Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2013 в 14:14, контрольная работа
Политическая власть — бесспорно центральный, наиболее сложный и даже несколько таинственный по признанию многих ученых объект политической науки. Как пишет, например, А.И. Юрьев, политика представляет собой постоянную борьбу "с неизвестностью законов власти и технологии ее изготовления"1. Проблематика политической власти — своеобразная муза политических исследований. Можно с уверенностью утверждать, что без концептуального истолкования данного явления политика, как таковая, теряет свою предметность и содержательность.
Введение.
Понятие политической власти, ее сущность.
Легитимность власти.
Разделение властей как теория и принцип.
Заключение.
Библиографический список.
Этот пример имеет отношение
к еще одной из важнейших
сущностных характеристик
3. Легитимность — согласие народа с властью, когда он добровольно признаёт за ней право принимать обязательные решения. Чем
ниже уровень легитимности, тем чаще власть будет
опираться на силовое принуждение. Кроме
того, легитимность — политико-
Термин ʺлегитимностьʺ в его нынешнем понимании ввел в научный оборот немецкий социолог М. Вебер. Также он выделил типологии легитимности. Первый тип был назван легальным. Только в этом типе легитимность и формальная законность совпадают. Главным мотивом в подчинении власти является интерес, а в его основе лежит целерациональное социальное действие. В политической системе, построенной на легальном типе легитимности власти, подчиняются не какой-либо конкретной личности, а установленным законам, причем подчиняются этим законам не только те граждане, которыми управляют, но и те, которые призваны управлять. Формально-правовое начало здесь является определяющим.
Другой
тип легитимного господства, в
котором мотивацию к
Третий тип легитимности господства
получил определение
Термин ʺлегитимностьʺ иногда переводят с французского как ʺзаконностьʺ власти. Это неверно. Для определения законности власти во французском языке сеть другой термин – легальность власти. Различие двух указанных характеристик власти выражается также в том, что легальная власть может на определенном этапе стать нелегитимной в глазах населения. В этой связи в западной политологии разработан такой показатель, как порог легитимности власти. Он определяется по результатам социологических опросов и составляет 30% населения. Это означает, что если по результатам социологических опросов больше 30% населения выражает доверие существующей власти, она считается легитимной; если же по результатам социологических опросов доверие существующей власти выражает меньше 30% населения, она считается нелегитимной. Поскольку общественное мнение в странах западной демократии рассматривается как один из политических институтов общества, то политик с рейтингом меньше 30%, как правило, уходит в отставку. Претенденты на должность президента США накануне выборов имеют рейтинг, значительно превышающий 50% (порядка 60-70%) и постоянно следят за тем, чтобы в течение их президентства он оставался достаточно высоким, т.е. не опускался ниже отметки в 50%.8
Наряду
с теоретической проблемой
Наряду
с процессом легитимации
Процесс делегитимации можно проиллюстрировать событиями от 2011-2012 года, которые произошли в нашей стране. В Москве состоялся ʺмитинг против фальсификаций выборов в Государственную Думу. Акция стала самой массовой в истории новейшей России — организаторам удалось собрать на Болотной площади не менее 30 000 участников. Акция обошлась без пострадавших и задержанных. Одновременно митинги и протесты прошли во многих городах Российской Федерации и других стран.ʺ10
Этот митинг послужил началом многократным массовым политическим выступлениям граждан России, которые продолжились во время кампании по выборам Президента России и после состоявшихся 4 марта 2012 года президентских выборов, на которых Владимир Путин официально победил в первом туре. Участники акций заявляли, что выборы сопровождались нарушениями законодательства и массовыми фальсификациями . Одним из основных лозунгов большинства акций был — «За честные выборы!». Одним из символов акций протеста являлась белая лента. Выступления носили антипутинскую и антиправительственную направленность.
