Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Января 2011 в 11:45, контрольная работа
В данной работе мы рассмотрим понятие политической власти, структуру политической власти, отличительные признаки политической власти, виды, функции политической власти, легитимность власти.
Введение…………………………………………………………………………3
1. Понятие, признаки и функции политической власти………………….4
2. Легитимность политической власти……………………………………7
3. Характер политической власти в России………………………………11
Заключение……………………………………………………………………...14
Список использованных источников и литературы………………………….15
Содержание
Введение…………………………………………………………
Заключение……………………………………………………
Список
использованных источников и литературы………………………….15
Введение
Данная тема была и остается весьма актуальной как для политической науки, так и для других учебных дисциплин, так впрочем, и в процессе развития современного общества. Власть является одним из основных понятий политологии. Однако сам феномен понятия власть выходит за границы политической науки и встречается в различных областях общественной жизни – экономике, образовании, культуре, науки и др. В процессии исторического развития общества многие мыслители, ученые (Аристотель, М. Вебер, Г. Гегель, И. Фихте, А. Шопенгауэр, Ю. Хабермас, К.Дойч, Н. Луман, М. Фуко, П. Бурдье, К. Маркс, Т. Парсонс, А. Радищев, М. Сперанский, Н. Муравьев, А. Герцен, П. Сорокин, В. Ленин, Шейнов В., А. Кравченко, А. Панарин, М. Марченко, К. Гаджиев и др.) занимались проблемой власти, пониманием власти, как инструмента управления обществом и отдельными его сферами.
Власть служит основой, объектом и движущей силой политики. Борьба за власть является характерной чертой политической жизни любого общества.
В
данной работе мы рассмотрим понятие политической
власти, структуру политической власти,
отличительные признаки политической
власти, виды, функции политической власти,
легитимность власти.
Понятие, признаки и функции политической власти
Термин «власть» и в жизни и в научной литературе употребляется в разных смыслах. Во-первых, это способность, право и возможность распоряжаться кем-либо, чем-либо; оказывать решающее воздействие на поведение, деятельность людей с помощью разных средств - права, воли, принуждения; во-вторых, это господство над людьми; в-третьих, это лица, органы, наделенные властными полномочиями. В общем значении понятие власти означает право и возможность одних распоряжаться и управлять другими. Политологию, как науку о политике, в первую очередь интересует все, что связано с функционированием власти в обществе - политическая власть.
Политическая власть представляет собой специфическую форму общественных отношений между большими группами людей, реальную способность определенного класса, социальной группы, индивида проводить свою волю, выраженную в политике1.
Отличительные признаки политической власти:
Другие авторы выделяют следующие признаки политической власти:
1) верховенство, обязательность её решений для всех других видов власти, распространяется на всё общество, на всех проживающих на территории данного государства;
2) публичность (действует на
3) легальность (только ей
4) моноцентричность (наличие единого центра принятия политических решений);
5) многообразие ресурсов (возможность
использования самых
В политической власти выделяют 3 элемента:
-директивный
– наличие приказа и
-функциональный–обеспечение определённой потребности социального целого, в масштабах которого она осуществляется;
-коммуникативный
– обмен информацией,
Политическая власть, как одна из центральных категорий политической науки выполняет определенные функции:
Существуют различные подходы к видам политической власти:
1. По предназначению, функциям выделяют следующие виды политической власти:
1) законодательную;
2) исполнительную;
3) судебную.
2. По месту в структуре власти:
1) центральную;
2) региональную;
3) местную.
3. По основному субъекту выделяют:
1) монархическую политическую власть;
2) республиканскую политическую власть;
3) олигархическую политическую власть.
4. По отношению к государству политическая власть бывает:
1) государственная;
2) общественная.
Политическая власть в
5. По источнику, ресурсам (Макс Вебер) выделял:
1) харизматическую;
2) традиционную; 3) легальную.
Легитимность политической власти
Проблематика легитимности власти интересовала политических мыслителей с древних времен. От древнеегипетских источников до современных технологических исследований политическое сообщество пыталось дать ответ на актуальные вопросы существа легитимной власти, средствах ее поддержания и возможностях улучшения3.
