Политические сферы

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2012 в 21:34, реферат

Краткое описание

Политическая наука основывается на обширной интеллектуальной традиции. К этим традициям можно отнести античную философию Платона и Аристотеля, учения о государстве и праве римских юристов, «реализм» Н. Макиавелли, теорию суверенитета Ж. Бодена, учение о разделении властей Ш.-Л. Монтескье, политическую мысль классической немецкой философии и многое другое. Институционализация политических знаний, формирование самостоятельной области исследований и выработка специфических методов анализа привели к появлению политической науки.

Файлы: 1 файл

политология в таблицах.docx

— 82.11 Кб (Скачать)

3. Расширение возможностей  преодоления конфликтов. В федеративных  государствах сужается социальное  пространство конфликтов. Чаще всего  они возникают и развиваются  на региональном уровне, носят  автономный характер и не подрывают  стабильность государства. 

4. Активизация политического  участия. Федерализм позволяет  разнообразить формы политического  участия. Индивиды имеют право  участвовать не только в выборах  общефедеральных органов власти, но и на уровне субъектов  федерации, а также в органы  местного самоуправления. 

5. Военные и политические  преимущества. Федерализм позволяет  объединить ресурсы и силы  для обеспечения национальной  безопасности и достижения внешнеполитических  целей. 

6. Экономический  выигрыш. Федеративное государственное  устройство позволяет снять таможенные  барьеры между регионами, минимизировать  затраты для внутреннего перемещения  товаров, рабочей силы и других  ресурсов, а также создать общие  «правила игры» в экономике,  что существенно облегчает работу  на внутреннем рынке. 

Недостатки 

1. Эгоизм субъектов  федерации. Каждый субъект имеет  специфические интересы, которые  могут противоречить интересам  других субъектов. Стремление  к их реализации, ущемляющее интересы  других участников федерации,  ослабляет государство в целом. 

2. Проблемы координации.  Усложняется координация деятельности  органов власти, особенно если  они мало зависят друг от  друга. Полицентризм власти приводит  к затягиванию решений, что  обусловлено необходимостью их  согласования между различными  уровнями власти. Возникают проблемы  строительства властной вертикали. 

3. Социально-экономическое  неравенство. В условиях федерализма  возможно существование достаточно  глубоких социальных различий (в  уровне экономического развития, доходов населения и т. п.) между  различными регионами и субъектами  федерации.

8.4. Формы правления 

КОММЕНТАРИИ

8.4, а 

Различают две основные формы правления – монархию и  республику. 

Монархия представляет собой форму правления, при которой  глава государства получает власть в порядке наследования престола. Монархия подразделяется на абсолютную и конституционную. 

Абсолютная монархия была наиболее распространена в период Средневековья. Для нее характерно соединение законодательной и исполнительной власти в руках одного лица –  монарха. В настоящее время данная форма правления сохраняется  в Саудовской Аравии, Катаре, Омане. 

Конституционная монархия характеризуется ограниченностью  власти монарха. Она, в свою очередь, подразделяется на дуалистическую и парламентскую. 

При дуалистической монархии (Иордания, Кувейт, Марокко) возникает  и функционирует институт парламента, которому формально принадлежат  законодательные полномочия. Однако полномочия парламента ограничиваются правом монарха назначать депутатов  парламента, правом роспуска парламента и правом вето. Фактически парламент  не играет какую-нибудь значительную политическую роль в политической системе. 

Наиболее влиятельным  институтом в парламентской монархии является парламент, который значительно  ограничивает власть монарха. Именно парламент  формирует правительство, которое  фактически несет политическую ответственность  перед законодательным органом  власти. Монарх выполняет представительные и церемониальные функции. 

Республика представляет собой форму правления, характеризующуюся  избранием высших органов власти или их формированием представительными  институтами. 

Большинство республик  подразделяется на президентские и парламентские. 

В президентской  республике должности главы государства  и главы правительства объединены. Глава государства избирается всеобщим голосованием и формирует правительство, которое несет перед ним политическую ответственность. 

В парламентской  республике правительство формируется  парламентом, а глава государства (если эта должность существует) избирается парламентом. Премьер-министром (главой правительства), как правило, становится лидер партии, набравшей  большинство голосов на выборах  в парламент. 

Чертами президентской  и парламентской республики обладает смешанная форма – полупрезидентская республика, сформировавшаяся во Франции. Президент, избираемый всенародно и являющийся главой государства, назначает премьер-министром лидера самой большой парламентской фракции. В отличие от президентской республики, глава государства обладает правом роспуска нижней палаты парламента.

8.4, б 

М. Шугарт и Дж. Кэри предлагают типологизировать формы правления (демократические режимы, в их терминологии) по объемам президентских полномочий и степени раздельности источников поддержки. 

