Политическая власть

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Мая 2012 в 21:58, контрольная работа

Краткое описание

ВЛАСТЬ (лат. - auctoritas, imperium; нем. - Macht; исп. - poder; ит. - domino, potere; португ. - poderio; фр. pouvoir; эксперанто - potenco) - 1) способность, право и возможность распоряжаться кем-либо, чем-либо; оказывать решающее воздействие на судьбы, поведение и деятельность людей с помощью различного рода средств - права, авторитета, воли, принуждения; 2 господство над людьми; 3) система государственных органов; 4) лица, государственные служащие, органы, облеченные соответствующими государственными, административными полномочиями.

Файлы: 1 файл

ПОЛИТОЛОГИЯ 2.docx

— 59.84 Кб (Скачать)

ПОЛИТИЧЕСКАЯ ВЛАСТЬ

ВЛАСТЬ (лат. - auctoritas, imperium; нем. - Macht; исп. - poder; ит. - domino, potere; португ. - poderio; фр. pouvoir; эксперанто - potenco) - 1) способность, право и возможность распоряжаться кем-либо, чем-либо; оказывать решающее воздействие на судьбы, поведение и деятельность людей с помощью различного рода средств - права, авторитета, воли, принуждения; 2 господство над людьми; 3) система государственных органов; 4) лица, государственные служащие, органы, облеченные соответствующими государственными, административными полномочиями. Возможны различные сферы проявления власти (государственная, экономическая, политическая, духовная, военная, власть центра  и мест, личная, родительская власть и др.), субъекты и объекты, носители, держатели, обладатели власти; масштабы и объемы власти (неограниченная, ограниченная, региональная, локальная, личная и т.д.); вариации В. (единовластие, двоевластие, многовластие, полновластие, всевластие, безвластие; комфорт, деформации, кризис, паралич В.); аспекты В. (В. семьи, В. в семье, В. над семьей, В. у семьи и т.п.). В правовом государстве определяющее значение имеет принцип разделения властей (законодательная, исполнительная, судебная). Иногда образно говорят о "четвертой В." - прессе, ее воздействии на общественные настроения и мнение. Ныне уже называют по-разному "пятую", "шестую", седьмую" и т.д. В Категория В. служит базисной в целой группе понятий - властвование, властелин, властитель, властность, властодержец, властолюбие, властоненавистник и др. В демократическом государстве определяющую роль играют устройство и система В., участие людей в осуществлении В., сила В., контроль со стороны В., контроль масс за В. Перспектива и идеал - полное народовластие. Наука о власти - кратология, система знаний, объединяющая более 70 областей и отраслей знания и наук. И еще раз напомним, что по одной из распространенных формул на Западе: "А имеет власть над Б, если А определяет поведение Б". Читайте последующие понятия.

Понятие и основные параметры  политической власти. Власть - непременнейший и важнейший элемент любого общества. Она является объектом соперничества сословий, групп, классов, партий, отдельных личностей. В то же время власть - неотъемлемое условие организованности и порядка человеческого общества. Вопрос о власти выступает ключевым в социальных революциях и в процессах модернизации общества.

В политической науке отсутствует  единый теоретико-методологический подход к анализу власти, к содержанию данного понятия, но все исследователи  отмечают сложность и многоплановость  проблемы власти, многообразие ее носителей (субъектов) и разновидностей.

Власть как таковая  представляет собой особый вид общественных отношений, присущий человечеству на всех этапах его развития. Через властные отношения реализуется объективная  потребность общества в саморегуляции организации.

Власть в обществе имеет  источник и основные параметры: масштабы, объем, время и пространство. Масштабы власти - это характеристики значения, размаха, размеров влияния той или  иной власти. Объем власти представляет собой количество власти, сосредоточенное  в чьих-то руках или властного  органа. Время власти - это период функционирования данной власти или  властного органа. Пространство власти определяется площадью, территорией, регионами, в пределах которых данная власть эффективна или, по крайней мере, формально  функционирует.

Понятие политическая власть отражает способность и возможность  индивидов или групп оказывать  определяющее воздействие на общество, проводить свою волю в управлении им, мобилизовать большие массы людей  на достижение поставленных целей, регулировать отношения между отдельными группами.

Отличительными  признаками политической власти являются:

• верховенство, т.е. обязательность ее решений для всего общества;

• право на легальное использование  насилия против антиобщественных

элементов;

• наличие единого центра принятия решений;

• выполнение роли арбитра  в случае конфликтов между представителями  различных социальных групп;

• обеспечение максимальной стабильности общества как целого в  рамках существующих отношений собственности, действующих законов и конституции;

• целенаправленное использование  средств массовой информации для  формирования определенного общественного  мнения.

Политическая жизнь общества включает деятельность определенных социальных групп и личностей по поводу власти. В зависимости от степени их вовлеченности  в эту деятельность выделяют субъекты и объекты политической власти.

Субъект власти - это,ее обладатель, носитель. Субъектом власти может быть: правящая элита, индивид (лидер), социальная общность (народ, нация, класс, слой), политический институт (государство, партия, группа интересов).

