Политическая власть

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Мая 2012 в 21:58, контрольная работа

Краткое описание

ВЛАСТЬ (лат. - auctoritas, imperium; нем. - Macht; исп. - poder; ит. - domino, potere; португ. - poderio; фр. pouvoir; эксперанто - potenco) - 1) способность, право и возможность распоряжаться кем-либо, чем-либо; оказывать решающее воздействие на судьбы, поведение и деятельность людей с помощью различного рода средств - права, авторитета, воли, принуждения; 2 господство над людьми; 3) система государственных органов; 4) лица, государственные служащие, органы, облеченные соответствующими государственными, административными полномочиями.

Файлы: 1 файл

ПОЛИТОЛОГИЯ 2.docx

— 59.84 Кб (Скачать)

 

Основные функции, формы и уровни политической власти

Основная  функция политической власти — управление, руковод- ство обществом в целом (страной, государством) и каждой его сферой (политической, экономической, социальной и др.). Конкретизируя эту функцию, можно сказать, что одно из высочай- ших предназначений политической власти заключается в постоян- ном разрешении противоречия между необходимостью порядка в обществе и различными (при этом постоянно меняющимися) интересами разных слоев, национальных и других групп, отдельных личностей. Конкретизируя эту функцию еще дальше, следует отметить, что в ее выполнении у каждой политической власти свои задачи и цели, свои конкретные программы, свои ресурсы и т.д. Действительно, могла ли быть данная функция идентичной по своему конкретному наполнению политической власти во времена президентства Франклина Рузвельта (самый глубокий мировой экономический кризис 1929-1933 гг.), Рональда Рейгана (сравнительно глубокий экономический кризис: инфля- ция достигла двузначной цифры, резко возросла безработица, продолжал увеличиваться дефицит государственного бюджета) и Джорджа Буша (близкое к стабильному состояние политической и экономической сфер). Если в первом случае, чтобы добиться стабильности, необходимо было предварительно спасти нацию от хозяйственной катастрофы, во втором, чтобы резко оптимизи- ровать ситуацию, необходима была смена экономического курса (в соответствии с концепцией неоконсерватизма), то в третьем случае внутренняя экономическая и политическая ситуация позволила политической власти США проводить крупномасштаб- ные действия на международном направлении (военная акция США в Ираке).

Таким образом, любая политическая власть уже с момента своего становления  разрабатывает сообразно конкретным услови- ям, экономическому и политическому состоянию страны страте- гию и тактику управления обществом в целом. Особое внимание уделяется отношению с политической оппозицией, разрабаты- вается конкретная политика в отношении различных слоев обще- ства, политика обеспечения ресурсов власти и т.д. Вторая функция тесно взаимосвязана с первой (основной) — это функция оптимизации самой политической системы, приспо- собление ее институтов (государство, партийная система, изби- рательная система и т.д.) к целям, задачам и самой сути тех сил, которые пришли к власти. Совершенно очевидно, что для демократической системы адекватны многопартийность и демо- кратические выборы, В то же самое время тоталитарную власть более устраивают однопартийная система и безальтернативные выборы, как и было в большинстве бывших социалистических стран. Нередки случаи, когда пришедший к власти политический лидер или группа стремится сохранить сложившуюся политиче- скую систему.

Третья функция политической власти — обеспечение стабиль- ности в стране. В разных государствах и разной политической власти это удается в разной степени. Но бесспорно, что выполнить эту функцию стремится любая политическая власть уже хотя бы потому, что от степени достижения этой цели непосредственно зависит легитимность власти, т.е. признание ее народом.

Таковы три основные функции  политической власти. Факти- чески их гораздо больше, и другие функции взаимосвязаны с основными.

В данном параграфе мы коснемся также  вопроса о формах и уровнях  политической власти. В соответствии с различными критериями можно выделить различные формы власти. Один из этих критериев связан с вопросом о том, кто олицетворяет власть: один человек или система институтов власти? В первом случае речь идет об индивидуальной политической власти. Власть осуще- ствляется одним человеком. Как пример можно перечислить все ныне существующие абсолютные монархии, упомянуть государ- ства, которые формально имели республиканскую форму правле- ния, но реально ими управлял пожизненно один человек (И.В. Сталин - в СССР, Мао Цзэдун - в Китае). Во втором случае речь идет об институализированной форме власти, которая основывается на разделении властей. Она значи- тельно моложе индивидуализированной. Впервые возникла с при- нятием Конституции США в 1778 г. При такой форме источником власти является народ, права которого защищены конституцией страны.

