Политическая власть

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2013 в 14:14, контрольная работа

Краткое описание

Политическая власть — бесспорно центральный, наиболее сложный и даже несколько таинственный по признанию многих ученых объект политической науки. Как пишет, например, А.И. Юрьев, политика представляет собой постоянную борьбу "с неизвестностью законов власти и технологии ее изготовления"1. Проблематика политической власти — своеобразная муза политических исследований. Можно с уверенностью утверждать, что без концептуального истолкования данного явления политика, как таковая, теряет свою предметность и содержательность.

Оглавление

Введение.
Понятие политической власти, ее сущность.
Легитимность власти.
Разделение властей как теория и принцип.
Заключение.
Библиографический список.

Файлы: 1 файл

Политическая власть. к.р..docx

— 51.31 Кб (Скачать)

 

 

 

Министерство образования  и науки Российской Федерации

Федеральное государственное  бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«Московский государственный  университет печати

имени Ивана Федорова»

 

Факультет Издательского  дела и журналистики

 

 

 

 

 

 

 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

 

по дисциплине

Политология

 

На тему

         «Политическая власть».

 

 

                                                                                                                     

 

\

 

 

 

 

                                                                                                               Выполнила студентка

3 курса  з/o

Группы  ЗИ 3-1

Бегишева  К. Р.

 

 

 

План.

      

    1. Введение.
    2. Понятие политической власти, ее сущность.
    3. Легитимность власти.
    4. Разделение властей как теория и принцип.
    5. Заключение.
    6. Библиографический список.

 

 

 

 

           

 

 

 

 

          1.Введение.

 

                                                                                                                                             

Политическая  власть — бесспорно центральный, наиболее сложный и даже несколько  таинственный по признанию многих ученых объект политической науки. Как пишет, например, А.И. Юрьев, политика представляет собой постоянную борьбу "с неизвестностью законов власти и технологии ее изготовления"1. Проблематика политической власти — своеобразная муза политических исследований. Можно с уверенностью утверждать, что без концептуального истолкования данного явления политика, как таковая, теряет свою предметность и содержательность.

Помимо  чисто содержательных трудностей теоретическая  интерпретация понятия ʺполитическая властьʺ как ни в каком другом вопросе так не зависела от влияния политических обстоятельств и идеологического давления, прервавших по сути в советское время самую традицию изучения данного явления и максимально затруднивших творческий обмен с зарубежными учеными.

 

2. Понятие власти является одним из центральных в политологии. Оно дает ключ к пониманию политических институтов, политических движений и самой политики. Определение власти, понятие, ее сущность и характера имеет важнейшее значение для понимания природы политики и государства, позволяет выделить политику и политические отношения из всей суммы общественных отношений.

           Разгадка феномена власти, приращение всякого нового знания о природе власти и механизмах властвования является едва - ли не самой главной задачей политологии.

           Власть появилась с возникновением человеческого общества и будет в той или иной форме всегда сопутствовать его развитию. Власть необходима, прежде всего, для воспроизводства человеческого рода. Семейно-родовая форма власти наблюдалась у кочевых народов России. С развитием оседлости постепенно утверждалась племенная власть. Формирование власти территориальной обусловлено необходимостью организации общественного производства, которое немыслимо без подчинения всех участников единой воле, а также потребностью регулирования социальных отношений между людьми. С появлением классов и государства кровные родовые связи были разрушены, моральный авторитет старейшины рода сменился авторитетом публичной власти, которая отделилась от общества и встала над ним.

             Большинство ученых согласны в том, что понятие власти в социальных науках играет столь же фундаментальную роль, как и, например, понятие энергии в физике. Однако во взглядах на природу и сущность власти все еще не достигнута та степень согласия, которая необходима для устойчивого основания теории власти на собственной понятийной основе.

Тем не менее, в настоящий момент уже достаточно четко обозначились два основных теоретических подхода к пониманию  власти. Согласно первому из них, традиции которого идут еще от Т. Гоббса, власть есть некоторое индивидуальное свойство, способность одних индивидов добиваться своих целей, воздействуя специфическим образом на других индивидов. По классическому определению М. Вебера, власть представляет собой "возможность индивида проводить внутри данных общественных отношений свою волю, даже вопреки сопротивлению, независимо от того, на чем такая возможность основывается". Этот подход можно назвать "каузальным" (В.Г. Ледяев).

