Политическая власть

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Февраля 2013 в 13:22, реферат

Краткое описание

Власть – одно из основных начал человеческого общежития как общего жития, жизни людей. Там, где есть общество, есть власть. И наоборот – где есть власть, есть общество. Природу власти можно понять только как отношения между людьми. Но, разумеется, власть – не всякие отношения, а только такие, которые предполагают отношения определенной зависимости между людьми, отношения руководителя и руководимого, господства и подчинения.
Политическая власть: это есть система социально-политических отношений, выражающих возможность, способность и право кого-либо решающим образом влиять на действия и поведение других людей и групп, т.е. подчинять их, опираясь на свои волю и авторитет, правовые и моральные нормы, угрозу применения силы и наказания в случае неповиновения.

Оглавление

Введение……………………………………………………………3
1. Политическая власть как объект политологического анализа.4
2. Власть: сущность и разновидности……………………………6
3. Субъект, объект, ресурсы и формы существования власти….9
4. Заключение……………………………………………………...12
5. Список литературы……………………………………………..13

Файлы: 1 файл

Копия Политология.doc

— 80.50 Кб (Скачать)

Содержание

     Введение……………………………………………………………3

  1. Политическая власть как объект политологического анализа.4
  2. Власть: сущность и разновидности……………………………6
  3. Субъект, объект, ресурсы и формы существования власти….9
  4. Заключение……………………………………………………...12
  5. Список литературы……………………………………………..13

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

- 2 -   

Введение

 

 

Власть – одно из основных начал человеческого общежития  как общего жития, жизни людей. Там, где есть общество, есть власть. И наоборот – где есть власть, есть общество. Природу власти можно понять только как отношения между людьми. Но, разумеется, власть – не всякие отношения, а только такие, которые предполагают отношения определенной зависимости между людьми, отношения руководителя и руководимого, господства и подчинения.

Современный американский политолог Т. Болл, справедливо отмечая разнообразие существующих концепций и определений политической власти, предлагает различать два подхода к ней, основанных на выяснении, для чего, т.е. в каких целях, используется власть (он называет ее «власть для …») и над кем она осуществляется («власть над…»).

«Власть для» - это власть, которой пользуются для убеждения  или разубеждения, либо для того, чтобы обеспечить чьи-либо преимущества. Она не связана или почти не связана с принуждением или господством. С последним связана «власть над». Болл считает, что «власть над» кем-то, хотя и важна – это не власть как таковая; она не исчерпывает всех возможных политических проявлений и производна от понятия «власть для» чего-то, более того, паразитирует на этом понятии.

Принимая в принципе различение на «власть для» и на «власть над» как помогающее выяснению  феномена власти, оговоримся, что это  стороны одной власти, использующей разные способы поддержания существующих в обществе властных отношений. Вряд ли можно безоговорочно согласиться с утверждением ола, что теоретически политологи склонны рассматривать власть политических деятелей как действие, направленное на что-то, а не как господство над кем-то. Даже если исходить из понимания «власти для» как власти, обеспечивающей чьи-то преимущества, как действий, направленных на «что-то», то нельзя исключить, что «власть для» может быть направлена на подчинение большинства населения правящей элите, на то, чтобы обеспечить преимущества второй над первым. Нет и не может быть власти без подчинения. И, наоборот – там, где нет подчинения, нет власти. Конечно, теоретически можно говорить о подчинении вне связи с принуждением и господством, о добровольном, сознательном, воспринимаемом как благо подчинении. Но на практике, и прежде всего в политике, подчинение предполагает, в большей или меньшей степени, принуждение и господство.

Политическая власть: это есть система социально-политических отношений, выражающих возможность, способность  и право кого-либо решающим образом влиять на действия и поведение других людей и групп, т.е. подчинять их, опираясь на свои волю и авторитет, правовые и моральные нормы, угрозу применения силы и наказания в случае неповиновения.

 

- 3 -      

I.Политическая власть как объект политологического анализа

 

Власть – одно из центральных  понятий современной политической науки. Однако сам феномен власти выходит за пределы собственно политической сферы. Он встречается в самых  разных областях общественной жизни  – экономике, культуре, науке, образовании, семейной сфере, а также и за пределами общественной жизни – в животном мире. Самое простое общепризнанное определение власти принадлежит Максу Веберу, который видел в ней способность одного индивида проводить в определенных общественных условиях свою волю вопреки сопротивлению другого индивида. Иначе говоря, это способность субъекта А так влиять на объект В, чтобы последний сделал то, что никогда бы не стал делать по своей собственной воле. Волевая трактовка категории власти была широко представлена в истории политической мысли. Кроме М.Вебера, с этой точки зрения рассматривали власть Г.Гегель, И.Фихте, А.Шопенгауэр и многие другие философы. Развитие научного знания в целом обусловило и развитие представлений о власти, учитывавших разные стороны этого сложного и многогранного явления.

