Политическая ситуация в современной Турции

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Июня 2013 в 20:01, дипломная работа

Краткое описание

Целью выпускной квалификационной работы является исследование особенностей современной политической ситуации в Турции. Для решение этой цели в работе исследованы следующие задачи:
- исследованы теоретические аспекты изучения политических процессов;
- изучен государственный строй и политическая система современной Турции;
- сделан анализ политической ситуации в современной Турции;
- освещены этнические проблемы и их влияние на политические процессы;
- прослежена эволюция идей секуляризма в Турции.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ПОЛИТИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ В ТУРЦИИ……………………..9
1.1. Теоретико-методологические аспекты изучения политических процессов…………………………………………………………………...9
1.2. Государственный строй и политическая система современной
Турции……………………………………………………………………..13
ГЛАВА 2. ПОЛИТИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ В ТУРЦИИ В НАЧАЛЕ XXI ВЕКА…………………………………………………………………20
2.1. Эволюция идей секуляризма в Турции………………………………….20
2.2. Политическая ситуация в современной Турции………………………...27
2.3. Этнические проблемы и их влияния на политические процессы в современной Турции……………………………………………………...36
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….46
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………………..49

Файлы: 1 файл

диплом ильхом-3-2.doc

— 285.50 Кб (Скачать)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ОГЛАВЛЕНИЕ

 

стр.

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3

 ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ  ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ  ПОЛИТИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ В ТУРЦИИ……………………..9          

    1. Теоретико-методологические аспекты изучения политических процессов…………………………………………………………………...9
    2. Государственный строй и политическая система современной

Турции……………………………………………………………………..13

ГЛАВА 2. ПОЛИТИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ В ТУРЦИИ В НАЧАЛЕ XXI ВЕКА…………………………………………………………………20

    1. Эволюция идей секуляризма в Турции………………………………….20
    2. Политическая ситуация в современной Турции………………………...27
    3. Этнические проблемы и их влияния на политические процессы в современной Турции……………………………………………………...36

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….46

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………………..49

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

 

 

Актуальность темы. Современные социально-политические процессы, политические системы и политическая культура стран Азии и Африки характеризуются динамичными изменениями. Формирование и эволюция политических систем Востока, традиционализм и модернизм, зрелость гражданского общества и многие другие проблемы остаются в центре внимания современной исторической, социологической и политологической наук1.

Лаицизм, провозгласив равенство  всех граждан Турции независимо от

религиозной, расовой и национальной принадлежности (что зафиксировано во всех конституциях государства, начиная с XIX века по 90-е г. XX века.), далеко от атеизма и не отрицает религию, в частности, ислам. Признавая за каждым индивидуумом право быть верующим, государство, опираясь на основное положение лаицизма, стремилось устранить любое религиозное влияние из сферы общественно-политической деятельности, отделить религию от политики и государство и контролировать отправление религиозных культов.

В 20-е и 30-е  годы XX века кемалистской властью были проведены в жизнь важнейшие реформы в духе вестернизации – установление республиканского строя, ликвидация халифата, закрытие мусульманских орденов, принятие европейского гражданского кодекса, упразднение шариатских судов, отмена хиджры и отмена европейского летосчисления, принятие латинского алфавита и др2.

Для исследователей новейшей истории Турции остаётся феноменом  тот факт,  что   секуляризм    в   Турции,   в   отличие   от   западных   стран,   был

осуществлен в короткий отрезок времени, прежде всего, в результате прямых

и решительных акции  сравнительно немногочисленной элиты, представленной государственной бюрократией и молодыми армейскими офицерами. Американские тюркологи признают, что секуляризм был и остаётся «наиболее примечательным аспектом ататюркизма», поскольку «до этого в течение девяти веков ислам в Турции был определяющим идеологическим фактором общественного развития»3.

В 1928 г. из Конституции было изъято положение о том, что ислам – государственная религия Турции, а в 1937 г. в её тексте был назван среди важнейших и не подлежащий к отмене принцип светского государства. С тех

пор и до настоящего времени  именно вокруг это принципа идет борьба между противниками и сторонниками светскости в Турции. Нет сомнения, что лаицизм первоначально был принят лишь небольшой частью турецкого общества. Потребовался период долгой трансформации общественной мысли, когда вековые законы шариата в умах населения постепенно уступали место национализму и европеизации, либо с ними синтезировались.

