Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2012 в 21:34, реферат
Политическая наука основывается на обширной интеллектуальной традиции. К этим традициям можно отнести античную философию Платона и Аристотеля, учения о государстве и праве римских юристов, «реализм» Н. Макиавелли, теорию суверенитета Ж. Бодена, учение о разделении властей Ш.-Л. Монтескье, политическую мысль классической немецкой философии и многое другое. Институционализация политических знаний, формирование самостоятельной области исследований и выработка специфических методов анализа привели к появлению политической науки.
3. Расширение возможностей
преодоления конфликтов. В федеративных
государствах сужается
4. Активизация политического
участия. Федерализм позволяет
разнообразить формы
5. Военные и политические
преимущества. Федерализм позволяет
объединить ресурсы и силы
для обеспечения национальной
безопасности и достижения
6. Экономический
выигрыш. Федеративное
Недостатки
1. Эгоизм субъектов
федерации. Каждый субъект
2. Проблемы координации.
Усложняется координация
3. Социально-экономическое
неравенство. В условиях
8.4. Формы правления
КОММЕНТАРИИ
8.4, а
Различают две основные
формы правления – монархию и
республику.
Монархия представляет
собой форму правления, при которой
глава государства получает власть
в порядке наследования престола.
Монархия подразделяется на абсолютную
и конституционную.
Абсолютная монархия
была наиболее распространена в период
Средневековья. Для нее характерно
соединение законодательной и
Конституционная монархия
характеризуется
При дуалистической
монархии (Иордания, Кувейт, Марокко) возникает
и функционирует институт парламента,
которому формально принадлежат
законодательные полномочия. Однако
полномочия парламента ограничиваются
правом монарха назначать депутатов
парламента, правом роспуска парламента
и правом вето. Фактически парламент
не играет какую-нибудь значительную политическую
роль в политической системе.
Наиболее влиятельным
институтом в парламентской монархии
является парламент, который значительно
ограничивает власть монарха. Именно парламент
формирует правительство, которое
фактически несет политическую ответственность
перед законодательным органом
власти. Монарх выполняет представительные
и церемониальные функции.
Республика представляет
собой форму правления, характеризующуюся
избранием высших органов власти
или их формированием
Большинство республик
подразделяется на президентские и парламентские.
В президентской
республике должности главы государства
и главы правительства
В парламентской
республике правительство формируется
парламентом, а глава государства
(если эта должность существует)
избирается парламентом. Премьер-министром
(главой правительства), как правило,
становится лидер партии, набравшей
большинство голосов на выборах
в парламент.
Чертами президентской
и парламентской республики обладает
смешанная форма –
8.4, б
М. Шугарт и Дж. Кэри
предлагают типологизировать формы правления
(демократические режимы, в их терминологии)
по объемам президентских полномочий
и степени раздельности источников поддержки.
Главный признак
президентско-парламентского режима –
главенство президента при зависимости
кабинета от доверия парламента (Франция).
Объем власти президента над правительством
при этой форме правления является весьма
значительным. Поскольку при этой системе
у парламента существуют широкие полномочия
по формированию правительства, то у исполнительной
власти отсутствуют независимые источники
поддержки. Парламент может выразить недоверие
правительству, несмотря на то что оно
формируется президентом. Вместе с тем
у президента вместе с полномочиями по
формированию правительства есть и право
роспуска парламента. Главный признак
премьерско-президентского режима – ведущая
роль премьера при наличии президента,
наделенного существенными полномочиями
(Франция). Премьер-министр и кабинет несут
политическую ответственность перед парламентом.
Широкие полномочия президента, в отличие
от президентского режима, могут быть
законодательно не зафиксированы. В некоторых
премьерско-президентских режимах президент
может наделяться такими полномочиями,
как право вето, право издавать указы и
т. д. Использование этих прав может провоцировать
острые конфликты между президентом и
парламентом. Во многих премьерско-президентских
системах президент обладает правом выдвигать
кандидатуры министров и распускать парламент.
