Политическая власть

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Марта 2012 в 15:03, реферат

Краткое описание

Парадокс политической власти, способной оборачиваться для человека одновременно и целесообразной силой, и злой волей, во все времена занимал умы философов и писателей.
Чтобы все – таки разобраться, что такое политическая власть и чем она выражена, рассмотрим ее структуру и сущность. Определение власти, понятие, ее сущность имеет важнейшее значение для понимания природы политики и государства.

Оглавление

Введение
Сущность и понятие власти
Источники власти
Субъект власти
Объект власти
Ресурсы власти
Функции власти
Соотношение понятий «власть», «господство», «авторитет», «управление»
Заключение
Литература

Файлы: 1 файл

контрольная работа ПОЛИТОЛОГИЯ.doc

— 94.50 Кб (Скачать)


Содержание.

Введение

Сущность и понятие власти

Источники власти

Субъект власти

Объект власти

Ресурсы власти

Функции власти

Соотношение понятий «власть», «господство», «авторитет», «управление»

Заключение

Литература


Введение.

Понятие власти является одним из центральных в политологии. Оно дает ключ к пониманию политических институтов, политических движений и самой политики. Власть появилась с возникновением человечества и в разных формах сопутствовала его развитию. Власть необходима, в первую очередь, для воспроизводства человеческого рода. Формирование власти обусловлено территориальной необходимостью организации общественного производства, которое немыслимо без подчинения всех участников единой воле, а так же потребностью регулирования социальных отношений между людьми. Именно властью определяются территории государств, обеспечивается реализация общих интересов населения. Через отношения власти выражается объективная потребность людей в саморегуляции и организации. В обществе всегда есть различные индивидуальные и групповые интересы, которые необходимо регулировать, соподчинять, снимая социальную напряженность. Таким образов, властные отношения служат механизмом регуляции общественной жизни, гарантом целостности различных обществ, древнейшей формой их организации.

Разгадка феномена власти, приращение всякого нового знания о природе власти и механизмах властвования является едва - ли не самой главной задачей политологии. Первые попытки разобраться в парадоксах и механизмах политической власти были предприняты еще в ранний период политической Индии, Китая и Греции.

Парадокс политической власти, способной оборачиваться для человека одновременно и целесообразной силой, и злой волей, во все времена занимал умы философов и писателей.

Чтобы все – таки разобраться, что такое политическая власть и чем она выражена, рассмотрим ее структуру и сущность. Определение власти, понятие, ее сущность имеет важнейшее значение для понимания природы политики и государства.


Сущность и понятие власти.

Для начала рассмотрим несколько подходов изучения сущности власти, которые выдвинули ученые политологи. Условно все подходы можно разделить на две большие группы:

Атрибутивно-субстанциональные концепции трактуют власть как атрибут (необходимое свойство объекта), либо как самодостаточный «предмет» или «вещь». В свою очередь эта концепция делится на следующие концепции:

1.    Потенциально-волевые концепции определяют власть как способность или возможность политического субъекта осуществлять свою волю. В этом направлении трудились такие выдающиеся личности как И. Фихте, Г.Гегель, К.Маркс, А.Шопенгауэр, М.Вебер.

2.    Инструментально-силовые концепции власти свойственны, прежде всего, англо-американской политической школе. Здесь власть осуществляется со средствами её реализации. В этом направлении более известны такие личности как Т.Гоббс, Ч.Мерриам, Д.Кэтлин, Г.Монгентау.

3.    Системная и структурно-функциональная концепции получили наибольшее распростанение. В рамках системных концепций можно выделить три подхода к понимаю власти: истолковывает власть, как свойство или атрибут макросоциальной системы (Т. Парсонс, Д. Истон, Г. Алмонд); рассматривает власть на уровне конкретных систем – семьи, организации и т.д. (М. Крозье. М. Роджерс, К. Дойч); характеризуется тем, что определяет власть как взаимодействие индивидов, действующих в рамках специфической социальной системы. так же выделяют отдельно следующий подход, трактующий власть как средство социального общения (коммуникации), которое позволяет регулировать групповые конфликты и обеспечивать интеграцию общества (Н.Луман).

