Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Июня 2013 в 20:01, дипломная работа
Целью выпускной квалификационной работы является исследование особенностей современной политической ситуации в Турции. Для решение этой цели в работе исследованы следующие задачи:
- исследованы теоретические аспекты изучения политических процессов;
- изучен государственный строй и политическая система современной Турции;
- сделан анализ политической ситуации в современной Турции;
- освещены этнические проблемы и их влияние на политические процессы;
- прослежена эволюция идей секуляризма в Турции.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ПОЛИТИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ В ТУРЦИИ……………………..9
1.1. Теоретико-методологические аспекты изучения политических процессов…………………………………………………………………...9
1.2. Государственный строй и политическая система современной
Турции……………………………………………………………………..13
ГЛАВА 2. ПОЛИТИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ В ТУРЦИИ В НАЧАЛЕ XXI ВЕКА…………………………………………………………………20
2.1. Эволюция идей секуляризма в Турции………………………………….20
2.2. Политическая ситуация в современной Турции………………………...27
2.3. Этнические проблемы и их влияния на политические процессы в современной Турции……………………………………………………...36
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….46
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………………..49
По своему составу (структуре) политический процесс может быть представлен совокупностью процессов: революция, реформы, модернизация, восстание, политический кризис, прямое политическое действие, конфликты и сотрудничество, избирательная кампания. Политический процесс осуществляется через борьбу людей за свои интересы. Именно последние играют роль генератора политического процесса14.
В целом можно выделить
три аспекта политического
а) субъектов и объектов политического процесса в соотношениях терминов “участник”, “автор”, “субъект” и “объект” или “носитель” тех или иных отношений процесса;
б) политического пространства и время (ситуационный анализ) политическая ситуация, как исходный компонент политического процесса, расстановка, перегруппировка, соотношение политических сил;
в) плоскости взаимодействия: линия государственного управления (функциональный аспект деятельности государства, госуправление и политический режим);
В политической науке выделяются два способа реализации политического процесса: консервативно-рутинной и радикально-реформаторский. Характерным признаком первого способа является то, что данный процесс направлен на сохранение сложившихся политических институтов (государство, партии, общественные организации, административный аппарат, судебная система, законодательная власть) и форм правления (политического режима). Он отличается обилием регламентов, упорядочивающих поведение людей в различных сферах их жизнедеятельности, делегированием значительного количества властных полномочий наверх, отсутствием плюрализма политической системы и оппозиции. В результате политическая система становится маловосприимчивой к нововведениям16.
Радикально-реформаторский политический процесс несет в себе удовлетворение новых общественно-политических потребностей. В нем функционируют гибкие формы организации. Он ведет к качественному обновлению прежних задач, изменению средств и способов политической деятельности. Отношение к новизне в этом случае всегда позитивное и противостояние к инновациям носит разумный характер.
Отмечая различия этих двух способов политического процесса следует подчеркнуть, что в реальной жизни они переплетаются и взаимодополняют
друг друга, что в различные периоды на первый план может выходить либо радикально-реформаторский, либо консервативно-рутинный17.
Политическая система
общества, таким образом, находится
в постоянном движении, т.е. одно ее
состояние неизбежно сменяется
другим. Она как бы проходит через
отдельные политические ситуации, являющиеся
в свою очередь фрагментами
В заключение отметим, что политические процессы наиболее зримо раскрываются с точки зрения участвующих в них субъектов. Понять реальные политические процессы можно лишь выяснив, кто обладает властью, каким образом эти люди пришли к власти и как они ее используют. В связи с этим при анализе того или иного политического процесса необходимо знать какие субъекты в нем участвуют, их статус, цели, ресурсы и стратегию поведения, например, в ходе модернизации и конфликтов.
1.2. Государственный строй и политическая система современной Турции
Турецкая Республика – унитарное государство со смешанной формой правления (в нем сочетаются элементы как парламентарной, так и президентской республики). Действует Конституция, принятая в 198219.
Действующая Конституция представляет собой третий основной закон, принятый за время существования республики. Первая Конституция 1924 провозглашала, что «суверенитет принадлежит народу» и создавала такую структуру управления, при которой почти вся власть была сосредоточена в руках однопалатного законодательного органа – Великого национального собрания20.
