Политическая власть

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2010 в 13:46, контрольная работа

Краткое описание

Политическая власть - фундаментальная категория политологии, социологии, государствоведения и самый труднопостижимый феномен общественной жизнедеятельности людей. В понятиях "политическая власть", "властеотношения" преломляются важнейшие стороны бытия человеческой цивилизации, отражается суровая логика борьбы классов, социальных групп, наций, политических партий и движений. Не случайно проблемы власти волновали в прошлом и волнуют ныне ученых, богословов, политиков, писателей.
Будучи разновидностью социальной власти, политическая власть обладает всеми признаками последней. Вместе с тем она имеет немало качественных особенностей. Важнейшая особенность политической власти заключена в ее политической и классовой природе. В научной и учебной литературе термины "государственная власть" и "политическая власть" обычно отождествляются. Такое отождествление, хотя и не бесспорно, допустимо. Во всяком случае государственная власть всегда является политической и содержит элемент классовости.
Основоположники марксизма характеризовали государственную (политическую) власть как "организованное насилие одного класса для подавления другого" . Для классово-антагонистического общества такая характеристика в общем и целом верна. Однако любую политическую власть, тем более демократическую, вряд ли допустимо сводить к "организованному насилию". В противном случае создается представление, что политическая власть - естественный враг всему живому, всякому творчеству и созиданию. Отсюда неизбежно негативное отношение к органам власти и лицам, ее олицетворяющим. Отсюда и далеко не безобидный социальный миф о том, что всякая власть - зло, которое общество вынуждено терпеть до поры до времени. Этот миф является одним из источников разного рода проектов свертывания государственного управления, вначале умаления роли, а затем и уничтожения государства.
Между тем функционирующая на научной основе подлинно народная власть - великая созидательная сила, обладающая реальной возможностью управлять действиями и поведением людей, разрешать социальные противоречия, согласовывать индивидуальные или групповые интересы, подчинять их единой властной воле методами убеждения, стимулирования, принуждения.
Итак, цель моей работы - раскрыть сущность и структуру политической власти.
Задачи работы:
раскрыть сущность политической власти;
определить субъекты и институты политической власти;
раскрыть ресурсы власти;
дать определение легитимности;
раскрыть принцип разделения властей;
показать как применяется принцип разделения властей в РФ.
А теперь я попробую разобраться, что же такое «Политическая власть», какова ее сущность и структура, и в чем заключается принцип разделения властей.

Файлы: 1 файл

Политическая власть моя контрольная.docx

— 60.00 Кб (Скачать)

    Юридические основания власти составляют материальная база юриспруденции, совокупность законов, на которых формируется и действует  власть. Юридические ресурсы –  это различного рода инструкции, постановления, указы и т. д., не охваченные действующим  законодательством. К  их числу  можно,  например, отнести указы президента, постановления правительства, судебных и других исполнительных органов.

    Административно-силовые  основания власти составляет совокупность властных учреждений, обеспечивающих жизнедеятельность страны, внутренней и внешней безопасности государства, а также их аппарат. К их числу  относятся органы законодательной  и исполнительной власти, государственной  безопасности, внутренних дел и т. д. Поэтому административно-силовыми ресурсами власти выступают: система  подбора и подготовки кадров, обладающих необходимыми профессиональными качествами, оружие, снаряжение и т. д.

    Культурно-информационные основания власти включают в себя систему организаций, сохраняющих  и развивающих культурный потенциал  страны, системы получения и переработки  информации, средства массовой коммуникации и информации, компьютерные технологии и сети. Поэтому культурно-информационные ресурсы составляют духовные ценности, знания, информация, а также средства их получения и распространения.

    Ресурсы власти, являясь производными от ее оснований, в то же время относительно самостоятельны и по своему содержанию существенно шире этих оснований. В современной российской политической науке доминирующим является подход, при котором ресурсы общества подразделяются на два вида:

    1) материально-экономические;

    2) духовно-информационные,

    Каждый  из них дает возможность, с одной  стороны, возвысить политических агентов  в потенциальном статусе и  ранге, а с другой – увеличить  их мобилизующую силу и давление.

    В социотехнологической цепочке самой  власти ресурсы играют самостоятельную  роль в обеспечении научной обоснованности приказа (распоряжения), в организации  контроля, для убеждения, наказания  и поощрения, а также для обеспечения  эффективной обратной связи от объекта  власти к ее субъекту. При таком  подходе ресурсы делятся на организационные, принудительные, поощрительные и  нормативные.