В системе политической власти различают  три функциональ- ных взаимодействующих ее уровня. Высший уровень — макрополи- тическая система высших органов власти (законодательных, исполнительных, судебных). Средний, или промежуточный, уровень. Это аппарат политической власти среднего звена, бюрократия разных рангов. Средний уровень является звеном, которое связывает институциональную власть с неформальной — общест- венными организациями, партиями, движениями — и населением. Третий уровень - это микроуровень политической власти. Он включает непосредственное политическое общение людей, малых групп. На этом уровне складываются мнения людей о политике, формируются их убеждения, политическая культура в целом.


 

ФУНКЦИИ

 

Проявление власти естественно  для человека и заложено в биологических, природных и социальных началах  его жизни. Командование и исполнение – два универсальных принципа власти, которые нераздельны и взаимодействуют, как и два типа личности – властной и подчиняющейся. Оба эти типа общественно необходимы. Они воспроизводятся в крупных общественных структурах и отношениях между ними, например, государства и общества, правительства и масс, партий и лидеров и т.д.

Координация этих отношений  и относится к общественным функциям политической власти. Власть призвана формировать политическую систему  общества, политические отношения между  государством и обществом, общественными  группами, классами, политическими  институтами, партиями, гражданами, органами государственного управления. Власть призвана контролировать эти отношения, превращать их по возможности в бесконфликтные и организованные. Власть управляет делами общества и государства на разных уровнях:

- макроуровне высших центральных политических институтов, государственных учреждений, партий и организаций;

- среднем уровне ("мезоуровне"), который образуют учреждения регионального, областного и районного масштабов;

- микроуровне, охватывающем непосредственное политическое общение людей, малых групп, самоуправление. На этом уровне формируется политическая культура, складываются мнения, убеждения людей. Этот уровень не является низшим, он составляет политическую ткань общества в целом, включая и все другие уровни власти.

От функционирования политической власти во многом зависит тип политического  режима в обществе, открытость или  закрытость общества, характер политических отношений и другие политические характеристики данного государства, включая стабильность, авторитет, разделение и сотрудничество властей, роль оппозиции, демократичность.

Таким образом, к наиболее важным, общественно значимым функциям политической власти можно отнести  следующие:

- поддержание общественного  порядка и стабильности;

- выявление, ограничение  и разрешение конфликтов;

- достижение общественного  согласия (консенсуса);

- принуждение во имя  социально значимых целей и  сохранения стабильности;


Институционализация политической власти

Если  посмотреть на этот процесс, то изначально он проходил в виде естественного  процесса. Первоначально властеотношения между конкретными А и В были  в силу личных качеств. Постепенно в логике этого взаимодействия начинает складываться устойчивость: В был уверен, что он обречен подчиняться В. Объективация этого нормативного порядка и означала институализацию. Процесс институализации власти характеризовался появлением нескольких явлений (появились почти одновременно):

·         Появление статусно-ролевого разделения между субъектом и объектом власти -  то есть в социуме стали появляться определенные статусные позиции, которые позволяли командовать другими. Изначально выделение статуса правителей означало и выделение его и по внешним признакам – так подчеркивалось то, что выделяются от других. Это разделение вело и к формированию определенного менталитета

·         Появление нормативного порядка, закрепляющего это разделение сначала в нормах обычного права, потом в первых писаных сводах норм и правил. Нормативный порядок закреплял разрешенные способы осуществления власти – ограничения для А, и санкции для В.

·         «опривычивание» (хабируализация) – подчинение держится не только на санкциях, но и на привычке В к сложившемуся порядке.

Первоначально процесс институализации власти развивался естественным образом – он шел через опривычивание сложившегося порядка, только потом стало возможно реформирование «сверху». Следствием процесса институализации стало появление очень устойчивой системы политических властеотношений. В итоге и образовалась та система власти, которая рассматривается в рамках того подхода, когда общество без власти действительно существовать не может.

