Политическая власть

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2011 в 20:04, доклад

Краткое описание

Политическая власть распределена в обществе неравномерно. В любой стране мира, как в древности, так и сегодня, большинство людей не принимает непосредственного систематического участия в политике и управлении государством. Даже в условиях демократии (подробно о демократии см. разд. IV), основанной на признании граждан, народа источником власти, реальными повседневными ее носителями являются политические элиты и лидеры.

Файлы: 1 файл

Проявления власти в обществе чрезвычайно многообразны.docx

— 17.22 Кб (Скачать)

Проявления власти в обществе чрезвычайно многообразны, изменчивы и относительны. Для  того чтобы упорядочить их, стабилизировать  власть в обществе и сделать ее функционально способной, ее необходимо институциализировать, закрепить в форме политического господства. Многие политологи, особенно европейские, считают категорию господства центральной, базовой для понимания политики, а изучение системы политического господства - одной из первейших задач политологии.

Политическое  господство означает структурирование в обществе отношений командования и подчинения, организационное и  законодательное оформление факта  разделения в обществе управленческого  труда и обычно связанных с  ним привилегий - с одной стороны, и исполнительской деятельности - с другой. Оно возникает тогда, когда власть институциализируется, превращается в устойчивые отношения, когда в организации устанавливаются позиции, занятие которых позволяет принимать решения, приказывать, разрешать или запрещать. "Господство, - писал Вебер, - означает шанс встретить повиновение определенному приказу"59.

Господство неразрывно связано с властью, является формой ее организации в обществе. Политическая власть, опираясь на вооруженную силу, может возникнуть и до установления господства. Однако в этом случае она  не сможет долго продержаться и выполнять  свои функции в обществе.

Научное понимание  господства, в отличие от его трактовки  в повседневном языке, этически нейтрально и не связано с такими негативными  атрибутами, как эксплуатация, угнетение, подавление. Господство - это политический порядок, при котором одни командуют, а другие подчиняются, хотя первые могут  находиться под демократическим  контролем вторых. Такой порядок  может соответствовать интересам  не только управляющего меньшинства, но и всего общества или, по крайней  мере, его большинства, хотя в истории  человечества политическое господство проявлялось обычно как форма  закрепления и (или) средство приобретения социального господства, т.е. привилегированного положения в обществе, связанного с социальным неравенством.

В современных  правовых социальных государствах связь  политического господства с социальными  привилегиями ослабла, хотя и не исчезла  полностью. Альтернативой политическому  господству является самоуправленческая организация общества, осуществление  которой в обозримой перспективе  нереально.

Господство как  институциализировавшаяся власть может по-разному оцениваться гражданами. Положительная оценка, принятие населением власти, признание ее правомерности, права управлять и согласие подчиняться означает ее легатимность. Легитимная власть обычно характеризуется как правомерная и справедливая. Легитимность связана с наличием у власти авторитета, ее соответствием ценностным представлениям большинства граждан, с консенсусом общества в области основополагающих политических ценностей.

Сам термин "легитимность" иногда переводят с французского как "законность" или "узаконенность". Такой перевод не совсем точен. Законность, понимаемая как действие через закон  и в соответствии с ним, может  быть присуща и нелегитимной власти.

Большой вклад  в теорию легитимации господства (власти) внес Макс Бебер. В зависимости от мотивов подчинения он выделил три главных типа легитимности власти:

1. Традиционная  легитимность. Она обретается благодаря  обычаям, привычке повиноваться  власти, вере в непоколебимость  и священность издревле существующих  порядков. Традиционное господство характерно для монархий. По своей мотивации оно во многом схоже с отношениями в патриархальной семье, основанными на беспрекословном повиновении старшим и на личном, неофициальном характере взаимоотношений между главой семьи и ее членами. Традиционная легитимность отличается прочностью. Поэтому, считал Бебер, для стабильности демократии полезно сохранение наследственного монарха, подкрепляющего авторитет государства многовековыми традициями почитания власти.

2. Харизматическая  легитимность. Она основана на  вере в исключительные качества, чудесный дар, т.е. харизму, руководителя, которого иногда даже обожествляют, создают культ его личности. Харизматический способ легитимации часто наблюдается в периоды революционных перемен, когда новая власть для признания населением не может опереться на авторитет традиций или же демократически выраженной воли большинства. В этом случае сознательно культивируется величие самой личности вождя, авторитет которого освящает институты власти, способствует их признанию и принятию населением. Харизматическая легитимность базируется на вере и на эмоциональном, личностном отношении вождя и массы.

