Политическая власть

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Мая 2012 в 21:58, контрольная работа

Краткое описание

ВЛАСТЬ (лат. - auctoritas, imperium; нем. - Macht; исп. - poder; ит. - domino, potere; португ. - poderio; фр. pouvoir; эксперанто - potenco) - 1) способность, право и возможность распоряжаться кем-либо, чем-либо; оказывать решающее воздействие на судьбы, поведение и деятельность людей с помощью различного рода средств - права, авторитета, воли, принуждения; 2 господство над людьми; 3) система государственных органов; 4) лица, государственные служащие, органы, облеченные соответствующими государственными, административными полномочиями.

Файлы: 1 файл

ПОЛИТОЛОГИЯ 2.docx

— 59.84 Кб (Скачать)

Знание источников легитимности позволяет глубже понять такое явление, как кризис власти, сущностью которого является разрушение института политической власти, выражающееся в массовом несоблюдении норм и правил, предписываемыми ими.

Преодоление кризиса  власти означает сведение к минимуму политической девиации, что может  быть достигнуто двумя способами: путем  применения силы и путем точного  определения источника легитимности, на который следует опереться, создавая или воссоздавая нормативную  основу института политической власти.

В последние десятилетия  в мире сформировались новые тенденции  в развитии политической власти. Основная тенденция – демократизация власти или отказ от авторитарных и тоталитарных форм в пользу демократических. Последние  проявляются в повышении воздействия  на властные отношения общественных движений и неполитических объединений. Вторая тенденция – интернационализация  власти, т. е. рост воздействия международных  организаций на конкретную политическую власть. Третья тенденция – разукрупнение  политической власти, т. е. установление системы разделения властей. Четвертая  тенденция – негативный процесс  нарастания конфликтности между  различными ветвями власти. Пятая  тенденция проявляется в высоких  темпах бюрократизации аппарата властных структур.

 

Эффективность власти

Эффективность власти – это  ее результативность, степень выполнения ею своих функций в политической системе и обществе, реализации ожиданий граждан. Показатели, свидетельствующие  о эффективности власти, следует искать во всех сферах общественной жизни. Самые важные из них следующие:

- уровень смертности, рождаемости, продолжительности жизни;

- уровень материального благополучия;

- уровень физической безопасности граждан (уровень преступности в обществе, количество авто- и авиакатастроф, аварий на промышленных предприятиях и т.п.);

- уровень налогов;

- величина управленческого аппарата;

- уровень образования населения;

- уровень безработицы.

Эффективность власти – величина меняющаяся. Она может нарастать, и тогда власть в обществе пользуется поддержкой, но может и снижаться, что часто становится причиной наступающего кризиса.

Кризис (от лат. krisis = «поворотный пункт», «исход», «решение») всегда характеризуется нарушением стабильности в обществе. Одной из разновидностей социального кризиса является кризис власти – это состояние общества, которое характеризуется нарушением привычных взаимоотношений между властью и народом, между отдельными персонажами политики.

В современных условиях легитимность и эффективность власти – два  важнейших условия ее стабильности, доверия к ней и поддержки  ее гражданами. Несмотря на мотивационные  различия, легитимность и эффективность  власти взаимосвязаны. В конечном счете, любые типы легитимности власти во многом определяются надеждами населения  на ее эффективность, т.е. удовлетворение его требований. Многие авторитарные режимы, первоначально страдавшие дефицитом  легитимности, например в Чили, Южной  Корее, Бразилии, впоследствии приобрели  ее благодаря успешной экономической  политике, укреплению общественного  порядка и повышению благосостояния населения. Однако достичь эффективности, не обладая легитимностью, т.е. одобрением и поддержкой граждан, достаточно сложно. В последние годы проблема легитимности стала крайне актуальной для большинства  посткоммунистических государств.

Любая власть стремится расширить  зону своего влияния в обществе. Одним из первых процесс накопления власти описал немецкий ученый Роберт Михельс (1876 – 1936). Он подчеркивал, что государственная власть, нуждаясь в управленческом аппарате, порождает слой людей, которые занимаются только отправлением власти. Это их профессия и источник доходов, поэтому естественно, что они стремятся увеличить свою власть, т.е. поставить под свой контроль многие сферы общественной жизни. Иными словами, не встречая препятствий в обществе, власть «растекается», концентрируя в своих руках все больше и больше функций. Эта тенденция называется законом накопления власти.

