Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2010 в 13:46, контрольная работа
Политическая власть - фундаментальная категория политологии, социологии, государствоведения и самый труднопостижимый феномен общественной жизнедеятельности людей. В понятиях "политическая власть", "властеотношения" преломляются важнейшие стороны бытия человеческой цивилизации, отражается суровая логика борьбы классов, социальных групп, наций, политических партий и движений. Не случайно проблемы власти волновали в прошлом и волнуют ныне ученых, богословов, политиков, писателей.
Будучи разновидностью социальной власти, политическая власть обладает всеми признаками последней. Вместе с тем она имеет немало качественных особенностей. Важнейшая особенность политической власти заключена в ее политической и классовой природе. В научной и учебной литературе термины "государственная власть" и "политическая власть" обычно отождествляются. Такое отождествление, хотя и не бесспорно, допустимо. Во всяком случае государственная власть всегда является политической и содержит элемент классовости.
Основоположники марксизма характеризовали государственную (политическую) власть как "организованное насилие одного класса для подавления другого" . Для классово-антагонистического общества такая характеристика в общем и целом верна. Однако любую политическую власть, тем более демократическую, вряд ли допустимо сводить к "организованному насилию". В противном случае создается представление, что политическая власть - естественный враг всему живому, всякому творчеству и созиданию. Отсюда неизбежно негативное отношение к органам власти и лицам, ее олицетворяющим. Отсюда и далеко не безобидный социальный миф о том, что всякая власть - зло, которое общество вынуждено терпеть до поры до времени. Этот миф является одним из источников разного рода проектов свертывания государственного управления, вначале умаления роли, а затем и уничтожения государства.
Между тем функционирующая на научной основе подлинно народная власть - великая созидательная сила, обладающая реальной возможностью управлять действиями и поведением людей, разрешать социальные противоречия, согласовывать индивидуальные или групповые интересы, подчинять их единой властной воле методами убеждения, стимулирования, принуждения.
Итак, цель моей работы - раскрыть сущность и структуру политической власти.
Задачи работы:
раскрыть сущность политической власти;
определить субъекты и институты политической власти;
раскрыть ресурсы власти;
дать определение легитимности;
раскрыть принцип разделения властей;
показать как применяется принцип разделения властей в РФ.
А теперь я попробую разобраться, что же такое «Политическая власть», какова ее сущность и структура, и в чем заключается принцип разделения властей.
Введение.
Политическая
власть - фундаментальная категория
политологии, социологии, государствоведения
и самый труднопостижимый феномен
общественной жизнедеятельности людей.
В понятиях "политическая власть",
"властеотношения" преломляются
важнейшие стороны бытия
Будучи разновидностью социальной власти, политическая власть обладает всеми признаками последней. Вместе с тем она имеет немало качественных особенностей. Важнейшая особенность политической власти заключена в ее политической и классовой природе. В научной и учебной литературе термины "государственная власть" и "политическая власть" обычно отождествляются. Такое отождествление, хотя и не бесспорно, допустимо. Во всяком случае государственная власть всегда является политической и содержит элемент классовости.
Основоположники
марксизма характеризовали
Между тем функционирующая на научной основе подлинно народная власть - великая созидательная сила, обладающая реальной возможностью управлять действиями и поведением людей, разрешать социальные противоречия, согласовывать индивидуальные или групповые интересы, подчинять их единой властной воле методами убеждения, стимулирования, принуждения.
Итак, цель моей работы - раскрыть сущность и структуру политической власти.
Задачи работы:
А теперь
я попробую разобраться, что же такое
«Политическая власть», какова ее
сущность и структура, и в чем заключается
принцип разделения властей.
1.
Сущность и основные
элементы политической
власти: источники,
ресурсы, легальность,
легитимность, суверенитет
власти.
Политическая власть – центральная категория политологии. Она дает ключ к пониманию сущности и предназначению политической системы общества. В зависимости от ее содержания трактуется сущность и механизм реализации политических процессов и институтов, политического поведения социальных групп и индивидов.
Власть
представляет собой средство осуществления
политики. Борьба за власть, за овладение
ею и за ее удержание – один
из важнейших аспектов политической
жизни общества. Власть не самоцель
для социальных сил, стремящихся
к реализации тех или иных целей,
т. е. политики. Пришедшие к власти
политические силы формируют ее конкретные
материализованные структуры
Власть обеспечивает в обществе порядок, выражающийся в соответствии поведения всех субъектов данной социальной системы нормам и ценностям, которые система провозгласила для себя целесообразными. Власть порождается общественным разделением труда и обуславливается спецификой построения социальной системы как иерархической организации, разделенной на властвующих и подвластных (подчиненных). Власть проявляется всегда в исторически конкретных формах.
Исторический опыт показывает, что там, где появляется необходимость в согласованных действиях людей (будь то семья, группа, социальный слой, нация, общество в целом), происходит подчинение их деятельности достижению определенных целей. И одновременно определяются ведущие и ведомые, властвующие и подвластные. Властные отношения объективно присущи общественной жизни. Это своеобразная плата за жизнь в обществе, ибо жить в обществе и быть свободным от его правил невозможно. Другими словами, без отношений власти человеческая цивилизация невозможна.
Политической власти присущи определенные универсальные свойства:
Коренным источником власти, основой подчинения одного индивида другому является неравенство, причем не только социальное (экономическое, имущественное, статусное, образовательное и т. д.), но и естественное (физическое, интеллектуальное, неравенство, порожденное половыми различиями, и т. д.).