Существуют ли в политике не институализированные отношения? Да, существуют. Их отличает спорадический характер (возникают  на временной основе и персонифицированы), в силу обретения отдельным лицом  особых ресурсов, и в последующем  они либо исчезают, когда уходят с арены определенные лица, либо институализируются. Еще один момент – иногда в обществе в силу серьезных  процессов (экономических кризисов, например), когда В начинают возмущаться, и возникают иные виды властеотношений где сама логика институализированного порядка ставится под сомнение. Везде, где есть институализированные отношения, возникают зоны неопределенности, где люди ведут себя иначе. Причина – люди всегда ведут себя богаче, нежели предполагается институализированным порядком.


 

Легитимность политической власти

Функционирование  политической власти осуществляется на основе принципа легитимности, который  имеет большое значение для политической стабильности. Понятия легитимность и легальность власти – несовпадающие. Если легальность означает юридическое  обоснование власти, то легитимность власти можно определить как степень  естественного признания населения  страны системы, к которой она  принадлежит. Государство может  быть легитимным, если граждане чувствуют, что оно оправдывает их надежды.

Первым проблему легитимности рассмотрел М. Вебер, положив  в основу своей концепции легитимности представления о типах поведения (традиционный, аффектный, ценностно-рациональный и целерациональный). В легитимности власти М. Вебер видел гарантию стабильности общества.

Немецкий политолог  М. Хеттих пишет о том, что легитимация - это правомерное признание политического господства со стороны общества. Правомерность здесь касается убежденности, а не нормативности. Речь идет об определенном политическом консенсусе в обществе, когда массы проявляют приверженность политической власти, политической системе с достигнутыми здесь основными политическими ценностями.

Как отмечают американские политологи Г. Алмонд и С. Верба, состояние политических чувств является, по-видимому, наиболее важной проверкой легитимности ее политической системы. Политический режим устойчив, если принимается гражданами в качестве правильной формы правления.

По мнению Дж. Фридриха и К. Дойча, легитимность – это совместимость политических действий с господствующей в данном сообществе системой ценностей. Основой легитимности служит добровольное подчинение законам, распространение власти как авторитетной для индивида инстанции. По мнению М. Вебера, люди, для которых она авторитетна, которой они добровольно передали часть своих властных полномочий, принимают все исходящие от нее законы, в том числе и те, с которыми они не согласны.

типология политического господства, разработанная М. Вебером. Он выделил три идеальных типа легитимности политической власти: традиционный, рационально-легальный и харизматический.

Традиционный тип  легитимности основывается на привычке подчиняться власти, вере в её священность. Примером традиционного типа господства являются монархии.

Рационально-легальная  легитимность характеризуется верой  людей в справедливость существующих правил формирования власти. Мотивом  подчинения является рационально осознанный интерес избирателя. Примером такого типа легитимности являются демократические  государства.

Харизматический тип  политического господства основывается на вере населения в исключительные, уникальные качества политического  лидера. Харизматический тип власти чаще всего наблюдается в трансформирующихся обществах. Функциональная роль харизматического типа организации власти состоит  в том, чтобы стимулировать, ускорить исторический прогресс.

В современной политической науке классификация М. Вебера дополняется  другими типами легитимности власти. Например, выделяется идеологическая легитимность, основанная на обосновании  правомерности власти с помощью  идеологии, внедряемой в сознание широких  слоев населения. Д. Истон, исследуя легитимность политических систем, утверждает, что идеологическая легитимность опирается на ценности и принципы, на которые ссылаются власть и политический режим. Личная легитимность есть моральное одобрение лиц, выполняющих властные роли в рамках режима. Структурная легитимность вытекает из убеждения в ценности структуры и норм режима.

Механизмы поддержания  легитимности – это способы, которыми пользуются политические системы в  стремлении получить или укрепить свою правомочность. Существуют следующие  социопсихологические механизмы легитимизации: основанные на участии граждан, социотехнические и технократические механизмы, легитимизация посредством силы, легитимизация путем внешней или внутренней угрозы, время и привычка, успех.

По мнению М. Вебера, первым источником легитимности является способность человека усваивать  привычные образцы поведения  и воспроизводить их в своих действиях. В результате процесса социализации индивид знакомится с принятыми  в обществе нормами и правилами  поведения, в том числе и по отношению к органам власти. Он усваивает их, вначале подражая поведению  окружающих, а затем воспроизводит  сложившиеся стереотипы поведения  по привычке.