Однако он лишен возможности контролировать
правительство или парламент на основе
законодательных мер. Отличие данной формы
правления от президентско-парламентской
заключается в отсутствии у президента
полномочий смещать с должности членов
правительства. Кабинет и премьер-министр
несут политическую ответственность перед
парламентом.
Главный признак
парламентского режима – зависимость
кабинета от парламента (Германия). Правительство
формируется парламентским
Главный признак
президентского режима – осуществление
верховной исполнительной власти президентом
(США). Именно президент при данной
форме правления формирует
Развитие теории
правовой государственности
Организационно правовое
государство предполагает реализацию
принципа разделения властей, благодаря
которому оно формирует систему
«сдержек и противовесов».
Реализация принципов
правого государства, особенно в
части социально-экономических
Социальное государство
выступает в роли гаранта обеспечения
уровня жизни, достойного человека, особенно
в таких сферах, как уровень
доходов, обеспечение комфортным жильем,
здравоохранение, доступ к информации,
образованию и культурным ценностям.
В англоязычной традиции оно именуется
«государство всеобщего благоденствия».
Выделяют три разновидности государства
всеобщего благоденствия. Первая разновидность
– «позитивное государство» социальной
защиты, основанное на идеологии индивидуализма
и охране корпоративных интересов
и не гарантирующее высокий уровень
защиты всем слоям населения. Прототипом
являются США. Вторая разновидность
именуется «государство социальной
безопасности», оно обеспечивает полную
занятость населения с доходами
не ниже прожиточного минимума и гарантирует
не материальное равенство, а равенство
социальных возможностей. Его прототип
– Великобритания. Третья разновидность
получила название «социальное государство
всеобщего благоденствия», в котором
реализуются принципы равенства, солидаризма,
корпоративизма, активно проводится социальная
политика через государственные органы
и общественные организации с целью выравнивания
различия в доходах населения. Этому типу
соответствует Швеция.
Социальное государство формирует новый тип социальных связей в обществе, основанных на гарантии принципов социальной справедливости, социального мира, гражданского согласия и сотрудничества.
9.1. Принципы правового
государства
КОММЕНТАРИИ
Верховенство права
и закона предполагает, с одной
стороны, их господство во всех сферах
общества, с другой стороны, соответствие
всех правовых актов духу и букве
основного закона – Конституции.
Реальный конституционализм
провозглашает и гарантирует
соблюдение прав и свобод человека,
признает их неотчуждаемость.
Правовая организация
государственной власти предполагает
ее функционирование в рамках норм
права.
Невмешательство государства
в дела гражданского общества основывается
на постулатах:
1) государство –
это область общественных
2) интересы личности
выше интересов государства.
Разделение властей
на законодательную, исполнительную и
судебную исключает возможность
монополизации и узурпации власти
в одних руках, а механизм сдержек и противовесов
удерживает их в рамках конституционных
полномочий.
Взаимная ответственность
государства и личности осуществляется
по формуле: «Все, что не запрещено
индивиду, ему разрешено. Все, что
не разрешено власти, ей запрещено».
Равенство всех перед
законом предполагает неукоснительное
следование нормам права со стороны
государства, общества, индивида.
Независимость, автономность и возвышение суда является гарантом правовой государственности и прав человека, действенной системой контроля за осуществлением законов. Любое должностное лицо и гражданин в равной степени подконтрольны суду.
9.2. Функции правового
государства
КОММЕНТАРИИ
Политическая функция
заключается в создании условий
для равного участия граждан
в политическом процессе, гарантирует
политические права граждан и
права человека; способствует развитию
многопартийности, развивает местное
самоуправление.
Экономическая функция
предполагает правовую регуляцию рыночных
отношений на принципах плюрализма,
допускающего многоукладность экономики
и честную конкуренцию; ограждает граждан
от негативных последствий рыночной экономики.
Социальная функция
предполагает развитие базовой части
гражданского общества – среднего
класса, охрану жизни, здоровья, доступность
образования и культуры.