Поскольку власть имеет тенденцию  к накоплению, не допустить этого  можно, лишь проведя ее разделение по горизонтали и по вертикали. Смысл  разделения властей – не только в четком разграничении функций, но и во взаимном сдерживании ветвей друг другом.

Накоплению власти препятствует и существование в обществе оппозиции (от лат. opposition = противопоставление). В современной политической жизни оппозицией называют группу лиц, более или менее организованно выступающую против намерений и действий государственной власти. Сущность и формы действий оппозиции зависят от конкретных политических условий. Оппозиция может быть следующих типов:

- Скрытая и открытая.

- Конструктивная (выдвигает программу действий, отличную от официальных программ) и деструктивная.

- Лояльная (борется за власть в рамках действующих законов. Ее победа возможна только в результате честной политической конкуренции) и нелояльная (исходит из того, что если она не уничтожит власть, то власть уничтожит ее).

Механизм  реализации политической власти

Важнейшим инструментом реализации политической власти, ее осуществления является выработка и представление обществу политики, в которой власть интегрирует  и выражает большие интересы ведущих  социальных слоев общества, предлагает пути их осуществления. 
Вопросы разработки общего курса, соответствующих ему политик, пути преодоления конфликта на стратегической основе наименее знакомы нашем политологическом знанию, которое не допускалось в «святая святых» - выработка и реализация политики. Поэтому опыт западной политологической мысли относительно этого особенно важен.

Каждое независимое общество формирует  свою политику, то есть принимает политическое решение, усиливаемых суровыми санкциями. Производя и реализуя политические решения, общество так или иначе артикулирует политические требования, информирует о них, воплощает в кадровой и государственной политике, руководствуется ими в конкретных ситуациях, проверяя правомерность своих действий. Вот почему при сравнительном анализе групп интересов внимание исследователей в первую очередь направлена ​​на структуры, институты и процессы, благодаря которым эти функции осуществляются. Процесс, посредством которого индивидуумы и группы ставят требования лицам, принимающим политические решения, называется артикуляцией интересов. Он может осуществляться различными структурами и способами, что очень важно, ведь именно здесь проходит граница между обществом и политической системой. Артикуляция интересов присуща разнообразным структурам - от разобщенного толпы к съезду работников торговли.

Если региональные и объединенные родственными связями группы всегда действуют через неформальные и  непостоянны каналы, то ассоциированные  группы обычно артикулируют свои интересы по регулярным и законных каналах. Под «группой интересов» Алмонд и Пауэлл понимают группу людей, объединенных особыми связями взаимной заинтересованности или выгоды, которые в определенной мере осознают это. 
Самопредставницьки и аномические группы (в основном спонтанные) обозначены низким уровнем организации и отсутствием регулярной деятельности от имени группы. В эту категорию входят также неассоциированных группы интересов наряду с семейными, возрастными, этническими, региональными, классовыми, что артикулируют свои интересы через отдельных лиц, семью, руководителей религиозных общин и т.п.. 
Характерные черты таких групп: 
1) нерегулярность артикуляции интересов; 
2) отсутствие организованных действий и средств артикуляции; 
3) отсутствие преемственности во внутренней структуре. 
Инстутицированные группы интересов формально организованные и составленные из профессионально подобранных кадров с четко обозначенными политическими или социальными функциями. Эти группы формируются в рамках таких организаций, как политические партии, законодательные органы, административный аппарат, церковь и т.д.. Будучи организованными, они могут играть важную роль в обществе. 
Ассоциированные группы интересов - это специализированные структуры для артикулирования интересов: профсоюзы, организации бизнесменов, этнические объединения, ассоциации, сформированные из религиозных и гражданских групп. 
Организованные группы интересов ищут каналы для артикулирования своих требований и средства убеждения тех, от кого зависит принятие решения, что эти требования заслуживают внимания и соответствующие действия. Одним из наглядных средств артикулирования требований является демонстрации и применения силы; они обычно используются анемичными группами интересов. 
Другой доступ к политической элите - личные связи; к ним, как правило, прибегают неассоциированных группы. Элита может быть представителем определенной группы интересов, и это важнейший канал, который достаточно эффективно могут использовать некоторые заинтересованные круги. Но еще значительнее роль различных формальных и неформальных каналов, имеющихся в современной политической системе. Среди них - средства массовой информации (радио, телевидение, пресса), политические партии, законодательные и административные органы, правительство. 
Существуют различные типы артикулирования интересов.

