Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Июня 2013 в 20:01, дипломная работа
Целью выпускной квалификационной работы является исследование особенностей современной политической ситуации в Турции. Для решение этой цели в работе исследованы следующие задачи:
- исследованы теоретические аспекты изучения политических процессов;
- изучен государственный строй и политическая система современной Турции;
- сделан анализ политической ситуации в современной Турции;
- освещены этнические проблемы и их влияние на политические процессы;
- прослежена эволюция идей секуляризма в Турции.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ПОЛИТИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ В ТУРЦИИ……………………..9
1.1. Теоретико-методологические аспекты изучения политических процессов…………………………………………………………………...9
1.2. Государственный строй и политическая система современной
Турции……………………………………………………………………..13
ГЛАВА 2. ПОЛИТИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ В ТУРЦИИ В НАЧАЛЕ XXI ВЕКА…………………………………………………………………20
2.1. Эволюция идей секуляризма в Турции………………………………….20
2.2. Политическая ситуация в современной Турции………………………...27
2.3. Этнические проблемы и их влияния на политические процессы в современной Турции……………………………………………………...36
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….46
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………………..49
В течение войны в Персидском заливе Северный Ирак был провозглашён бес полётной зоной и воздушным силам Соединённых Штатов было позволено разместиться в юго-восточной Турции, чтобы контролировать бес полётную зону. В течение этого периода США начали постепенное формирование марионеточного государства в Северном Ираке, одновременно оказывая прямую поддержку Рабочей Партии Курдистана. Когда всё это стало очевидным для турецких вооружённых сил, они начали плавно менять свою установку на антиамериканскую53.
Второй важный пункт – американские власти в середине 90-х годов пришли к выводу, что они не могут достичь своих целей благодаря традиционным правым партиям в Турции. Так что для создания подходящего инструмента для реорганизации Турции требовалось создать новую партию.
Уже в 1996 году турецкий еженедельный политический журнал Aydinlik
сообщил, что посол США в Турции М. Абрамовитц готовит Тайипа Эрдогана на пост премьер-министра Турции54.
В контексте Турции это – обязательная для США гарантия стабильного развития марионеточного государства в Северном Ираке, которая будет управлять всем процессом, если взглянуть на ситуацию с этой стороны. Ключевым фактом является то, что невозможно превратить марионеточное государство в основной пункт США до тех пор, пока оно остаётся в своих современных узких границах. Оно должно расшириться на Север (Турция), а также, возможно, на Запад (Сирия) и на Восток (Иран). Наиболее ключевым из перечисленных действий является расширение на Север. Поэтому американский империализм покровительствовал Рабочей Партии Курдистана и сделал её своим мощным инструментом в борьбе против Турции в течение последних двух десятилетий. И поэтому США так быстро реагировали, пытаясь предупредить все попытки части турецких вооружённых сил провести независимые операции в Северном Ираке (где размещается здание Рабочей партии Курдистана) по борьбе с терроризмом55.
Чтобы более детально понять политическую
ситуацию в современной Турции и
правильно оценить
После победы в парламентских выборах Партии справедливости и развития, в стране фактически установилась электоральная гегемония ПСР. Произошло переформатирование «старой» кемалистской политической системы. Исключение из нее военной элиты, вытеснение с политического поля конкурентов ПСР и отсутствие у нынешней оппозиции реальной альтернативной программы вызывают вопросы в отношении будущего Турции. Выборы 2011 г. интересны еще и тем, что ПСР в ходе них предстала
своеобразным символом политической силы, заслуживающей наибольшего доверия избирателей с точки зрения исполнения обещаний и ответа на социально-экономические запросы населения. Все эти факторы позволяют говорить о том, что ПСР за последние годы приобрела черты доминантной партии, популярность которой не теряется от долгого пребывания во власти, и электоральный потенциал которой обеспечит ей победу на любых свободных выборах в обозримом будущем56.
