Социальный конфликт в политической сфере

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Декабря 2012 в 06:20, контрольная работа

Краткое описание

Социальный конфликт - конфликт, причиной которого являются разногласия социальных групп или личностей при различии во мнениях и взглядах, стремлении занять лидирующее положение; проявление социальных связей людей. История человеческой цивилизации насыщена различного рода конфликтами. Одни конфликты охватывали целые континенты и десятки стран и народов, другие вовлекали большие и малые социальные общности, третьи происходили между отдельными людьми. С древнейших времен люди пытаются решить возникающие противоречия и мечтают о бесконфликтном обществе.

Файлы: 1 файл

Социальный конфликт.docx

— 25.70 Кб (Скачать)

 

Введение

     Социальный конфликт - конфликт, причиной которого являются разногласия социальных групп или личностей при различии во мнениях и взглядах, стремлении занять лидирующее положение; проявление социальных связей людей. История человеческой цивилизации насыщена различного рода конфликтами. Одни конфликты охватывали целые континенты и десятки стран и народов, другие вовлекали большие и малые социальные общности, третьи происходили между отдельными людьми. С древнейших времен люди пытаются решить возникающие противоречия и мечтают о бесконфликтном обществе. Возникновение государственности тоже можно рассматривать как стремление создать универсальный механизм для предотвращения и разрешения конфликтов.

     На протяжении веков лучшие умы человечества создавали теоретические модели бесконфликтного общества, а порой пытались воплотить их в реальную жизнь.

     К великому сожалению, все заканчивалось неудачей и порождало еще более ожесточенные конфликты.

     Сегодня конфликт - повседневная реальность. Для эффективного решения возникающих проблем каждому человеку необходимо усвоить определенный минимум теоретических знаний и практических навыков поведения в конфликтной ситуации.

     Социальные конфликты объективно неизбежны в любой социальной структуре, так как они являются необходимым условием социального развития. Весь процесс функционирования общества состоит из конфликтов и консенсусов, согласия и противоречий. Социальная структура общества, с ее жесткой дифференциацией различных классов, социальных слоев, групп и отдельных индивидов, представляется неиссякаемым источником конфликтов. В данной работе речь пойдет о таком виде социального конфликта, как политический, о предмете, причинах, условиях его возникновения, участниках и о способах разрешения сложившихся конфликтов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Природа политических конфликтов

 

     Слово "конфликт" пришло в русский язык из  латыни и означает столкновение  сторон, мнений, сил. В русском  языке слово "конфликт" стало  употребляться с XIX века.

     В основе конфликта лежат субъективно-объективные противоречия, противоречия и конфликт не следует отождествлять. Противоречия могут существовать длительный период и не перерастать в конфликт. Поэтому необходимо иметь в виду: что в основе конфликта лежат лишь те противоречия, причиной которых являются несовместимые интересы, потребности и ценности. Такие противоречия, как правило, трансформируются в открытую борьбу сторон, в реальное противоборство.

     Конфликты в сфере политики весьма многообразны, так как именно здесь наиболее открыто разные общественные группы и представляющие их политические элиты ведут борьбу за завоевание и использование политических институтов, инструментов политического руководства, каналов государственного управления разными областями общественной жизни. Это взаимодействие групп интересов по поводу политического влияния на характер основных устоев общества. В отличие от конфликта в сфере политики политический конфликт представляет собой борьбу элит за власть. Рационализация политического процесса хотя и приводит к бюрократизации системы управления и власти, но лишь видоизменяет характер борьбы за политическое господство. На уровне политических структур конфликт сосредоточен вокруг собственно политических институтов, направленности их деятельности и базируется либо на оппозиции элит, стремящихся к государственной власти, либо на отстаивании политических интересов больших социальных групп.

