Политическая власть

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2013 в 14:14, контрольная работа

Краткое описание

Политическая власть — бесспорно центральный, наиболее сложный и даже несколько таинственный по признанию многих ученых объект политической науки. Как пишет, например, А.И. Юрьев, политика представляет собой постоянную борьбу "с неизвестностью законов власти и технологии ее изготовления"1. Проблематика политической власти — своеобразная муза политических исследований. Можно с уверенностью утверждать, что без концептуального истолкования данного явления политика, как таковая, теряет свою предметность и содержательность.

Оглавление

Введение.
Понятие политической власти, ее сущность.
Легитимность власти.
Разделение властей как теория и принцип.
Заключение.
Библиографический список.

Файлы: 1 файл

Политическая власть. к.р..docx

— 51.31 Кб (Скачать)

       Этот пример имеет отношение  к еще одной из важнейших  сущностных характеристик политической  власти – к вопросу о ее  легитимности. 5

 

               3. Легитимность  — согласие народа с властью, когда он добровольно признаёт за ней право принимать обязательные решения. Чем ниже уровень легитимности, тем чаще власть будет опираться на силовое принуждение. Кроме того, легитимность — политико-правовое понятие, означающее положительное отношение жителей страны, больших групп, общественного мнения (в том числе и зарубежного) к действующим в конкретном государстве институтам власти, признание их правомерности.6 Такое признание может базироваться только на убеждении в правомерности данного строя, но само данное убеждение основывается на разных факторах. С этим связана типологизация легитимности.

        Термин ʺлегитимностьʺ в его нынешнем понимании ввел в научный оборот немецкий социолог М. Вебер. Также он выделил типологии легитимности. Первый тип был назван легальным. Только в этом типе легитимность и формальная законность совпадают. Главным мотивом в подчинении власти является интерес, а в его основе лежит целерациональное социальное действие. В политической системе, построенной на легальном типе легитимности власти, подчиняются не какой-либо конкретной личности, а установленным законам, причем подчиняются этим законам не только те граждане, которыми управляют, но и те, которые призваны управлять. Формально-правовое начало здесь является  определяющим.

           Другой  тип легитимного господства, в  котором мотивацию к подчинению  М. Вебер видел в ʺ нравственной  привычке к определенному поведениюʺ, он назвал традиционным. Такой  тип господства основан на  вере в законность и даже  священность издревле существующих  порядков и властей и связан  с традиционным социальным действием.  Он выделяет две формы данного  типа: патриархальную и сословную.

              Третий тип легитимности  господства  получил определение харизматического. При таком типе господства  мотивация связана с сильным  воздействием на психику и  сознание людей чего-то нового, яркого, необычного. К харизматическим  качествам социолог относил выдающуюся  силу слова и духа, которыми  зачастую обладали все великие  полководцы, маги, гениальные художники, выдающиеся политики и основатели религий. В харизматическом типе решения принимаются из иррациональных побуждений.7

                Термин ʺлегитимностьʺ иногда переводят с французского как ʺзаконностьʺ власти. Это неверно. Для определения законности власти во французском языке сеть другой термин – легальность власти. Различие двух указанных характеристик власти выражается также в том, что легальная власть может на определенном этапе стать нелегитимной в глазах населения. В этой связи в западной политологии разработан такой показатель, как порог легитимности власти. Он определяется по результатам социологических опросов и составляет 30% населения. Это означает, что если по результатам социологических опросов больше 30% населения выражает доверие существующей власти, она считается легитимной; если же по результатам социологических опросов доверие существующей власти выражает меньше 30% населения, она считается нелегитимной. Поскольку общественное мнение в странах западной демократии рассматривается как один из политических институтов общества, то политик с рейтингом меньше 30%, как правило, уходит в отставку. Претенденты на должность президента США накануне выборов имеют рейтинг, значительно превышающий 50% (порядка 60-70%) и постоянно следят за тем, чтобы в течение их президентства он оставался достаточно высоким, т.е. не опускался ниже отметки в 50%.8

          Наряду  с теоретической проблемой легитимности  политической власти существует  практическая проблема ее легитимации,  т.е. приобретения легитимности в глазах общества. Механизмом легитимации могут быть выборы или референдумы, принятием основополагающих юридических актов, прежде всего конституций. Политическая власть часто персонализирована. Поэтому для сохранения легитимности власти, нужно поддерживать и укреплять авторитет представляющих ее политических лидеров. Ведущую же роль в легитимации власти играет эффективность решений и действий тех, кто ею обладает.