Впервые понятие «легитимность власти» было введено крупным немецким политологом М. Вебером. Легитимность (лат.legitimus - законный) - признание народом и политическими силами правомерности, законности политической власти, ее инструментов, механизмов деятельности, а также способов ее избрания.
Легитимность не является правовым процессом, поэтому с политологической точки зрения она не обладает юридическими функциями. Она фиксирует факт признания народом, а следовательно, наделяется правом предписывать нормы поведения людям. Легитимная власть поэтому взаимодоверительна. Народ доверяет власти осуществление определенных функций, а власть обязуется их выполнять, используя многообразные инструменты, механизмы и способы.
Самый эффективный способ легитимности политической власти - это привлечение граждан к управлению обществом и государством, контроль за деятельностью чиновников. При этом уровень легитимности повышается. Состояние полной легитимности - процесс очень трудно достигаемый и сохраняемый. Только в обществе с устоявшимися нормами поведения, развитой культурой власти и культурой народа, высоким уровнем социально-экономического и политического развития можно серьезно говорить о легитимности политической власти, ее отдельных органов.
Легитимность политической власти является обстоятельством, которому придается большое значение. Практика показывает, что поддержка обществом власти, демонстрация доверия являются важным фактором ее эффективности. И наоборот, слабое убеждение граждан в законности политической власти составляет одну из причин ее нестабильности. Поэтому любая политическая власть всемерно стремится поддерживать и стимулировать доверие народа. При этом используются различные средства. Издаются различные документы: указы, постановления, законодательные акты. Объектами легитимации обычно являются само государство и его органы, общественный строй, политический режим, реализуемые политические и экономические программы и т.д. Используются неофициальные эффективно действующие методы и средства. Это могут быть политические движения в поддержку власти, негосударственные организации, преследующие такую же цель. Недавние события в России дают пример легитимации политической власти: после событий октября 1993 г. создание новой системы власти сопровождалось принятием новой Конституции, проведением референдума, выборами в Федеральное собрание. С помощью этих средств новая власть осуществляла процесс своей легитимации, т.е. обретения поддержки и доверия народа.
В
легитимации политической власти большую
роль играет личность государственного
деятеля как гаранта
Легитимность власти коренится в политической культуре населения и означает соответствие ее устройства ценностным представлениям граждан. Однако их отношение к власти может быть не только ценностным — с позиций норм нравственности, но и инструментальным — оценивающим ее с точки зрения того, что она дает или может дать людям. Такое инструментальное отношение между гражданами и властью характеризуется понятием эффективности.
Эффективность власти — это ее результативность, степень выполнения ею своих функций в политической системе и обществе, реализации ожиданий (экспектаций) граждан и прежде всего наиболее влиятельных слоев — элит. В современных условиях легитимность и эффективность власти — два важнейших фактора ее стабильности, доверия к ней и поддержки ее гражданами.
Несмотря на мотивационные различия легитимность и эффективность власти взаимосвязаны. В конечном счете любые типы легитимности власти очень во многом определяются надеждами населения на ее эффективность, т.е. удовлетворение его требований. Многие авторитарные режимы, первоначально страдающие дефицитом легитимности, например в Чили, Южной Корее, Бразилии, впоследствии в значительной мере приобрели ее благодаря успешной экономической политике, укреплению общественного порядка и повышению благосостояния населения.
Однако достичь эффективности, не обладая легитимностью, т.е. одобрением и поддержкой граждан, достаточно сложно. В наши дни большое число государств переживает кризис легитимности. На протяжении многих десятилетий особенно остро он проявлялся в форме политической нестабильности, частых государственных переворотов в «третьем мире». В последние годы проблема легитимности стала крайне актуальной для большинства посткоммунистических стран. Это связано с разрушением там традиционных, идеологических и харизматических механизмов легитимации, с отсутствием многих зрелых предпосылок, необходимых для демократии, и с низкой эффективностью власти, сформированной по демократическим процедурам.
Неспособность
правящих режимов таких государств
вывести свои страны из кризиса подрывает
доверие населения к