Вторым источником легитимности является чувственно-эмоциональное  восприятие человеком окружающего  мира, в том числе и политической власти. Все, что происходит вокруг человека, вызывает у него самые разнообразные чувства: восторг, радость, удовлетворение, тревоги, страсть, растерянность.

Третьим источником является целостное отношение человека к окружающему миру. Исключительное свойство человека - смотреть на мир  сквозь призму сформировавшихся у него ценностей - является одной из главных  характеристик, выделяющих его из животного  мира. Ценностное восприятие мира предполагает конструирование идеальной модели общества, государства, личности. Оценка института политической власти осуществляется индивидом путем сравнения его  со своей идеальной внутренней моделью.

Четвертым источником легитимности является целерациональное поведение человека, т. е. его способность осознавать свои интересы и потребности, разрабатывать свои целевые программы по их достижению.

Кроме того, к факторам, формирующим легитимность, М. Вебер  относил:

· экономическую  эффективность, продуктивность и производительность поддерживаемой политическим порядком системы экономических отношений, ее способность удовлетворять насущные потребности людей;

· легальность, законность, соответствие ее действий собственным  нормам и установлениям;

· харизму – веру в особые качества, призвание носителей власти;

· идеологическое, этическое, психологическое обоснование.

Л. А. Андреева в своей  книге «Религия и власть в России»  дает анализ религиозных и квазирелигиозных доктрин как способов легитимизации политической власти в России. Она убеждена, что христианство привнесло на Русь новый взгляд на природу власти, в соответствии с которым княжеская власть стала рассматриваться как богоданная. Дальнейшее политическое развитие пошло по пути сосредоточения всей полноты не только светской, но и духовной власти в руках великих князей, позже – царей Московского государства. В VII веке в России утвердился наместнический вариант религиозно-политического строя, когда глава государства стал восприниматься как «наместник Иисуса Христа» и в этом качестве выступать одновременно как светский и как жреческий Мессия – помазанник Божий. Даже в XIX веке крестьяне России верили в то, что Николай I каждую ночь «по тайной лесенке из спаленки взбирается на небо», общается с Богом, а к утру, вернувшись в родные пенаты, возвращается к своим земным делам.

     

Эта архетипическая модель господствовала и в коммунистической России; место царя занял коммунистический вождь, наместническая мифология власти вновь воскрешается в идеологии и практике коммунистического режима; однако основа его властной модели остается неизменной: это - сакрализация должности коммунистического вождя как наследника московских царей, на основе слияний в ней полномочий светского правителя и главного идеолога (жреца).

Показателями легитимности власти являются: уровень принуждения, применяемый для проведения политики в жизнь; наличие / отсутствие попыток  свержения правительства или  лидера; мера проявления гражданского неповиновения; а также результаты выборов, референдумов, массовых демонстраций в поддержку власти (оппозиции).

Легитимная политическая власть создает комплекс условий, обеспечивающих:

· последовательность реализации основных задач политической власти;

· согласованность  действий элементов системы управления;

· наличие эффективных  гарантий и средств поддержания  всех аспектов безопасности в официальной  системе;

· обеспечение высокой  степени независимости общества от случайных обстоятельств;

· действенность  и эффективность политической власти – ее способность найти способы  и решения основных социальных проблем, проводить политику, ориентированную  на реальные результаты.

Источниками делегитимации политических режимов и политической власти являются: противоречия между универсальными ценностями господствующей идеологии и партикулярными и даже эгоистическими интересами элиты власти и связанных с нею социальных классов; противоречие между идеей демократии и социально-политической практики; противоречие между идеей элитаризма и не элитарным социально-экономическим порядком. Другие источники делегимитизации политических систем вытекают из очень разнородных тенденций. Важнейшие из них - отсутствие в политической системе артикуляции интересов важных социальных групп; социокультурные источники нарастающая профессионализация, бюрократизация общественной жизни и деперсонификация человеческих отношений; национальный и вытекающий из него этнический сепаратизм; потеря правящими элитами веры в правомочность своей власти; разрушение единства и консенсуса среди элит; внешнее происхождение власти и политического режима; сравнение политических систем.

Информация о работе Политическая власть