Согласно  второму подходу, который сейчас все чаще применяется и который  можно назвать "системным" (Т. Парсонс, X. Арендт, М. Фуко и др.), власть не есть свойство отдельных индивидов. Она  представляет собой некое системное свойство, существующее лишь внутри группы или общества в целом и существующее в них лишь до тех пор, "пока эта группа действует согласованно".

Сторонники  первого подхода подчеркивают несущественность для определения власти тех средств, с помощью которых она достигается, а наиболее эффективным из них  считают физическую силу, насилие. Сторонники второго подхода, напротив, противопоставляют  власть силе. Где прибегают к насилию (к силе), подчеркивают они, там расписываются  в отсутствии власти2. Такой подход приводит порой к парадоксальным выводам: "Тирания... является наиболее насильственной и наименее властной формой правления" (X. Арендт).

В отечественной  литературе на данный момент наиболее полный и обстоятельный анализ основных западных концепций власти дан в  монографии В.Г. Ледяева "Власть: концептуальный анализ". Убедительно критикуя "системный" подход за неадекватность существующим в области теории и здравого смысла общим представлениям о власти, автор  отдает предпочтение первой, "каузальной", концепции власти, в рамках которой (после тщательного анализа всех наиболее обоснованных точек зрения) формулирует свое определение власти3. Оно выглядит следующим образом: "Власть есть способность субъекта обеспечить подчинение объекта в соответствии со своими намерениями".

 

Наиболее  важным видом власти является политическая власть. Политическая власть – это  реальная способность данного класса, группы, индивида проводить свою волю в политике и правовых нормах. Политическая власть характеризуется или социальным господством, или ведущей ролью, или руководством тех или иных групп, а чаще всего различными сочетаниями  этих качеств.

Следует заметить, что понятие политическая власть шире понятия государственная власть. Политическая власть реализуется не только органами государства, но и через деятельность партий, общественных организаций различного типа. Государственная власть – своеобразное ядро политической власти. Она опирается на специальный аппарат принуждения и распространяется на все население той или иной страны. Государство располагает монопольным правом разрабатывать законы и другие распоряжения, обязательные для всех граждан. Государственная власть означает определенную организацию и деятельность в осуществлении целей и задач этой организации.

Но раскроем вопрос о характеристики политической власти подробнее.

           Идеи, овладевающие сознанием людей, могут быть религиозными, моральными, эстетическими, техническими, экономическими и т.д., но также и политическими. Специфика политических идей состоит в том, что они выражают некоторое устройство, некоторый порядок общественной жизни, и прежде всего тот, который касается осуществления членами общества своей физической, интеллектуальной и экономической власти над вещами и другими людьми. Иначе говоря, все формы природной власти в обществе являются материей для идеи политической власти, которая их переформировывает по-своему.

Зараженные  политическими идеями люди становятся единомышленниками, соратниками. Подобно металлическим опилкам в магнитном поле такие люди четко сориентированы вдоль "силовых линий" воспринятой ими политической идеи и начинают действовать и мыслить синхронно. В силу самого (политического) содержания этих идей они становятся политической организацией — партией.

Всякая  организация людей, объединившихся ради практических целей, требует единства воли, а следовательно, определенного разделения на управляющих и управляемых, отдающих приказы и исполняющих их и т.д. Воплощенная в политической организации власть идей, таким образом, подчиняет людей друг другу, но не как природным индивидам и личностям, а как служителям их общей идеи так, что служа друг другу, они служат тем самым только объединяющей их идее. Политическая власть, следовательно, есть власть духовная, точнее — в основе своей духовная, а не физическая или интеллектуальная. Политическая власть существует только в рамках и, так сказать, "под эгидой" соответствующих идей. Там, где нет одухотворяющей общей политической идеи, там нет и политической власти.