     Предмет политического конфликта - это распределение власти и господства в обществе между политическими элитами. Возможен конфликт между разными сегментами власти. Во-первых, между законодательной, исполнительной и судебной властями. Во-вторых, между властями разного уровня, например, центральной, региональной и коммунальной. Тип общественной системы накладывает отпечаток на протекание конфликта в сфере политики, превращая эту борьбу либо в уничтожение политического противника, тем самым искусственно снимая почву для властного конфликта, либо формируя процесс демократической смены и циркуляции носителей политической власти.

 

Причины возникновения  и типология политических конфликтов

     Все политические  конфликты в обществе можно  разделить на два основных  вида: горизонтальные и вертикальные.

     Горизонтальные политические конфликты - в них борьба за власть и властные полномочия ведется в рамках существующего режима. Например, между правительством и парламентом, различными политическими группировками в правящей элите, государством и отдельными субъектами политики: личностью, группой, институтом и т. д.

     Цели и причины возникновения горизонтальных конфликтов — совершенствование существующей системы власти. Например, смена неугодных лидеров или правящей элиты, частичная корректировка политического курса, увеличение или уменьшение властных полномочий тех или иных субъектов политики и т. п.

     В демократической политической системе горизонтальные политические конфликты институционализированы и в определенной степени запрограммированы. Большинство из этих конфликтов носит открытый, публичный характер, например, парламентские дебаты, роспуск парламента и назначение досрочных выборов, вотум недоверия правительству, обращение в конституционный суд и др.

     Тоталитарный режим власти не признает никаких политических конфликтов и стремится их не допустить. Если же горизонтальные конфликты в тоталитарной политической системе и случаются, то они приобретают форму заговора или дворцового переворота.

     Вертикальные политические конфликты - а них конфронтация проходит по линии «власть – общество». Социальная политическая структура общества весьма неоднородна. Различные социальные слои, классы и этнические группы в этой структуре занимают различные позиции (статусы) и играют разные роли. Иерархичность статусно - ролевой структуры, неравный доступ к ресурсам и власти порождают политические конфликты на всех уровнях вертикали «власть – общество».

Вертикальные политические конфликты, в свою очередь, можно разделить  на два подвида:

а) статусно-ролевые конфликты используются в борьбе за повышение личного и группового статуса (роли) в политической структуре общества (за место в иерархии политической власти, за совокупность и объем политических прав и свобод, за возможность участвовать в политической жизни и влиять на нее, за соответствие статуса и роли и др.). Статусно-ролевые конфликты возникают не только по вертикали «верхи» -«низы», но и по горизонтали – между политическими субъектами, находящимися примерно на одинаковых ступенях статусно-ролевой структуры (борьба партий и фракций в партии).

б) режимные политические конфликты преследуют цели свержения существующего политического строя или радикального изменения политического курса.

     Все многообразие причин возникновения режимных конфликтов можно свести к двум основным:

1. Ущемление базовых социально-экономических  и политических потребностей  и интересов значительной части  населения страны.

2. Различия в оценках, ценностных  ориентациях, целях, представлениях по поводу политического и социально-экономического развития общества.

     Ущемление базовых потребностей может быть вызвано как объективными, так и субъективными факторами.

Объективные факторы:

- кризис естественного социально-экономического  развития общества

- трудности, связанные с радикальным  реформированием социально-политической системы общества;

- результат непредвиденных обстоятельств  (стихийное бедствие, мировой финансовый  кризис, внешние войны и т. д.).

Субъективные факторы:

- явные просчеты в социально-экономической политике;

- нежелание правящей элиты учитывать коренные интересы и потребности подвластных классов и социальных слоев;

- осознание подвластными социальными  слоями и классами существующей  политической системы распределения ресурсов, в том числе власти, как несправедливой и незаконной.

     Каковы бы ни были причины ущемления базовых потребностей человека, но если значительная часть населения страны не находит своего места в существующей социально-политической структуре общества и не способна удовлетворить свои базовые потребности в рамках существующих социально-политических институтов, то она будет стремиться разрушить или радикально изменить эти институты. Примерами таких конфликтов является борьба оппозиционных партий и движений в России против существующего в настоящее время режима политической власти.

     Как виды политических конфликтов, выделяют также конфликты ценностей и конфликты интересов.