Во-первых, оно может быть явным  и тайным. Явное артикулирования интересов - это четкая формулировка требований; потайное может набрать форму конкретного поведения или настроения, которые воспринимаются политической системой. Во-вторых, требования могут артикулировать ся конкретно или обобщенно (например, «искоренить все формы коррупции» и т.д.).. В-третьих, сами требования могут быть общими или особенными. 
Общие основном предстают в таком виде: богатые должны платить более высокие налоги; коррумпированных лиц надо очень строго наказывать. Особые требования имеют отношение к определенным лицам, семей или небольших групп людей. Артикулирования требований может иметь инструментальный или эмоциональный характер. В первом случае оно принимает форму согласования (соглашения) с четко оговоренными последствиями, во втором - имеет проявление в форме гнева, разочарования или надежды. 
Каналы доступа самым непосредственным образом зависят от структур политической коммуникации, которые есть в обществе. Все более большие возможности использования средств массовой информации прямо способствуют артикулирования интересов. Второй важный фактор - политическая культура общества. Так, отношение людей к насилию влияет на распространение тех или иных форм поведения в обществе. Третий важный фактор - распределение ресурсов в обществе. Сбор информации, настоятельно необходимой для того, чтобы влиять на общественное мнение, содержать квалифицированный персонал, лоббистская деятельность и т.п.. требуют значительных средств, поэтому к таким методам могут прибегать лишь те группы интересов, которые имеют большие финансовые возможности. 
Теперь рассмотрим наиболее характерные черты групп интересов.

1. Масштаб и сложность системы  групп интересов зависят от  масштаба и сложности общества, разнообразия идей и запросов  внутри его. Типы групп интересов  также эквивалентны выполняемым  ими функциям. Для того, чтобы эти группы работали эффективно и на демократических основах, принадлежит соответственно представлять все виды интересов - социально-экономические, идеологические, культурные, этнические, религиозные, родовые - в структуре групп интересов. Такое представительство не только справедливое и гарантирует влияние широкой общественности, но и обеспечивает поток информации и поддержку, в которых нуждаются органы власти. Стабильные западные общества сравнительно редко страдают от серьезных взрывов аномический выступлений, связанных с неадекватно представленными интересами, тогда как эффективность афро-азиатской политической системы значительно снижена слабым представительством новых социально-экологических интересов в отличие от традиционных (родовых и некоторых других).

2. Вторая характерная черта - относительная самостоятельность  отдельных групп интересов, особенно  в том, что касается их роли в артикулирования интересов и привлечении сторонников. Подконтрольные правительству группы (например, в тоталитарных или некоторых авторитарных системах) служат в известной степени инструментом функционального представительства, но гораздо важнее их основная функция - инструмент государственного контроля над обществом.

3. Третья характерная черта - распределение власти внутри  системы групп интересов. Время  такое распределение адекватный  и справедливый, вследствие чего  значительная часть слоев общества  способна эффективно влиять на  процесс принятия решений, в  котором имеются плюрализм, конкурентность и представительство. Однако власти могут распределяться и весьма неадекватно, когда одни группы, представляющие узкие слои общества, господствующих в государственной политике, а доступ других групп к ней весьма ограничен. 
Группы давления, что есть в современной Америке, можно классифицировать по интересам, которые они представляют. Самые влиятельные из них связаны с экономической сферой (деловые круги, рабочие, сельскохозяйственные и другие профессиональные группы). Ситуационные группы особого положения базируются на общих характерных чертах или общем жизненном опыте. Лобби, представляющих общественный интерес, поддерживают политику, по их мнению, благотворное для всех граждан. Организации, сформированные для конкретной цели (одноцильови), работают и в интересах определенной идеологической программы или конкретной политической цели. Правительственные круги, представляющие местные органы власти, органы штата, федеральные и иностранные политические организации, также активно участвуют в лоббистском процессе. 
В общих чертах группы давления можно классифицировать следующим образом: 
Можно перечислить следующие основные функции групп давления: 
1) передают настроения и требования народа правительству; 
2) влияют на законодательный процесс (они не только вдохновляют и поддерживают законодательство, но часто разрабатывают законопроекты и представляют их на рассмотрение правительств, правящей партии или комиссий законодательной власти); 
3) выполняют важную роль при подборе экспертов и специалистов на министерские и административные должности, открывая доступ на государственные посты лицам с соответствующим опытом и окружением; 
4) оказывают поддержку и мобилизуют людей для реализации правительственных программ; 
5) осуществляют контакт с правительством и способствуют выработке современных и эффективных законов. 
В демократических системах влияние многочисленных групп давления может достичь силы, нейтрализовать эффект работы правительства. 
Рассматривая роль групп интересов в политическом процессе, Хитшнер и Левин пишут: «Из множества стратегий, которые используют группы интересов для достижения своих целей, преимущественное значение имеют два: во-первых, прямое влияние на правительственные органы и официальных лиц, во-вторых, побочный влияние на них через отдельных лиц, политические партии и общественное мнение. Стратегия и методы, используемые любой группой, определяются ее составом, целями и средствами их достижения, а также характером правительства, на который эта группа стремится повлиять. Открытость относительно выражения требований группы интересов и уровень восприимчивости к ним общества зависят от типа партийной системы и политической атмосферы ». 
Влияние групп давления на государственную политику осуществляется на пяти уровнях.