Депутаты Великого национального собрания получали от электората полномочия на четырехлетний период и сами на тот же срок избирали президента, который как глава государства, в свою очередь, назначал премьер-министра и правительство. Конституция провозглашала независимость судебной системы и гарантировала права и свободы граждан. Новая Конституция, одобренная на всенародном референдуме 9 июля 1961 года, содержала несколько важных поправок. Были расширены основные права и свободы граждан, включая свободу убеждений, печати и публичных выступлений и гарантии равенства для не мусульман. Парламент теперь состоял из двух палат: Сената и Национальной палаты, которая могла преодолеть вето Сената 2/3 депутатских мандатов. Президент избирался сроком на 7 лет 2/3 голосов обеих палат; после избрания он был обязан покинуть ряды своей партии и оставаться вне политики21.
В 1971 г. в Конституцию 1961 года были внесены поправки, ограничивавшие политические свободы и права граждан. Конституция 1982 г. вступила в действие после ее принятия на общенародном референдуме в ноябре того же года22.
Законодательная функция в Турции принадлежит однопалатному парламенту (меджлису) – Великому национальному собранию Турции (ВНСТ) из 550 депутатов. Исполнительная власть осуществляется президентом и Советом министров23.
Глава государства – президент республики Абдулла Гюль (с 28 августа 2007 года). Согласно Конституции он олицетворяет собой единство и неделимость страны и нации. Президент наделен широкими полномочиями в области исполнительной, законодательной и судебной власти.
В законодательной области он наделен полномочиями созывать на внеочередное заседание меджлис, распускать его и назначать новые всеобщие выборы, утверждать принятые парламентом законопроекты и публиковать их, а при необходимости возвращать их на доработку в меджлис, выносить на референдум законопроекты, связанные с внесением поправок в конституцию, обращаться в конституционный суд с требованием пересмотра законов и постановлений, если они противоречат конституции24.
В области исполнительной власти президент имеет следующие полномочия: назначает премьер-министра и принимает его отставку, по представлению премьера назначает министров, направляет турецких послов в иностранные государства и принимает представителей иностранных государств, аккредитованных в Турции, утверждает международные договора и соглашения, утверждает постановления правительства, объявляет
амнистию некоторым категориям заключенных, назначает начальника генерального штаба, членов Совета государственного контроля.
В области судебной власти полномочия президента ограничены назначением членов судов высшей инстанции и генерального прокурора
республики25.
Конституция Турции предусматривает создание при президенте учреждений, фактически не ответственных перед законодательной и исполнительной властями: Совета национальной безопасности (СНБ) и Совета государственного контроля (СГК)26.
В состав СНБ, возглавляемого президентом, до недавнего времени входили премьер-министр, начальник генерального штаба, министры национальной обороны, внутренних и иностранных дел, командующие различными видами войск. Рекомендации СНБ по вопросам, связанным с национальной безопасностью, угрозой целостности и неделимости страны и охраной правопорядка, направляются правительству, которое уделяет им приоритетное внимание27.
В свете принятых в октябре 2001 г. конституционных поправок, направленных на предотвращение практики неконституционного вмешательства военных в жизнь общества, была расширен гражданский состав СНБ: в него вошли три заместителя премьер-министра и министр юстиции. Помимо этого, более строго был очерчен круг его полномочий28.
Состав СГК подбирается и назначается президентом. Глава государства использует этот орган для контроля за деятельностью важнейших звеньев государственного аппарата. Кроме того, по поручению президента СГК осуществляет контроль и проверку организаций, учреждений и предприятий со смешанным государственным и частным капиталом, профессиональных общественных организаций, профсоюзов и др.
По сложившейся традиции президент назначает лидера победившей на выборах партии премьер-министром, а рекомендуемых последним лиц – министрами. Конституция Турции не предоставляет Совету министров права самостоятельно издавать нормативные акты. Однако ограниченность его прав является лишь кажущейся, так как правительство инициирует издание множества постановлений по важнейшим вопросам внутренней и внешней политики, которые подписываются президентом и соответствующими министрами29.
