Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Июня 2013 в 20:01, дипломная работа
Целью выпускной квалификационной работы является исследование особенностей современной политической ситуации в Турции. Для решение этой цели в работе исследованы следующие задачи:
- исследованы теоретические аспекты изучения политических процессов;
- изучен государственный строй и политическая система современной Турции;
- сделан анализ политической ситуации в современной Турции;
- освещены этнические проблемы и их влияние на политические процессы;
- прослежена эволюция идей секуляризма в Турции.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ПОЛИТИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ В ТУРЦИИ……………………..9
1.1. Теоретико-методологические аспекты изучения политических процессов…………………………………………………………………...9
1.2. Государственный строй и политическая система современной
Турции……………………………………………………………………..13
ГЛАВА 2. ПОЛИТИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ В ТУРЦИИ В НАЧАЛЕ XXI ВЕКА…………………………………………………………………20
2.1. Эволюция идей секуляризма в Турции………………………………….20
2.2. Политическая ситуация в современной Турции………………………...27
2.3. Этнические проблемы и их влияния на политические процессы в современной Турции……………………………………………………...36
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….46
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………………..49
Парадокс заключается в том, что даже если правительство Эрдогана попытается продвинуться в решении наиболее острых вопросов (касающихся не только курдов, но и соблюдения прав человека, коррупции и т. д.), продолжит изменять привычные контуры турецкой политики, то для решения ключевых проблем внутриполитического развития электорального ресурса ПСР и высокого уровня поддержки со стороны населения окажется недостаточно. Мало этого и для запуска «Нового курса» по примеру Франклина Рузвельта в США 1930-х гг.
В заключение отметим, что США, с одной стороны, ослабевают, с другой – очень пристально фокусируют своё внимание на Турции, так как видят своё будущее сильно зависимым от успеха или неудачи в Турции. Неудача США в Турции может негативно отразиться всему региону и Развивающемуся миру в целом.
2.3. Этнические проблемы и их влияния на политические процессы в современной Турции
В настоящее время межэтнические конфликты стали весьма традиционным явлением в общественно-политической жизни многих стран. В ряду таких конфликтов особое место занимает проблема обретения курдским народом национальной независимости, которая стала самым крупным неразрешенным межэтническим конфликтом на территории Турции, получившим широкий международный резонанс.
Развитие национального
самосознания связано с проблемами
межнациональных
Курдский вопрос существенным образом затронул национальные интересы Турции, создав зону нестабильности в данном регионе, угрожающую национальной безопасности страны. В связи с этим изучение этой проблемы необходимо для обеспечения региональной безопасности, экономической и геополитической стабильности страны.
Одной из многочисленных причин конфликта является экономическая отсталость района, политическое бесправие курдского населения, медленное развитие его общественной и культурной жизни, игнорирование национальных прав. Стремление курдов к национальному самоопределению и желание играть подобающую их численности роль в стране также способствует развитию конфликта.
Курды населяют юго-запад азиатского материка, занимая смежные территории юго-восточной Турции площадью более 200 тыс.кв.км., северо-западного Ирана – свыше 160 тыс.кв.км., северного Ирака – до 75 тыс.кв.км и северной Сирии – до 15 тыс.кв.км. В настоящее время курды один из самых больших по численности населения народов (около 40 млн.), лишенный права на самоопределение и не имеющий своей государственности69.
С древнейших времен курдский народ ведет непрерывную борьбу за свою свободу и независимость. Эта борьба не сопровождалась как у большинства других народов установлением государственности. Этому процессу мешали, в первую очередь, внешние условия, так как Курдистан, занимая центральное геостратегическое положение на Ближнем Востоке, был постоянной ареной бесконечных войн. В процессе этих войн курды несли огромные людские и материальные потери70.
Курдское национальное движение, борьба за обретение независимости прошли через ряд этапов. В XIX веке курды выступали за создание независимых курдских княжеств. По мере усиления и распространения курдского национализма сформировалась главная политическая цель движения – борьба за единое государство, независимый Курдистан.