Главный признак  президентско-парламентского режима – главенство президента при зависимости кабинета от доверия парламента (Франция). Объем власти президента над правительством при этой форме правления является весьма значительным. Поскольку при этой системе у парламента существуют широкие полномочия по формированию правительства, то у исполнительной власти отсутствуют независимые источники поддержки. Парламент может выразить недоверие правительству, несмотря на то что оно формируется президентом. Вместе с тем у президента вместе с полномочиями по формированию правительства есть и право роспуска парламента. Главный признак премьерско-президентского режима – ведущая роль премьера при наличии президента, наделенного существенными полномочиями (Франция). Премьер-министр и кабинет несут политическую ответственность перед парламентом. Широкие полномочия президента, в отличие от президентского режима, могут быть законодательно не зафиксированы. В некоторых премьерско-президентских режимах президент может наделяться такими полномочиями, как право вето, право издавать указы и т. д. Использование этих прав может провоцировать острые конфликты между президентом и парламентом. Во многих премьерско-президентских системах президент обладает правом выдвигать кандидатуры министров и распускать парламент. Однако он лишен возможности контролировать правительство или парламент на основе законодательных мер. Отличие данной формы правления от президентско-парламентской заключается в отсутствии у президента полномочий смещать с должности членов правительства. Кабинет и премьер-министр несут политическую ответственность перед парламентом. 

Главный признак  парламентского режима – зависимость  кабинета от парламента (Германия). Правительство  формируется парламентским большинством и зависит от его доверия. Премьер-министром, как правило, становится лидер парламентского большинства. Главный признак ассамблейного  режима – независимость исполнительной власти от парламента, следовательно, источники выживания властей  максимально раздельны (Швейцария). 

Главный признак  президентского режима – осуществление  верховной исполнительной власти президентом (США). Именно президент при данной форме правления формирует правительство  и обладает правом назначения на ключевые посты в правительстве. Глава 9. Правовое и социальное государство 

Развитие теории правовой государственности сопровождалось выделением основополагающей проблематики, в центре которой идея прав человека. Высокая практическая ценность правового  государства состоит в том, что  для него характерна неотделимость  прав человека от провозглашаемых принципов, что в свою очередь позволяет  осуществить оптимальный режим  отношений между личностью и  государством, обеспечив реальные права  и свободы человека, выступающие  противовесом всесилию государственной  власти. 

Организационно правовое государство предполагает реализацию принципа разделения властей, благодаря  которому оно формирует систему  «сдержек и противовесов». 

Реализация принципов  правого государства, особенно в  части социально-экономических прав и свобод, зависит от возможностей государства и предполагает его  высокий экономический потенциал. В современных развитых странах  правовое государство, осуществляющее сильную социальную политику, получило название социальное государство. 

Социальное государство  выступает в роли гаранта обеспечения  уровня жизни, достойного человека, особенно в таких сферах, как уровень  доходов, обеспечение комфортным жильем, здравоохранение, доступ к информации, образованию и культурным ценностям. В англоязычной традиции оно именуется  «государство всеобщего благоденствия». Выделяют три разновидности государства  всеобщего благоденствия. Первая разновидность  – «позитивное государство» социальной защиты, основанное на идеологии индивидуализма и охране корпоративных интересов  и не гарантирующее высокий уровень  защиты всем слоям населения. Прототипом являются США. Вторая разновидность  именуется «государство социальной безопасности», оно обеспечивает полную занятость населения с доходами не ниже прожиточного минимума и гарантирует  не материальное равенство, а равенство  социальных возможностей. Его прототип – Великобритания. Третья разновидность  получила название «социальное государство  всеобщего благоденствия», в котором  реализуются принципы равенства, солидаризма, корпоративизма, активно проводится социальная политика через государственные органы и общественные организации с целью выравнивания различия в доходах населения. Этому типу соответствует Швеция. 

Социальное государство  формирует новый тип социальных связей в обществе, основанных на гарантии принципов социальной справедливости, социального мира, гражданского согласия и сотрудничества.

9.1. Принципы правового  государства 

КОММЕНТАРИИ 

Верховенство права  и закона предполагает, с одной  стороны, их господство во всех сферах общества, с другой стороны, соответствие всех правовых актов духу и букве  основного закона – Конституции. 

Реальный конституционализм  провозглашает и гарантирует  соблюдение прав и свобод человека, признает их неотчуждаемость. 

Правовая организация  государственной власти предполагает ее функционирование в рамках норм права. 

Невмешательство государства  в дела гражданского общества основывается на постулатах: 

1) государство –  это область общественных интересов;  гражданское общество – область  частных интересов; 

2) интересы личности  выше интересов государства. 

Разделение властей  на законодательную, исполнительную и  судебную исключает возможность  монополизации и узурпации власти в одних руках, а механизм сдержек и противовесов удерживает их в рамках конституционных полномочий. 

Взаимная ответственность  государства и личности осуществляется по формуле: «Все, что не запрещено  индивиду, ему разрешено. Все, что  не разрешено власти, ей запрещено». 

Равенство всех перед  законом предполагает неукоснительное  следование нормам права со стороны  государства, общества, индивида. 

Независимость, автономность и возвышение суда является гарантом правовой государственности и прав человека, действенной системой контроля за осуществлением законов. Любое должностное лицо и гражданин в равной степени подконтрольны суду.

9.2. Функции правового  государства 

КОММЕНТАРИИ 

Политическая функция  заключается в создании условий  для равного участия граждан  в политическом процессе, гарантирует  политические права граждан и  права человека; способствует развитию многопартийности, развивает местное  самоуправление. 

Экономическая функция  предполагает правовую регуляцию рыночных отношений на принципах плюрализма, допускающего многоукладность экономики и честную конкуренцию; ограждает граждан от негативных последствий рыночной экономики. 

Социальная функция  предполагает развитие базовой части  гражданского общества – среднего класса, охрану жизни, здоровья, доступность  образования и культуры. 

Информация о работе Политические сферы