Конечно, отличительной особенностью выборов 2011 г. стали отнюдь не прогнозируемый успех ПСР, на который, работало беспрецедентное количество людей, а ожидания и надежды на коренные перемены в общественно-политической жизни. С этими надеждами Турция вступала в новый выборный цикл, но они быстро испарились с началом активной фазы предвыборной борьбы. Надежды эти были связаны с реальным расширением сферы гражданской политики впервые с момента перехода к многопартийной системе в 1945-1950 гг. и принятием новой Конституции, призванной закрепить новые параметры общественно-политической жизни и расширение гражданских свобод и демократии. Подобные ожидания были вызваны не только риторикой правящей партии, но и рядом мер по вытеснению кемалистской элиты из сферы реальной политики. При всей неоднозначности этих мер, которые вполне можно рассматривать как факты политических репрессий, одно из важных их следствий – попытки переформатировать существующую политическую систему и политическую культуру57.
Традиционно сфера гражданской политики была сильно ограничена, и одним из главных сдерживающих факторов выступала как раз армия или, шире, – кемалистская элита, де-факто регулирующая систему сдержек и противовесов в политической жизни страны. Гражданская политика в Турции на протяжении десятилетий (а в целом это отличительная черта всей республиканской истории) функционировала в довольно «урезанном» виде, что не могло не создавать внутренних проблем и не приводить к росту некоторой политической напряженности58.
Более того, ПСР в рамках своей предвыборной кампании взяло на вооружение лозунг о «развитой демократии». Смысл тезиса о «развитой демократии» был сведен к сомнительному утверждению, что ПСР – единственная политическая сила, способная обеспечить развитие демократии и демократических институтов и, соответственно, все остальные субъекты политической сферы к этому не способны, не заслуживают доверия избирателей и, по-видимому, в конечном итоге должны оказаться на обочине публичной политики в Турции. Иными словами: ПСР открыто монополизировала право на демократизацию Турции и проведение любых других реформ. При подобной конфигурации политической системы вероятность консолидации и кооперации в рамках политического класса становится еще более затруднительной, чем в рамках прежней кемалистской системы сдержек и противовесов. В этом, пожалуй, заключается один из главных парадоксов политического развития Турции последнего десятилетия.
Одна из примечательных особенностей политической системы Турции до последнего времени заключалась в том, что правительство, сформированное победившей на выборах партией (или партиями), де-факто не обладало достаточными ресурсами власти и влиянием, чтобы самостоятельно управлять страной. Победившие на выборах политические силы получали не власть, а возможность ее делить с кемалистской элитой или истеблишментом. Роль последнего была институциализирована в рамках Совета национальной безопасности и других формальных и неформальных структур, которые способствовали тому, чтобы военная элита могла активнее влиять на текущую политику.
Надо отметить, что правительство ПСР довольно часто вопреки установкам на рыночный либерализм действует в духе социального государства, адресно решая проблемы бедности и материальной поддержки граждан, лишенных возможности удовлетворять «базовые потребности». Один из наиболее разработанных каналов социальной поддержки малообеспеченных – благотворительные организации, которые, нередко даже открыто, выступают в роли агентов партийно-политических структур. ПСР широко использует эту тактику для создания и поддержания образа политической силы, способной обеспечить не только развитие, но и социальную справедливость. «Государственная» благотворительность, нацеленная на сглаживание неравномерности распределения социальных благ, играет одну из ключевых ролей в укреплении социальной базы ПСР и налаживания каналов взаимодействия с обществом.
Конституционные поправки, принятые на референдуме 12 сентября 2010 г., вводили новые принципы формирования персонала судов, а правовая автономия армии, ранее неподсудной гражданским судам, была упразднена. Лишилась армии и возможности «самоочищения»: увольнение со службы обросло новыми бюрократическими процедурами и выведено из непосредственной компетенции армейских служб, а любой уволенный мог обратиться в суд59.
Главный орган политического влияния военной элиты – Совет национальной безопасности стал в результате реформ более гражданским по составу и лишился значительной части влияния на текущий политический процесс.
