. Д. Кинг отмечает,
что «федерализм – это
Модель пирамиды
предполагает жесткую иерархию во взаимоотношениях
центра, регионов и местного самоуправления.
Такая модель в большей степени
характерна для политических систем,
ориентированных на мобилизацию
ресурсов для ускоренного развития
или нейтрализации внешних
Модель «периферия
– центр» предполагает равенство
регионов между собой при одновременном
доминировании центра по отношению
к ним. В этой модели органично
сочетаются традиции территориального
плюрализма с централизованным управлением
(схема 8.2, в).
В модели федеральной
матрицы отсутствует жесткая
соподчиненность и иерархия власти.
Центры власти располагаются и по
горизонтали и по вертикали. Власть
в этой модели носит дисперсный характер.
На любом уровне власть распределяется
как по вертикали (законодательные,
исполнительные органы власти), так
и по горизонтали (судебные и административные
органы власти). Все уровни и центры
власти оказываются взаимосвязаны.
В определенном смысле матричная модель представляет собой идеальный тип федерации (схема 8.2, г).
8.3. Достоинства и
недостатки федерализма
КОММЕНТАРИИ
Можно отметить ряд
достоинств и недостатков, присущих
федерализму.
Достоинства
1. Препятствие злоупотреблениям
власти. Во-первых, разграничение предметов
ведения между федерацией в
целом и ее субъектами
2. Эффективность
инноваций. Федеративная