Во второй половине 20 - го века в связи с обострившимся
противоборством между арабским миром и Израилем и стремлением двух противостоящих друг другу в мире военно-политических блоков использовать его в своих интересах, появились предпосылки для возрождения курдского национального движения71.
На сегодняшний день борьба курдов за свои права сильно зависит от внешних факторов. Следует отметить, что США лояльно относятся к национальному движению курдов за свою независимость в Иране и Ираке. Это связано с особенностями американской внешней политики в отношении Багдада и Тегерана. При том, что Вашингтон внешне поддерживает стремление курдов к независимости, США, тем не менее, перестают занимать последовательную позицию в отношении курдов, проживающих в Турецкой Республике, с которой имеются темные союзнические отношения. Неоднозначная позиция американцев в решении обще-курдской проблемы фактически усложняет ситуацию в данном регионе72.
Волна кровавых революций, начавшихся на севере Африки, сегодня докатилась и до турецких берегов. Об этом свидетельствуют последние события, происходящие в недавно спокойной Сирии, граничащей с Турцией. Данный факт может стать толчком к новому всплеску выступлений курдской оппозиции и большой вероятностью может осложнить и без того непростую ситуацию, сложившуюся в турецком Курдистане73.
При том, что власти Турции жестко и последовательно занимают весьма негативную позицию по проблеме курдской автономии, правящая верхушка курдской оппозиции сама зачастую занимает недальновидную позицию. Призывая к вооруженным действиям, которые сопровождаются многочисленными человеческими жертвами, она забывает об интересах самого народа. В самом курдском движении отсутствует единая позиция по решению главных вопросов данной проблемы. Такому положению дел во многом способствует территориальная раздробленность, несогласованность между политическими организациями в отдельных частях Курдистана. В среде курдских политических партий существует неоднозначная позиция и по отношению к Западу. Некоторые выступают за тесный союз с ним, но есть и такие, которые рассматривают Запад в качестве заклятого врага. Создавая крайние политические и террористические организации, курдские экстремисты усиливают и без того постоянную напряженность в регионе.
Мировое сообщество показало, что оно больше не будет мириться с тотальным нарушением прав человека и преследованием национальных меньшинств. Примером тому служат последние события в Ливии. Но руководству курдской оппозиции не следует упускать из виду тот факт, что Турция является членом НАТО. И как бы Запад ни отстаивал принципы нравственности и справедливости, свои интересы в ближневосточном регионе он всегда будет ставить выше интересов курдского народа. Исходя из реалий сегодняшнего дня, курдам нужно отказаться от вооруженной борьбы и стараться решать вопросы за столом переговоров. Ведь последние действия курдской оппозиции, такие как два покушения на премьер-министра Эрдогана за последние два месяца и недавнее заявление лидера Курдской рабочей партии Абдуллаха Оджалана «развязать войну», если после выборов не начнутся переговоры о прекращении конфликта, не приведут многострадальный курдский народ к достижению цели в многолетней борьбе за свободный и независимый «Курдистан»74.
Решающее значение в решении курдской проблемы имеет и позиция премьер-министра Турции Реджепа Тайипа Эрдогана и его Партии Справедливости и Развития, которая выиграла парламентские выборы,
состоявшиеся 12 июня 2011 года. Оптимальным видится отказ властей от националистической политики и переход к постепенному предоставлению курдам национальных коллективных прав. Ведь вполне допустимо признание Турцией курдов как народ. Их можно уравнять в политических правах с турецким населением, легализовать курдский язык. Если турецкое правительство начнет проводить политику позиционирования курдов как равноправного туркам народа, у курдской оппозиции не будет оснований вести вооруженную борьбу с целью создания отдельного государства75.
Кипрский вопрос на протяжении уже более пятидесяти лет остается одной из насущных проблем во внешней политике Турции.
