Введение.
Власть служит
основой политики. Именно она отличает
политику от других сфер жизни общества
(экономической, социальной, духовной
и др.).
Власть оказывается
наиболее таинственным явлением в политике,
природу которого выявить непросто. Что
заставляет человека, общество подчинятся
кому-либо или чему-либо: боязнь насилия
или желание повиноваться? Своей таинственностью
и неопределенностью власть никого не
оставляла равнодушным к себе: ею восхищались
и ее проклинали, возвышали до небес и
«втаптывали в грязь».
Попробуем разобраться,
что же такое «Политическая власть», какова
ее сущность и структура.
Власть
как общественные отношения.
В любом
обществе на определенном этапе
его развития неизбежно возникают
политические отношения, складываются
и функционируют политические
организации, партии, формируются
политические идеи и теории. Политика
— это особая сфера деятельности.
Смысл слова «политика» лучше
всего выражает его этимология:
греч. ( politike) — искусство управления
государством. Политика, таким образом,
представляет собой участие в делах государства,
в определении направления его функционирования,
в определении форм, задач и содержания
деятельности государства. Целью политики
является сохранение или создание наиболее
приемлемых для определенных социальных
слоев или классов, а также страны в целом
условий и способов осуществления власти.
Политическая
власть — это тонкое искусство
государственного управления. Субъектами
этой системы являются государственный
аппарат, политические партии
и движения, профсоюзы, различные
общественные организации (церковь
в нашем обществе отделена
от государства и поэтому не
входит в политическую организацию).
Все это суть не что иное,
как главные составные элементы
разветвленного и крепко спаянного
системного целого, механизм, с помощью
которого осуществляется политическая
власть в обществе.
Поскольку
политика — это искусство управления,
постольку, чтобы быть искусством
в высшем смысле этого слова,
она должна опираться на достижения
наук и соответствовать высшим
критериям нравственности.
В структуре
политической деятельности в
самом общем виде просматриваются
три основных момента. В о
- п е р в ы х, умение ставить ближайшие
(тактические) и перспективные (стратегические)
реальные цели и решать задачи, учитывая
соотношение социальных сил, все возможности
общества на конкретном этапе его развития.
В о – в т о р ы х, выработка эффективных
методов, средств, форм организации социальных
сил для достижения поставленных целей.
Наконец, в – т р е т ь и х, соответствующий
подбор и расстановка кадров, способных
решать поставленные перед ними задачи.
Задача всякой
государственной власти заключается
в том, чтобы на путях убеждения
и стратегической целеустремленности
обеспечить воспитание в народе
законопослушания. Власть, подчиняясь
принципам правопорядка, должна
уметь усматривать стратегические
политические и социально-экономические
цели и компетентно творить
право и порядок, связуя себя с
правосознанием народа, с возвышением
мотивации деловитости и духовности своего
народа.
Власть —
это всегда организованная воля
и сила каких-либо субъектов,
направленная на людей, независимо
от их установок относительно
такого влияния. Сама идея власти
носит чрезвычайно сложный и
многоплановый характер: она уходит
своими корнями в природу межличностных
отношений и сокровенные глубины
человеческой природы, в саму
суть характера человека вплоть
до его психобиологического начала,
не говоря уже об изначальных
стадиях становления человеческого
общества, когда господство и подчинение,
власть одного человека над другим составляли
неотъемлемое начало жизни древнейшего
социума. Естественно, власть нельзя обеспечить
одной лишь демагогией. Последняя может
продлить существование власти, но не
сохранить ее. Фундамент власти — насилие,
понимаемое как подчинение одних воле
других. Подчинение может зиждиться на
грубой силе — это «уважение» к власти,
добытое из-под палки. Уважение настоящее,
без кавычек, достигается в том случае,
если властная структура базируется на
интеллектуальной мощи, помноженной на
право и нравственность.
Понятие власти.
Важнейшей
социальной причиной подчинения
одних людей другим является
неравномерное распределение ресурсов
власти. В широком смысле ресурсы
власти представляют собой "все
то, что индивид или группа
могут использовать для влияния
на других". Т.е. ресурсы власти
- это все те средства, использование
которых обеспечивает влияние
на объект власти в соответствии
с целями субъекта.
Ресурсы,
наряду с субъектом и объектом,
выступают одним из важнейших
оснований власти. Они могут использоваться
для поощрения, наказания или
убеждения.
Структурные
основания политической власти -
законы, суд, государственный аппарат,
отряды принуждения, партийная
дисциплина, авторитет лидера, центральные
и региональные структуры. Руководствуясь
антропологическим принципом, выделяют
такие типы оснований политической
власти как:
- страх
- интерес
- убеждение
Виды
власти.
Особенности
различных элементов власти (субъекта,
объекта, ресурсов) могут использоваться
в качестве оснований ее типологий.
