Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2010 в 13:46, контрольная работа
Политическая власть - фундаментальная категория политологии, социологии, государствоведения и самый труднопостижимый феномен общественной жизнедеятельности людей. В понятиях "политическая власть", "властеотношения" преломляются важнейшие стороны бытия человеческой цивилизации, отражается суровая логика борьбы классов, социальных групп, наций, политических партий и движений. Не случайно проблемы власти волновали в прошлом и волнуют ныне ученых, богословов, политиков, писателей.
Будучи разновидностью социальной власти, политическая власть обладает всеми признаками последней. Вместе с тем она имеет немало качественных особенностей. Важнейшая особенность политической власти заключена в ее политической и классовой природе. В научной и учебной литературе термины "государственная власть" и "политическая власть" обычно отождествляются. Такое отождествление, хотя и не бесспорно, допустимо. Во всяком случае государственная власть всегда является политической и содержит элемент классовости.
Основоположники марксизма характеризовали государственную (политическую) власть как "организованное насилие одного класса для подавления другого" . Для классово-антагонистического общества такая характеристика в общем и целом верна. Однако любую политическую власть, тем более демократическую, вряд ли допустимо сводить к "организованному насилию". В противном случае создается представление, что политическая власть - естественный враг всему живому, всякому творчеству и созиданию. Отсюда неизбежно негативное отношение к органам власти и лицам, ее олицетворяющим. Отсюда и далеко не безобидный социальный миф о том, что всякая власть - зло, которое общество вынуждено терпеть до поры до времени. Этот миф является одним из источников разного рода проектов свертывания государственного управления, вначале умаления роли, а затем и уничтожения государства.
Между тем функционирующая на научной основе подлинно народная власть - великая созидательная сила, обладающая реальной возможностью управлять действиями и поведением людей, разрешать социальные противоречия, согласовывать индивидуальные или групповые интересы, подчинять их единой властной воле методами убеждения, стимулирования, принуждения.
Итак, цель моей работы - раскрыть сущность и структуру политической власти.
Задачи работы:
раскрыть сущность политической власти;
определить субъекты и институты политической власти;
раскрыть ресурсы власти;
дать определение легитимности;
раскрыть принцип разделения властей;
показать как применяется принцип разделения властей в РФ.
А теперь я попробую разобраться, что же такое «Политическая власть», какова ее сущность и структура, и в чем заключается принцип разделения властей.
Юридические
основания власти составляют материальная
база юриспруденции, совокупность законов,
на которых формируется и
Административно-силовые
основания власти составляет совокупность
властных учреждений, обеспечивающих
жизнедеятельность страны, внутренней
и внешней безопасности государства,
а также их аппарат. К их числу
относятся органы законодательной
и исполнительной власти, государственной
безопасности, внутренних дел и т.
д. Поэтому административно-
Культурно-информационные
основания власти включают в себя
систему организаций, сохраняющих
и развивающих культурный потенциал
страны, системы получения и
Ресурсы власти, являясь производными от ее оснований, в то же время относительно самостоятельны и по своему содержанию существенно шире этих оснований. В современной российской политической науке доминирующим является подход, при котором ресурсы общества подразделяются на два вида:
1) материально-экономические;
2) духовно-информационные,
Каждый из них дает возможность, с одной стороны, возвысить политических агентов в потенциальном статусе и ранге, а с другой – увеличить их мобилизующую силу и давление.
В
социотехнологической цепочке самой
власти ресурсы играют самостоятельную
роль в обеспечении научной
Организационные
ресурсы направлены на создание оптимальных
организационных структур управления,
гарантирующих быстрое
потребность чиновничьего
Принудительные ресурсы – комплекс мер административного воздействия и угрозы санкций при невыполнении приказа. Они также используются для предотвращения нежелательных для власти форм политической активности населения: забастовок, митингов, демонстраций, пикетов и т. д.
Поощрительные ресурсы – это материальные и социальные блага, с помощью которых власть «подкармливает» определенные слои населения. В результате этого стимулируется выполнение распоряжений власти соответствующими объектами.
Нормативные ресурсы – средства воздействия на ценностные ориентации и морально-этические нормы объектов власти. Они ориентируют на социальное партнерство руководителей и подчиненных, формируют определенный кодекс поведения, связанный с профессиональным и гражданским долгом.
Ресурсы власти являются обоюдоострым инструментом: при научно обоснованном, профессиональном использовании они укрепляют как саму власть, так и ее основания. При некомпетентном подходе они подтачивают, разрушают власть, способствуя возникновению кризисов и революций.
Виды власти. Власть, существующая в обществе, может быть типологизирована по самым различным основаниям. Так, в зависимости от ресурсов власть может быть подразделена на экономическую, социальную, правовую, административную, принудительную, информационную и политическую.
Экономическая власть – это контроль над экономическими ресурсами, собственность на различного рода материальные ценности.
Социальная власть – распределение положения в социальной структуре, статусов, должностей, льгот, привилегий и т. д.
Правовая власть – создание необходимого правового, подзаконного положения существующего политического режима.
Административная власть – подбор и расстановка управленческих кадров на всех уровнях власти.
Принудительная власть – контроль за людьми с помощью применения или угрозы применения физической силы.
Информационная власть – это власть над людьми, осуществляемая с помощью научных знаний и информации. Эта власть способна служить разным целям: или распространять объективные сведения о деятельности правительства, положении общества, или же манипулировать обществом с помощью специальных методов обмана, управления сознанием и поведением людей вопреки их воле и интересам.