Большое значение для  понимания сущности власти и властных отношений имело появление и  развитие социологического знания. В  рамках социологического подхода можно  выделить несколько концепций. Марксистская трактовка власти исходила из парадигмы социального конфликта и рассматривала политическую власть в системе межгрупповых отношений как следствие экономического господства одного класса над другим.

Во второй половине XX века получили известность структурно-фунционалистские и системные трактовки власти. С точки зрения Т.Парсонса власть рассматривалась как отношения между субъектами, выполняющими определенные закрепленные за ними социальные роли, в частности, управляющих и управляемых. Сами эти роли обусловлены структурой всей общественной системы, где каждый элемент обеспечивает ее успешное функционирование.

Позднее на основе системного подхода появились коммуникативные  концепции власти. Представителями  этих концепций являются Х.Арендт, К.Дойч, Н.Луман, Ю.Хабермас. В них власть рассматривается как важнейших элемент коммуникационной системы общества. В качестве типичного примера можно описать взаимодействия регулировщика и водителя. Если регулировщик способен контролировать действия участников дорожного движения, а водители подчиняются его указаниям, то это является результатом обмена информацией между ними, то есть результатом коммуникационных процессов. Следовательно, главное во властных отношениях – это поддержание коммуникации между субъектами и объектами власти.

 

 

- 4 -   

В последние десятилетия получили распространение немодернистские концепции власти. К ним, в частности, можно отнести концепцию «археологии и генеалогии власти» М.Фуко и концепцию «поля власти» П.Бурдье. М.Фуко видит во власти неперсонифицированные и неовеществленные отношения между ее субъектами, а П.Бурдье вводит понятие «символической власти», основанной на «символическом капитале» (экономическом, культурном, информационном и т.д.), распределяющимся между субъектами в соответствии с их позициями в «политическом поле», иными словами, в социальном пространстве, образуемом иерархией властных отношений.

Реляционистские концепции (relation – отношения) власти, представителями которых можно назвать П.Блау, Д.Картрайта, Д.Ронга, Дж. Френча, видят в ней, прежде всего, особые отношения между ее субъектом и объектом. Субъектом является тот, кто способен контролировать объект в соответствии со своими целями и интересами. Но поскольку субъекты и объекты власти – это люди со свойственными им эмоциями и чувствами, постольку в изучении властных отношений широко применяются психологические знания и подходы.

Политическая власть, т.е. власть государственная способна концентрировать в своих руках  значительные материальные ресурсы: деньги, землю и т.д. Наличие у субъекта власти подобных ресурсов может способствовать формированию у ее объекта такого мотива, как интерес. Власть, основанная на интересе, как правило, является наиболее стабильной. Личная заинтересованность побуждает людей к добровольному и добросовестному выполнению указаний и распоряжений субъекта власти. У последнего исчезает необходимость в постоянном контроле и применении каких-либо штрафных санкций. К аналогичным результатам (и даже большим) приводит подчинение на основе такого мотива, как убеждение,  связанным с понятиями менталитет, ценностные ориентации и установки. Готовность подчиняться государственной власти в этом случае формируется под воздействием высоких идейных побуждений патриотического, религиозного или нравственного толка.

Авторитет также представляет собой мотивацию подчинения, благоприятную для власти. Это понятие охватывает высоко ценимые качества, которые подчиненные видят в руководителе и которые обеспечивают их подчинение без убеждений или угрозы наказания. Авторитет формируется на основе общей заинтересованности и согласии объекта и субъекта власти и убежденности подчиненных в особых способностях руководителя. Авторитет может быть истинным, когда руководитель действительно обладает приписываемыми ему  качествами и способностями, и ложным, основанным на заблуждениях. В зависимости от лежащих в его основе качеств авторитет бывает деловым, научным, религиозным, моральным и т.п.

 

 

 

- 5 -  

II. Власть: сущность и разновидности

 

Под властью понимается способность, и возможность осуществлять свою волю, оказывать определяющее воздействие на деятельность, поведение людей с помощью авторитета, права, насилия. Концепция власти занимает центральное место в политической науке. Любая власть – это право и возможность распоряжаться, повелевать, управлять. Концентрированным выражением власти является отношение господства и подчинения, любых форм взаимодействия субъектов властных отношений.

