Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2012 в 21:34, реферат
Политическая наука основывается на обширной интеллектуальной традиции. К этим традициям можно отнести античную философию Платона и Аристотеля, учения о государстве и праве римских юристов, «реализм» Н. Макиавелли, теорию суверенитета Ж. Бодена, учение о разделении властей Ш.-Л. Монтескье, политическую мысль классической немецкой философии и многое другое. Институционализация политических знаний, формирование самостоятельной области исследований и выработка специфических методов анализа привели к появлению политической науки.
Глава 1. Предмет политологии
Политическая наука
основывается на обширной интеллектуальной
традиции. К этим традициям можно
отнести античную философию Платона
и Аристотеля, учения о государстве
и праве римских юристов, «реализм»
Н. Макиавелли, теорию суверенитета Ж.
Бодена, учение о разделении властей Ш.-Л.
Монтескье, политическую мысль классической
немецкой философии и многое другое. Институционализация
политических знаний, формирование самостоятельной
области исследований и выработка специфических
методов анализа привели к появлению политической
науки.
Возникновение политологии
как науки и как
1.1. Этапы развития
политологии
КОММЕНТАРИИ
Возникновение политологии
как науки и как
В США в 1920-х гг.
новым подходом в политических исследованиях
стал бихевиорализм. Появление бихевиоралистского
направления стало подлинной революцией
в политической науке. В центр исследования
бихевиорализм ставит политические факты;
единичным политическим фактом выступает
поведение конкретных индивидов в политике.
Новые направления исследований требовали
разработки новых методов. К ним в первую
очередь относятся социологические методы
сбора данных и математические методы
их обработки. Наряду с количественными
методами анализа формировался и метод
анализа политического поведения.
Середина 1960-х – начало 1970-х гг. отмечаются кризисом бихевиорального подхода. В 1969 г. Д. Истон провозгласил новую постбихевиоральную революцию в политической науке. Суть этой революции сводилась к тому, чтобы преодолеть идеологию эмпиризма, которая была свойственна бихевиорализму, а также уделить большее внимание ценностным ориентациям в процессе познания и их конструктивному развитию, так как научная нейтральность невозможна.
1.2. Интеллектуальные
принципы бихевиорализма по Д. Истону
КОММЕНТАРИИ
Известный американский
политолог Д. Истон сформулировал следующие
основные интеллектуальные принципы бихевиоралистского
направления.
1. Закономерность, т.
е. поиск единообразных
2. Верификация– обоснованность
выводов должна поддаваться проверке
на основе сопоставления с соответствующим
поведением.
3. Методика исследования
должна быть надежной и
4. Квантификация
– формулирование системы
5. Ценности должны
быть аналитически
6. Систематизация
знания, т. е. установление
7. Интеграция, т. е.
осуществление взаимосвязи
Характерными чертами
политических исследований, ориентированных
на изучение политического поведения,
стали:
1) отрицание политических
институтов как предмета
2) разработка и
применение более точных
3) стремление к
построению
В то же самое время
в политической науке раздавалось
немало критических замечаний в
адрес политологии. Например, замечания
делались по поводу уподобления политологии
естественным наукам. Некоторые ученые
продолжали считать политическую науку
если не частью философского знания, то
родственной ему дисциплиной
и потому не принимали бихевио-ралистскую
увлеченность эмпирическими данными.
Умеренно-прагматичную позицию по отношению к бихевиорализму занимает Д. Истон, отмечающий, что бихевиорализм внес значительный вклад в исследование личности в политике, электорального поведения, однако его методы менее надежны применительно к исследованиям партийных систем, законодательных органов, избирательных систем и т. п.
1.3. Основные направления
политологии в
КОММЕНТАРИИ
Назревшие потребности
в переменах привели к
Суть политической
феноменологии сводится к тому, что
политическое поведение может быть
понято и объяснено только в том
случае, если учитывается индивидуальное
восприятие вступающих во взаимодействие
индивидов.
Теория рационального
выбора, или когнитивная политология,
основывается на нескольких методологических
составляющих.