Сторонники "системной" концепции власти (X. Арендт, Ю. Хабермас, М. Фуко, А. Гиденс и др.) очень близко подходят к  такой точке зрения. Тем не менее  в их определениях политической власти (а только это они и называют "властью") нет необходимой  четкости и ясности. Очень часто  они иллюстрируют свое понимание  одним и тем же примером — сценой с регулировщиком, управляющим уличным  движением. Полицейский своими свистками, жестами отдает приказы (именно приказы, а не просьбы) водителям, которые  беспрекословно ему повинуются. Этим примером указанные авторы хотят  подчеркнуть две вещи: во-первых, ненасильственный характер "настоящей" власти (если бы регулировщик управлял водителями с помощью табельного оружия, например, то тем самым он продемонстрировал бы, что у него нет власти, а есть только голая сила); во-вторых, этим примером они хотят подчеркнуть особую, "коммуникативную", природу власти (регулировщик властвует над водителями в рамках некоего общего им всем "языка", на котором можно отдавать общепонятные приказы, и вне этого языка нет проявления "настоящей" власти).

Против  этих рассуждений нужно возразить  следующее. Во-первых, сила — это  тоже власть, хотя и неполитическая. Более того, сила — важнейшая "материя" политической власти. Сама суть любой  политической идеи в том и состоит, как должна быть организована сила (и вообще природная власть) в обществе и сила же служит гарантом поддержания этой организации. И сами политические идеи побеждают только тогда, когда она овладевает достаточным количеством людей — массой, становясь тем самым непреоборимой силой.

Во-вторых, в случае с политической властью  дело вовсе не в какой-то особой роли коммуникации, общения и т.д. Регулировщика  в этом, ставшим уже классическим примере вполне можно заменить обычным  столбом, светофором, " приказам" которого водители будут подчиняться" столь же беспрекословно, как и  приказам полицейского. Дело вовсе  не в "общении" с этим столбом, а в том, что всеми водителями управляет один и тот же принятый ими всеми порядок поведения  на дорогах. Они подчиняются не полицейскому как человеку, а общему для них  всех (в том числе и для полицейского) порядку. Власть на самом деле "сидит" не в полицейском, а в сознании водителей в виде управляющих  ими всеми общими правилами4.

Таким образом, под политической властью понимается особая разновидность социального взаимодействия политических субъектов, а также специфическая форма социальной коммуникации между субъектами и объектами политической деятельности по поводу получения, хранения, воспроизводства и трансформации политической информации с целью выработки адекватных или неадекватных политическим ценностям общества решений. К другим отличительным признакам политической власти относятся:

    • Легальность в использовании силы
    • Верховенство- обязательность ее решений для всех индивидов и институтов в пределах данной территории
    • Публичность, что означает обезличенность власти, некоторую дистанцированность и обособленность от других общественных институтов
    • Моноцентричность, т.е. наличие единого центра принятия решений.

 

         Несмотря на свою моноцентричность, политическая власть обладает свойствами разделения и распределения. Разделение власти может иметь горизонтальный характер, когда отдельные функции закрепляются за специальными государственными институтами. Например, разделение власти на законодательную, исполнительную и судебную. Разделение власти может иметь и вертикальный характер, когда ее полномочия делятся между центральными и местными государственными институтами. Но при всех вариантах обязательно должен сохранятся принцип моноцентричности власти, исключающий конфликты ввиде противостояния законодательной и исполнительной власти или субъекта федерации и федеративного центра. Нарушение этого принципа может привести к катастрофическим для общества последствиям.

        Примером подобной ситуации в  России стали события 1993 года. Тогда Президент РФ Б. Н.  Ельцин, ссылаясь на итоги состоявшегося  референдума по вопросу о доверии  к основным государственным институтам, издал Указ о роспуске Съезда  народных депутатов и Верховного  Совета РФ и о проведении  конституционной реформы. В ответ  Съезд народных депутатов объявил  об отстранении президента от  должности и о передаче его  полномочий вице-президенту А.  В. Руцкому. В итоге сложилась  опасная ситуация противостояния  испольнительной и законадательной власти, котора япривела к трагическим событиям 3-4 октября 1993 года.

Информация о работе Политическая власть