Протестные
акции в Москве и Санкт-
Согласно социологическому опросу ВЦИОМ, проведённому в марте 2012 года, об акциях протеста, проходивших под лозунгом ʺЗа честные выборыʺ, слышало около 30 % опрошенных россиян, в то время как о митингах, проходивших в поддержку Владимира Путина — 60 %, о митингах без их политической направленности — 17 % респондентов. Митинги ʺЗа честные выборыʺ одобряют только 22 % опрошенных, большинство относится к ним безразлично, часть — с опасением, возмущением или тревогой, или же они разочаровались в них.12 Исследование, проведённое двумя исследовательскими центрами (Фонд социальных исследований, Самара и Центр изучения социальных процессов Леонида Кесельмана, Санкт-Петербург), опубликованное Левада-центром, показало, что 46 % москвичей поддерживают митинги протеста, а 25 % против. 73 % одобряют требования митингующих наказать всех виновных в фальсификациях и 71 % — расследовать факты нарушений на выборах. Согласно опросу фонда «Общественное мнение», проведённому в середине декабря, по всей России требование отменить итоги выборов и провести повторное честное голосование поддерживают 26 % россиян, 40 % — не поддерживают требования переизбрать парламент, но при этом только лишь 6 % опрошенных полагают, что выборы прошли без обмана.13
4. Теория "Разделения властей" ,буржуазная политико-правовая доктрина, согласно которой государственная власть понимается не как единое целое, а как совокупность различных властных функций (законодательной, исполнительной и судебной), осуществляемых независимыми друг от друга государственными органами. Идея "разделения властей", высказывавшаяся ещё античными и средневековыми учёными (Аристотель, Марсилий Падуанский и др.), была сформулирована в качестве самостоятельного учения в середине 18 в. Ш. Монтескье. Учение о "разделении властей", связанное с теорией естественного права, исторически сыграло прогрессивную роль в борьбе буржуазии с абсолютизмом и произволом королевской власти. В ряде стран это учение было использовано для обоснования компромисса между буржуазией, установившей контроль над законодательной властью и судом, и феодально-монархическими кругами, сохранявшими в своих руках исполнительную власть. С утверждением капиталистического строя принцип "разделения властей" был провозглашен одним из основных принципов буржуазного конституционализма, что было впервые отражено в конституционных актах Великой французской революции. Принцип "разделения властей" использован при составлении действующей конституции США 1787, послужив обоснованием создания сильной президентской власти, в значительной степени независимой от конгресса. Фактически "разделение властей" последовательно не было осуществлено в конституционной практике капиталистических стран. Например, существенным отступлением от этой теории является распространённая в так называемых президентских республиках система "сдержек и противовесов" (право главы государства применить вето к актам парламента, судебный контроль за конституционностью законов и т.д.), при которой парламент находится в значительной зависимости от исполнительной власти.14
Разделение законодательной, исполнительной и судебной властей является одним из важнейших принципов организации государственной власти и функционирования правового государства.
Принцип разделения властей означает, что законотворческая деятельность осуществляется законодательным (представительным) органом, исполнительно-распорядительная деятельность — органами исполнительной власти, судебная власть — судами, при этом законодательная, исполнительная и судебная ветви власти самостоятельны и относительно независимы. Разделение властей основывается на естественном разделении таких функций, как законотворчество, государственное управление, правосудие. Каждая из ветвей в той или иной степени осуществляет государственный контроль. Современное понимание принципа разделения властей дополнено также необходимостью разделения полномочий (предметов ведения) между органами государственной власти и управления и муниципальными органами. В федеративном государстве система государственных органов трёхуровневая, разделена на федеральные органы власти, органы власти субъектов федерации и органы власти на местах (местный уровень власти).
Принцип разделения властей заключается в том, чтобы властные полномочия были распределены и сбалансированы между различными государственными органами, чтобы исключить сосредоточение всех полномочий либо большей их части в ведении единого органа государственной власти либо должностного лица и тем самым предотвратить произвол. Независимые ветви власти могут сдерживать, уравновешивать, а также контролировать друг друга, не допуская нарушения Конституции и законов, это так называемая «система сдержек и противовесов».15
В середине 80-х годов XX века Россия вступила в период реформ , которые, коснулись всех сфер жизни общества. Изменились многие принципы жизни общества , появились новые идеологические основы функционирования, устройства, развития государства. Одной из базовых концепций построения нового государства стала теория разделения властей, которая была закреплена в качестве основы конституционного строя Российской Федерации в Конституции 1993 года.
Статья 10 Конституции Российской Федерации 16закрепляет принцип разделения государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную, а также самостоятельность органов законодательной, исполнительной и судебной власти. Речь идёт не о разделении абсолютно независимых властей, а разделении единой государственной власти (единство системы государственной власти является, согласно части 3 статьи 5 Конституции Российской Федерации, одним из конституционных принципов федеративного устройства страны) на три самостоятельные ветви власти. Принцип разделения властей является основополагающим, ориентирующим, но не безусловным.
Согласно статье 11 Конституции РФ17 государственную власть осуществляют Президент РФ, Федеральное Собрание (Совет Федерации и Государственная Дума), Правительство Российской Федерации, суды Российской Федерации. Президент РФ является главой государства, гарантом Конституции РФ, обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти, определяет основные направления внутренней и внешней политики. Федеральное Собрание — парламент Российской Федерации - законодательный и представительный орган. Правительство Российской Федерации возглавляет систему органов исполнительной власти РФ. Cуды Российской Федерации — Конституционный Суд, Верховный Суд, Высший Арбитражный Суд и другие федеральные суды осуществляют судебную власть.
В конституции президент в системе федеральных органов власти поставлен на первое место и формально не отнесён к какой-либо одной ветви власти, как и в конституции Французской Республики.18