          Наряду  с процессом легитимации власти  в политической практике может  происходить и обратный процесс  – делегитимация власти, т.е. процесс, противоположный легитимации. Сопровождается утратой доверия, лишением политики и власти общественного кредита. Основными причинами этого процесса являются: 1) противоречие между универсальными ценностями, господствующими в обществе, и эгоистическими интересами властвующей элиты; 2) противоречие между идеей демократии и социально-политической практикой. Это проявляется в попытках решить проблемы силовым путем, нажимом на средства массовой информации; 3) отсутствие в политической системе механизмов по защите интересов народных масс; 4)нарастание бюрократизации и коррумпированности; 5) национализм, этнический сепаратизм в многонациональных государствах; 6) потеря правящей элитой веры в правомерность своей власти, возникновение внутри нее острых социальных противоречий, столкновение разных ветвей власти.9

         Процесс делегитимации  можно проиллюстрировать событиями от 2011-2012 года, которые произошли в нашей стране. В Москве состоялся ʺмитинг против фальсификаций выборов в Государственную Думу. Акция стала самой массовой в истории новейшей России — организаторам удалось собрать на Болотной площади не менее 30 000 участников. Акция обошлась без пострадавших и задержанных. Одновременно митинги и протесты прошли во многих городах Российской Федерации и других стран.ʺ10

      Этот митинг послужил началом многократным массовым политическим выступлениям граждан России, которые продолжились во время кампании по выборам Президента России и после состоявшихся 4 марта 2012 года президентских выборов, на которых Владимир Путин официально победил в первом туре. Участники акций заявляли, что выборы сопровождались нарушениями законодательства и массовыми фальсификациями . Одним из основных лозунгов большинства акций был  — «За честные выборы!». Одним из символов акций протеста являлась белая лента. Выступления носили антипутинскую и антиправительственную направленность.

           Протестные  акции в Москве и Санкт-Петербурге начались вечером 4 декабря. Первый многотысячный митинг прошёл в Москве 5 декабря 2011 года. 10 декабря 2011 года акции протеста прошли в 99 городах страны и 42 городах за рубежом. Московский оппозиционный митинг на Болотной площади стал самым массовым за последнее десятилетие (по другим данным — крупнейшим с начала 1990-х). 24 декабря состоялся ещё более масштабный митинг на проспекте Академика Сахарова в Москве и новые митинги в других городах России. Требования протестующих поддержали многие известные люди, в том числе известные политики и люди искусства, как российские, так и иностранные. Очередные акции прошли 4 февраля 2012 года. В Москве это было шествие по центральным улицам и массовый митинг. В конце февраля и в марте 2012 года массовые протесты продолжились. 26 февраля в Москве состоялась общегражданская акция ʺБольшой белый кругʺ. Её участники вышли на Садовое кольцо без плакатов и, взявшись за руки, по сведениям СМИ замкнули круг, по оценкам прессы в акции приняли участие 34 тысячи человек.  У многих в руках были белые шарики, к одежде прикреплены белые ленточки. 5 марта (на следующий день после выборов Президента России) и 10 марта в Москве прошли митинги с числом участников от 10 до 30 тысяч человек. Затем, по мнению многих наблюдателей, произошёл спад протестной активности, однако было много локальных акций — гуляния с белыми ленточками по Красной площади в Москве, ʺдесантʺ наблюдателей на выборы в Ярославль, митинги за пересмотр результатов выборов в Астрахани и другие. 6 мая 2012 года предположение о спаде протестной активности было опровергнуто. Накануне инаугурации Владимира Путина в Москве прошёл ʺНародный маршʺ (также называемый ʺМарш миллионовʺ) с числом участников от 50 до 100 тысяч. По завершении шествия должен был состояться согласованный с властями митинг на Болотной площади, однако вместо митинга произошли столкновения протестующих и полиции. В последующие дни протесты в Москве и других городах продолжались без согласования с властями в форме так называемых ʺгулянийʺ, участников которых периодически задерживала полиция. 11 Недовольство властью также выражалось огромным количеством антипутинских и антимедведевских комиксов, которые появились в огромном количестве в социальных сетях.

            Согласно социологическому опросу ВЦИОМ, проведённому в марте 2012 года, об акциях протеста, проходивших под лозунгом ʺЗа честные выборыʺ, слышало около 30 % опрошенных россиян, в то время как о митингах, проходивших в поддержку Владимира Путина — 60 %, о митингах без их политической направленности — 17 % респондентов. Митинги ʺЗа честные выборыʺ одобряют только 22 % опрошенных, большинство относится к ним безразлично, часть — с опасением, возмущением или тревогой, или же они разочаровались в них.12 Исследование, проведённое двумя исследовательскими центрами (Фонд социальных исследований, Самара и Центр изучения социальных процессов Леонида Кесельмана, Санкт-Петербург), опубликованное Левада-центром, показало, что 46 % москвичей поддерживают митинги протеста, а 25 % против. 73 % одобряют требования митингующих наказать всех виновных в фальсификациях и 71 % — расследовать факты нарушений на выборах. Согласно опросу фонда «Общественное мнение», проведённому в середине декабря, по всей России требование отменить итоги выборов и провести повторное честное голосование поддерживают 26 % россиян, 40 % — не поддерживают требования переизбрать парламент, но при этом только лишь 6 % опрошенных полагают, что выборы прошли без обмана.13