Власть – это один из важнейших видов социального взаимодействия и означает право и возможность одних повелевать, распоряжаться и управлять другими; способность и возможность одних осуществлять свою волю по отношению к другим, оказывать определяющее влияние на их поведение и деятельность, используя при этом авторитет, право, насилие и другие средства.
Структура власти состоит из таких элементов, как: источники власти, субъекты власти, объекты власти, функции власти, ресурсы власти, основания власти (рис. 1).
Источники власти – авторитет, сила, престиж, закон, богатство, социальный и политический статус, тайна, интерес, знания и т. д. По мнению некоторых экспертов, в частности О. Тоффлера, основными источниками власти, властным первоначалом являются: сила (низшее качество власти), богатство (среднее качество власти) и знания (высшее качество власти). В современном мире, по его мнению, знания (в различных формах: информация, искусство и т. д.) подчинили себе силу и богатство, став определяющим фактором функционирования власти.
Рис
1. Структура власти.
Субъект власти является одним из основных компонентов власти, воплощающим ее активное, направляющее начало. Им может быть от отдельный человек, организация, общность людей и т. д. Для реализации властных отношений субъект должен обладать определенными качествами:
– желание властвовать;
– воля к власти;
– компетентность;
– знание сути дела, состояния и настроения;
– умение использовать ресурсы власти;
– авторитетность.
Таким образом, субъект определяет содержание властного отношения через приказ (распоряжение, команду). В приказе предписывается поведение объекта власти, указываются (или подразумеваются) санкции, которые влечет за собой выполнение или невыполнение распоряжения. От приказа, характера содержащихся в нем требований во многом зависит отношение к нему объекта, исполнителей – второго важнейшего элемента власти.
Можно из этого сделать вывод, что власть никогда не является свойством или отношением лишь одного действующего лица. Власть – всегда двустороннее, асимметричное, с доминированием воли властителя взаимодействие ее субъекта и объекта.
Объект власти – это тот, на кого направлено воздействие субъекта. Им может быть отдельный индивид, социальная группа, различные общности людей, классы, нации и т. д. Власть невозможна без подчинения объекта. Если такого подчинения нет, то нет и власти, несмотря на то, что стремящийся к ней субъект обладает ярко выраженной волей властвования и мощными средствами принуждения.
Масштабы отношения объекта к субъекту властвования простираются от ожесточенного сопротивления, борьбы на уничтожение до добровольного, воспринимаемого с радостью повиновения. Готовность к подчинению зависит от ряда факторов: от собственных качеств объекта властвования, от характера предъявляемых к нему требований, от ситуации и средств воздействия, которыми располагает субъект, а также от восприятия руководителя исполнителями, наличия или отсутствия у него авторитета.
Мотивация
подчинения достаточно сложна. Она
может основываться на страхе перед
санкциями; на долголетней привычке
к повиновению; на заинтересованности
в выполнении распоряжений; на убежденности
в необходимости подчинения; на авторитете,
вызываемом носителем власти у подчиненных;
на идентификации объекта с
Функции власти составляют: господство, руководство, регуляция, управление, контроль, координация, мобилизация и т. д. Конкретизируя эти функции, можно сказать, что одним из предназначений политической власти является разрешение противоречий между необходимостью порядка в обществе и различными (при этом постоянно меняющимися) интересами разных слоев, национальных и других групп, отдельных личностей. В выполнении этих функций у каждой политической власти свои цели и задачи, конкретные программы, ресурсы и т. д.
Основания и ресурсы власти также являются важнейшими структурными элементами власти. Под основаниями власти понимаются ее база, источники, на которые опирается властная воля субъекта. Ресурсы – это реальные и потенциальные средства, которые используются (или могут использоваться) для укрепления самой власти и ее оснований. Под ресурсами понимаются все те средства, использование которых обеспечивает влияние на объект власти в соответствии с целями субъекта. Первостепенная значимость ресурсов как оснований власти отражена в теории «социального обмена» (П. Блау), согласно которой в основе власти лежит неравномерное распределение дефицитных ресурсов. Люди, которые не имеют ресурсов, получают их в обмен на исполнение распоряжений обладателей ресурсов.
По сферам жизнедеятельности общества можно выделить экономические, социальные, юридические, административно-силовые и культурно-информационные основания и ресурсы власти.
Экономические основания власти характеризуются господствующей формой собственности, материальными ценностями, необходимыми для общественного производства и потребления, деньгами, золотовалютными запасами страны, плодородными землями, полезными ископаемыми и т. д. Поэтому экономическими ресурсами власти являются активная инвестиционная, научно-техническая, налоговая и др. виды политики, а также внешнеэкономическая деятельность, направленная на укрепление безопасности страны.
Социальные основания власти – это социальные группы и слои, на которые опирается власть. Состав этих групп определяется общественным строем страны, ее политическими, культурно-историческими традициями. Социальные ресурсы – это способность повышения (или понижения) социального статуса или ранга, места в социальной стратификации общества. Они частично совпадают с экономическими ресурсами. Так, например, доход и богатство, являясь экономическим ресурсом, вместе с тем характеризует и социальный статус – социальный ресурс. Наряду с этим социальные ресурсы включают в себя и такие показатели, как должность, престиж, образование, медицинское обслуживание, социальное обеспечение и т. д.