Своеобразие лаицизма в  том, что светские принципы внедрялись под руководством Ататюрка и довольной  узкой прослойки из интеллигенции, бюрократии,   чиновников,  армейской  элиты  «сверху»,   законодательным

путем, вопреки воли народа (исключительно религиозного в своей массе), но для народа, что породило множество трудностей по воплощению их в жизнь, а также наложило свою специфику на процесс демократизации страны в целом. Светские идеи воплощались в жизнь законодательным путем, в условиях отсутствия поддержки и существования однопартийной системы и гораздо раньше, чем демократические реформы. Демократизация в стране стала развиваться позднее, с 50-х годов XX века, после создания многопартийной системы. То есть процесс секуляризации, вся его эволюция

не развивалось параллельно, в органической связи с демократией, как это было в Европе, - его  эволюция намного опережала демократизация турецкого 

общества. Характерно, что  с появлением политической оппозиции, её ростом и укреплением, активизировался демократический процесс в стране. Однако под напором сил политизированного ислама его развитие сопровождалось отступление, некоторым отходом светских властей от ряда принципов лаицизма (в основном в образовании и повседневной жизни турок-мусульман). Это вело к ослаблению политики лаицизма, создавало определенные сложности в общественно-политической жизни турок и способствовало активизации ислама в политике4.

Однако, несмотря отстранение  духовенства от политики, процесс  секуляризации затронул в основном городское население и довольно ограниченные слои общества в лице интеллигенции и формирующихся слоев национальной буржуазии. Основная часть населения, сосредоточенная  сельских районах страны, и беднейшие слои горожан, наиболее тесно привязанные к традиционным устоям ислама, остались верны религии. И сегодня ислам остается важнейшим источником формирования их общественного сознания. Политика Ататюрка по ограничения в отправлении религиозных обрядов, закрытие многих мечетей привела в конечном счете к

распространению     «  народного   ислама  »,     оживлению     деятельности

религиозных сект, орденов, обществ как суннитского, так  и шиитского толков, которые открывали нелегальные религиозные школы, прививали к ученикам ненависть к светским идеям кемализмам. Большинство исламских

орденов и сект стали  непримиримыми противниками светского  государство, политики секуляризма. Они  выступают против модернизации общества, приобщения турок к Западу и его  культуре, к техническому прогрессу. Светская власть в Турции, учитывая опасность, которую несет народ страны нелегальное религиозное обучение, постепенно стало расширять систему легального религиозного образования, пытаясь таким образом удержать под контролем  религиозные  институт  государства,   создав   специальную   сеть

контролирующих органов  при правительстве5.

В начале XXI века две тенденции – секуляризм и исламизация продолжают сосуществовать и противостоять друг другу, определяя тем самым развитие политического процесса в Турции.

Как подчеркивает И.А.Каримов, «Опыт Турции, её пути реформирования экономики, достижения гармоничных отношений между государством и религией, осуществленные в сходных этно-культурных условиях, представляют большой интерес при определении собственного пути социально-экономического и государственного развития»6.

В связи с этим стоит  отметить роль Турции в Центральной  Азии, которая после распада СССР в 1991 году Турция выступила одним из первых государств, признавших независимость бывших советских стран. В 1991-92 гг. Турция в числе первых государств официально установила дипломатические отношения и открыла посольства во всех странах ЦАР. Одной из основных идей политики Турции в регионе первоначально было создание «Великого Турана» под эгидой Анкары. Однако, это предложение не нашло одобрения среди лидеров стран ЦАР. Более того, оно вызвало резкое противодействие со стороны всех стран региона. Так, на этой волне  в мае 1995 года по предложению Президента Узбекистана И.А. Каримова возникло этнокультурное объединение  под названием «Туркестан – наш общий дом», в соответствии с которым культурное и экономическое единство представлялось на основе единого этноса, и никак не религии7.

Степень изученности  темы. С обретением независимости интерес к изучению модернизации политической системы в Узбекистане всё более возрастает. В связи с этим в отечественной науке было создано немало работ.

- В первую очередь, необходимо отметить труды Президент Республики Узбекистан Каримова И.А.