    Организационные ресурсы направлены на создание оптимальных  организационных структур управления, гарантирующих быстрое прохождение  приказа до исполнителя и обеспечение  надежного контроля. Они должны использоваться рационально и блокировать  естественную

      потребность чиновничьего аппарата  к расширенному самовоспроизводству.

    Принудительные  ресурсы – комплекс мер административного  воздействия и угрозы санкций  при невыполнении приказа. Они также  используются для предотвращения нежелательных  для власти форм политической активности населения: забастовок, митингов, демонстраций, пикетов и т. д.

    Поощрительные ресурсы – это материальные и  социальные блага, с помощью которых  власть «подкармливает» определенные слои населения. В результате этого  стимулируется выполнение распоряжений власти соответствующими объектами.

    Нормативные ресурсы – средства воздействия  на ценностные ориентации и морально-этические  нормы объектов власти. Они ориентируют  на социальное партнерство руководителей  и подчиненных, формируют определенный кодекс поведения, связанный с профессиональным и гражданским долгом.

    Ресурсы власти являются обоюдоострым инструментом: при научно обоснованном, профессиональном использовании они укрепляют  как саму власть, так и ее основания. При некомпетентном подходе они  подтачивают, разрушают власть, способствуя  возникновению кризисов и революций.

    Виды  власти. Власть, существующая в обществе, может быть типологизирована по самым различным основаниям. Так, в зависимости от ресурсов власть может быть подразделена на экономическую, социальную, правовую, административную, принудительную, информационную и политическую.

    Экономическая власть – это контроль над экономическими ресурсами, собственность на различного рода материальные ценности.

    Социальная  власть – распределение положения  в социальной структуре, статусов, должностей, льгот, привилегий и т. д.

    Правовая  власть – создание необходимого правового, подзаконного положения существующего  политического режима.

    Административная  власть – подбор и расстановка  управленческих кадров на всех уровнях  власти.

    Принудительная  власть – контроль за людьми с помощью  применения или угрозы применения физической силы.

    Информационная  власть – это власть над людьми, осуществляемая с помощью научных  знаний и информации. Эта власть способна служить разным целям: или  распространять объективные сведения о деятельности правительства, положении  общества, или же манипулировать обществом  с помощью специальных методов  обмана, управления сознанием и поведением людей вопреки их воле и интересам.

    Политическая  власть подразделяется на государственную  и общественную. Государственная  власть обеспечивается соответствующими политическими институтами (парламент, правительство и т. д.), органами правопорядка (милиция, армия, прокуратура, суды и  т. д.), а также юридической, правовой базой.

    Общественная  власть формируется партийными структурами, общественными организациями, независимыми средствами массовой информации, общественным мнением.

    Политическая  власть существует в двух основных формах: официальная, легальная  с  формализованной структурой, и неформальная, неофициальная (власть влиятельных  групп, лиц, лидеров кланов. В этом случае власть приобретает теневой, подпольный, мафиозный характер).

    В зависимости от субъектов власть делится на государственную, партийную, профсоюзную и т. д. В зависимости  от функций ее органов она подразделяется на законодательную, исполнительную и  судебную; по способам взаимодействия субъекта и  объекта – демократическую, авторитарную, тоталитарную и т. д. По широте распространения выделяются мегауровень – международные  организации (ООН), макроуровень – центральные  органы государства (парламент, правительство  страны), мезоуровень – подчиненные  центру организации (областные, краевые  администрации) и микроуровень (органы местного самоуправления).

    Различные виды общественной власти находятся  в сложном взаимодействии. Многие политологи считают важнейшей среди  них экономическую власть, власть собственников средств производства и других общественных богатств.  В рыночном обществе, где почти  все имеет цену и денежное выражение, подавляющее большинство СМИ  принадлежит крупным собственникам. Деньги  оказывают сильное влияние  на проведение избирательных кампаний и итоги выборов, широко используются для подкупа избирателей и  политиков. Концентрация экономической  власти у крупных собственников  создает опасность установления плутократии – прямого политического правления небольшой группы богачей. В западных демократиях всевластие крупного капитала сдерживается конкуренцией между собственниками, политическим влиянием среднего класса, государством и обществом.

    Политическая  власть, испытывая сильное воздействие  экономической власти, в то же время  достаточно самостоятельна и способна иметь над ней первенство, подчинять  ее своим целям. В определенных условиях доминирующее влияние на общество может  оказывать информационная власть. Ее монополизация отдельной группировкой может обеспечить ей победу на выборах  и длительное сохранение своего господства в обществе, невзирая на неэффективность  собственной политики.