Во-первых, группы влияют на общественное мнение, используя различные средства массовой коммуникации для популяризации  своих идей или программ в аудитории  читателей, слушателей и зрителей.

Во-вторых, они стремятся повлиять на результаты выборов путем финансирования политических групп или активизации  других форм предвыборной борьбы. 
В-третьих, группы давления влияют на содержание платформ политических партий, выступая на соответствующих форумах или общаясь с кандидатами. 
В-четвертых, они могут сконцентрировать свои усилия на законодательных органах, входя в контакт с депутатами, участвуя в слушаниях законопроектов в комиссиях. 
И, наконец, они стремятся контролировать уже приняты законы, сотрудничая с административными деятелями или отрицая правильность толкования администрацией этих законов, передавая дело в случае необходимости на рассмотрение суда. 
Есть четыре этапа политического процесса, на которых активно действуют группы интересов.

Первый этап - это съезд политической партии. Общенациональные партии США  представляют собой гибкие ассоциации групп интересов, которые сотрудничают друг с другом в процессе назначений и выборов в федеральные органы. Некоторые из групп вопреки принадлежности к одной партии имеют целью  противоположные-интересы. Платформы общенациональных партий обычно представляют собой компромисс этих интересов. Представители отдельных групп каждые четыре года на съездах партии ведут борьбу за условия этих компромиссов. Представители, рабочих профсоюзов добиваются больших социальных гарантий и смягченного регулирования трудовых процессов (Американская федерация фермерских комитетов, например, настаивает на своем взгляде по сельскохозяйственной программы).

Второй этап - это общенациональные выборы. В этот период представители  крупных групп стремятся направить в нужное русло массовые выступления во время выборных кампаний. Они - организаторы и участники массовых митингов, пламенные ораторы, инициаторы сбора средств, пропаганды в прессе, на радио и телевидении в поддержку своих кандидатов. 
В США не раз предпринимались попытки регулировать и контролировать деятельность групп давления. Большинство штатов, федеральное правительство согласно Закону о лоббистской деятельности от 1945 г. требуют регистрации имен и адресов тех лиц, которые делают взносы в организации на сумму более 500 долларов, а также предоставление списков вкладчиков, вносят более 10 долларов; несоблюдение закона карается штрафом или даже тюремным заключением. Однако компетентные наблюдатели указывают на необходимость более жесткого отношения к регулированию лоббистской деятельности. Следует более четко контролировать как саму деятельность лобби, так и их расходы. 
Распространение групп давления фактически породило две системы представительства в США, которые пронизывают и дополняют друг друга, - территориальную и функциональную. Первая формальная, вторая неформальная. Чтобы понять принцип политического представительства в США, надо учитывать оба этих элемента. Группы интересов и группы давления в Америке целесообразнее не критиковать, а строго контролировать. В конце XVIII в. один из создателей американской Конституции Джеймс Мэдисон говорил, что «регулирование различных интересов, которые порой противоборствуют, является главной задачей современного законодательства». Эта задача актуальна по сей день.

Информация о работе Политическая власть