Во-первых, это методологический
индивидуализм. «Единицей» исследования
становится отдельный человек, а
не структура, институт, организация
или группа. В фокус исследователя
попадают интересы индивида, которые
являются «автономными» и практически
и теоретически.
Во-вторых, это рациональность
и оптимальность выбора. Рациональность
означает, что индивид стремится
к извлечению для себя максимальной
пользы, и в первую очередь к
использованию общественных благ. Оптимальность
предполагает выбор человеком таких
форм взаимодействий, при которых
он может получить наибольшую выгоду.
Иногда эта выгода может быть максимизацией
полезности, а иногда минимизацией
издержек.
Так как в одиночку
достигнуть желаемого результата часто
невозможно, действия рациональных акторов
объединяются. Интеграция их действия
и взаимодействия между ними порождает
предвиденные или непредвиденные последствия.
В-третьих, это институциональные
ограничения. Взаимодействуя друг с
другом, индивиды ограничены в своей
деятельности нормами, правилами, которые
обладают устойчивым характером. Таким
образом, поведение индивидов и
существование институтов оказываются
взаимосвязанными. Это предполагает,
что индивиды «максимизируют свои цели
в рамках существующих ограничений»
(Б. Вейнгаст).
Новым направлением в политической науке в 1980-е гг. стал подход, получивший название «неоинституционализм». Это понятие было введено в научный оборот Дж. Марчем и Й. Ольсеном в 1984 г. С точки зрения традиционного подхода институт – это учреждение, организация. С позиций неоинституционализма институт – это совокупность устойчивых формальных и неформальных правил, регулирующих поведение и задающих «рамки» взаимодействия. Под таким углом зрения парламенты, партии, группы интересов предстают как «связывающие ограничения» взаимодействий политических акторов.
К отраслям политологии
традиционно относят теорию политики,
сравнительную политологию и
прикладную политологию.
Теория политики
создает концепции, модели и образы
политической действительности. Ее целью
является выявление каузальных связей
и построение теорий, описывающих
политические процессы и претендующих
на объяснение причин политических явлений.
Сравнительная политология
также является отраслью политологии,
в рамках которой путем сравнения
выделяются общие черты и специфические
различия разнообразных групп
Прикладная политология
– отрасль политологии, в рамках
которой изучаются конкретные политические
проблемы и ситуации, осуществляется
выработка практических рекомендаций
относительно действий и мер, направленных
на решение практических социальных
и политических задач по реформированию
и изменению организаций, институтов
и социальных групп, разрабатываются
политические технологии и определяются
способы их применения. Основные усилия
исследователей в области прикладной
политологии направлены на разработку
и применение методов политического
анализа для исследования конкретных
политических ситуаций, изучение процессов
принятия решений, выработку и применение
технологий политического воздействия.
Прикладная политология непосредственно
связана с практикой
Г лава 2 Методы политической
науки
Деятельность людей
в любой ее форме (научная, практическая
и т. д.) определяется целым рядом
факторов. Конечный ее результат зависит
не только от того, кто действует (субъект)
или на что она направлена (объект),
но и от того, как совершается
данный процесс, какие способы, приемы,
средства при этом применяются.
Метод (от греч. букв.
– хождение вдоль пути, выбор правильного
пути) – система правил и приемов исследования
каких-либо объектов с целью отыскания
объективной истины.
История науки убедительно
свидетельствует, что далеко не всякий
метод обеспечивает успешное решение
теоретических и практических проблем.
Не только результат исследования,
но и ведущий к нему путь должен
быть истинным.
Основная функция
метода – внутренняя организация
и регулирование процесса познания
или практического
Истинный метод
служит своеобразным компасом, по которому
субъект познания и действия прокладывает
свой путь, он позволяет избегать ошибок.
Ф. Бэкон сравнивал метод со светильником,
освещающим путнику дорогу в темноте,
и полагал, что нельзя рассчитывать
на успех в изучении какого-либо
вопроса, идя ложным путем. Р. Декарт
методом называл «точные и
простые правила», соблюдение которых
способствует приращению знания, позволяет
отличить ложное от истинного.