    В современных государствах существуют различные способы властвования: демократические (власть осуществляется при участии исполнителей ее решений), авторитарные (единоличное правление  с ограниченным контролем над  подданными), тоталитарные (всеобъемлющий  контроль субъекта над объектом), конституционные (правление в рамках закона), деспотические (всевластие, произвол, опора на насилие), либеральные (уважение свободы личности, ее фундаментальных прав).

    Однако  для того, чтобы в полной мере использовать вышеназванные ресурсы, политическая власть должна обладать еще одним очень важным качеством - быть правомочной и оправданной  в глазах граждан; иначе говоря, они  должны признавать ее право на существование  и право управлять ими. Для  этого сама существующая власть, способ ее осуществления (тип правления) и  связанные с ними властные институты  должны обладать определенными свойствами. Такое принятие подданными или гражданами власти и связанного с нею политического  порядка называется легитимностью  власти. Легитимность власти следует  отличать от легальности, которая подразумевает  законный характер власти, ее опору  во всех предпринимаемых действиях  на закон. То есть власть в данном случае признается людьми потому, что в  основании ее лежит закон. Однако, как мы увидим при рассмотрении всех существующих типов легитимности политической власти, основой доверия подданных  или граждан к ней и ее институтам может быть не только их законный характер, но и иные причины. С понятием политической легитимности тесно связано понятие политического господства.

    Понятие политического господства.

    Проявления  власти в обществе чрезвычайно многообразны, изменчивы и относительны. Для  того чтобы упорядочить их, стабилизировать  власть в обществе и сделать ее функционально способной, ее необходимо институциализировать, закрепить в  форме политического господства. Многие политологи, особенно европейские, считают категорию господства центральной, базовой для понимания политики, а изучение системы политического господства — одной из первейших задач политологии.

    Политическое  господство означает структурирование в обществе отношений командования и подчинения, организационное и законодательное оформление факта разделения в обществе управленческого труда и обычно связанных с ним привилегий — с одной стороны, и исполнительской деятельности — с другой. Оно возникает тогда, когда власть институциализируется, превращается в устойчивые отношения, когда в организации устанавливаются позиции, занятие которых позволяет принимать решения, приказывать, разрешать или запрещать. «Господство, — писал Вебер, — означает шанс встретить повиновение определенному приказу».

    Господство  неразрывно связано с властью, является формой ее организации в обществе. Политическая власть, опираясь на вооруженную  силу, может возникнуть и до установления господства. Однако в этом случае она не сможет долго продержаться и выполнять свои функции в обществе.

    Господство — это политический порядок, при котором одни командуют, а другие подчиняются, хотя первые могут находиться под демократическим контролем вторых. Такой порядок может соответствовать интересам не только управляющего меньшинства, но и всего общества или, по крайней мере, его большинства, хотя в истории человечества политическое господство проявлялось обычно как форма закрепления и (или) средство приобретения социального господства, т.е. привилегированного положения в обществе, связанного с социальным неравенством.

    Господство  как институциализировавшаяся власть может по-разному оцениваться гражданами. Положительная оценка, принятие населением власти, признание ее правомерности, права управлять и согласие подчиняться означает ее легитимность. Легитимная власть обычно характеризуется как правомерная и справедливая. Легитимность связана с наличием у власти авторитета, ее соответствием ценностным представлениям большинства граждан, с консенсусом общества в области основополагающих политических ценностей.

    Политическая  легитимность.

    Сам термин «легитимность» иногда переводят  с французского как «законность» или «узаконенность». Такой перевод  не совсем точен. Законность, понимаемая как действие через закон и  в соответствии с ним, может быть присуща и нелегитимной власти.

    Большой вклад в теорию легитимации господства (власти) внес Макс Бебер. В зависимости  от мотивов подчинения он выделил  три главных типа легитимности власти:

    1. Традиционная легитимность. Она обретается благодаря обычаям, привычке повиноваться власти, вере в непоколебимость и священность издревле существующих порядков. Традиционное господство характерно для монархий. По своей мотивации оно во многом схоже с отношениями в патриархальной семье, основанными на беспрекословном повиновении старшим и на личном, неофициальном характере взаимоотношений между главой семьи и ее членами. Традиционная легитимность отличается прочностью. Поэтому, считал Бебер, для стабильности демократии полезно сохранение наследственного монарха, подкрепляющего авторитет государства многовековыми традициями почитания власти.

Информация о работе Политическая власть