Началом «кипрской проблемы»
считается июль 1974 г., когда турецкое
руководство приняло решение
о высадке сорокатысячного
В свете данных событий, в течение двух лет турецкая и греческая части населения острова развернули масштабные силовые действия, в большей степени, представляющие собой террористические акции. Что в свою очередь привело к серьезным последствиям в 1958 году, когда остров находился на пороге начала гражданской войны. В связи с началом военного конфликта на
Кипре, на тот момент находившегося под юрисдикцией Соединенного Королевства, правительством США было предложено провести переговоры с целью урегулирования конфликта мирным путем, где «Белый Дом» выступал бы с посреднической ролью. Результатом данных переговоров стали «Цюрихско-лондонские соглашения 1959». Следует отметить, что особенностью документа являлось то, что наряду с «предоставлением независимости Кипру», Великобритания сохраняла за собой: все военные базы на острове, право использования территориальных вод, воздушного пространства в военных целях, а также право вмешательства во внутренние дела Республики Кипр стран-гарантов (Великобритания, Турция и Греция).
Тем не менее, на встрече участники заявили о полном отказе от намерений присоединить или разделить территорию острова. Сторона, уличившая другую сторону в действиях, противоречившим условиям соглашений, оставляла за собой право на вмешательство, также как и военное77.
В 1960 году, после вступления в силу «Цюрихско - лондонских соглашений», республика Кипр обрела независимость от Великобритании, однако обе стороны, как греческая, так и турецкая, условиями договора не были удовлетворены. Более того, на фоне недовольств, греческой стороной, в лице президента Макариоса, были сделаны предложения о внесении поправки в Конституцию страны, отменяющее право вето, закрепленное за представляющим турецкое меньшинство вице-президентом республики Кипр. Официальный отказ правительства Турции, как следствие, привел к вооруженным столкновениям на этнической почве. В целях нормализации обстановки на острове, было принято решение о введении на Кипр миротворческого контингента ООН, разделившим в последствии остров на
две части – северную, населенную в основном турками, а также южную части, с преобладающим греческим населением78.
15 июля 1974 года в результате
организованного греческой
Тем временем, турецкое руководство, выступая против аннексии Кипра к Греции, приняло решение о введении вооруженной армии на Кипр, аргументируя данное действие нарушением «Цюрихско-лондонских соглашений 1959 года», по сути предоставлявшим Турции право ввода на остров своих войск. Вскоре в северной части острова, находившейся под контролем турецкого военного руководства, было изгнано практически все греческое население.
Летом 1974 года непосредственно после оккупации северной части Кипра Турцией, состоялся первый раунд трехсторонних мирных переговоров в Женеве с участием министров иностранных дел Греции, Турции и Великобритании. По итогам встречи, стороны договорились об установлении режима прекращения огня. Однако, вторая стадия переговоров, проходившая в том же составе, но с участием представителей турецкого и греческого населения Кипра, привела к полному провалу всех договоренностей, более того «кипрская проблема» приобрела еще более выраженный характер. Все последующие попытки мирного урегулирования проблемного вопроса,
предпринимающихся на протяжении тридцати лет не привели к его разрешению80.
По условиям мирного соглашения 1975 года, было создано Турецкое Федеративное Государство Северного Кипра (ТФГСК), являвшейся частью государства Кипр. Однако оговорки, изложенные в соглашении относительно пересмотра статуса федерации, а также создания собственной конституции не были поддержаны правительством Кипра и международным сообществом. В результате восьми лет переговоров, в 1983 году Северный Кипр объявил о своей независимости. Новое самопровозглашенное государство получило название Турецкой Республики Северного Кипра, в последствии официально признанное лишь Анкарой81.
Между тем, особую обостренность в «кипрской проблеме» вызвала официальная подача заявки Республикой Кипр на членство в Евросоюзе в 1990 г., что, несомненно, является больным вопросом турецкой дипломатии. Данный шаг вызвал резкие протесты Турции и Северного Кипра. Стороны ссылались на то, что Республика Кипр неправомочна, действовать в качестве самостоятельного международного субъекта, так как вопрос о статусе острова был не решен82.
Информация о работе Политическая ситуация в современной Турции