К органам исполнительной
власти приравнены Совет высших учебных
заведений, профессиональные организации,
имеющие государственный
Выборы в Великое национальное собрание Турции. В настоящее время избирательное право в Турции регулируется ныне действующей конституцией, принятой в 1982, а также законом о выборах от 10 июня 1983. Избирательная система включает в себя элементы как мажоритарной, так и пропорциональной систем подсчета голосов. Сочетание этих элементов подобрано таким образом, чтобы создать наибольшие преимущества для крупных политических партий, что должно содействовать формированию однопартийных правительств, обеспечивая тем самым стабильность турецкой политической системы31.
Выборы в Великое национальное собрание Турции (ВНСТ) проводятся один раз в пять лет. В случае, если в парламенте освобождаются депутатские места, могут проводиться промежуточные выборы. Выборы в Турции проводятся под общим руководством и контролем Высшей избирательной комиссии. По всем вопросам выборов, по жалобам и протестам решения Высшей избирательной комиссии – окончательные и обжалованию не подлежат.
Президент республики избирается двумя третями голосов полного состава членов Великого Национального Собрания Турции путем тайного голосования на семь лет без права повторного переизбрания. Президент может быть избран и не из числа депутатов, для этого необходимо письменное согласие 1/5 депутатского корпуса. Кандидат в президенты должен быть не моложе сорока лет, иметь высшее образование и обладать правом быть избранным в парламент. Конституция предписывает, что президент должен быть беспартийным и нейтральным по отношению к партийному составу парламента32.
Выборы президента начинаются за тридцать дней до истечения срока его полномочий либо спустя десять дней после освобождения поста президента и завершаются в течение тридцати дней с даты начала выборов. Если в ходе двух первых туров голосования не удается обеспечить большинство голосов в две трети полного состава членов, проводится третье голосование. Избранным на пост президента считается кандидат, получивший в третьем туре голосования абсолютное большинство голосов. Если и в этом туре такого большинства не удается достигнуть, назначается четвертый тур; если и в этом туре кандидат в президенты не наберет абсолютного большинства голосов, то в этом случае «несговорчивый» парламент распускается и проводятся новые выборы в ВНСТ (статья 102)33.
В Турции действует трехступенчатая система судов, в рамках которой имеются уголовно-гражданские суды правосудия, административные и специальные суды. К последним относятся военные трибуналы. Низшее звено судов правосудия – мировой суд, который подразделяется на уголовный и гражданско-правовой. Суды второй инстанции – основные суды, которые подразделяются на несколько категорий: основной суд по особо важным уголовным преступлениям, основной суд по обычным Кассационный суд, Государственный совет, Военно-кассационный суд, Высший военно-административный суд, Высший совет судей и прокуроров, Суд по урегулированию разногласий между судами, а также Высшую счетную палату. Конституционный суд в качестве «высокого дивана» может рассматривать дела об уголовной ответственности президента, премьер-министра и других высших должностных лиц. Кассационный суд является вершиной судов правосудия. Государственный совет – высшая кассационная инстанция административной юстиции, Военно-кассационный суд – высшая надзорная и апелляционная инстанция по приговорам, вынесенными военными судами. Высший военно-административный суд – суд последней инстанции по делам и спорам, возникающим между армейским командованием и административными органами. Суд по урегулированию разногласий между судами рассматривает спорные вопросы между судами правосудия, между военными и административными судами. Высшая счетная палата фактически является правительственным учетно-статистическим ведомством34.
Ранее в структуру высших судебных органов власти входили суды государственной безопасности, которые были расформированы после внесения соответствующей поправки к тексту конституции в 2004 года. Ранее суды госбезопасности занимали особое место в ряду уголовных судов. Расширительно толкуя свои полномочия и пользуясь правом принять в свое производство любое дело, имевшее хотя бы косвенное отношение к безопасности государства, эти суды могли подвести под свою юрисдикцию практически любые неугодные властям выступления оппозиции или отдельных граждан. При этом в ходе судебного разбирательства защита не обладала равными с обвинением правами35.
Информация о работе Политическая ситуация в современной Турции