     В конфликте ценностей  или ценностных ориентации, противоречия заключаются в различных представлениях о самой политической системе, политическом курсе страны и правилах политической игры. В ценностных конфликтах возможна постановка вопроса «Что делать?».

     В конфликте интересов борьба идет в сфере распределения и перераспределения различных ресурсов: власти, материальных благ, духовных ценностей и прочего. Здесь вопрос ставится «Как делать?».

    Одной из разновидностей политического конфликта является конфликт политических культур. В этом конфликте происходит столкновение различных политических ценностей, норм, обычаев, традиций, способов политического поведения, ценностных ориентации и целей политического развития. Особенно заметными эти конфликты становятся в периоды радикальных реформ в обществе, когда сталкиваются старая и новая политические культуры. Например, борьба старой тоталитарной политической культуры с новой либерально-демократической в обществе.

     Различают также политические конфликты по признаку объективности:

- подлинный, вызванный объективными  противоречиями;

- случайный, условный, еще не  осознаваемый участниками;

- смещенный, лишь косвенно связанный  с объективными противоречиями;

- приписанный, указывающий на  субъекты, не находящиеся в конфликте;

- ложный, не имеющий реальных  причин.

     Политические конфликты особенно важно различать по глубине лежащих в их основании противоречий. По мнению американского политолога А. Рапопорта, есть конфликты: типа «схватка», когда в основе конфликта лежат непримиримые противоречия; типа «дебатов», где возможны компромиссы; типа «игр», где обе стороны действуют в рамках единых правил и не разрушают сложившихся отношений.

     Как и другие социальные конфликты, политические бывают локальными, общими, кратковременными, долговременными, субъективными, объективными, насильственными, мирными и происходят на уровне Центра, региона, отдельного города и района.

 

 

 

Способы урегулирования политических конфликтов

     Способы урегулирования политических конфликтов прежде всего зависят от определения вида конфликта. Если мы имеем дело с горизонтальным конфликтом, субъектами которого, как правило, выступают политические институты и организации, функционирующие в рамках существующей политической системы, например, исполнительная и законодательная ветви власти, то данный конфликт является полностью институционализированным и его урегулирование предопределено законодательно закрепленными правилами политической борьбы, например, Конституцией. Урегулирование таких конфликтов во многом зависит от искусства политических лидеров, используя группы поддержки, находить сторонников и компромиссы. Если в ходе дискуссий, дебатов, переговоров, работы согласительных комиссий не удается найти компромисс и конфликт заходит в тупик, то в демократической политической системе существуют варианты его разрешения:

- обращение в Конституционный  суд;

- отставка правительства;

- роспуск парламента и назначение  досрочных парламентских выборов;

- организация и проведение референдума  по спорным вопросам и др.

     Ярким примером политических  конфликтов и способов их демократического  решения является современная  Италия и Греция, где правительство,  не справившееся со своими  обязанностями, хоть и не без  давления со стороны общества, добровольно уходит в отставку, давая тем самым возможность  решения накопившихся политических  конфликтов.

     Более сложными в  плане урегулирования являются  вертикальные статусно-ролевые конфликты,  возникающие между центром и  регионами. Регионы могут претендовать  не только на повышение своего  социально-экономического и политического  статуса, но и стремиться с  полной политической свободе  и независимости. Такие конфликты  могут привести к широкомасштабным  боевым действиям и многочисленным  жертвам.

     Но, пожалуй, самыми сложными для урегулирования и разрешения являются вертикальные режимные политические конфликты. Субъектами таких конфликтов выступают, с одной стороны, государственные институты и организации, выражающие интересы господствующих слоев населения и правящей элиты, с другой — оппозиционные организации, представляющие подвластные массы. Конечной целью режимного политического конфликта является смена (сохранение) существующей политической системы. В таких конфликтах особенно велика цена ошибок и просчетов. Негативное развитие может привести общество к гражданской войне.

Информация о работе Социальный конфликт в политической сфере