Реляционные концепции характеризуют власть как отношение между двумя партнёрами, агентами, при котором один из них оказывает определяющее влияние на второго. В данном случае так же выделяют три основных течения этой концепции:

1.    Теории «сопротивления» исследуют такие властные отношения, в которых субъект власти подавляет сопротивление её объекта. Соответственно разрабатывается классификация различных степеней и форм сопротивления. Д. Картрайт. Дж. Френч, Б.Рейвен;

2.    Теории «обмена ресурсами» на первый план выдвигают ситуации, когда имеет место неравное распределение ресурсов между участниками социального отношения и вследствие этого возникает острая потребность в ресурсах у тех, кто их лишен. В этом случае индивиды, располагающие «дефицитными ресурсами» могут трансформировать их излишки во власть, уступая часть ресурсов тем, кто их лишен, в обмен на желаемое поведение. П. Блау, Д.Хиксон, К. Хайнингс;

3.      Теории «раздела зон влияния» предлагают при оценке природы существующих отношений власти принимать во внимание не каждое действие в отдельности, а рассматривать их в совокупности. Подчеркивается момент изменяемости ролей участников взаимодействий. Если в одной ситуации властью обладает один индивид по отношению к другому. То с трансформацией сферы влияния позиции участников меняются. Д. Ронг и др.

В реляционных концепциях отдельно выделяют бихевиористские (поведенческие) концепции власти. Сторонники этих концепций так же трактуют власть как отношение между людьми, при котором одни властвуют, а другие подчиняются и выполняют решения первых. Особенность данной концепции заключается в акцентировании внимания на мотивах поведения людей в борьбе за власть.

К классу реляционных концепций можно отнести постструктуралистские (неоструктуралистские) концепции «археологии и генеалогии власти» М. Фуко и «поля власти» П. Бурдье. 

Из этого следует, что власть – это один из важнейших видов социального взаимодействия, специфическое отношение, по крайней мере, между двумя субъектами, один из которых подчиняется распоряжениям другого. В результате этого подчинения властвующий субъект реализует свою волю и интересы. 

Политическая власть - это специальный социальный институт, упорядочивающий социальные отношения и поведение индивида. П.В. - определяющее воздействие на поведение масс, групп, организаций с помощью средств, которыми обладает государство. В отличие от нравственной и семейной власти П.В. носит не личностно-непосредственный, а общественно-опосредованный характер. 

В отличие от правовой власти, регулирующей отношения между конкретными субъектами, П.В.  мобилизует на достижение целей большие массы людей, регулирует отношения между группами во время стабильности, общего согласия.

Отношения власти предполагают на­личие субъекта и объекта (или вто­рого, пассивного субъекта), отно­шений господства и подчинения, побуждения к действию и его совершения по желанию первого субъекта. Власть возникает в отношениях между людьми, группами людей, обществом и его частями, то есть субъектами, наделен­ными сознанием, волей, способностью действовать. Сама власть ничего делать не может, действуют люди, обла­дающие властью или подчиняющиеся. Поэтому понятие власти как влияния, отношения не может распространять­ся на отношения между людьми, группами людей и ми­ром вещей, духовным миром, то есть объектами, не спо­собными действовать, выполнять распоряжения. Потому выражения типа "власть денег", "власть вещей", "власть идей", "власть над природой" — это не более, чем мета­форы, образные выражения, принятые в обиходе. Они обозначают зависимость какого-либо рода от чего-либо. Чувства, мысли, идеи, деньги сами по себе не являются объектами, не выполняют волю человека. Ее могут выпол­нять другие люди, действуя по идейным соображениям, из-за денег, страха и т.д.

Конечно, в реальной политической жизни власть су­ществует в предметах, символических формах, в докумен­тах, законах, инструкциях, программах, знаках различий и т.д. Существуют многочисленные политические учреж­дения, работники которых решают различные вопросы в пределах своих полномочий. В обыденной речи эти учре­ждения также могут выступать как субъекты власти: съезд решил, правительство постановило, парламент принял за­кон, хотя все это делали конкретные люди. Возникает не­мало ситуаций, когда объект и субъект власти совмеща­ются в одной личности, в одном коллективе. Это имеет особое политическое значение для формирования само­управляющихся процессов в обществе, например, само­дисциплины, самостоятельности, самоуправления, само­деятельности.

Политическая власть подразделяется на государственную и общественную. Государственная власть обеспечивается соответствующими политическими институтами (парламент, правительство, судебные органы и т.д.), органами правопорядка (полиция, армия, прокуратура и т.д.), а также юридической базой. Общественная власть формируется партийными структурами, общественными организациями, независимыми средствами массовой информации, общественным мнением.