Объектом власти могут  быть: отдельный гражданин, социальная группа, общество в целом, организации  и учреждения, руководимые субъектом  власти.

Грань между субъектом  и объектом власти бывает условной. В демократическом обществе народ является одновременно и субъектом и объектом власти. В обществе с недемократическими режимами народ является только объектом власти.

Ресурсы власти - это средства воздействия субъекта на объект в  соответствии с поставленными целями. Различают экономические, социальные, культурно-информационные, демографические  и принудительные ресурсы.

Власть обычно применяет  различные ресурсы в комплексе. Наибольшими возможностями в  их использовании располагает государство.

Процесс властвования характеризуется  механизмом и способами властвования.

Механизм власти представляет собой социальные институты и  аппарат управления, с помощью  которых обеспечивается господство субъекта над объектом. При этом первый может находиться под демократическим  контролем второго. Тем самым  обеспечивается определенная иерархия, позволяющая принимать решения, приказывать, разрешать или запрещать,

.Способы властвования  могут быть: демократическими (при  участии исполнителей в принятии  решений), авторитарными (неограниченная  власть, но не претендующая на  полный контроль над подданными), тоталитарными (всеобъемлющий контроль  субъекта над объектом) и прочее.

Легальность и легитимность власти. Важными характеристиками власти являются легитимность и легальность.

Политическая легитимность - это общественное признание власти и ее права на управление.

Легальность власти — это ее нормативно-правовая закрепленность, узаконенность в соответствующих государственных документах.

С первым понятием отождествляют  ее оценочный, этический характер, со вторым - юридический.

Само понятие легитимности возникло в начале XIX в. во Франции и обозначало политическое движение, которое ставило своей целью восстановление власти короля как единственно законной в отличие от власти узурпатора Наполеона.

Легитимная власть характеризуется  как правомерная и справедливая, так как связана с верой  подавляющего большинства населения  в то, что существующий порядок  является наилучшим для страны.

Выделяются следующие  источники легитимности:

1. Участие граждан в  управлении, которое создает общую  причастность людей к политике, позволяет гражданам чувствовать  себя ее субъектами.

2. Технократическая легитимность, т.е. легитимность посредством экономической, военной, образовательной и т. п. деятельности власти. В данном случае легитимность находится в прямой зависимости от успехов этой деятельности (например, Япония, Сингапур, Южная Корея).

3. Легитимность через принуждение.  Формы принуждения различны. Они  проявляются в ограничении прав  и свобод граждан. Сила - последний  аргумент, с помощью которого  она стремится повысить свою  легитимность.

Разделение властей и  основные тенденции властных отношений. Невозможность осуществлять власть из единого центра и единым властвующим  субъектом привела в демократическом  государстве к разделению властей. Власть реализуется как по вертикали, так и по горизонтали. По вертикали  это разделение власти между субъектами государственного управления различного уровня, прежде всего общенационального (центра) и местного. Между центром  и местными органами власти могут  быть промежуточные уровни, например, региональный уровень. В этом случае регион (область, город, край) наделяется властью, которая защищена от посягательства центра конституцией. Такая система  власти называется федеральной (США, Индия, Россия.). Региональный уровень власти может отсутствовать или быть зависимым от центра. Такая система  власти называется унитарной, например, в Дании, Франции и др.

Разделение власти по горизонтали  реализуется между субъектами государственного управления, которые находятся на одном и том же уровне. Власть в этом случае распределяется между  тремя властными органами: законодательным, исполнительным и судебным.

Исследователи выявили основные тенденции властных отношений. Первая — укрепление государственной, национальной и бюрократической власти. Политическая практика показывает, что государственные  органы и бюрократический аппарат  стремятся расширить свою власть и функции, используя для этого  все имеющиеся средства.

Вторая состоит в смещении политической власти от нижних ее звеньев и уровней в сторону центральных, общенациональных правительств. Это характерно для всех цивилизованных стран. Данная тенденция связана со сложностью самого современного общества, так как такие проблемы, как экономический спад, инфляция, экология и др., можно решить лишь на общенациональном уровне.

Третья — перемещение  власти от законодательных органов  к исполнительным. Законодательная инициатива и принятие решений всегда находились в руках исполнительной власти, а законодательная - служила противовесом, совершенствуя или отвергая исходящие от нее предложения.