Одной из
наиболее содержательных классификаций
власти является ее деление
в соответствии с ресурсами,
на которых она основывается,
на:
- экономическую;
- социальную;
- духовно-информационную;
- принудительную
(которую часто называют политической
в узком значении этого слова, хотя это
не совсем точно);
- политическую
в широком, собственном значении
этого слова.
В
зависимости от субъектов,
власть делится на:
- государственную;
- партийную;
- профсоюзную;
- армейскую;
- семейную и
т.п.
По
широте распространения
выделяются:
- мега уровень
- международные организации, (ООН,
НАТО и т.п.);
- макроуровень
- центральные органы государства;
- мезо уровень
- подчиненные центру организации
(областные, районные и т.п.)
- микроуровень
- власть в первичных организациях
и малых группах.
По функциям ее
органов:
- законодательная;
- исполнительная;
- судебная.
По
способам взаимодействия
субъекта и объекта
власти:
- демократическая;
- авторитарная
и т.п.
Структура власти:
Основными компонентами
власти являются ее субъект, объект.
Средства (ресурсы)
и процесс, приводящий в движение
все ее элементы и характеризующийся
механизмом и способами взаимодействия
субъекта и объекта.
Субъект
власти воплощает ее активное,
направляющее начало. Им может
быть отдельный человек, организация,
общность людей, например, народ
или даже мировое сообщество,
объединенное в ООН.
Субъекты
политической власти имеют сложный,
многоуровневый характер: ее первичными
субъектами являются индивиды, вторичными
- политические организации, субъектами
наиболее высокого уровня, непосредственно
представляющими во властных
отношениях различные общественные
группы и весь народ, - политические
элиты и лидеры. Связь между
этими уровнями может нарушаться.
Так, например, лидеры нередко
отрываются от масс и даже
от приведших их к власти
партий (например, выборы в Государственную
Думу 1999г.).
Субъект
определяется содержанием властного
отношения через приказ (распоряжение,
команду). В приказе предписывается
поведение объекта власти, указываются
(или подразумеваются) санкции,
которые влечет за собой выполнение
или невыполнение распоряжения.
От приказа, характера содержащихся
в нем требования во многом
зависит отношение к нему объекта,
исполнителей - второго важнейшего
элемента власти.
Проблемы
политической легитимности,
легальности и
эффективности власти
в современной
политологии.
Для
того, чтобы политическая власть была
успешной, она должна быть легитимной.
Власть легитимна в том случае, если «управляемые»
признают за ней право управлять. Юридически
правовая законность свидетельствует
о легальности власти.
Легитимность
власти может основываться либо
на принуждении и насилии, либо
на убеждении и влиянии. В
первом случае «управляющие»
стремятся реализовать принятые
решения вопреки желанию «управляемых»,
во втором, - опираясь на их
добровольное согласие или солидарность.
Легитимация
политической власти представляет
собой взаимообусловленный процесс,
с одной стороны, «самооправдания»
и рационального обоснования
собственной власти со стороны
«управляющих», с другой - «оправдания»
и признания этой власти со
стороны «управляемых».
В обществе
всегда есть социальные группы,
не согласные с действующей
властью, поэтому легитимность
государственной власти не может
носить всеобщего характера.
Легитимность
обладает свойством изменять
свою интенсивность, т.е. характер
и степень поддержки политической
власти, поэтому можно говорить
о кризисах легитимности. Под
кризисами понимается такое падение
реальной поддержки органов государственной
власти или правящего режима
в целом, которое влияет на
качественное изменение их ролей
и функций. Так в качестве
причин делегитимации называют следующие
факторы: невозможность органов власти
осуществлять свои функции или присутствие
в политическом пространстве нелегитимного
насилия; наличие военных конфликтов и
гражданских войн; невозможность правительства
адаптироваться к изменяющимся условиям;
разрушение конституционного порядка.
В качестве
основных источников кризиса
легитимности правящего режима
можно назвать уровень политического
протеста населения, направленного
на свержение режима, а также
свидетельствующие о недоверии
режиму результаты выборов, референдумов,
плебисцитов. Эти показатели свидетельствуют
о «нижней» границе легитимности,
за которой следует распад
действующего режима и даже
полной смены конституционного
порядка. К факторам, определяющим ее
«верхнюю» границу, т.е. текущее, динамичное
изменение симпатий и антипатий к властям,
можно отнести: функциональную перегруженность
государства и ограниченность ресурсов
властей, резкое усиление деятельности
оппозиционных сил, постоянное нарушение
режимом установленных правил политической
игры, неумение властей объяснить населению
суть проводимой им политики, широкое
распространение таких социальных болезней,
как рост преступности, падение уровня
жизни и т.д.