В истории зафиксировано несколько форм власти. Французский политолог Морис Дюверже выделил три формы: анонимная власть, «распыленная» среди членов примитивного общества; индивидуализированная власть, возникающая с усложнением процессов разделения труда и появления новых видов деятельности; институализированная власть, опирающаяся на деятельность специальных институтов, которые выполняют определенные функции. В дополнение Дюверже выделил еще одну форму власти, формирующуюся с конца нашего века: «над-государственная» власть, представленная законодательными (Европарламент) и исполнительными (Комиссия Европейских обществ) институтами, властные полномочия которых распространяются на территорию и население более десятка европейских стран. Первые две формы власти являются догосударственными (потестарными) и носят неполитический характер. Третья форма власти, называемая государсвенно-публичной, и четвертая, «над-государственная», являются собственно политической властью.


Источники власти.

Источники власти – властное первоначало. Глубинным источником власти, основой подчинения одного индивида другому является неравенство. Это неравенство может быть не только социальное (экономическое, имущественное, статусное, образовательное и д.т.), но и естественное (физическое, интеллектуальное, неравенство, порожденное половыми различиями).

В качестве источников могут выступать: авторитет, сила, закон, богатство, престиж, социальный и политический статус, тайны, интерес и т.д.

Американский футуролог О. Тоффлер, изучая источники политической власти, выдвигает теории о том, что сила, богатство и власть связаны ив единую систему. В определенных условиях они взаимозаменяемы и в совокупности нацелены на поддержание власти. Каждый из этих источников сообщает власти определенное качество: сила или угроза ее применения способны лишь на грубое принуждение, функционально ограничены и свойственны лишь власти низшего качества; богатство является источником власти среднего качества, которая может иметь в своем распоряжении как негативное так и позитивное средства стимулирования; знания лежат в основе власти высшего качества, наиболее эффективной. 

На первое место Тоффлер считает знания, так как в силу своих преимуществ (бесконечность, общедоступность, демократичность) они подчинили себе силу и богатство, определяющим фактором функционирования власти. 


Субъект власти.

Основными компонентами власти являются ее субъект и объект. Субъект власти воплощает ее активное, направляющее начало. Им может быть отдельный человек, организация, общность людей, например, народ или даже мировое сообщество, объединенное в ООН. Для возникновения властных отношений необходимо, чтобы субъект обладал рядом качеств. Прежде всего, это желание властвовать, появляющееся в распоряжениях или приказах, и воля к власти. Помимо этого, субъект власти должен быть компетентным, должен знать состояние и настроение подчиненных, обладать авторитетом. Реальные носители власти в разной степени наделены этими качествами. Иногда стремление властвовать связано с тем, что власть открывает широкие возможности для по­лучения различного рода благ: высокого дохода, привиле­гий, выгодных связей и т.д.

Субъекты политической власти имеют сложный, многоуровневый характер: ее первичными субъектами являются индивиды, вторичными - политические организации, субъектами наиболее высокого уровня, непосредственно представляющими во властных отношениях различные общественные группы и весь народ, - политические элиты и лидеры. Связь между этими уровнями может нарушаться. Так, например, лидеры нередко отрываются от масс и даже от приведших их к власти партий (например, выборы в Государственную Думу 1999г.).

К субъектам политической власти относятся:

- социальные общности (народ, нации, классы, соци­альные группы и слои). Они влияют на власть опосредо­ванно. В периоды радикальных политических перемен, безвластия, анархии эти общности могут на короткое вре­мя брать политическую власть непосредственно в свои ру­ки путем бунта, восстания, революции, гражданского не­повиновения, создания органов власти "снизу";

- государство;

- политические партии и организации. Правящие пар­тии оказывают непосредственное влияние на функциони­рование политической власти, оппозиционные — опосре­дованное. В некоторых странах влияние оппозиционных партий закреплено в законодательном порядке (право соз­давать свой "теневой кабинет");

- правящие элиты, бюрократия, лобби (группы давле­ния). Политические элиты и бюрократия существуют в любом обществе, их влияние на власть зачастую опреде­ляющее. Лоббисты представляют и проталкивают интере­сы различных слоев, группировок, существующих в обще­стве. В ряде западных стран лоббизм признан официаль­но, и его деятельность контролируется;

Информация о работе Политическая власть