Политическая власть подразделяется на государственную и общественную. Государственная власть обеспечивается соответствующими политическими институтами (парламент, правительство и т. д.), органами правопорядка (милиция, армия, прокуратура, суды и т. д.), а также юридической, правовой базой.
Общественная власть формируется партийными структурами, общественными организациями, независимыми средствами массовой информации, общественным мнением.
Политическая власть существует в двух основных формах: официальная, легальная с формализованной структурой, и неформальная, неофициальная (власть влиятельных групп, лиц, лидеров кланов. В этом случае власть приобретает теневой, подпольный, мафиозный характер).
В зависимости от субъектов власть делится на государственную, партийную, профсоюзную и т. д. В зависимости от функций ее органов она подразделяется на законодательную, исполнительную и судебную; по способам взаимодействия субъекта и объекта – демократическую, авторитарную, тоталитарную и т. д. По широте распространения выделяются мегауровень – международные организации (ООН), макроуровень – центральные органы государства (парламент, правительство страны), мезоуровень – подчиненные центру организации (областные, краевые администрации) и микроуровень (органы местного самоуправления).
Различные
виды общественной власти находятся
в сложном взаимодействии. Многие
политологи считают важнейшей среди
них экономическую власть, власть
собственников средств
Политическая
власть, испытывая сильное воздействие
экономической власти, в то же время
достаточно самостоятельна и способна
иметь над ней первенство, подчинять
ее своим целям. В определенных условиях
доминирующее влияние на общество может
оказывать информационная власть. Ее
монополизация отдельной
В
современных государствах существуют
различные способы
Однако для того, чтобы в полной мере использовать вышеназванные ресурсы, политическая власть должна обладать еще одним очень важным качеством - быть правомочной и оправданной в глазах граждан; иначе говоря, они должны признавать ее право на существование и право управлять ими. Для этого сама существующая власть, способ ее осуществления (тип правления) и связанные с ними властные институты должны обладать определенными свойствами. Такое принятие подданными или гражданами власти и связанного с нею политического порядка называется легитимностью власти. Легитимность власти следует отличать от легальности, которая подразумевает законный характер власти, ее опору во всех предпринимаемых действиях на закон. То есть власть в данном случае признается людьми потому, что в основании ее лежит закон. Однако, как мы увидим при рассмотрении всех существующих типов легитимности политической власти, основой доверия подданных или граждан к ней и ее институтам может быть не только их законный характер, но и иные причины. С понятием политической легитимности тесно связано понятие политического господства.
Понятие политического господства.
Проявления власти в обществе чрезвычайно многообразны, изменчивы и относительны. Для того чтобы упорядочить их, стабилизировать власть в обществе и сделать ее функционально способной, ее необходимо институциализировать, закрепить в форме политического господства. Многие политологи, особенно европейские, считают категорию господства центральной, базовой для понимания политики, а изучение системы политического господства — одной из первейших задач политологии.
Политическое господство означает структурирование в обществе отношений командования и подчинения, организационное и законодательное оформление факта разделения в обществе управленческого труда и обычно связанных с ним привилегий — с одной стороны, и исполнительской деятельности — с другой. Оно возникает тогда, когда власть институциализируется, превращается в устойчивые отношения, когда в организации устанавливаются позиции, занятие которых позволяет принимать решения, приказывать, разрешать или запрещать. «Господство, — писал Вебер, — означает шанс встретить повиновение определенному приказу».
Господство неразрывно связано с властью, является формой ее организации в обществе. Политическая власть, опираясь на вооруженную силу, может возникнуть и до установления господства. Однако в этом случае она не сможет долго продержаться и выполнять свои функции в обществе.
Господство — это политический порядок, при котором одни командуют, а другие подчиняются, хотя первые могут находиться под демократическим контролем вторых. Такой порядок может соответствовать интересам не только управляющего меньшинства, но и всего общества или, по крайней мере, его большинства, хотя в истории человечества политическое господство проявлялось обычно как форма закрепления и (или) средство приобретения социального господства, т.е. привилегированного положения в обществе, связанного с социальным неравенством.
Господство как институциализировавшаяся власть может по-разному оцениваться гражданами. Положительная оценка, принятие населением власти, признание ее правомерности, права управлять и согласие подчиняться означает ее легитимность. Легитимная власть обычно характеризуется как правомерная и справедливая. Легитимность связана с наличием у власти авторитета, ее соответствием ценностным представлениям большинства граждан, с консенсусом общества в области основополагающих политических ценностей.
Политическая легитимность.
Сам термин «легитимность» иногда переводят с французского как «законность» или «узаконенность». Такой перевод не совсем точен. Законность, понимаемая как действие через закон и в соответствии с ним, может быть присуща и нелегитимной власти.
Большой вклад в теорию легитимации господства (власти) внес Макс Бебер. В зависимости от мотивов подчинения он выделил три главных типа легитимности власти:
1. Традиционная легитимность. Она обретается благодаря обычаям, привычке повиноваться власти, вере в непоколебимость и священность издревле существующих порядков. Традиционное господство характерно для монархий. По своей мотивации оно во многом схоже с отношениями в патриархальной семье, основанными на беспрекословном повиновении старшим и на личном, неофициальном характере взаимоотношений между главой семьи и ее членами. Традиционная легитимность отличается прочностью. Поэтому, считал Бебер, для стабильности демократии полезно сохранение наследственного монарха, подкрепляющего авторитет государства многовековыми традициями почитания власти.