В этот ряд можно поставить и отмену 4 февраля 2010 г. «Протокола о безопасности, общественном порядке и взаимопомощи» (EMASYA — Emniyet, Asayış, Yardımlaşma Protokolü), подписанного еще в 1997 г. вслед за
отстранением от власти
правительства Неджметтина
ПСР видит себя единственной дееспособной политической силой, готовой представлять интересы нации и удовлетворять ее потребности: будь то модернизация в форме повышения уровня и качества жизни или демократизация в форме деполитизации армии и монополизации политической сферы. Вера идеологов ПСР в то, что их партия обладает неким особым мандатом на социально-политические реформы, а главная задача – преодоление дефицита демократии, приводит к утверждениям, что только ПСР по силам решить острые социальные вопросы, включая и курдскую проблему60.
Один из главных пунктов
так до конца и не сформулированной
программы «развитой
постоянно проявляется в негативном отношении к любым проектам,
выдвигаемым оппозицией61.
Отстаивая тезис о своих достижениях в области демократизации Турции за девять лет пребывания у власти и характеризуя их как «нормализацию страны», ПСР взяла на себя обязательства превратить страну за время своего третьего срока в «продвинутую демократию», не обращая внимания на доктринальную и практическую уязвимость этого проекта. Две главных задачи для развития демократии, которые Эрдоган обозначил во время предвыборной кампании, – новая конституция и решение курдского вопроса. Поскольку Конституция 1982 г. на сегодняшний момент на 60% переписана (17 раз в нее вносились поправки, в общей сложности было изменено 113 статей из 177), и многие черты первоначального текста в ней выхолощены, на первый план было выдвинуто решение курдского вопроса, и именно оно стало своего рода лакмусовой бумажкой для проекта будущей демократизации под властью ПСР62.
С первых дней пребывания во власти правительство ПСР пыталось сформировать новые подходы к курдской проблеме и отказаться от его военного и силового решения, реальной альтернативы которому коалиционные кабинеты 1990-х гг. да и военная элита не видели. ПСР признала важность вопроса «курдской идентичности» и дала ход его открытому общественному обсуждению, при этом отношение правительства ПСР к прокурдской ПМД постоянно колебалось от готовности к партнерству с ней до неприятия ее как таковой. Наконец, в 2010 г. ПСР выдвигает «курдскую программу, которая, по сути, направлена не на конкретное решение проблемы, а на «отвлечение внимания общества» в том числе и от очевидных «недоработок» правительства в этом вопросе. Более того,
необходимость в подобных инициативах – популистских по своему характеру – возникла в связи с институционализацией и ростом электорального веса этнонационального курдского движения, с одной стороны, тесно связанного с Рабочей партией Курдистана (РПК), а с другой – представляемого в публичном политическом пространстве прокурдской ПМД63.
Хотя открытые дебаты
по поиску новых подходов к решению
курдского вопроса создали
сферы на два лагеря – ПСР и «все остальные» – стала отличительной чертой турецкой политики в 2010 г., и это произошло одновременно с проведением референдума по конституционным поправкам, в рамках которого оппоненты Эрдогана совпали в своем неприятии реформы Конституции. Примечательно, что подобную модель широко эксплуатировала в середине 1990-х гг. Партия Благоденствия (ПБ) Неджметтина Эрбакана, от наследия которой так отчаянно открещиваются и Эрдоган, и идеологи ПСР67.
Парламентские выборы – и 2007, и 2011 гг. – отчетливо показали, как страна относится к политике ПСР и правительству Эрдогана. Однако начинают говорить и в самой Турции: за четыре года работы нового состава парламента ПСР и кабинет Эрдогана вряд ли смогут привнести в турецкую политику что-то новое.
С середины июня – времени последних всеобщих выборов – обозначенные внутриполитические проблемы стали только обостряться: курдский конфликт вошел в горячую фазу; упреки в адрес ПСР за ее стремление к авторитаризму (несмотря на колоссальную поддержку общества – по данным октябрьских соцопросов, она составила 52%)68 не смолкали; противостояние правящего режима с военной элитой и кемалистами еще больше обострилось (достаточно вспомнить демонстративную отставку высшего руководства турецкой армии в конце июля 2011 г.).
Информация о работе Политическая ситуация в современной Турции