 

          4.  Теория "Разделения властей" ,буржуазная политико-правовая доктрина, согласно которой государственная власть понимается не как единое целое, а как совокупность различных властных функций (законодательной, исполнительной и судебной), осуществляемых независимыми друг от друга государственными органами. Идея "разделения властей", высказывавшаяся ещё античными и средневековыми учёными (Аристотель, Марсилий Падуанский и др.), была сформулирована в качестве самостоятельного учения в середине 18 в. Ш. Монтескье. Учение о "разделении властей", связанное с теорией естественного права, исторически сыграло прогрессивную роль в борьбе буржуазии с абсолютизмом и произволом королевской власти. В ряде стран это учение было использовано для обоснования компромисса между буржуазией, установившей контроль над законодательной властью и судом, и феодально-монархическими кругами, сохранявшими в своих руках исполнительную власть. С утверждением капиталистического строя принцип "разделения властей" был провозглашен одним из основных принципов буржуазного конституционализма, что было впервые отражено в конституционных актах Великой французской революции. Принцип "разделения властей" использован при составлении действующей конституции США 1787, послужив обоснованием создания сильной президентской власти, в значительной степени независимой от конгресса. Фактически "разделение властей" последовательно не было осуществлено в конституционной практике капиталистических стран. Например, существенным отступлением от этой теории является распространённая в так называемых президентских республиках система "сдержек и противовесов" (право главы государства применить вето к актам парламента, судебный контроль за конституционностью законов и т.д.), при которой парламент находится в значительной зависимости от исполнительной власти.14

            Разделение законодательной, исполнительной и судебной властей является одним из важнейших принципов организации государственной власти и функционирования правового государства.

           Принцип разделения властей означает, что законотворческая деятельность осуществляется законодательным (представительным) органом, исполнительно-распорядительная деятельность — органами исполнительной власти, судебная власть — судами, при этом законодательная, исполнительная и судебная ветви власти самостоятельны и относительно независимы. Разделение властей основывается на естественном разделении таких функций, как законотворчество, государственное управление, правосудие. Каждая из ветвей в той или иной степени осуществляет государственный контроль. Современное понимание принципа разделения властей дополнено также необходимостью разделения полномочий (предметов ведения) между органами государственной власти и управления и муниципальными органами. В федеративном государстве система государственных органов трёхуровневая, разделена на федеральные органы власти, органы власти субъектов федерации и органы власти на местах (местный уровень власти).

             Принцип разделения властей заключается в том, чтобы властные полномочия были распределены и сбалансированы между различными государственными органами, чтобы исключить сосредоточение всех полномочий либо большей их части в ведении единого органа государственной власти либо должностного лица и тем самым предотвратить произвол. Независимые ветви власти могут сдерживать, уравновешивать, а также контролировать друг друга, не допуская нарушения Конституции и законов, это так называемая «система сдержек и противовесов».15

             В середине 80-х годов XX  века  Россия  вступила в период реформ ,  которые, коснулись всех сфер жизни общества. Изменились многие принципы жизни общества , появились новые идеологические основы функционирования, устройства, развития государства. Одной из базовых концепций построения нового государства стала теория разделения властей, которая была закреплена в качестве основы конституционного строя Российской Федерации в Конституции 1993 года.

                Статья 10 Конституции Российской Федерации 16закрепляет принцип разделения государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную, а также самостоятельность органов законодательной, исполнительной и судебной власти. Речь идёт не о разделении абсолютно независимых властей, а разделении единой государственной власти (единство системы государственной власти является, согласно части 3 статьи 5 Конституции Российской Федерации, одним из конституционных принципов федеративного устройства страны) на три самостоятельные ветви власти. Принцип разделения властей является основополагающим, ориентирующим, но не безусловным.

               Согласно статье 11 Конституции РФ17 государственную власть осуществляют Президент РФ, Федеральное Собрание (Совет Федерации и Государственная Дума), Правительство Российской Федерации, суды Российской Федерации. Президент РФ является главой государства, гарантом Конституции РФ, обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти, определяет основные направления внутренней и внешней политики. Федеральное Собрание — парламент Российской Федерации - законодательный и представительный орган. Правительство Российской Федерации возглавляет систему органов исполнительной власти РФ. Cуды Российской Федерации — Конституционный Суд, Верховный Суд, Высший Арбитражный Суд и другие федеральные суды осуществляют судебную власть.

           В конституции президент в системе федеральных органов власти поставлен на первое место и формально не отнесён к какой-либо одной ветви власти, как и в конституции Французской Республики.18

Информация о работе Политическая власть