- Во-вторых, вопросы по данной теме изучались в трудах отечественных исследователей и экспертов, среди которых выделим Абдураззакову М8.

- В-третьих, необходимо отметить труды зарубежных исследователей и экспертов по данной теме, таких как Баранов Д., Кардаш Ш., Киреев Н.Г., Пиотровский С., Семих К., Торос Э., Шабаров О.Ф., Шлыков П.В., Т. Якоби и др9.      

Цели и задачи.  Целью выпускной квалификационной работы является исследование особенностей современной политической ситуации в Турции. Для решение этой цели в работе исследованы следующие задачи:

- исследованы теоретические аспекты изучения политических процессов;

- изучен государственный строй и политическая система современной Турции;

- сделан анализ политической ситуации в современной Турции;

- освещены этнические проблемы и их влияние на политические процессы;

- прослежена эволюция идей секуляризма в Турции.         

Объект и  предмет работы. Объектом исследования является современная Турция. Предметом исследования являются современные политические процессы в Турции.

Теоретико-методологическую основу работы составили фундаментальные и современные исследования в области политологии, а также работы отечественных и зарубежных ученых-политологов, историков. Применён комплекс анализа, которые позволяют оптимально характеризовать различные аспекты такого сложного политического явления, как политические процессы.

Научная новизна  работы. Среди многочисленных проблем и задач, решаемых на уровне государственной политики, важнейшими являются совершенствование политической системы, демократизации, обновления общества, последовательное продолжение модернизации страны, построения демократического правового государства, т.е. копировании западных образцов построения демократического общества. В связи с этим, научная новизна исследования обусловлена тем, что в работе сделана попытка исследовать современные политические процессы в современной Турции с учетом использования нового массива данных отечественных и зарубежных исследований.

Научная и практическая значимость. Отдельные положения работы также могут оказаться полезными в исследовании и мониторинге состояния политических процессов в странах Востока, а также в прогнозировании их дальнейшего развития. Научные выводы и рекомендации исследования могут быть использованы в подготовке учебных программ и пособий, текстов лекций и спецкурсов в высших учебных заведениях, а также в выступлениях на конференциях и научно-практических семинарах.

Структура и  объем работы. Структура настоящей выпускной квалификационной работы обусловлена целью и задачами работы и состоит из введения, двух глав, включающих пять параграфов, заключения, списка использованной литературы.    

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ  ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ПОЛИТИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ В ТУРЦИИ

 

 

 

 

1.1. Теоретико-методологические аспекты изучение политических    процессов

 

 

 

Слово “процесс” (processus) означает определенное движение, имеющее свое направление; последовательная смена состояний, стадий, эволюции; совокупность последовательных действий для достижения какого-либо результата. Понятие “политический процесс” отражает динамику развития политической жизни общества, изменение во времени и пространстве ее состояний. Т.е. это вся совокупность действий по обеспечению формирования, изменения, преобразования и функционирования политической системы. В этом плане политический процесс предстает как многообразная деятельность “завязанных” в определенную структуру политических институтов и движений, направленная на достижение ими своих целей путем реализации определенных функций и применения соответствующих методов, принципов и процедур10.

Движущей силой политического  процесса выступают противоречия, возникающие  в ходе взаимодействия социально-политических сил – участников политического  процесса. Именно субъекты-участники  своими действиями производят изменения  в отношениях власти, передвижения в персональном составе органов, принимают политические решения, нормативно упорядочивают общественную жизнь и ведут борьбу за наиболее благоприятные политические условия реализации своих интересов11.

Сущность политического  процесса заключаются в производстве и воспроизводстве, с одной стороны, различных компонентов политической системы, человека политического; структур, институтов и средств политического властвования и политического участия, политической культуры и норм, а с другой стороны, производство посредством политической системы определенного социального порядка и социальных изменений12.

Содержание политического  процесса включает в себя: а) социально-политические условия возникновения и функционирования политического процесса; б) субъекты политических действий и средства их влияния на объект, а также объекты воздействия; в) политические интересы, мотивы и цели поведения в политическом взаимодействии; г) взаимодействие субъектов в форме борьбы и сотрудничества13.

Информация о работе Политическая ситуация в современной Турции