3. Рационально-правовая (демократическая) легитимность. Ее  источником выступает рационально  понятый интерес, который побуждает  людей подчиняться решениям правительства,  сформированного по общепризнанным  правилам, т.е. на основе демократических  процедур. В таком государстве  подчиняются не личности руководителя, а законам, в рамках которых  избираются и действуют представители  власти.

Рационально-правовая легитимность характерна для демократических государств. Это преимущественно структурная или институциональная легитимность, основанная на доверии граждан к устройству государства, а не к отдельным личностям (персональная легитимность). Хотя нередко, особенно в молодых демократиях, легитимность власти может основываться не столько на уважении к выборным институтам, сколько на авторитете конкретной персоны руководителя государства. В современном мире легитимность власти нередко отождествляют лишь с ее демократической легитимностью.

Легитимность  власти не ограничивается ее тремя, ставшими классическими типами. Существуют и  другие способы легитимации и, соответственно, типы легитимности. Один из них - идеологическая легитимность. Ее суть состоит в оправдании власти с помощью идеологии, вносимой в массовое сознание. Идеология обосновывает соответствие власти интересам народа, нации или класса, ее право управлять. В зависимости от того, к кому апеллирует идеология и какие идеи она использует, идеологическая легитимность может быть классовой или националистической.

В странах командно-административного  социализма была широко распространена классовая легитимность. Во второй половине XX в. многие молодые государства в попытках получить признание и поддержку населения очень часто прибегают к националистической легитимации своей власти, нередко устанавливая этнократические режимы.

Идеологическая  легитимация основывается на внедрении  в сознание и подсознание людей  определенной "официальной" идеологии  с помощью методов убеждения  и внушения. Однако, в отличие  от рационально-правовой легитимации, апеллирующей к сознанию, разуму, она - однонаправленный процесс, не предполагающий обратных связей, свободного участия  граждан в формировании идеологических платформ или их выборе.

Легитимность  власти коренится в политической культуре населения и означает соответствие ее устройства ценностным представлениям граждан. Однако их отношение к власти может быть не только ценностным - с  позиций норм нравственности, но и  инструментальным - оценивающим ее с точки зрения того, что она дает или может дать людям. Такое инструментальное отношение между гражданами и властью характеризуется понятием эффективности.

Эффективность власти - это ее результативность, степень  выполнения ею своих функций в  политической системе и обществе, реализации ожиданий (экспектаций) граждан и прежде всего наиболее влиятельных слоев - элит. В современных условиях легитимность и эффективность власти - два важнейших фактора ее стабильности, доверия к ней и поддержки ее гражданами.

Несмотря на мотивационные различия легитимность и эффективность власти взаимосвязаны. В конечном счете любые типы легитимности власти очень во многом определяются надеждами населения на ее эффективность, т.е. удовлетворение его требований. Многие авторитарные режимы, первоначально страдающие дефицитом легитимности, например в Чили, Южной Корее, Бразилии, впоследствии в значительной мере приобрели ее благодаря успешной экономической политике, укреплению общественного порядка и повышению благосостояния населения.

Однако достичь  эффективности, не обладая легитимностью, т.е. одобрением и поддержкой граждан, достаточно сложно. В наши дни большое  число государств переживает кризис легитимности. На протяжении многих десятилетий  особенно остро он проявлялся в форме  политической нестабильности, частых государственных переворотов в "третьем  мире". В последние годы проблема легитимности стала крайне актуальной для большинства посткоммунистических стран. Это связано с разрушением там традиционных, идеологических и харизматических механизмов легитимации, с отсутствием многих зрелых предпосылок, необходимых для демократии, и с низкой эффективностью власти, сформированной по демократическим процедурам.

Неспособность правящих режимов таких государств вывести свои страны из кризиса подрывает  доверие населения к рационально-правовым способам легитимации. Для большинства  из них, относительно слабо укорененных  в политической культуре демократических  ценностей, укрепление легитимности власти возможно прежде всего на пути практической демонстрации способности решать острые экономические и социальные проблемы.

Политическая  власть распределена в обществе неравномерно. В любой стране мира, как в древности, так и сегодня, большинство людей не принимает непосредственного систематического участия в политике и управлении государством. Даже в условиях демократии (подробно о демократии см. разд. IV), основанной на признании граждан, народа источником власти, реальными повседневными ее носителями являются политические элиты и лидеры.

Информация о работе Политическая власть