Основные  признаки политической власти. Власть как общественное явление

Отдельным, наиболее важным видом власти, является политическая власть. Политическая власть означает способность и право одних социальных субъектов осуществлять свою волю в отношении других, повелевать и управлять другими, опираясь на силу, авторитет и право. Вместе с тем, она имеет и другую специфику. Политическая власть осуществляется всегда меньшинством, элитой. Такой вид власти возникает на основе взаимосвязи двух компонентов: людей, которые сосредотачивают в себе власть и организаций, через которые власть реализуется. 
Отличительными признаками политической власти являются: 
Суверенитет, т.е. независимость и неделимость политической власти. Это означает, что политическая власть не может быть разделена между социальными субъектами, которые занимают разные политические позиции. 
2. Авторитет, т.е. общепризнанные в стране и за её пределами влияние субъекта политической власти. 
3. Волевой характер означает наличие у социального субъекта осознанной политической цели, способности, готовности и решимости последовательно добиваться её осуществления. 
4. Верховенство, т.е. обязательность её решений для всего общества и для всех других видов власти. 
5. Всеобщность. Это означает, что политическая власть действует на основе права от имени всего общества и обязательно для всех. 
6. Принудительность. Т.е. легальность в использовании силы и других средств для обеспечения организованного принуждения в пределах страны. 
7. Моноцентричность, т.е. существование общегосударственного центра принятия решения. 
8. Широчайший спектр используемых стредств для завоевания, удержания и реализации власти.

ПОНЯТИЕ, ПРИЗНАКИ И ФУНКЦИИ 


Главная цель политики –  в достижении, сохранении и упрочнении власти, в укреплении экономического и общественно-политического строя, организации управления социально-экономическими процессами. Тем самым власть является и целью политики и средством  решения экономических, социальных, культурных и других проблем. Таким  образом, для политики как общественного  явления наиболее характерна прямая или косвенная связь с властью  и деятельностью властвования. Типы определения власти: 
1. бихевиористские – власть явл. особым типом поведения, основана на возможности изменения поведения других людей. 
2. телеологические – власть – это достиж. опред. целей, получ. наличных результ. 
3. инструменталистские – трактуют власть как возможность использования определенных средств, в частности насилия. 
4. структуралистские – власть – как особый род отношений между управляющим и управляемым 
5. определение власти как влияния оказываемого на других 
6. конфликтное определение – сводится к возможности принятия ею решений, регулирующих распределение благ в конфликтной ситуации 
Широко распространенным в политологии является определение, данное Максом Вебером. Он считал, что власть – это способность одного индивида в определенных социальных условиях проводить собственную волю вопреки сопротивлению других. 
Наиболее обобщенное определение власти содержится в словарях. Канадский словарь социальных наук определяет власть как: 
1. способность осуществляемую или нет, производить определенный эффект 
2. влияние, осуществляемое человеком или группой какими-либо средствами, на поведение других людей 
В философском словаре власть трактуется как способность и возможность осуществлять свою волю, оказывать определяющее действие на деятельность, поведение людей с помощью какого-либо средства: авторитета, права, насилия. 
Политическая власть – есть реальная способность класса, социальной группы, индивида проводить свою волю в общественной жизни, опираясь на систему учреждений, политический отношений и идей; это способность в сфере политики контролировать или изменять поведение человека в направлении, желаемом для субъекта, обладающего властью. 
В современном обществе задачи власти след: 
1. поддержание общественного порядка и стабильности 
2. выявление ограничений и разрешение конфликтов 
3. достижение общественного согласия 
4. применение насилия и принуждения во имя сохранения стабильности общества 
5. управление делами общества и т.д. 
Ядром политической власти является государственная власть. При появлении аппарата гос. служащих, принудительных учреждений появляется государственная власть. Полит. власть более широкое понятие чем государственная. 
Черты гос. власти: 
1. Наличие особого аппарата гос. служащих 
2. Право издавать законы и распоряжения, обязательные для всего наеления 
3. Возможность обращаться к средствам организованного и правового принуждения, монополия на принуждение членов общества к выполнению своих обязанностей. 
Власть возникла как потребность общества в саморегуляции, сохранении своей целостности и стабильности при наличии разнонаправленных интересов групп и общностей людей. Естественноисторический характер власти проявляется в её преемственности; власть никогда не исчезает; власть постоянно видоизменяется, развивается во времени, то есть она динамична, но содержание и формы власти связаны с этапом развития цивилизации. 
К основным формам власти относятся: 
господство, руководство, управление, реализация, контроль 
Макс Вебер выделил 3 типа господства: 
1. традиционное, как отношение слуги и господина, правителя и подданного 
2. харизматическое – вера в исключительные качества лидера, ожидание от его деятельности определенных успехов, свершений 
3. легитимное – господство права, закона перед которыми равны и простые граждане и власть имущие 
Если власть опирается только на принуждение, то возможности её достаточно ограничены. Властные отношения основыв. на взаимосвязи принуждения и согласия. 
Авторитет власти, степень доверия в глазах народа обозначается понятием легитимность. Экономическое господство социальной группы закономерно ведет к её политическому господству. Но это обстоятельство не обеспечивает автоматический доступ к власти конкретным лицам. 
Власть произрастает из субъективных различий людей, объективной неоднородности, их положения в обществе, следовательно и источники власти разнообразны. 
Источники власти:  
1. физ.сила – изначально она являлась основанием власти. Опирается на страх как факт достижения желаемого поведения 
2. богатство 
3. знания 
4. занимаемое положение – принадлежность к привилегированному сословию является гарантом власти 
5. организация – позволяет людям, её составляющим, ставить перед собой и осуществлять такие цели, которые не могут быть достигнуты никем из них порознь.

Информация о работе Политическая власть