Власть представляет организованную деятельность людей, направленную на согласование противоречивых индивидуальных или групповых интересов и воли посредством их подчинения формируемой единой общественной или групповой воле. Без власти в том или ином ее проявлении – племенного вождя над соплеменниками, пророка над последователями его учения, лидеров общественных организаций над рядовыми членами, государства и его органов над гражданами и т.д. – ни одна из общностей не могла бы существовать. Термин «власть» имеет много различных толкований. В одном случае он может обозначать индивида, облеченного властью, в другом – орган власти, в третьем – право и возможность распоряжаться, ограничивать свободу путем навязывания воли либо силу, обеспечивающую подчинение деятельности подвластных лиц и т.д.

В общем смысле власть понимается как форма социальных отношений, характеризующаяся способностью влиять на характер и направление деятельности и поведения людей, социальных групп и классов посредством экономических, идеологических и организационно-правовых механизмов, а также с помощью авторитета, традиции, насилия.

Власть – это:

    1. способность или потенциальная возможность людей принимать решения, оказывающие влияние на действия других людей, существенно воздействовать на развитие общества с помощью различного рода средств – авторитета, воли, принуждения, а также ресурсов;
    2. механизм осуществления решений, принятых каким-то лицом ли группой лиц и требующих взаимодействия с другими людьми или группами людей, инструмент координации деятельности людей в обществе;
    3. производительная или преобразующая способность социальных структур, существующая независимо от индивидуальных факторов (например, власть рыночных сил при капитализме);

 

 

 

 

- 6 –

    1. система властных (государственных) органов;
    2. лица, облеченные соответствующими государственными, административными полномочиями;
    3. знание-власть и коммуникационная власть – комплексные факторы власти, особенно в условиях информационной эпохи.

 

Власть складывается и существует в различных областях человеческой жизни, проявляется в  различных формах. Ее классифицируют по источникам подчинения или отношения  социального объекта к субъекту (сила, принуждение, побуждение, убеждение, манипуляция, авторитет, сотрудничество).

В зависимости от источников (ресурсов ее достижения и удержания) многие авторы выделяют такие виды власти, как принуждающая, вознаграждающая, нормативная, референтная, экспертная, информационная и др.

По характеру применения выделяют власть демократическую, авторитарную, тоталитарную, деспотическую, бюрократическую  и др.

По объекту власти можно выделить такие ее разновидности, как личная, партийная, общественная и др. Власть бывает индивидуальная и коллективная, явная (эксплицитная) и неявная (имплицитная).

По своему объему выступает  как семейная, национальная, международная  и др.

По сфере проявления власть подразделяется на политическую и неполитическую (морального авторитета, экономического или информационного господства, физического насилия и др.).

Основные разновидности  власти: политическая, экономическая, военная, духовная, семейная. Особое место  в этой иерархии занимает политическая власть. Она характеризуется реальной возможностью субъекта проводить свою волю, выраженную в политике. Понятие «политическая власть» шире понятия «государственная власть». Политическая деятельность осуществляется не только в рамках государства, но и в рамках партий, профсоюзов, международных общественных организаций, этнонациональных отношений и др.

Политическая власть отличается от всех других типов и  видов власти. Если, например, власть судебная всегда связана с осуществлением правосудия и поддержания правопорядка в обществе, а власть экономическая направлена на поддержание эффективности управления общественным хозяйством, то политическая власть собирает и регулирует все властные отношения и средства как единое целое. По отношению к другим видам власти политическая власть выступает в качестве верховной, ибо с ее помощью принимаются решения, обязательные для всех сфер общественной жизни.

 

 

- 7 -    

Итак, в политической науке выделяются следующие направления  понимания и рассмотрения власти:

    • бихевиористское (поведенческое): власть – особый тип поведения людей, основанный на возможности изменения их поведения другими субъектами;
    • инструменталистское, воздействующее: власть – возможность использования определенных средств, в частности насилия;
    • структуралистское: власть – особый род отношений между управляющими и управляемыми, иерархический срез;
    • функционалистское: власть – это способность мобилизовать ресурсы общества для достижения целей, признанных обществом;
    • конфликтное: власть – возможность принятия субъектных решений, регулирующих распределение благ в конфликтных ситуациях;
    • телеологическое: власть – это достижение определенных целей, связанных с мифами о власти;
    • коммуникативное: власть – феномен, определяемый характером и направленностью коммуникативных потоков, деятельностью средств массовой информации и коммуникации.

Информация о работе Политическая власть